Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права



 

Разработка и поднятие на уровень международных стандартов концепции прав человека - одно из важных достижений цивилизации. Сформировавшееся под влиянием великих революций, прогремевших в конце XVIII в. в Старом и Новом свете, национальное право ряда государств, в первую очередь Франции и США, несомненно, повлияло на становление и развитие в международном праве принципов и норм, касающихся прав человека. По мнению И.И. Лукашука, само международное право явилось элементом цивилизации и культуры, которую дал человечеству XIX в. В свою очередь, международное право оказало несомненное воздействие на закрепление в законодательстве государств основных прав и свобод человека, что мы видим, в частности, на примере современной России.

В формировании как национального, так и международного права значение прав человека, личности очень велико. В литературе высказано мнение, что права личности играют в процессе становления права в целом главную структурообразующую роль. При этом, однако, справедливо отмечается, что само понимание личности, ее прав имеет конкретно- историческое содержание и развивается в истории. По терминологии документов ООН это положение вдвойне применительно к правам женщин. Достаточно вспомнить в этой связи не только деспотии Востока и период средневековья, но и демократии Греции и Рима, которые, как известно, были властью народа только для мужчин. Во Франции женщины получили право голоса через 150 лет после Великой Французской революции, а в США женщины только в 90- х годах XX века приобрели по закону право на отпуск по беременности и родам. Было бы ошибочно предполагать, что осознание женщинами ущемленности своих политических и гражданских прав пришло одновременно с распространением в мире в начале XX в. идей социализма. Тем, кто считает, что право вообще появилось лишь после того, как прозвучали великие Декларации прав человека и гражданина, нелишне узнать, что современницы этих Деклараций оценивали их далеко не так восторженно.

Существенные изменения в положении женщин произошли во многих странах мира уже в XX в., во многом под влиянием Великой Октябрьской революции. Она принесла всем гражданам России, жившим на ее территории нациям и народностям, всем мужчинам и женщинам свободу от эксплуатации, от национального гнета, сословного неравенства. В числе первых декретов советской власти были и изданные в декабре 1917 г. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими декретами были отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе и даже при выборе места жительства. В настоящее время мы не можем в полной мере оценить значимость названных декретов, тот переворот, который они произвели в сознании людей, многие столетия воспитанных на нормах "Домостроя" - патриархального свода правил, устанавливавших в России безусловную единоличную власть отца и мужа в семье. После Октябрьской революции женщины России впервые приобрели право свободно выбирать профессию, получать образование. Равенство женщин с мужчинами в политических, гражданских правах было закреплено первой советской конституцией, принятой в июле 1918 г. В ст. 64 Конституции РСФСР 1918 г. было особо подчеркнуто, что правом избирать и быть избранными пользуются "обоего пола граждане". И ныне, когда участие женщин в общественно- политической жизни развитых государств стало общим явлением, нелишне вспомнить, что Советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны.

Специфические вопросы, на разных этапах развития страны Советов, связанные с участием женщин в государственной и общественной жизни, охраной материнства и детства, трудовой деятельностью женщин, повышением их общеобразовательного и профессионального уровня, и другие решались, в первую очередь, как задачи государственные. Женский вопрос" едва ли принадлежал к числу так называемых закрытых тем, которые запрещалось затрагивать в печати в годы застоя. Его скорее можно назвать забытой темой, поскольку в сознании не только руководящих кругов государственных органов, партийных и иных общественных организаций, но и подавляющего большинства населения, включая женское, этот вопрос как бы не существовал. Он считался решенным одновременно с конституционным провозглашением в 1936 г. равноправия женщины с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни, которое гарантировалось равным правом на труд, его оплату, отдых, образование, государственной охраной интересов матери и ребенка и льготами в связи с материнством.

Конституционное закрепление равноправия женщин и мужчин было социальным завоеванием социализма. К сожалению, и в данной области, как и в других сферах общественной, политической и социальной жизни, между провозглашенными в Конституции СССР правами человека и их претворением в жизнь, между словом и делом оказался весьма существенный и со временем все увеличивавшийся разрыв. Что касается вопроса равноправия мужчин и женщин, то застой и отсутствие движения вперед фактически обусловили даже известный откат назад.

В то время как в России в период между двумя мировыми войнами был сделан существенный рывок вперед в деле выравнивания правового статуса мужчин и женщин, в мире в целом ситуация оставалась во многом неизменной. По-прежнему в обществе у власть предержащих и, следовательно, в законодательстве и судебной практике господствовали старые патриархальные представления о ролевых функциях каждого из полов и соответственно обусловленных этим традиционных ("естественных") правах и обязанностях мужчин и женщин. Даже в весьма прогрессивных в этом отношении Скандинавских странах термин "кормилец" отождествлялся вплоть до семидесятых годов XX в. в законах и в правоприменительной практике только с лицом мужского пола - мужем и отцом. Дольше всех среди европейских стран "сопротивлялась" признанию формального равенства прав мужчин и женщин Швейцария. Лишь в 1968 г. после неоднократных безуспешных попыток мужчины - парламентарии Швейцарии проголосовали, наконец, за предоставление женщинам избирательных прав. И тем самым все-таки признали женщин гражданками и личностями.

Вторая мировая война, поставившая на грань уничтожения целые народы и принесшая миллионам людей неисчислимые бедствия, затронула все население воюющих стран независимо от пола и возраста. Все это придало проблеме прав человека и поиску механизма их защиты неизвестную ранее остроту. Естественно поэтому, что одним из первых шагов созданной вскоре после окончания войны, в июне 1945 г., Организации Объединенных Наций было принятие 10 декабря 1948 г. хартии прав человека - Всеобщей декларации прав человека. Не являясь с правовой точки зрения конвенцией, то есть многосторонним международным договором, Всеобщая декларация прав человека стала одним из основных источников не только международного, но и национального права, моделью, которая широко используется многими странами в их конституциях.

В одном из важнейших положений Всеобщей декларации прав человека закреплено, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. На базе этой статьи Всеобщей декларации прав человека в последующие пятьдесят лет XX в. и развивалось все международное и национальное антидискриминационное законодательство.

ноября 1950 г., по образцу и подобию Всеобщей декларации прав человека был принят важный, а главное, эффективный региональный международный документ - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Эффективность Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод обусловлена двумя моментами. Во-первых, это не декларация о намерениях, а конвенция, то есть многосторонний международный документ, обязывающий присоединившиеся к нему страны. Во-вторых, Конвенцией установлен международно-правовой механизм, обеспечивающий претворение ее положений в жизнь, который будет подробнее рассмотрен в дальнейшем. Все это сделало Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод заметной вехой в истории формирования не только международно-правовых, но и национальных институтов прав человека.

Следующим этапом развития мирового сообщества в вопросе прав человека стало принятие в 1966 г. двух международных пактов: о политических и гражданских правах и о социально-экономических и культурных правах. Названные Международные пакты, помимо даты принятия, имеют много общего и в содержательном плане. Как и во Всеобщей декларации прав человека, в пактах содержатся статьи, запрещающие дискриминацию людей по какому-либо основанию, в том числе и по признаку пола. Роднит эти три международных документа, равно как и Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и то обстоятельство, что все они представляют собой хартии прав и свобод индивидуума - отдельно взятого человека и гражданина. Не случайно Всеобщая декларация прав человека открывается словами: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах" (ст.1).

Вопрос о возможности закрепления в качестве норм международного права не только прав и свобод отдельно взятого человека, но и стандартов правового статуса тех или иных групп населения, вычлененных по присущим им общим признакам (социальным, национальным, возрастным, половым и т.д.) долгие годы не просто отрицался. Сама его постановка тем или иным государством или группой государств трактовалась, в том числе и на форумах ООН, как пропагандистская акция. Именно в этом ключе рассматривалось в те годы в условиях жесткой идеологической борьбы стремление СССР добиваться признания мировым сообществом коллективного права народов и наций на самоопределение, борьба с колониализмом и апартеидом. Отзвуки этих идеологических битв слышны и поныне, хотя и применительно к совсем другим объектам. Иначе чем можно объяснить полнейшее безразличие российских правозащитников к проблеме грубейших нарушений - в условиях провозглашенной Конституцией РФ правовой государственности - коллективных прав и свобод российских женщин, составляющих более половины населения страны. Молчат в условиях свободы слова те самые правозащитники, которые когда- то поступались личной свободой, чтобы добиться выезда за рубеж, публикации книг и т.п. отдельно взятого правдолюбца.

На международном уровне проявились новые тенденции в нарождении третьего (после политических, гражданских и социально-экономических прав) поколения прав человека. Оно охватывает права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, так и международного сообщества в целом. Круг носителей таких коллективных прав достаточно широк. Он включает, в частности, молодежь и пенсионеров, инвалидов и безработных, беженцев и лиц некоренной национальности. Однако в эпицентре этого круга стоят женщины, поскольку они не только нуждаются в особой защите государства, так как в силу причин, прежде всего, физиологического характера не имеют равных с мужчинами возможностей осуществления общих для всех людей прав человека, но и могут быть одновременно подростками, престарелыми, инвалидами, беженцами, мигрантами, безработными и т. д., иными словами, ущемленными в реализации прав и свобод также и по этим основаниям.

Именно по этой причине уже в 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979 г. - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. СССР ратифицировал эту конвенцию в 1980 г.14 После распада Советского Союза его правопреемником по международным пактам и договорам, в том числе и в вопросе прав и свобод граждан, вытекающих из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация. Существенные коррективы Конвенция ООН 1979 г. внесла в трактовку прав человека, установившуюся со времен Французской революции XVIII в. Впервые мировым сообществом в один ряд с категориями "свобода" и "равенство", как предпосылками и сущностью прав человека, была поставлена категория "справедливость".

В условиях патриархата женщина, отчужденная мужчинами от власти, ограниченная в правах на имущество, не могущая постоять за себя при помощи кулака или оружия, неизбежно оказывается слабее, а, следовательно, менее свободной, чем мужчина, если не в формальном обладании правами, то в возможности их претворения в жизнь даже в условиях правового государства. Менее конкурентоспособны по сравнению с мужчинами женщины в условиях рыночной экономики и из-за различий в иерархии ценностей из одного из полов. Многочисленные исследования, ученных среди которых хотелось бы в первую очередь отметить труды: Г.В. Игнатенко, Г.И. Курдюкова, О.И. Тиунова, Л.Б. Алексеевой, В.М. Жуйкова, В.А. Карташкина И.И. Лукашука и др. В ряду авторов работ по правам человека нельзя также не упомянуть Р.А. Мюллерсона, Е.А. Лукашеву, Г.К. Дмитриеву, СВ. Поленину, Н.Г. Нугаеву, Т.А. Титову и др., а также работы, посвященные вопросам общей теории международного права К.А. Бекяшева, P.M. Валеева, Л.Х. Мингазова., А.С. Гавердовского, Г.И. Тункина, СЮ. Марочкина и др. показывают, что собственность, богатство и все то, что способствует их приращению, - коммерция, промышленность, финансы, торговля и даже национальная безопасность - уступают в иерархии ценностей женщин таким категориям, как социальные условия жизни, здоровье, дети, экология и мир во всем мире.

Не в этом ли одна из причин, почему мужчины во всех государствах мира не стремятся предоставить женщинам равную с ними возможность участвовать в принятии решений на государственном уровне? И не поэтому ли страдает население многих стран от голода, нищеты, социальных болезней, экологических бедствий и даже войн? Такая зависимость была отмечена канадскими учеными, исследовавшими причины ущемления прав гражданок Канады по половому признаку. Они пришли к выводу, что существует прямая связь между гендерными отклонениями в праве и отстранением женщин от процесса принятия решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.193.80.126 (0.765 с.)