Стратегический замысел развития стран СНГ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегический замысел развития стран СНГ



 

На постсоветском пространстве произошло событие огромной исторической важности: впервые в мировой интеграционной практике дан старт объединению государств на геоэкономической платформе. Этому свидетель - положения взаимоувязанных между собой документов научно-концептуального и государственно-доктринального плана. Среди них:

Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плана основных мероприятий по ее реализации (приняты Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 года);

Стратегический замысел экономического развития стран СНГ, подготовленный Рабочей группой по выработке проекта Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств;

Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (одобрена Советом глав государств СНГ, Бишкек, 10 октября 2008 года и утверждена Советом глав правительств СНГ, Кишинев, 14 ноября 2008 года).

Внимательный анализ вышеперечисленного пакета документов показывает совершенно новое направление интеграционного вектора Содружества: он выстраивается исходя из объективных тенденций и закономерностей мирового развития - глобальной трансформации мировой системы и выхода геоэкономики на приоритетные позиции. В этой ситуации все субъекты мирового общения, будь то интеграционная группировка, страна или отдельная хозяйствующая структура, стремятся вовремя отреагировать на эти подвижки с тем, чтобы занять конкурентные позиции в глобальном мире. Стратегия СНГ - ярчайший пример движения в этом направлении:

Об этом говорит,

во-первых, сам стратегический замысел экономического развития стран СНГ;

во-вторых, характер встраиваемых в основания интеграции моделей и механизмов взаимодействия и сотрудничества;

в-третьих, стратегические мотивации и приоритеты участников интеграционного процесса: России и др. стран СНГ.

Рассмотрим эти три момента отдельно.

I. Стратегический замысел развития стран СНГ - геоэкономический

Геоэкономический подход как научно-концептуальное сопровождение при выстраивании интеграции стран-членов СНГ ярко отображен в материалах "Международного инновационного центра технического и гуманитарного сотрудничества", а также в опубликованной статье "Стратегический замысел экономического развития стран СНГ" руководителя Рабочей группы по разработке стратегии экономического развития СНГ до 2020 года.

Анализ этих документов показывает:

А) Эффективность соединения научно-концептуальных и государственно-доктринальных начал при реализации тех или иных инициатив. Примером тому служит научное сопровождение Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года при выработке ее общего стратегического замысла, обоснования характера (типа) интеграционной модели и механизмов ее реализации, путей достижения равновесия стратегических мотиваций и приоритетов участников интеграционного процесса и т.д.

Б) В основания Стратегии заложены научные принципы, методологические подходы и методы стратегического планирования, разработанные российской школой геоэкономики и глобалистики, а также учтены разработки других национальных школ в области геоэкономики.

Содружество Независимых Государств - первостепенный регион российских привилегированных интересов. Именно здесь обозначен выход на принципиально новые модели сотрудничеств стран-членов СНГ, заложенные в Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года, одобренной главами государств СНГ на саммите в Бишкеке 10 октября 2008 года и утвержденной главами правительств стран-участниц СНГ в Кишиневе 14 ноября 2008 года.

В основания Стратегии легли научные принципы, методологические подходы и методы стратегического планирования, разработанные российской школой геоэкономики и глобалистики. Предстоит работа по претворению в жизнь и дальнейшему наращиванию заложенного в стратегии потенциала и смысловых блоков развития. Среди них - основополагающие:

а). Степень заинтересованности государств - участников СНГ в экономическом сотрудничестве обосновывается балансом их стратегических интересов и целей, достижение которых с наименьшими затратами одинаково важно для всех государств. Здесь проявляет себя эффект синергетики и масштаба. Центральный вектор, стратегический замысел и главная идея Стратегии экономического развития Содружества - в организации на базе геоэкономического подхода стратегического маневра стран СНГ по осуществлению прорыва к мировому доходу. Потенциал Содружества позволяет выйти на формирование мирового дохода через его региональную (СНГ) составляющую.

б). На развитие экономического взаимодействия стран Содружества влияют как внешние, так и внутренние факторы, которые должны быть учтены в работе с целью не допущения ошибок предшествующих лет. В построении нашей работы должно быть отражено видение на внешний мир через своеобразную призму - систему национальных интересов, приоритетов и внешнеэкономических институтов. Устойчивость позиции национальной экономики в современном экономическом мире должна определяться, прежде всего, согласованностью трех стратегических компонентов: ситуацией, складывающейся во внешней сфере; состоянием системы национальных интересов, приоритетов и внешнеэкономических институтов; положением в национальной экономике. Мировая система бескомпромиссна. Малейшая рассогласованность этих компонентов ведет к выталкиванию национальной экономики, а значит и страны, с мировой арены, отводит ей роль аутсайдера мирового развития

в). Поведение любой национальной экономики в геоэкономическом пространстве диктуется жесткими правилами постиндустриальной, цивилизационной модели, как высшей техногенной фазы мирового развития. Ни одна страна СНГ, находящаяся в геоэкономическом пространстве, не может избежать жесткого техногенного влияния. Она либо встраивается в мировую геосистему интернационализированных воспроизводственных ядер (ИВЯ), и тем самым имеет доступ к мировому доходу и диктует свои условия, либо выбрасывается на периферию, где она является подсистемой ИВЯ, и ей отводится роль лишь обслуживания мировых воспроизводственных циклов, и в конечном итоге, становится объектом геоэкономических войн.

г). Новизна стратегического замысла экономического развития стран Содружества проявляется в использовании геоэкономического научно-категориального аппарата: геоэкономика, как центрального вектор глобальных перемен; геоэкономическое пространство; метод синтеза; стратегический эффект; инвестиционная модель развития; прорыв к формированию мирового дохода и его распределению; эффект масштаба и синергетики; стратегический маневр; техногенная фаза мирового развития; геосистема интернационализированных воспроизводственных ядер (ИВЯ); мировые воспроизводственные циклы; геоэкономические войны; геоэкономические, геостратегические и геополитические интересы; геоэкономический потенциал; государство на мировой арене в условиях новой зарождающейся системы координат; неоэкономическая картина мира; этноэкономическая транснационализация; индикаторы; уровни экономического сотрудничества; сотрудничество на справедливых условиях и т.д.

д). Следует держать в поле зрения закономерности изменения глобальных трендов мирового развития. Современный мир несет в себе техногенную окраску, переживает эпоху расцвета постиндустриализма. Однако мир стремительно меняется. Серьезные симптомы тому - развернувшийся глобальный финансовый кризис. Геоэкономическое пространство постепенно переходит от техногенных цивилизационных координат на новые горизонты цивилизационного развития, которые дают геоэкономическому пространству новую окраску, предопределяющую новую картину мира в XXI в. - неоэкономическую. В наше время пора отказаться от многих мифов, пересмотрев эти категории в новом качестве и новой плоскости. Глубокую трансформацию претерпевает закон стоимости: он опосредует этноэкономическую транснационализацию, которая разворачивается в геоэкономическом пространстве под влиянием неоэкономических атрибутов. Меняется геоэкономическое пространство и его отношение с геополитическими и геостратегическими пространствами. Соответственно меняется и система взаимоотношений национальных экономик с внешней сферой и между собой.

В области бизнеса на пространстве СНГ создана концептуальная основа по формированию новейших российских структур на совместной основе - ударных финансово-промышленных бизнес-группировок стратегического статуса, призванных к реализации геоэкономических интересов России и стран СНГ, крупнейших национальных проектов по преобразованию инфраструктуры страны на основе инновационных прорывов. Создана концептуальная геоэкономическая основа формирования реестра таких структур. Им государство делегирует реализацию национальных геоэкономических интересов, создает все условия для выхода на внешнюю хозяйственную арену и мировой рынок, их защиту. Большой бизнес должен быть оснащен самыми передовыми высокими геоэкономическими и геофинансовыми технологиями оперирования в глобальном экономическом пространстве (геоэкономическом атласе мира) в целях доступа к формированию и распределению мирового дохода.

В сфере национальной безопасности и геостратегии геоэкономическая парадигма развития внесла существенные коррективы в понимание нового класса вызовов, угроз и опасностей и в методы реагирования на них. Задан новый вектор: защита национальных геоэкономических интересов. Это должно более полно найти отображение в концепции и политике национальной безопасности, формировании новых взглядовы на содержание военной доктрины, проясняет роль Вооруженных Сил в новом геоэкономическом мировом раскладе как Сил быстрого геоэкономического реагирования, и направленности военного строительства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.006 с.)