Сельскохозяйственный товаропроизводитель для целей налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сельскохозяйственный товаропроизводитель для целей налогообложения



 

В России действующая система налогообложения сельского хозяйства введена в 1992 году, в последующие годы она корректировалась. Сельскохозяйственные товаропроизводители были освобождены от налогов на прибыль от реализации сельхозпродукции, на имущество, с владельцев транспортных средств, на приобретение транспортных средств. Крестьянские (фермерские) хозяйства освобождались от платы за землю на пять лет с момента их создания. Сельское хозяйство имело также другие льготы [44, с. 42].

Впервые единый сельскохозяйственный налог как специальная система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей был установлен в 2001 году и подлежал введению в регионах России соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

В 2002 году в соответствии с действующим на тот момент налоговым законодательством из 89 субъектов Российской Федерации единый сельскохозяйственный налог вводился региональным законодательством только на территории Краснодарского, Алтайского краев и Брянской области. Была сделана попытка введения этого налога в Республике Северная Осетия [44, с.1].

Но этот налоговый режим, направленный на упрощение налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и не нашел повсеместного распространения из-за достаточно сложного порядка определения налоговой ставки и налоговой базы, а также возможности применения единого сельскохозяйственного налога лишь для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занятых производством продукции растениеводства.

Система налогообложения сельхозтоваропроизводителей должна обеспечивать соблюдение принципа равенства при налогообложении, при котором субъектами налогообложения должны выступать разные категории сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции, четко определять критерии отнесения и статус налогоплательщиков для сельскохозяйственных товаропроизводителей в разных отраслях сельского хозяйства, определять соразмерные критерии налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка).

Важной мерой государственной поддержки сельского хозяйства явилось принятие в 2003 году Федерального закона "О введении специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога". Данный налог позволяет учесть совокупность факторов, влияющих на уровень доходности сельскохозяйственных предприятий, а также их фактическую способность к уплате налогов.

Для нашей страны сельскохозяйственный сектор экономики имеет стратегическое значение. Однако сельскохозяйственные товаропроизводители с трудом обеспечивают внутригосударственные нужды, и уж тем более не могут занять достойную нишу в экспорте сельхозпродукции и сделать данный вид деятельности высокорентабельным источником доходов.

По мнению Лермонтова Ю.М. понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя содержится в нескольких нормативных актах [30, с.2].

По мнению Толмачева И.А. для целей налогообложения ЕСХН ст. 346.2 Налогового кодекса РФ раскрывает понятие "сельскохозяйственные товаропроизводители", определяет критерии отнесения налогоплательщиков к сельскохозяйственным товаропроизводителям [46, с. 113].

В соответствии с данной статьей Налогового кодекса РФ ими признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 процентов. Сюда же отнесены и градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых вместе с проживающими с ними членами семьи составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции.

Статья также разделяет переработку собственной сельхозпродукции на первичную и последующую (промышленную). При этом устанавливается, что порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, устанавливается Правительством РФ.

Расчет доли выручки от продажи сельскохозяйственной продукции в общем доходе выглядит следующим образом:

 

ДВПС = ВПС: ОВ x 100 процентов, (1)

 

где ДВПС - доля выручки от продажи сельхозпродукции, процентов;

ВПС - выручка от продажи сельхозпродукции, руб.;

ОВ - общая выручка, руб. [35, с. 115].

При этом доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной переработчиками из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства или из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.

По мнению Есиповой М.С. для целей применения общего режима налогообложения, поскольку НК РФ не регламентировано иное, следует применять определение сельхозтоваропроизводителя, данное в Законе N 193-ФЗ [16, с. 2].

Согласно ст. 1 Закона N 193-ФЗ сельскохозяйственный товаропроизводитель - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции [4, с. 1].

Определение в несколько иной интерпретации закреплено и в Федеральном законе от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей": сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50% [5, с. 3].

На уровень налогообложения и финансово-экономическое положение сельхозпредприятий влияют как внешние, таки внутренние факторы.

Внешние - это изменение налогового законодательства, инфляция и формирование рыночных цен на реализуемую аграрную продукцию, конкурентоспособность сельхозтоваропроизводителя, изменение спроса и предложения на сельхозпродукцию, финансовая поддержка и кредитование государством предприятий агропромышленного комплекса и др.

К внутренним факторам относятся изменение объемов, видов и качества производимой и реализуемой продукции, ее себестоимость, цены.

Безусловно, нынешняя налоговая система в сельском хозяйстве еще далека от совершенства, что препятствует стабилизации сельхоз производства. Налоги в большей степени выполняют фискальную функцию и в меньшей - стимулирующую, что приводит к изъятию значительной части произведенного дохода и лишает товаропроизводителей внутренних источников развития [46, с. 114].

Система налогообложения в сельском хозяйстве должна учитывать в сельском хозяйстве должна учитывать:

- особенности сельскохозяйственной отрасли - сезонный характер производства, зависимость хозяйственных результатов от природно-климатических условий, территориальную распределенность производства, дифференциацию почвенного плодородия, значительный удельный вес рентной составляющей в результатах хозяйствования;

-  финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей;

-  существующий диспаритет цен на сельхозпродукцию и потребляемые в отрасли ресурсы промышленного производства.

Учет особенностей отрасли в налогообложении будет стимулировать развитие сельхозпроизводства, улучшать финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных организаций.

Из анализа указанных правовых норм следует, что одним из основных критериев отнесения физического или юридического лица к сельскохозяйственному товаропроизводителю является производство им сельскохозяйственной продукции, то есть совершение действий, направленных на создание нового продукта.

Конечной целью создания любой сельскохозяйственной продукции является ее потребление [30, с.4].

В итоге можно сделать вывод, что понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, следует рассматривать отдельно в целях применения общего режима налогообложения и отдельно для специального. При этом и тот, и другой вариант осуществления деятельности помогает минимизировать налоговую нагрузку при помощи государственных льгот, предусмотренных для данной группы налогоплательщиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.01 с.)