Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Мегапроцессы функционирования музыки в аспекте полевых феноменов современной музыкальной культуры.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В конце XX века стали реальностью ноо-сферные полевые процессы сознания, предсказанные Вернадским (Н.Серов, А.Бойцов). Музыкальная социология становится наукой о макропроцессах культуры. То, что раньше изучалось в русле музыкальной социологии, начиная от работ Т.Адорно, А.Моля, Ж.Бодрийяра, А.Вебера, О.Шпенглера, Ю.Давыдова и др., должно быть пересмотрено на уровне современной полевой информациологии. В XX веке, и особенно в наши дни сцществует технологическое информационное пространство, связывающее Россию с остальным миром, но создающее проблемы с точки зрения сохранения духовного тела страны, внутреннего информационного поля. Средства массовой информации - радио и телевидение, российский рынок звукозаписи открыты "всем ветрам" и действуют вне реальных потоков отечественной культуры. Это свойство современного культурного процесса представляется особенностью многих культурных ареалов мира, составляющих "пространство культурной отвлеченности", выявленное А.Молем на материале западной культуры еще в 60-х годах нашего столетия. Характеристики этого пространства - невнимание к корням человеческого существования, мозаичность и беспочвенность культурных связей. Музыкальная культура в информационном аспекте предстает как важнейшее слагаемое современной культуры. Музыкальные технологии способствуют расширению и размыванию интонационных истоков потоков современной музыкальной культуры (А.Кобляков, Л.Иванова, Т.Исупова). Возникают поля мировой информационной общности людей. Музыка радио, телевидения и звукозаписи захватывает все новые территории в мировой культуре. В настоящее время эти проблемы по-новому злободневны: уже обсуждается проблема сохранения национальной культуры в Internet, практика которого особо остро показывает ее актуальность (С.Клименко, В.Уразметов). Культура в наши дни предстает функционирующей на основе информационных процессов мирового сообщества, оснащенного новейшими информационными технологиями. Культура легко совмещает домашний мир и планетарные масштабы информации, проникающей в каждый дом (Р.Юсупов, В.Заболоцкий, В.Иванов, А.Шейко). Ноосферный уровень сознания связан с информационном полем, создаваемым дистантными полевыми технологиями, в том числе, технологиями музыкального звуковоспроизведения, охватывающими весь мир. Однако негативные процессы, препятствующие ноосферизации, определяются также средствами массовой информации с их культом эгоизма, жестокости, потребительства, примитивных чувственных наслаждений, демонстрацией зла. Искажение и дегуманизация звукового потока воспринимаются сейчас как культурная катастрофа, и это не только культурологическая, но и в равной степени и политическая, и воспитательная проблемы. Положительные явления и процессы в средствах массовой информации с большим трудом находят свое место. Одна из наиболее перспективных и массовых информационных технологий - технология мультимедийных программ (А.Сучков, Л.Петрунина). Отличительная черта информационной среды современного общества - наличие глобальных информационных сетей, позволяющих оптимизировать информационное обеспечение. Однако, массовые технологии культуры нередко затрудняют воспроизводство стратегических культурных ценностей (В.Дубицкая). Классическая музыка не вмещается по времени в средства массовой информации, ориентированные на акциональный захват массового сознания. Поле мировой культуры остается востребованным далеко не всеми, музыкальные вкусы в основом вращаются вокруг акциональных ценностей. Популярная музыка всегда была разного качества и рассчитана на усредненные вкусы, но, получив поддержку технологий и массового тиражирования, она становится опасным для культуры в целом явлением. Диалектические взаимоотношения высокого и низкого, элитарного и массового, стратегического и сиюминутного регулируют сами основы выживания человеческого общества, и нахождение баланса между ними представляется важной культуроведческой проблемой. Крупнейшие религиозные учения направлены на совершенствование человека и формулируют высокие коадаптационные ценности, которые обеспечивают масштабный и глобальный адаптациогенез. Действующие в нашем веке практические реалии массовых процессов культуры в значительной степени исходят из эксплуатации несовершенства человека, дестабилизирующих адаптациогенез. Полевые механизмы, лежащие в основе эволюции сознания, в наше время начинают действовать в иных условиях, нежели когда-либо до сих пор. Технологии музыкальной информации действуют в двух противоположных направлениях: 1. Инициирование информационных полей глобального масштаба на уровнях действия императивно-централизующих информационных технологий на основе круглосуточного многоканального функционирования систем массовой информации радио и телевидения. 2. Рассредоточение информационных полей в процессах индивидуализации потребления искусства - в связи со все возрастающими возможностями индивидуального потребления технологически воспроизведенных, тиражированных музыкальных и связанных с ними артефактов. В конце XX века порождающие организмы культуры - биотические музыкально-информационные поля - вытесняются а-биотическими информационными полями, инициируемыми технологиями средств массовой информации (Е.Назайкинский, В.Триодин, В.Баскаков). Технологии массовой культуры вырабатывают механизмы ослабления органических, природных духовно-полевых структур сознания, подчинения их технологическим генераторам общественно-полевого сознания. Масштабы информационных полей современности создают предпосылки для воспроизводства культурно-полевых общностей на институционном и реципиентном уровнях. Становится очевидной проблема воспроизводства культуры на реципиентно-полевом уровне. В глобальных культурных процессах России сложна и велика роль провинции, становящейся участником макрокультурных явлений, но в то же время стремящейся сохранить оригинальность традиций благодаря действию контактных форм культуры. Провинция выступает как поле культуры, развивающейся на принципах контактных акциональных форм, личной инициативы, стремлении действования в информационных полях человеческого живого общения (Е.Сайко, К.Вишневский). Заключение Эпоха тоталитарного управления культурой, как его понимали в нашей стране еще десятилетие назад, по-видимому, ушла в прошлое. Однако, инициирующая политика в области музыкальной культуры необхолима и должна учитывать ряд факторов естественного развития. Необходимо выделить основные приоритеты и принципы организации в функционировании информационно-музыкального поля культуры, учитывая технотронные факторы в формировании музыкально-информационных полей: A) системно-образующий принцип функционирования музыкально-информационного поля как форма существования, воспроизводства и развития музыкачьного искусства, основанного также на экспектации, предвидении культурообразующих явлений. Б) принцип естественной исторической замкнутости отдельных составляющих музыкально-информационных потоков, их относительной независимости в общих процессах культуры. B) принцип совмещения поступательных и возвратных процессов в функционировании музыкально-информационных потоков как основы дееспособности культуры (на примерах реставрации ушедших форм музицирования, восстановления забытых имен, дешифровки записей произведений). Список литературы 1 Цымбал Л.А. Синергетика информационных процессов. Закон информативности и его следствия. М.: Наука, 1995. 115 с. С. 18. 2 Нефедов Е.И., Протопопов А.А., Семенцов А.Н., Яшин А.А. Взаимодействие физических полей с живым веществом. Монография. Под ред. А.А.Хадарцева. Тула, 1995. 179 с. С. 49. 3 Юзвишин И.И. Информациология, или закономерности информационных процессов итехнологий в микро и макромирах Вселенной. Изд. 3-е. М.: Радио и связь, 1996. С. 46. 4 Двойрин Г.Б. Единая голографическая информационная теория Вселенной. СПб.: Интан, 1994. 244 с. С. 100. 5 Ахромеев В.И., Нефедов Е.И., Протопопов А.А., Хадарцев А.А., Яшин А.А. Современные представления о структуре продольных электромангитных волн и механизме их дистанционного воздействия на биообъекты //11-й российский симпозиум с международным участием "Миллиметровые волны в медицине и биологии". Сборник докладов. Председатель оргкомитета симпозиума Н.Д.Девятков. 21-24 апреля 1997 г. Москва. М., 1997. С. 159-162. С. 160. 6 Калмыков И.Ф. Физические основы явлений, относимых к экстрасенсорным // Вестник психологии. 1994 J4» 1(6). С. 72-79. С. 72. 7 Мурсалимов Р.В. Терменвокс и биополе // Электроника, музыка, свет (к 100-летию со дня рождения Л.С.Термена). Материалы международной научно-практической конференции. Казань. 10-14 декабря 1996 года. Казань: "ФЭН", 1996. 299 с. С. 43-45. 8 Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. Новосибирск.: Наука 1991. С. 82-115, 117. 9 Судаков К.В. Информационные свойства функциональных систем: теоретические аспекты // Вестник Российской Академии медицинских наук. М.: Медицина, 1997 № 12. С. 4-19. С. 4. 10 Бойцов А.А. Экология психосферы, энергоинформационных взаимодействий, информационного пространства // Психоэкология России, проблемы безопасности информационного пространства и психосферы страны (материалы совещания экспертной группы и актива по разработке законодательства в сфере информационно-психологической безопасности 16 февраля 1997 г. Ред. колл.: А.А.Бойцов, А.А.Бухтояров, А.Н.Хлуновский. СПб.: Институт медико-психологических проблем, 1997. С. 11. 11 Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. С. 88. 10 12 См: Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии 1998. № 12. С. 21-3.6. 13Иванов А.В. Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал. Автореф. дисс. докт. филос. наук. М.: МГУ. 1998. 14 Роднов Л.В. Разумно-нравственная сущность сознания. Автореф. дисс. докт.филос. наук. М.:МГУ, 1998; Разин А.В. Сознание и нравственность: антропогенетическое единство // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1999 № 3. С. 91. 15 Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология, нейроанатомия, психология эмоций. М.: Наука, 1981. С. 43. 16 Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998 № 4, С.50-63. 17 Моисеева Н.И. Механизм целебного действия покаяния // Вестник психотерапии. 1994 № 1(6). С. 123-126. 12 18 Невелев А.Б. Дух и мыслительные формы в контексте становления индивидуальности. Автореф. дисс. докт. филос. наук. Екатеринбург: УрГУ, 1998. С. 8. " 19 Васильченко Е.В. Культура звука в традиционных восточных цивилизациях. Автореф. дис. доктора культурологических наук. М., 1997. С. 10. 20 Мещеряков В.П. Экстрасенсорное восприятие информации // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная научная конференция Краснодар - Новороссийск. 11-14 сентября 1996 г. Тезисы докладов. Под ред. И.И.Горловой, Ю.С.Зубова и др.. Краснодар, 1996. С. 121. 21Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Из ранних произведений. М., 1990. С. 196-198. 22 См.: Флоренский П. Мысль и язык // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т.2. С 257. 23 Шпет Г. Внутренняя форма слова. М., 1927. 219 с. С. 41. 24 Мусоргский М.П. Письма. Биографические материалы и документы. М.: Музыка; 1971. С 102 25 Свиридов Г.В. О Мусоргском // Наследие М.П. Мусоргского Сб. материалов. К выпуску Полного академическою собрания М.П. Мусоргского в тридцати двух томах. М.: Музыка, 1989. С. 5-10. С. 10. 26 Герцман Е.В Античное музыкальное мышление Л.:Музыка, 1986. 224 с. С. 15. 27 Андреев А. К истории европейской музыкальной интонационное™. М.: Музыка, 1996. 192 с. С.9. 28 Перевозский Т.А. О едином понимании естественного языка музыкальных текстов с позиций вероятностных моделей смыслов И Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. С. 262-265. 29 Земцовский И.И. Человек музицирующий - Человек интонирующий - Человек артикулирующий // Музыкальная коммуникация. Сб. науч. трудов. Редактор-составитель Л.Н.Березовчук. Проблемы музыкознания. Вып. 8. СПб.: РИИИ, 1996. С. 99, 102. 30 См.: Гудова М.Ю. Интонация как факт духовного бытия и способ его воплощения в искусстве. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Екатеринбург, УрГУ, 1997. С. 7. 16 31 Кобекин В. "Загадка Орфея"// Музыкальная академия. 1995 № 3. С. 11-13. 18 32 Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Нижний Новгород, Н-НГУ, 1994. 220 с. С. 20. 20 33 Васильев А. К проблеме социологии жанра (социогенологии) // Методологические проблемы современного искусствознания. Сб. нуч. трудов. Вып. IV. Ред. колл.: В.Е.Гусев, Я.Б.Иоскевичи др. Л.: ЛГИТМиК, 1985. С. 63-74. С. 63. 34 Березовчук Л. Музыкальный жанр как система функций (психологические и семиотические аспекты) // Аспекты теоретического музыкознания: Сб. науч. тр. Вып.2. Л., ЛГИТМиК, 1989. С. 117-118. 35 Соколов А.В. Абсолютные, вторичные, спонтанные информационные потребности // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная научная конференция Краснодар - Новороссийск. 11-14 сентября 1996 г. Тезисы докладов. Под ред. И.И.Горловой, Ю.С.Зубова и др.. Краснодар, 1996. С. 67-68. 36 См.: Шевляков Е. Бытовая музыка и социальная психология: лики общности // Музыкальная академия. 1995 №3. С. 152-154. С. 153. 37 Агапкина Т.А. Звуковое поле традиционного календаря // Голос и ритуал: Материалы конференции. Май 1995 г. М.: Фольклорная комиссия Союза композиторов России; ГИИ, 1995. С. 9-11. 38 Агин М.С. Пение (вокальная речь) как вид информации // Информационное общество: Культурологические аспекты и проблемы. Международная научная конференция Краснодар - Новороссийск. 17-19 сентября 1997 г. Тезисы докладов. Краснодар, 1997, С. 205-207. 39 См.: Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры (инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М.: Наука, 1980; Султанова М.А. Концепции контркультуры (США: 60-80-е годы). Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1993. 40 Резолюция всесоюзной научной конференции по координации собирательской работы и архивного хранения произведений русского народного творчества // Русский фольклор. Т. XXII. Л.: Наука, 1984. С. 198-201 41 Тарасевич Н.В. Роль традиционой народной культуры на переломных этапах развития общества // Культура на пороге III тысячелетия. Тезисы докладов II Международного семинара в Санкт-Петербурге 19-21 июня 1995 года. СПб.: СП6ТАК, 1995. С. 40-41. 42 Опыт религиозной жизни и ценности культуры: Материалы ежегодных международных Санкт-Петербургских религиеведческих чтений. Ноябрь. 1994. Науч. ред и сост. к.ист.н. Коновалов А.В. и др. СПб, 1994. 129 с.; Лицом к лицу: Религиозный диалог. Международная конференция. Москва. Дом ученых Рос.АН. 7-9 сент. 1993 г. М.: Всемирный еврейский конгресс, Всемирный русский собор, Исламский центр. Международная конференция "Культура и будущее России", 1995. 137 с. 43 Шукуров Ш.М. Основы теменологии // Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. Материалы всероссийского конкурса научно-исследовательских проектов в области гуманитарных наук 1994 г. Председатель оргкомитета МЛ.Гаспаров. М., 1996. С. 157-164. С. 157. 44 См.: Чередниченко Т. Обнадеживающий анахронизм // Музыкальная академия. 1997 № I. С. С.5. 45 Махрова Э.В. Европейское оперное искусство в канун III тысячелетия // Культура на пороге III тысячелетия. Тезисы докладов II Международного семинара в Санкт-Петербурге 19-21 июня 1995 года. СПб.: СПбГАК, 1995. С. 63-64. 46 Ковшарь И.Ф. Массовые музыкальные представления Нового времени: история и типология. Дисс. докт. искусствоведения. М: МГТС, 1999. С. 22-32. См. также: Джалилова Н.А. Возрождение празднества как феномен современного социо-культурного обновления. Автореф. дисс. канд. иск. М., 1993; Протасова Н.В. Эстетические проблемы массовых жанов искусства. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Одесса, 1993. 47 См.: Иоскевич Я.Б.Новая потребительская ситуация и эволюция художественного поля // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. Сб. ст. под ред. Е.В.Дукова. М: ГИИ, 1998. С. 229-244. 48 См.: Ментюков А., Устинов А., Чельдиев С. Музыка. Электроника. Интонирование. Новосибирск, 1994. 42 49 Трубинов П.Ю. Высота звука в компьютерном представлении. Музыкально-математические заметки // Классика и XX век. Сб. ст. под ред. З.М.Гуссейновой. СПб.: СПбГК, 1999. С. 221-237.221-222. 50 Галеев Б.М. Светомузыка в системе искусств. Учебное пособие. Казань: Каз. Гос. Консерватория, 1991 (1992). 88 с. 51 Ментюков А.П., Устинов А.А., Чельдиев С.А.Музыка, электроника, интонирование. Новосибирск, НГК, 1993. 312 с.; Новипкая Л.П. Психофизиологическое исследование эффективности воздействия музыки как сложного звукового коммуникативного сигнала. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1987. 52 ЭВМ и проблемы музыкального образования. Сб. ст. под ред. В.М.Цеханского. Новосибирск, 1989. 195 с.; Петряевский В.Р. Кризис музыкального образования в России и электронная музыка // Молодежь и общество на рубеже веков. Сб. ст. под науч. ред. И.М.Ильинского. Гл. ред. Ю.Н.Васильев. М.: Голос. 1999. 332 с. С. 140-143. 53 Ульяиич B.C. Ладозвонная интервальная система // Электроника, музыка, свет (к 100-летию со дня рождения Л.С.Термена). Материалы международной научно-практической конференции. Казань. 10-14 декабря 1996 года. Казань: "ФЭН", 1996. 299 с. С. 150. 54 См.: Семюаров Е.П. Музыкальные редакторы и их использование в учебном процессе -важное условие формирования информационной культуры личности музыканта-профессионала // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная научная конференция Краснодар - Новороссийск. 11-14 сентября 1996 г. Тезисы докладов. Под ред. И.И.Горловой, Ю.С.Зубова. Краснодар, 1996. С. 203-204. 55 Pare Ю.Н. Акустика в системе музыкального искусства. Диссертация в виде научного доклада на соиск. уч. ст. докт. искусствоведения. М.: МГК, 1998. 80 с. С. 49. 44
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.009 с.) |