Теоретические проблемы трудовой мотивации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические проблемы трудовой мотивации



КУРСОВАЯ РАБОТА

"Особенности профессиональной мотивации у молодежи"


Введение

Актуальность исследования. Успешное развитие отечественного производства, а в дальнейшем экономики страны, всего общества, возможно только при полноценном развитии человека в труде. Еще К. Маркс писал «…в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, то есть человек в его общественных отношениях».

Нельзя не согласиться, что конкретный человек трудится не для того, чтобы создавать некоторые продукты или оказывать какие-либо услуги, а для того, чтобы решать свои собственные проблемы, начиная от проблем жизнеобеспечения до самореализации. И на этапе обучения, выбора жизненного пути молодыми людьми очень важно иметь полноценный, адекватный набор мотивов, который будет помогать грамотно выстраивать свою карьеру и добиваться самореализации.

Мотивация труда и профессионализма широко изучается и применяется за рубежом. Там накоплен богатый опыт в этой области. Зарубежные ученые уже около ста лет разрабатывают и внедряют в жизнь различные концепции и теории мотивации труда. В России первым вопрос об исследовании проблемы трудовой мотивации был поднят еще А.Н. Радищевым в 1789 году (статья «Рассуждение о труде и праздности»). Но, несмотря на то, что наши ученые тоже активно разрабатывали эту тему на протяжении 20-го столетия, до последнего времени мотивация труда на предприятиях сводилось к сильно упрощенному варианту - материальному вознаграждению. А работа с учащимися в помощи выбора профессии была формализована.

Необходимость изучения особенностей мотивации молодежи обусловлена необходимостью более полного понимания существующих проблем в сфере профориентации на данном этапе развития экономики в России и выработке соответствующих рекомендаций специалистам (профконсультантам, педагогам, учителям).

Цель исследования - выявить особенности профессиональной мотивации молодежи, определить методы их исследования.

Объектом исследования является профессиональная мотивация у молодежи; предметом - особенности профессиональной мотивации у молодежи.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

изучить теоретические проблемы профессиональной мотивации;

рассмотреть теории трудовой мотивации в работах отечественных и зарубежных ученых;

изучить особенности профессиональной мотивации у молодежи;

рассмотреть методы исследования профессиональной мотивации.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что выявленные в данном исследовании особенности мотивационной сферы молодежи позволят наиболее эффективно использовать различные мотивационные системы на предприятиях и в учебных заведениях. Это, в свою очередь, позволит повысить не только производительность труда и успешность обучения, но и скорректировать в нужном направлении ценностно-мотивационную систему молодых людей.

Для наиболее полного представления картины профессиональной мотивации молодежи, был проведен анализ трудовых мотиваций отечественных и зарубежных ученых. Были сделаны выводы по наиболее оптимальному применению рассмотренных теорий мотивации, а также применении их для профессиональной мотивации молодежи. Установлено, что в связи с особенностями мотивационной сферы молодых людей, оптимальным будет применение на практике совокупности теорий профессиональной мотивации Д. Мак-Клеланда, К. Адельфера, модели Л. Портера-Э. Лоулера. А также необходимо учесть наработки и практическую деятельность в области воспитания и мотивации молодых людей А.С. Макаренко.

Теоретико-методологической основой работы выступают труды отечественных и зарубежных авторов в области трудовой мотивации, а также публикации в журналах, посвященных данной проблеме. В работе использовались различные методы исследования, в том числе: системный подход, метод анализа и сопоставлений.


В целом, по содержательным теориям можно сделать следующий вывод: каждая из вышеизложенных теорий пытается применить универсальный подход для любого человека в любой организации. Но применение любой теоретической разработки на практике требует изучения не только внешней среды, на базе которой она будет развертываться, но и внутренней среды, то есть самого человека. Чтобы избежать неполноценности каждой теории, руководители должны быть знакомы с этими содержательными теориями мотивации и применять их, исходя из своего опыта и эвристических выкладок.

Далее перейдем к рассмотрению основных процессуальных теорий. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими.

Согласно процессуальным теориям, поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного ими типа поведения. К ним относят: теория ожидания В. Врума, теория справедливости Дж. Адамса, модель Л. Портера - Э. Лоулера, теория подкрепления мотивов К. Халла, целевую теорию ожиданий Э. Лока и теорию модификации поведения С. Латенса и Р. Крейтнера.

Теория ожиданий В. Врума базируется на том, что «наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого».

Автор выделил три важнейших аспекта своей теории:

) работники должны решить, готовы ли они вести себя определенным образом, чтобы вероятность достижения определенного результата (вероятность того, что их ожидания оправдаются) была достаточно высокой;

) работники должны определить, приведет ли этот результат к достижению других результатов;

) работники должны решить, достаточно ли ценны для них подобные результаты, чтобы стать мотиваторами определенного поведения (валентность).

Следует отметить: дополнительно бралось во внимание В. Врумом то обстоятельство, что для разных людей психологическая ценность (валентность) ожидаемого вознаграждения будет разная. Им была предложена формула, по которой можно рассчитать силу мотивации трудовой деятельности.

В литературе указано на следующий важный момент данной теории: результат деятельности может удовлетворить человека не в полной мере, однако именно уровень ожиданий является движущим фактором в готовности прикладывать максимум усилий для достижения нужного результата.

Данная теория нашла широкое применение в управлении человеческими ресурсами для мотивации человека на определенную деятельность через вознаграждение, которое значимо для него.

Рассмотрим теорию справедливости Дж. Стейси Адамса, которая также относится к процессуальным теориям мотивации. Она дает нам другое объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей.

Автор этой теории исходил из того, что мотивация зависит от того, насколько справедливым нам кажется отношение к нам на работе. В основе представлений о справедливости лежит наша оценка собственного труда (вклада) и того результата (вознаграждения), которое мы получаем за свой вклад. В частности, если человек считает себя недооцененным, он, возможно, снизит продуктивность своего труда и будет предпринимать какие-либо действия для восстановления справедливости.

Последователи Дж. Стейси Адамса вели работу в области индивидуального отношения личности на справедливость или на несправедливость. Было выдвинуто предположение трех паттернов реакции, которые определялись личными качествами индивидов.

Данная теория относится к «утопическим» в силу того, что принцип справедливости в полной мере на практике не реализуется. Так же существует много неясностей с методами формирования у сотрудников чувства справедливости в организации, в силу индивидуального восприятия справедливости у людей.

Более продуктивная и значительная в плане мотивации труда является модель Л. Портера - Э. Лоулера.

Эта модель включает в себя элементы теории ожидания и теории справедливости. В этой модели фигурируют пять переменных: затраченные усилия, восприятия, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. При этом достигнутые результаты зависят от приложенных усилий, способностей и характерных особенностей, а так же от осознания работником своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения.

В теории Л. Портера-Э. Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.

Один из наиболее важных выводов Л. Портера и Э. Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению (Труд - Результаты - Удовлетворение). Это прямо противоположно тому, что думает на этот счет большинство управленцев. Они находятся под влиянием ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде (Труд - Удовлетворение - Результаты) или, говоря другими словами, более довольные рабочие трудятся лучше. Л. Портер и Э. Лоулер напротив полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует повышению производительности.

Проведенные исследования подтверждают точку зрения Л. Портера и Э. Лоулера о том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его.

В итоге, модель Л. Портера - Э. Лоулера внесла основной вклад в понимание мотивации. Она показала, в частности, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Эта модель показывает так же, насколько важно объединить такие понятия как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимоувязанной системы.

Рассмотрев основные содержательные и процессуальные теории мотивации можно сделать вывод о том, что они все имеют интересное наполнение и достаточно обширное поле для изучения, но для применения на практике ни одна из них не является абсолютной. Кроме того, ни одна из теорий не рассматривает личность с учетом ее текущего состояния, в том числе возраста, возможностей карьерного роста, и т.д.

Далее рассмотрим некоторые значимые для понимания процессов мотивации личности работы отечественных ученых в области отношения к труду.

В России первой научной попыткой разобраться в отношении человека к труду стала «Программа исследования личности в ее отношении к среде». Эта работа была написана А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком в 1912 году. Она получила развитие в концепции В.Н. Мясищева «Психология отношений» в 1960 году. Однако наиболее значительными были две исследовательские работы под руководством профессора В.А. Ядова. Они были представлены в публикациях «Человек и его работа» (1967 г.) и «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» (1979 г.).

В.А. Ядов назвал свою теорию теорией «иерархической структуры диспозиций личности». В своем первом исследовании он установил, что «ведущим специфическим фактором, определяющим отношение рабочего к труду как потребности личности или как к средству существования, является содержание труда».

В следующей своей работе «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» В.А. Ядов выдвинул гипотезу об иерархической структуре диспозиций личности и ее социальной обусловленности. В результате этого исследования было установлено, что именно направленность интересов ориентирует людей в социальной действительности. Также было выделено, что формирование системы ценностей у человека обусловлено тем, какую деятельность осуществляет человек, как она организована, ее содержание.

Л.С. Выготский в своих работах тоже не оставил без внимания проблему детерминации и мотивации поведения человека. Так, в учебном пособии «Педология подростка» (1930-1931), он отводит большую главу вопросу о сущности интересов и их изменении в подростковом возрасте. Он считал, что проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено прежде всего эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением структуры, направленности его поведения. Несмотря на некоторую односторонность в вопросе об интересах, несомненно положительным в его взглядах было убеждение, что интересы не являются навыками, как считали в то время многие психологи.

В другой работе - «Истории развития высших психических функций» - Л.С. Выготский уделяет внимание вопросу о «борьбе мотивов». Одним из первых он стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации.

Также мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д.Н. Узнадзе (1966). Он отмечал, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно, как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает.

Считаю, что свой немаловажный вклад в теорию профессиональной мотивации молодежи внес А.С. Макаренко. Антон Семенович в 1927-1935 гг. возглавлял детскую коммуну имени Ф.Э. Дзержинского. Известно, что его работа с детьми и молодежью в данной коммуне была очень эффективна в плане трудового воспитания и обучения. Вот несколько принципов работы А.С. Макаренко с детьми:

1)      активное участие каждого колониста в общественной жизни коммуны и решении повседневных производственных задач.

2) со стороны руководителей соблюдалось исключительное уважительное обращение с членами колонии;

)   создание атмосферы взаимного уважения;

)   высокая ответственность за свой участок работы.

)   поддержание веры в лучшее будущее.

Пятый пункт основан на следующем изречении выдающегося педагога, которое можно отнести к проблеме профессиональной мотивации молодежи: «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость…».

Очевидно, что стоит обратить самое пристальное внимание на работы А.С. Макаренко, несмотря на то, что они были несколько политизированы. Но это, в принципе, оправдано самой политической системой государства на тот период времени. Известно, что после второй мировой войны данная модель организации производства была широко распространена в западных странах и дала положительный эффект в плане личной мотивации сотрудников, которые были не только работающими по найму за зарплату, но и совладельцами.

Итак, рассмотрев вышеизложенные теории мотивации, учитывая исключительный опыт в воспитании и профессиональной мотивации молодых людей отечественных ученых, а также проанализировав выводы по каждой теории, можно сказать, что ни одна не является универсальной, но в каждой содержатся свои оригинальные идеи.

К недостаткам можно отнести то, что ни в одной из теорий мотивации не заложен четкий научный метод определения применения данной концепции к конкретной ситуации. Также в этих теориях не учитываются особенности текущего состояния личности (социальный статус, уровень потребностей, особенности карьерного роста и т.д.). Следовательно, руководитель должен иметь в виду, что для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других. Поэтому, для достижения успеха в управлении персоналом, руководитель должен использовать совокупность методов поиска решения (эвристический подход).

«Чтобы использовать человеческие ресурсы эффективно, руководитель должен искать для выполнения каждого задания такого человека, чья основная мотивация соответствует особенностям задания или должности».

Руководителю, по моему мнению, необходимо в своей работе правильно сориентировать работника на результат, также работник должен видеть последствия своего труда для окружающих и быть уверенным в своем вознаграждении. А также, насколько возможно, необходимо руководствоваться в своей работе принципом справедливости и способствовать «обогащению» содержания труда.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в сложных современных условиях, ежедневно и ежечасно меняющихся ситуациях, единственным критерием принятия решения являются мотивы поведения работника, которые определяются «на берегу» тонкими управленческими решениями.

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены некоторые теории мотивации как зарубежных так и отечественных ученых. В результате их анализа и сопоставления, было установлено, что среди них наиболее перспективными являются теория профессиональной мотивации Д. Мак-Клеланда, К. Адельфера и модель Л. Портера - Э. Лоулера. Был сделан вывод о том, что совокупность этих теорий мотивации профессиональной деятельности, наработки отечественных ученых в этой области, а также, в частности А.С. Макаренко, будет оптимальным для применения в работе с молодежью.

Во второй главе были рассмотрены особенности мотивации профессиональной деятельности молодых людей в возрасте от 16 до 22 лет. Выявлены следующие особенности:

1) Потребность в автономии

2) Потребность в самоутверждении, самореализации

)   Потребность в уважении, признании своих заслуг

)   Определенная система ценностных ориентаций (индивидуалистические ценности)

)   Своевременное выявление личностной направленности (особенно негативной)

Были предложены методики для анализа мотивационных факторов. С помощью данных методик возможно вовремя распознать в какой мере та или иная особенность мотивации молодых людей удовлетворяется. Также, по результатам этих методик, можно определить эмоциональную направленность личности, ее ценностные ориентации, доминирующие потребности, установить уровень мотивации и ее социально-психологические установки. Также были представлены методики на выявление уровня удовлетворенности работой и типа мотивации профессиональной деятельности.

Все эти знания особенностей мотивационной сферы молодежи позволят эффективно использовать различные мотивационные системы на предприятиях и в учебных заведениях. Это, в свою очередь, позволит повысить не только производительность труда и успешность обучения, но и скорректировать ценностно-мотивационную систему молодых людей.

 


Литература

 

1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. - М.: Академия, 2009.

2. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2006.

.   Выготский Л.С. Детская психология. Педология подростка. Т. 4 - М.: Педагогика, 1984.

.   Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Психологическая наука и образование. -1996. - №2. С. 10-12.

.   Гильбух Ю.З. Психологические факторы построения трудовых процессов // Социалистический труд. - 1969. - №3. С. 15-17.

.   Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: дидактический аспект. - М.: Академия, 1985.

.   Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев: Политиздат, 1987.

.   Егорычева И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции: автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1984. - 22 с.

.   Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта, МПСИ, 2000.

.   Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. - М.: Аспект-Пресс, 2003.

.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб: Питер, 2000.

.   Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Юнити, 1998.

.   Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: Молодая гвардия, 1985.

.   Макаренко А.С. Флаги на башнях. - М.: Правда, 1983.

.   Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 1982.

.   Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

.   Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. - 1975. - №5. С. 22-29.

.   Мошенский М. Доктрина «Гуманизации труда» и современные методы эксплуатации // Социалистический труд. - 1977. - №4.С. 35-37.

.   Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

.   Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Академия, 2004.

.   Практическая психодиагностика. Методика и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ-М, 2001.

.   Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Академия, 2008.

.   Психология подростка. Полное руководство / под ред. А.А. Реана. - М.: Прайм-Еврознак, 2003.

.   Социология молодежи /Под ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: Санкт-Петербургский Университет, 1996.

.   Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966.

.   Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Институт психотерапии, 2005.

.   Цандер Э. Практика управления. - Обнинск: Титул, 1992.

.   ШульцД., Шульц С. Психология и работа. - СПб: Питер, 2003.

.   Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.

.   Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.: Наука, 1979.

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Особенности профессиональной мотивации у молодежи"


Введение

Актуальность исследования. Успешное развитие отечественного производства, а в дальнейшем экономики страны, всего общества, возможно только при полноценном развитии человека в труде. Еще К. Маркс писал «…в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, то есть человек в его общественных отношениях».

Нельзя не согласиться, что конкретный человек трудится не для того, чтобы создавать некоторые продукты или оказывать какие-либо услуги, а для того, чтобы решать свои собственные проблемы, начиная от проблем жизнеобеспечения до самореализации. И на этапе обучения, выбора жизненного пути молодыми людьми очень важно иметь полноценный, адекватный набор мотивов, который будет помогать грамотно выстраивать свою карьеру и добиваться самореализации.

Мотивация труда и профессионализма широко изучается и применяется за рубежом. Там накоплен богатый опыт в этой области. Зарубежные ученые уже около ста лет разрабатывают и внедряют в жизнь различные концепции и теории мотивации труда. В России первым вопрос об исследовании проблемы трудовой мотивации был поднят еще А.Н. Радищевым в 1789 году (статья «Рассуждение о труде и праздности»). Но, несмотря на то, что наши ученые тоже активно разрабатывали эту тему на протяжении 20-го столетия, до последнего времени мотивация труда на предприятиях сводилось к сильно упрощенному варианту - материальному вознаграждению. А работа с учащимися в помощи выбора профессии была формализована.

Необходимость изучения особенностей мотивации молодежи обусловлена необходимостью более полного понимания существующих проблем в сфере профориентации на данном этапе развития экономики в России и выработке соответствующих рекомендаций специалистам (профконсультантам, педагогам, учителям).

Цель исследования - выявить особенности профессиональной мотивации молодежи, определить методы их исследования.

Объектом исследования является профессиональная мотивация у молодежи; предметом - особенности профессиональной мотивации у молодежи.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

изучить теоретические проблемы профессиональной мотивации;

рассмотреть теории трудовой мотивации в работах отечественных и зарубежных ученых;

изучить особенности профессиональной мотивации у молодежи;

рассмотреть методы исследования профессиональной мотивации.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что выявленные в данном исследовании особенности мотивационной сферы молодежи позволят наиболее эффективно использовать различные мотивационные системы на предприятиях и в учебных заведениях. Это, в свою очередь, позволит повысить не только производительность труда и успешность обучения, но и скорректировать в нужном направлении ценностно-мотивационную систему молодых людей.

Для наиболее полного представления картины профессиональной мотивации молодежи, был проведен анализ трудовых мотиваций отечественных и зарубежных ученых. Были сделаны выводы по наиболее оптимальному применению рассмотренных теорий мотивации, а также применении их для профессиональной мотивации молодежи. Установлено, что в связи с особенностями мотивационной сферы молодых людей, оптимальным будет применение на практике совокупности теорий профессиональной мотивации Д. Мак-Клеланда, К. Адельфера, модели Л. Портера-Э. Лоулера. А также необходимо учесть наработки и практическую деятельность в области воспитания и мотивации молодых людей А.С. Макаренко.

Теоретико-методологической основой работы выступают труды отечественных и зарубежных авторов в области трудовой мотивации, а также публикации в журналах, посвященных данной проблеме. В работе использовались различные методы исследования, в том числе: системный подход, метод анализа и сопоставлений.


Теоретические проблемы трудовой мотивации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.067 с.)