Анализ и интерпретация результатов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и интерпретация результатов исследования



 

Результаты исследования психического развития детей экспериментальной группы представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Результаты психического развития детей экспериментальной группы

пол возраст

Мышление

Память

Внимание

     

Быстрота

Гибкость

Объем КП

Переключение и распределение внимания

Объем

      балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень
1 м 7 15 н 5 н 5 с 4 н 5 н
2 м 9 16 н 12 н 4 с 5 н 4 н
3 м 8 14 н 9 н 7 с 4 н 4 н
4 ж 7 16 н 6 н 4 с 3 он 3 он
5 ж 8 20 с 18 с 7 с 6 с 5 н
6 м 10 21 с 19 н 7 с 7 с 7 с
7 м 8 18 н 17 с 7 с 5 н 5 н
8 ж 9 19 н 16 с 6 с 5 н 5 н
9 ж 7 16 н 6 н 4 с 3 он 4 н
10 ж 10 22 с 18 с 6 с 7 с 6 с
11 м 7 18 н 8 н 5 с 5 н 4 н
12 м 7 16 н 8 н 5 с 5 н 5 н
13 ж 9 17 н 12 н 6 с 6 с 6 с
14 м 9 23 с 10 н 5 с 6 с 5 н
15 м 10 24 с 17 с 6 с 7 с 7 с
Ср.     18 н 12 н 6 с 5 н 5 н

 

В контрольной выборке 6 девочек и 9 мальчиков. Все дети - воспитанники детских домов. Как видим среди детей с нарушениями поведения больше мальчиков. Из них 5 детей в возрасте 7 лет, по 3 человека в возрасте 8 и 10 лет, 4 человека в возрасте 9 лет. По средним значениям у детей с нарушениями поведения низкий уровень быстроты и гибкости мышления, средний уровень объема кратковременной памяти и низкие уровни переключения, распределения и объема внимания.

Распределение результатов исследования психических функций по уровням в экспериментальной группе представлено в таблице 2.

 

Таблица 2 - Распределение результатов исследования психических функций по уровням в экспериментальной группе

Психическая функция Свойства психических функций

Уровень

    очень низкий низкий средний высокий очень высокий
   

Количество человек

Мышление Быстрота 0 10 5 0 0
  Гибкость 0 10 5 0 0
Память Объем КП 0 0 15 0 0
Внимание Переключение и распределение 2 7 6 0 0
  Объем 1 10 4 0 0

 

Итак, согласно полученным результатам в экспериментальной группе, уровень быстроты и гибкости мышления низкий у 10 человек, средний у 5 человек; объем зрительной кратковременной памяти у всех детей средний; очень низкий уровень переключения и распределения внимания у 2 человек, низкий - у 7 человек, средний - у 6 человек; объем внимания очень низкий у 1 человека, низкий - у 10 человек, средний - у 4 человек. Как видно, дети с нарушениями поведения не обладают высокими уровнями развития мышления, внимания и памяти.

Результаты исследования психических функций контрольной группы представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты психического развития детей контрольной группы

пол возраст

Мышление

Память

Внимание

     

Быстрота

Гибкость

Объем КП

Переключение и распределение внимания

Объем

      балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень
1 ж 7 21 с 16 в 4 с 8 в 7 с
2 м 8 25 с 21 в 5 с 8 в 6 с
3 м 7 25 с 12 с 8 в 8 в 7 с
4 ж 7 23 с 15 в 8 в 8 в 6 с
5 ж 8 31 в 18 с 5 с 9 в 6 с
6 м 10 36 в 18 с 6 с 7 с 10 ов
7 м 9 31 в 22 в 9 в 9 в 6 с
8 м 9 32 в 22 в 9 в 6 с 7 с
9 ж 7 22 с 12 с 8 в 6 с 9 в
10 ж 10 35 в 23 в 9 в 7 с 9 в
11 м 7 23 с 13 с 5 с 6 с 8 в
12 м 8 17 с 16 в 9 в 7 с 7 с
13 ж 9 33 в 21 в 9 в 6 с 7 с
14 м 9 29 с 16 с 6 с 6 с 9 в
15 м 10 32 в 25 в 7 с 7 с 8 в
16 м 8 21 с 15 в 9 в 6 с 9 в
17 м 9 34 в 17 с 9 в 9 в 8 в
18 ж 9 23 с 17 с 9 в 9 в 10 ов
19 ж 10 31 в 23 в 9 в 9 в 7 с
20 ж 9 35 в 19 с 9 в 9 в 8 в
Ср.     28 с 18 с 8 в 8 в 8 в

 

Итак, в контрольной выборке 9 девочек и 11 мальчиков. Детей в возрасте 7 лет - 5 человек, 8 лет - 4 человека, 9 лет - 7 человек, 10 лет - 4 человека. Как видим, в основном обе группы схожи по своему составу (по полу и возрасту). Согласно средним значениям у детей с нормальным поведением средний уровень быстроты и гибкости мышления, высокие уровни объема кратковременной памяти, переключения, распределения и объема внимания.

Распределение результатов исследования психических функций по уровням в контрольной группе представлено в таблице 4.

 

Таблица 4 - Распределение результатов исследования психических функций по уровням в контрольной группе

Психическая функция Свойства психических функций очень низкий низкий средний высокий очень высокий
   

Количество человек

Мышление Быстрота 0 0 10 10 0
  Гибкость 0 0 11 9 0
Память Объем КП 0 0 7 13 0
Внимание Переключение и распределение 0 0 10 10 0
  Объем 0 0 10 8 2

 

Итак, согласно полученным результатам, уровень быстроты мышления высокий у 10 человек, средний у 10 человек; уровень гибкости мышления высокий у 9 человек, средний у 11 человек; объем зрительной кратковременной памяти средний - у 7 человек, высокий - у 13 человек; средний уровень переключения и распределения внимания у 10 человек, высокий - у 10 человек; объем внимания очень высокий у 2 человек, высокий - у 8 человек, средний - у 10 человек. Как видно, дети с нормальным поведением не обладают очень низкими и низкими уровнями развития мышления, внимания и памяти.

Для сравнения результатов исследования психических функций был применен j* критерий Фишера, который оценивает достоверность различий. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта.

Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.

Для этого сформируем гипотезы:: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в экспериментальной выборке не больше, чем в контрольной выборке.: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, экспериментальной выборке больше, чем в контрольной выборке.

Так как у критерия есть ограничения, то можно отметить сразу, что были вычислены не все различия. У детей в экспериментальной группе нет высоких и очень высоких уровней выраженности быстроты и гибкости мышления, объема зрительной памяти и переключения, распределения и объема внимания. Поэтому критерий был вычислен только для средних значений.

Полученные результаты представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 - Вычисление критерия Фишера

Психическая функция Свойства психических функций Экспериментальная группа, % Контрольная группа, % j*
Мышление Быстрота 33 50 2,454
  Гибкость 33 55 3,161
Память Объем зрительной КП 100 35 -
Внимание Переключение и распределение 40 50 1,438
  Объем 27 50 3,38

 

Критические значения φ*0,05=1,64 φ*0,01=2,31.

 

Таким образом:

-  φ*эмп для среднего уровня быстроты мышления находится в зоне значимости, то есть H0 отвергается, доля лиц, со средним уровнем быстроты мышления в экспериментальной выборке больше, чем в контрольной выборке;

-  φ*эмп для среднего уровня гибкости мышления находится в зоне значимости, то есть H0 отвергается, доля лиц, со средним уровнем гибкости мышления в экспериментальной выборке больше, чем в контрольной выборке;

-  φ*эмп для среднего уровня зрительной кратковременной памяти находится в зоне значимости, то есть H0 отвергается, доля лиц, со средним уровнем зрительной кратковременной памяти в экспериментальной выборке больше, чем в контрольной выборке;

-  φ*эмп для среднего уровня гибкости мышления находится в зоне значимости, то есть H0 отвергается, доля лиц, со средним уровнем гибкости мышления в экспериментальной выборке больше, чем в контрольной выборке;

-  φ*эмп для среднего уровня переключения и распределения внимания находится в зоне незначимости, то есть H1 отвергается, доля лиц, со средним уровнем переключения и распределения внимания в экспериментальной выборке не больше, чем в контрольной выборке;

-  φ*эмп для среднего уровня объема внимания находится в зоне значимости, то есть H0 отвергается, доля лиц, со средним уровнем объема внимания в экспериментальной выборке меньше, чем в контрольной выборке.

Итак, проведенные исследования позволяют сделать выводы:

-  у детей с нарушением поведения уровень быстроты мышления ниже, чем у детей с нормальным поведением;

-  у детей с нарушением поведения уровень гибкости мышления ниже, чем у детей с нормальным поведением;

-  у детей с нарушением поведения объем зрительной кратковременной памяти ниже, чем у детей с нормальным поведением;

-  у детей с нарушением поведения показатель переключения и распределения внимания ниже, чем у детей с нормальным поведением;

-  у детей с нарушением поведения объем внимания ниже, чем у детей с нормальным поведением.

Таким образом, у детей с нарушением поведения наблюдается отставание в психическом развитии по сравнению с детьми с нормальным поведением.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психическое развитие человека связывают с развитием психики, и характеризуется оно как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Психическое развитие ребенка заключается в том, что под влиянием условий жизни и воспитания происходит формирование самих психических процессов, усвоение знаний и умений, образование новых потребностей и интересов.

Физиологической основой изменения психики ребёнка является развитие его нервной системы, развитие высшей нервной деятельности. Период обучения в школе является качественно новым этапом психического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включенности в нее самого школьника.

Младший школьный возраст, по мнению ряда исследователей, является наиболее благоприятным периодом для усвоения социальных и нравственных норм и правил поведения, развития моральной нормативности, формирования общественной направленности личности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Поведение ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда отражает особенности его психического развития, как интеллектуального, так и эмоционально-личностного.

Поведение ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда отражает особенности его психического развития, как интеллектуального, так и эмоционально-личностного. В поведении младших школьников уже более отчетливо и прозрачно, по сравнению с дошкольным возрастом, проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности, которые позднее перекрываются (маскируются, как говорят психологи) привычными формами сложившегося в жизни поведения. Застенчивость, замкнутость могут быть непосредственным проявлением слабости нервной системы, импульсивность, невыдержанность - проявлением слабости тормозного процесса, замедленность реакции и переключения с одной деятельности на другую - проявлением малой подвижности нервных процессов.

Результаты проведенного исследования показали, что у детей с нарушением поведения существуют особенности в психическом развитии: мышление, внимание и память таких детей имеет более низкий уровень развития по сравнению с детьми с нормальным поведением.

По результатам исследования можно дать следующие рекомендации психологам, ведущим работу с такими детьми: проводить коррекционные занятия по развитию памяти, внимания и мышления. Занятия можно проводить в игровой форме, так как у детей есть задержка психического развития, а значит и зависание в игровой деятельности.

Для развития памяти и внимания детям можно рекомендовать занятии разнообразными видами спорта. Так как в спорте в игровой деятельности происходит развитие волевых качеств, принятие нормативных правил.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2010. - 268 с.

.   Божович, Л. И. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте./ Под редакцией Д. И. Фельдштейна - 2-е изд. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

.   Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка./ под ред. Г.В. Бурменской. - М.: МПСИ, 2005, - 656 с.

.   Венар, Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста./ Чарльз Венар, Патрисия Керинг. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 670 с.

.   Выготский, Л. С. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.

.   Выготский, Л.С. Психология развития человека. / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с,

.   Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова. - М.: МГУ, 1978, - 120 с.

.   Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие./ И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.

.   Ефимкина, Р. П. Детская психология. / Р.П. Ефимкина. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. - 184 с.

.   Запорожец, А.В. Психология./ А.В. Запорожец. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1953. - 188 с.

.   Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е.В. Змановская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

.   Калмыкова, З.И. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. 3. И. Калмыковой. - М.: Педагогика, 1976. - 204 с.

.   Коверзенева, И.А. Психология активности и поведения: учеб.-метод. комплекс / И.А. Коверзнева. - Минск: МИУ, 2010. - 316 с.

.   Колмогорова, Л.С. Становление психологической культуры школьника./ Л.С. Колмогорова // Вопросы психологии, - 1999, - № 1, С. 83 - 91.

.   Коломинский, Я.П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция./ Я. П. Коломинский, Е. А.Панько, С. А. Игумнов- СПб.: Питер, 2004. -480 с.

.   Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психологические произведения: в 2 т., т. 1, 1985. - С. 285-286.

.   Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка/ Э. Мэш, Д. Вольф. - СПб.: ПРАЙМ_ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)

.   Обухова, Л. Ф.Детская (возрастная) психология./ Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 442 с.

.   Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога./ Р.В. Овчарова. - 2-е изд., дораб. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. - 352 с.

.   Перре, М. Клиническая психология./ Перре М., Бауман У. - 2-е изд., - СПб.: Питер, 2003. - 1312 с.

.   Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1967. - 300 с.

.   Фрейд, 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов: сборник работ/ А. Фрейд, З. Фрейд, составитель и ред. М.М.Решетников. - СПб.; В.-Е. Институт Психоанализа, 1995. - 483 с.

.   Фрейд, З. Введение в психоанализ/ З. Фрейд, перевод на русский язык Г. Барышникова, Елена Соколова, Т. Родионова. - М.: Азбука-классика 2009. - 416 с.

.   Хьелл, Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение./ Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2008. - 1088 с.

.   Шаповаленко, И.В. Возрастная психология./ И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 350 с.

.   Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.049 с.)