Теоретико-методологические основы антикризисного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-методологические основы антикризисного управления



Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические основы антикризисного управления

1.1 Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии

1.2 Особенности и виды экономических кризисов

1.3 Потребность и необходимость в антикризисном управлении

2. Механизм антикризисного управления

2.1 Основы механизма антикризисного управления

2.2 Стратегия и тактика антикризисного управления

2.3 Механизмы регулирования кризисных ситуаций на государственном и корпоративном уровнях

3. Практические аспекты управления антикризисной устойчивостью

3.1 Управление рисками

3.2 Механизмыповышения антикризисной устойчивости. Инновации антикризисного управления

3.3 Человеческий фактор антикризисного управления Управление персоналом в кризисной ситуации

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

 

Понятие "антикризисного управления предприятием" возникло сравнительно недавно, но зато сегодня его можно встретить во многих сферах. Многие полагают, что основной причиной его появления на свет является реформирование российской экономики, а также появление достаточно большого количества коммерческих и других предприятий, положение которых незавидно - они находятся на стадии банкротства. Конечно, кризис предприятий - это вполне нормальный процесс, которого некоторые компании просто не могут избежать, и на рынке, как и в жизни, всегда выигрывают лишь сильнейшие. Так, если предприятие не имеет возможности и способностей "бороться" с кризисной ситуацией, оно просто исчезает, но в противном случае предприятие может использовать все свои сильные стороны и пережить кризис.

Антикризисный менеджмент - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре на собственные ресурсы. [3, с.23]

Целью данной работы является анализ специфики антикризисного менеджмента - антикризисного управления. Данная цель предполагает решение следующих теоретико-исследовательских задач:

выявление собственно теоретико-методологических основ антикризисного управления;

анализ механизма антикризисного управления;

рассмотрение практических основ управления антикризисной устойчивостью.

Можно с уверенностью сказать, что антикризисное управление отличается от обычного, и отличают их принципы, на которых и основывается антикризисное управление. Именно эти принципы, а также функции, задачи и методы менеджмента кризисных ситуаций представлены в данной работе.

Объектом курсовой работы является непосредственно особенности антикризисного управления, а предметом - совокупность экономико-управленческих дисциплин.

В ходе решения поставленных задач курсовой работы были использованы следующие методы: анализ, методы сравнения и обобщения, метод классификации.

Теоретической и методологической основой работы послужили учебники и монографии, посвященные вопросам антикризисного управления. Эмпирическую основу составили действующие законы, постановления Правительства РФ по теме курсовой работы.

Таким образом, курсовая работа основана на 12 источниках, состоит из 3 глав, раскрывающих задачи исследования, 3 рисунков, 1 приложения и изложена на ____ страницах.


Теоретико-методологические основы антикризисного управления

 

Санация предприятий

Санация - реорганизационная процедура. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. [5, с.274]

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

) если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве одновременно предлагает условия своей санации;

) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

В зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два вида санации, каждая из которых имеет ряд форм.

. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление:

погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;

погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;

перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;

выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.

. Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой формы деятельности и т.п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.

Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.

Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.

Под бизнесом предприятия-должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности (далее - предприятие). Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника - юридического лица.

Продажа бизнеса предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника. В решении о продаже предприятия должно содержаться указание на минимальную цену продажи предприятия.

При продаже бизнеса предприятия - должника отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

Продажа бизнеса предприятия осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, путем проведения открытых торгов в форме аукциона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Начальная цена продажи бизнеса предприятия, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества должника.

Лицо, являющееся победителем торгов, и внешний управляющий не позднее чем через десять дней с даты подведения итогов торгов подписывают договор купли-продажи предприятия.


Управление рисками

 

Антикризисный менеджмент в значительной части решаемых проблем является рисковым. Управленческий риск как многофакторная категория менеджмента исследуется в динамике целенаправленного циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры.

В Приложении 1 приведена классификация признаков и видов риска.

Приведем отдельные примеры управленческого риска. [1, с.305-309]

Маркетинговый риск конкурентной стратегии развития фирмы может быть выражен в потере доли рынка, в снижении объема продаж и размера прибыли, а также в величине вероятности проявления негативных изменений во внешней среде, например роста цен на энергоносители, повышения процентных ставок по кредитам.

Финансовый риск - риск финансовой стратегии фирмы может быть выражен в величине потерь доходности ценных бумаг вследствие финансового кризиса и падения валютного курса и в вероятности возникновения такой ситуации. Следует отметить, что финансовые риски наиболее подвижны и разнообразны. Среди них выделяют риски: процентный, кредитный, валютный, неплатежеспособности, ликвидности, рыночный, инфляционный, финансовых злоупотреблений.

Производственный риск - превышение текущих расходов предприятия в сравнении с бизнес-планом из-за непредвиденных ситуаций: простоев оборудования, недопоставки материалов. Вероятность возникновения таких ситуаций непосредственно связана со снижением уровня организации управления на предприятии из-за внешних и внутренних факторов.

Инвестиционный риск - риск неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода. Например, риск вложения средств в проект связан с неопределенностью его реализации, в связи с неполнотой и погрешностью исходных данных об условиях реализации, о величине затрат и результатов, с возникновением негативных ситуаций при проектировании (изменение конъюнктуры рынка), а также с воздействием факторов технического, коммерческого, политического характера.

Методы управления рисками при антикризисном управлении представлены на рис. 3.1

 

Рис. 3.1 Методы управления рисками при антикризисном управлении

Заключение

 

Антикризисное управление в последнее время стало одной из наиболее важных областей деятельности, изучением кризиса и путей его преодоления стали заниматься вплотную. Оно требует тщательного изучения и включает в себя множество аспектов.

Антикризисный отдел является сейчас неотъемлемой частью фирмы, поскольку он обеспечивает стабильность функционирования любой структуры. Многие специалисты говорят даже о том, чтобы включить антикризисный менеджмент в обязательную программу обучения всех управленцев.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что антикризисный менеджмент является одной из наиважнейших составляющих функционирования организации. Множество функций и задач, рассмотренных выше, подтверждают его значимость. Это сложная структура, которая включает в себя множество частей, но главная трудность состоит в том, что антикризисный менеджмент должен быть динамичен ввиду жесткой конкуренции и быстрого развития. Антикризисный менеджмент должен сопровождать деятельность предприятия на всем пути его развития. Правильно организованная система мотивации персонала и подбор высококвалифицированных специалистов в этой сфере являются залогом успеха.


Библиографический список

 

1.  Алиева В.Г. Теория организации [Текст]: учебник для вузов / В.Г. Алиева. - Москва: Экономика, 2009 - 431 с.

2. Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Особенности менеджмента [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов. - Санкт-Петербург: Лань, 2011. - 448 с.

.   Блинов А.О. Антикризисное управление [Текст]: А.О. Блинов. - Москва: Юнити-Дана, 2010. - 287 с.

.   Бухалков М.И. Управление персоналом [Текст]: учебник / М.И. Бухалков. - Москва: Инфра-М, 2007. - 368 с.

.   Быстров О.Ф. Антикризисное управление: макро и микроуровень [Текст]: учебное пособие / О.Ф. Быстров. - Москва: Дашков и К, 2007. - 316 с.

.   Глухов В.В. Менеджмент [Текст]: учебник для вузов / В. Глухов. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 608 с.

.   Зуб А.Т. Антикризисное управление [Текст]: учебное пособие / А.Т. Зуб. - Москва: Аспект Пресс, 2005. - 319 с.

.   Кибанов А.Я. Основы управления персоналом [Текст] / А.Я. Кибанов. - Москва: Инфра-М, 2011. - 448 с.

.   Крюков Р.В. Антикризисное управление [Текст]: конспект лекций / Р.В. Крюков. - Москва: Приор-издат, 2012. - 128 с.

.   Мареньков Н.Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Мареньков, В.В. Касьянов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 508 с.

.   Стаут Л. Управление персоналом [Текст]: Настольная книга менеджера / Л. Стаут. - Москва: Добрая книга, 2010. - 536 с.

.   Хит Р. Антикризисное управление [Текст] / Р. Хит. - Москва: Лори-Принт, 2012. - 496


Приложения

Приложение 1 - Признаки и виды риска

Признак Вид риска
Назначение риска Риск, предполагающий потери; риск, предполагающий выгоду
Функциональные особенности риск-процесса Маркетинговый; инновационный; инвестиционный; производственный; страховой; финансовый
Содержание риск-результата Экономический; социальный; правовой; организационный; инновационный; психологический; имиджевый
Последствия реализации риск-решения Социальные; политические; экологические; демографические
Уровень внешних факторов (источников) риска Международный; макроэкономический; региональный
Рыночный фактор риска Конкурентный; конъюнктурный; ценовой; коммуникационный
Рынки факторов производства как источники риска Человеческих ресурсов; информационный; финансовых ресурсов; материальных ресурсов; временной
Средства воздействия Целевой; стратегический; тактический; прогнозируемый; планируемый; концептуальный; мотивационный; стимулирующий; структурный
Характер проявления Субъективный; объективный; неправомерный (правомерный); неоправданный (оправданный); криминогенный
Метод (методология) Экспертный; экономико-математический; дисконтирования; статистический; интуитивный

 

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические основы антикризисного управления

1.1 Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии

1.2 Особенности и виды экономических кризисов

1.3 Потребность и необходимость в антикризисном управлении

2. Механизм антикризисного управления

2.1 Основы механизма антикризисного управления

2.2 Стратегия и тактика антикризисного управления

2.3 Механизмы регулирования кризисных ситуаций на государственном и корпоративном уровнях

3. Практические аспекты управления антикризисной устойчивостью

3.1 Управление рисками

3.2 Механизмыповышения антикризисной устойчивости. Инновации антикризисного управления

3.3 Человеческий фактор антикризисного управления Управление персоналом в кризисной ситуации

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

 

Понятие "антикризисного управления предприятием" возникло сравнительно недавно, но зато сегодня его можно встретить во многих сферах. Многие полагают, что основной причиной его появления на свет является реформирование российской экономики, а также появление достаточно большого количества коммерческих и других предприятий, положение которых незавидно - они находятся на стадии банкротства. Конечно, кризис предприятий - это вполне нормальный процесс, которого некоторые компании просто не могут избежать, и на рынке, как и в жизни, всегда выигрывают лишь сильнейшие. Так, если предприятие не имеет возможности и способностей "бороться" с кризисной ситуацией, оно просто исчезает, но в противном случае предприятие может использовать все свои сильные стороны и пережить кризис.

Антикризисный менеджмент - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре на собственные ресурсы. [3, с.23]

Целью данной работы является анализ специфики антикризисного менеджмента - антикризисного управления. Данная цель предполагает решение следующих теоретико-исследовательских задач:

выявление собственно теоретико-методологических основ антикризисного управления;

анализ механизма антикризисного управления;

рассмотрение практических основ управления антикризисной устойчивостью.

Можно с уверенностью сказать, что антикризисное управление отличается от обычного, и отличают их принципы, на которых и основывается антикризисное управление. Именно эти принципы, а также функции, задачи и методы менеджмента кризисных ситуаций представлены в данной работе.

Объектом курсовой работы является непосредственно особенности антикризисного управления, а предметом - совокупность экономико-управленческих дисциплин.

В ходе решения поставленных задач курсовой работы были использованы следующие методы: анализ, методы сравнения и обобщения, метод классификации.

Теоретической и методологической основой работы послужили учебники и монографии, посвященные вопросам антикризисного управления. Эмпирическую основу составили действующие законы, постановления Правительства РФ по теме курсовой работы.

Таким образом, курсовая работа основана на 12 источниках, состоит из 3 глав, раскрывающих задачи исследования, 3 рисунков, 1 приложения и изложена на ____ страницах.


Теоретико-методологические основы антикризисного управления

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.037 с.)