Методика «Диагностика эмоциональной направленности личности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Диагностика эмоциональной направленности личности»



 

Следующая методика, на которую необходимо обратить внимание - «Диагностика эмоциональной направленности личности».

Установлено, что ценность одних и тех же переживаний для разных лиц ранжирована по-разному. В связи с этим в психологию и было введено понятие общей эмоциональной направленности. Эмоциональная направленность, таким образом, связана с функционированием эмоции в качестве ценности, и только по этому признаку она отличается от морально-мировоззренческой.

Общая эмоциональная направленность человека сказывается прежде всего в выборе им той сферы деятельности, которая наиболее соответствует этой направленности.

Б.И. Додонов предлагает выделять 10 типов общей эмоциональной направленности человека:

. Альтруистическая направленность

. Коммуникативная направленность

. Глористическая направленность (на самоутверждение)

. Практическая направленность (радость от процесса работы)

. Пугностическая направленность (удовлетворение от преодоления опасности)

. Романтическая направленность

. Гностическая направленность (удовлетворение от решения трудных задач)

. Эстетическая направленность

. Гедонистическая направленность - на удовольствия

. Акхизитивная направленность (на коллекционирование, накопление)

Тип общей эмоциональной направленности личности, выступая в качестве одного из системообразующих факторов всей психологической структуры, накладывает отпечаток на многие особенности эмоциональной сферы человека. Эмоциональная же сфера, в свою очередь, оказывает свое воздействие на восприятие человеком окружающей действительности, на его мечты и планы, на выбор деятельности, друзей, любимых, на творчество, на представление о счастье. Вместе с тем лицу с ярко выраженной определенной эмоциональной направленностью отнюдь не чужды и все другие побуждения. Но они существуют не независимо от главного типа эмоциональной направленности человека, а как бы пронизываются им.

В данной главе был сделан обзор основных методик, которые предлагаются для выявления мотивационных факторов у молодых людей в период их профессионального обучения и становления в профессии. С их помощью можно определить эмоциональную направленность личности, ее ценностные ориентации, доминирующие потребности, установить уровень мотивации и ее социально-психологические установки. Также здесь представлены методики на выявление уровня удовлетворенности работой и типа мотивации профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что своевременное проведение диагностики молодых людей представленными методиками позволит преподавателям, родителям, старшим наставникам, а также непосредственно самим испытуемым провести необходимую коррекцию мотивационной структуры в учебной и профессиональной деятельности.

 

 


Заключение

 

В данной работе были рассмотрены некоторые теории мотивации как зарубежных так и отечественных ученых. В результате их анализа и сопоставления, было установлено, что среди них наиболее перспективными являются теория профессиональной мотивации Д. Мак-Клеланда, К. Адельфера и модель Л. Портера - Э. Лоулера. Был сделан вывод о том, что совокупность этих теорий мотивации профессиональной деятельности, наработки отечественных ученых в этой области, а также, в частности А.С. Макаренко, будет оптимальным для применения в работе с молодежью.

Во второй главе были рассмотрены особенности мотивации профессиональной деятельности молодых людей в возрасте от 16 до 22 лет. Выявлены следующие особенности:

1) Потребность в автономии

2) Потребность в самоутверждении, самореализации

)   Потребность в уважении, признании своих заслуг

)   Определенная система ценностных ориентаций (индивидуалистические ценности)

)   Своевременное выявление личностной направленности (особенно негативной)

Были предложены методики для анализа мотивационных факторов. С помощью данных методик возможно вовремя распознать в какой мере та или иная особенность мотивации молодых людей удовлетворяется. Также, по результатам этих методик, можно определить эмоциональную направленность личности, ее ценностные ориентации, доминирующие потребности, установить уровень мотивации и ее социально-психологические установки. Также были представлены методики на выявление уровня удовлетворенности работой и типа мотивации профессиональной деятельности.

Все эти знания особенностей мотивационной сферы молодежи позволят эффективно использовать различные мотивационные системы на предприятиях и в учебных заведениях. Это, в свою очередь, позволит повысить не только производительность труда и успешность обучения, но и скорректировать ценностно-мотивационную систему молодых людей.

 


Литература

 

1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. - М.: Академия, 2009.

2. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2006.

.   Выготский Л.С. Детская психология. Педология подростка. Т. 4 - М.: Педагогика, 1984.

.   Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Психологическая наука и образование. -1996. - №2. С. 10-12.

.   Гильбух Ю.З. Психологические факторы построения трудовых процессов // Социалистический труд. - 1969. - №3. С. 15-17.

.   Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: дидактический аспект. - М.: Академия, 1985.

.   Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев: Политиздат, 1987.

.   Егорычева И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции: автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1984. - 22 с.

.   Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта, МПСИ, 2000.

.   Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. - М.: Аспект-Пресс, 2003.

.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб: Питер, 2000.

.   Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Юнити, 1998.

.   Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: Молодая гвардия, 1985.

.   Макаренко А.С. Флаги на башнях. - М.: Правда, 1983.

.   Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 1982.

.   Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

.   Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. - 1975. - №5. С. 22-29.

.   Мошенский М. Доктрина «Гуманизации труда» и современные методы эксплуатации // Социалистический труд. - 1977. - №4.С. 35-37.

.   Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

.   Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Академия, 2004.

.   Практическая психодиагностика. Методика и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ-М, 2001.

.   Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Академия, 2008.

.   Психология подростка. Полное руководство / под ред. А.А. Реана. - М.: Прайм-Еврознак, 2003.

.   Социология молодежи /Под ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: Санкт-Петербургский Университет, 1996.

.   Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966.

.   Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Институт психотерапии, 2005.

.   Цандер Э. Практика управления. - Обнинск: Титул, 1992.

.   ШульцД., Шульц С. Психология и работа. - СПб: Питер, 2003.

.   Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.

.   Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.: Наука, 1979.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.01 с.)