Эмпирическая оценка функции спроса на деньги в Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирическая оценка функции спроса на деньги в Республики Беларусь



 

Решение о величине спроса на деньги - это решение о форме, в которой лучше хранить богатство. Домашние хозяйства и фирмы могут хранить сове богатство в нескольких видах активов: в виде денег (наличности или банковских вкладов), в качестве финансовых активов (ценных бумаг), в реальных активах (товарах, запасах сырья или оборудования) и в иностранной валюте. Когда мы храним свое богатство в виде денег, мы получаем процент по депозитам, однако теряем те доходы, которые могли бы получить, если бы владели какими-то другими активами. Спрос на деньги (реальные кассовые остатки) зависит от ожидаемых вмененных издержек их хранения, которые измеряются разницей между доходом на альтернативные активы и собственной ставкой по депозитам. Чем выше доход по альтернативным активам, тем выше вмененные издержки хранения денег и тем ниже будет спрос на них.

В той степени, в которой деньги являются субститутом ценных бумаг, вмененные издержки определяются доходностью по ценным бумагам, т.е. процентной ставкой. В той степени, в которой деньги являются субститутом товаров, показателем вмененных издержек владения деньгами выступает ожидаемый темп инфляции. (В период высокой инфляции товары сохраняют свою реальную ценность, в то время как покупательная способность денег снижается - эти потери и являются вмененными издержками хранения денежных активов.) наконец в той мере, в которой экономические агенты хранят национальную валюту как субститут иностранной валюты, вмененные издержки зависят от ожидаемого темпа изменения валютного курса.

Данный аспект имеет особое значение для стран, где инфляция очень высока, а рынки капитала плохо развиты. На хорошо развитых рынках капитала процентные ставки отражают инфляционные ожидания, и нет большой разницы, измеряем ли мы альтернативные издержки хранения денег ставкой процента или уровнем инфляции. Но когда рынки капитала находятся в тисках административного регулирования, кредиты рационируются, а процентная ставка не отражает реального соотношения спроса и предложения, в качестве показателя вмененных издержек хранения денег допустимо использовать показатели ожидаемых темпов инфляции и девальвации. Впервые значительно снижение спроса на реальные кассовые остатки по мере ускорения инфляции и роста издержек владения наличностью обнаружил Ф. Кейган из Колумбийского университета в своей знаменитой работе о природе гиперинфляции.

Чуть позже Нобелевский лауреат Ф. Модильяни предложил следующее общее правило: из показателей ставки процента и темпа инфляции более точным измерителем вмененных издержек хранения денег является тот, величина которого больше.

Спрос на деньги зависит также от величины текущего дохода: чем больше уровень национального дохода, тем больше требуется денег на совершения ежедневных трансакций (трансакционный мотив) и тем больше экономические агенты желают иметь наличности на случай непредвиденных обстоятельств (мотив предосторожности).

Стандартная функция спроса на деньги, таким образом, включает две объясняющие переменные: переменную масштаба (ВВП, национальный доход, объем промышленного производства, величина накопленного богатства или сумма потребительских расходов) и переменную, отражающую вмененные издержки (чаще всего процентная ставка). Мы попытались построить подобное уравнение для денежного агрегата М1, используя данные за 01.01.2003-01.11.2012 (Приложение А). С помощью пакета анализа данных в программе Excel найдем параметры уравнения множественной линейной регрессии (Приложение Б). Результаты оказались следующими:

 

ln(M1/P)= -6,06 +1,4lnY-0,25ln i, (15)

tст (8,25) (17,87) (5,89)

R2 = 0,75

 

Проанализировав полученный результат, мы можем отметить, что, так как R=0,87, то между факторами имеется тесная зависимость. R2=0,75 - что говорит о высокой точности аппроксимации (модель хорошо описывает процесс). Факторы, включенные в модель, на 75% объясняют изменение денежной массы.

В данной главе мы выяснили, какие факторы влияют на денежный спрос. Попытались построить функцию спроса на деньги для нашей страны, выбрав для этого ряд показателей, таких как ВВП и процентная ставка. Проследили, какой же их этих факторов влияет на величину денежной массы в большей степени. И в результате, проведя анализ эмпирических данных, мы обнаружили, что наибольшее влияние на величину спроса на реальные кассовые остатки в Беларуси оказывает ВВП.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, после проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Значение денег в рыночной экономике огромно. От того, как организовано денежное обращение зависит экономическая и политическая стабильность в обществе и, следовательно, его благосостояние.

Деньги произошли из мира товаров, выделившись в особый товар, который по своим свойствам наилучшим образом подходил на роль денег.

Денежная масса включает в себя наличные деньги в обращении.

Денежные агрегаты - различные группировки ликвидных активов.

Для характеристики денежного предложения применяются обобщающие показатели - денежные агрегаты: агрегат Ml (наличные деньги; банкноты и разменные монеты, а также банковские деньги); агрегаты М2 и МЗ (включают Ml плюс денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты), агрегат L (включает наряду с МЗ прочие ликвидные активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги); агрегат D (включает все ликвидные средства: закладные, облигации и другие кредитные инструменты).

Элементами механизма функционирования денежного рынка являются спрос на деньги, предложение и цена денег (процентная ставка). Элементом механизма функционирования денежного рынка являются спрос на деньги. Он распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства.

Спрос на деньги для сделок зависит от: объема номинального ВВП (чем больше производится товаров и услуг, чем выше цены на них, тем больше нужно денег для обслуживания торговых и платежных операций, следовательно, спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВВП); скорости обращения денег (чем она больше, тем меньше денег необходимо для торговых сделок, и наоборот).

Спрос на деньги - это желание экономических субъектов иметь у себя определенный запас платежных средств.

Спрос на деньги для сделок зависит от: объема номинального ВВП (чем больше производится товаров и услуг, чем выше цены на них, тем больше нужно денег для обслуживания торговых и платежных операций, следовательно, спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВВП); скорости обращения денег (чем она больше, тем меньше денег необходимо для торговых сделок, и наоборот).

Кейнс выделял три причины, которые побуждают людей хранить часть их богатства в форме денег: трансакционный мотив, мотив предосторожности и спекулятивный мотив.

Современная теория рассматривает богатство как основной фактор спроса на деньги, она отвергает разделение спроса на деньги на основании трансакционных, спекулятивных мотивов и мотива предосторожности.

Современные концепции теорий спроса на деньги считают, что деньги хранятся экономическими субъектами только как средства платежа. Проблему, решаемую в модели Баумоля-Тобина, сравнивают с проблемой фирмы, которая определяет, какой уровень запасов ей хранить, чтобы, с одной стороны, обеспечить непрерывность воспроизводства, а с другой стороны, снизить то минимума потери от хранения запасов.

М. Фридмен считал, что деньги - один из видов активов, в качестве альтернативных активов он рассматривал облигации, акции, предметы длительного пользования, ликвидные капиталовложения и т.д.

Во второй главе мы рассмотрели некоторые особенности денежного спроса в Республике Беларусь. Основным регулирующим правовым документом на денежном рынке в нашей стране является Банковский кодекс Республики Беларусь. Так же ежегодной разрабатываются направления денежно-кредитной политики, согласно которой необходимо нарастить денежное предложения и как следствие произойдет повышение реального денежного спроса.

Мы рассмотрели классификацию денежных агрегатов и выяснили структуру денежной массы в нашей стране. Структура денежной массы постоянно меняется. Соотношение между агрегатами меняется в зависимости от экономического роста.

Изменение объёма денежной массы - результат влияния двух факторов:

изменение массы денег в обращении;

изменение скорости их оборота.

Мы проследили за последними статистическими данными и выяснили, что за последние 4 месяца широкая денежная масса увеличилась. На это повлиял рост срочных депозитов, который поддерживается высокими процентными ставками и продолжающимся ростом наличных денег в обращении. Доля валютной составляющей снизился, доля М1 повысилась. Доля рублевой денежной массы так же возросла.

В заключительной главе мы выяснили, какие факторы влияют на денежный спрос. Попытались построить функцию спроса на деньги для нашей страны, выбрав для этого ряд показателей, таких как ВВП и процентная ставка. Проследили, какой же их этих факторов влияет на величину денежной массы в большей степени. И в результате, проведя анализ эмпирических данных, мы обнаружили, что наибольшее влияние на величину спроса на реальные кассовые остатки в Беларуси оказывает ВВП.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

3. Современная экономическая теория. [Электронный ресурс]

4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 2-е изд. / Вечканов Г.С. - СПб.: Питер, 2006. - 544с.

5. Национальный банк Республики Беларусь. [Электронный ресурс]

.   Новости Беларуси. [Электронный ресурс]

.   Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс]

.   Онлайн учебник по экономике. [Электронный ресурс]

.   Бурлачков В.К. Денежная теория и динамическая экономика:/Бурлачков В.К. - М.: ЭдиториалУРССб 2003. - 32 с.

.   Агапова, Т.А. Макроэкономика: учеб. / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: Дело и Сервис, 2001. - 654 с.

.   Корсакова А.А. Марыганова Е.А. Назарова Е.В. Юрьева Т.В.. Макроэкономика. Учебное пособие. / Галаева Е.В. - Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, - М. - 267 с, 2003

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Таблица А.1

Статистические показатели за 2003-2012 гг.

Дата Денежный агрегат М1 (на начало периода), млрд. руб. ИПЦ (1999=100) ВВП в ценах 2009 г млрд. руб. Средние процентные ставки в национальной валюте по вновь привлеченным депозитам физических лиц на срок до 1 года, процентов годовых Денежная масса в реальном выражении Ln (реальной денежной массы) Ln (ВВП) Ln (процентной ставки)
01.01.2003 1 173,8 720,5 5486,94 39,4 162,92 5,09 8,61 3,67
01.02.2003 1 216,2 733,8 5496,41 38,9 165,74 5,11 8,61 3,66
01.03.2003 1 253,0 747,2 6363,21 38,0 167,69 5,12 8,76 3,64
01.04.2003 1 322,9 762,2 5991,04 37,1 173,56 5,16 8,70 3,61
01.05.2003 1 399,2 777,7 6459,21 36,4 179,91 5,19 8,77 3,59
01.06.2003 1 529,5 791,3 7738,62 34,5 193,29 5,26 8,95 3,54
01.07.2003 1 626,0 802,9 7488,08 31,8 202,52 5,31 8,92 3,46
01.08.2003 1 634,4 804,6 8845,22 26,0 203,13 5,31 9,09 3,26
01.09.2003 1 696,5 817,9 9229,74 25,3 207,42 5,33 9,13 3,23
01.10.2003 1 702,3 833,7 7793,83 24,7 204,19 5,32 8,96 3,21
01.11.2003 1 785,3 849,2 7315,12 24,9 210,23 5,35 8,90 3,21
01.12.2003 2 002,5 866,3 7830,90 25,1 231,16 5,44 8,97 3,22
01.01.2004 1 857,1 882,4 5964,30 25,0 210,46 5,35 8,69 3,22
01.02.2004 1 939,3 898,7 6106,40 25,1 215,79 5,37 8,72 3,22
01.03.2004 2 037,1 909,3 6889,09 23,8 224,03 5,41 8,84 3,17
01.04.2004 2 180,6 921,0 6664,89 21,7 236,77 5,47 8,80 3,08
01.05.2004 2 277,8 927,3 7270,99 20,2 245,63 5,50 8,89 3,01
01.06.2004 2 442,5 936,8 8505,90 18,8 260,73 5,56 9,05 2,93
01.07.2004 2 544,3 945,4 8214,33 16,6 269,12 5,60 9,01 2,81
01.08.2004 2 621,8 943,7 10016,78 15,5 277,82 5,63 9,21 2,74
01.09.2004 2 762,1 944,5 10280,42 14,7 292,44 5,68 9,24 2,69
01.10.2004 2 805,8 956,1 8848,24 14,8 293,46 5,68 9,09 2,69
01.11.2004 2 734,4 971,1 8127,10 16,3 281,58 5,64 9,00 2,79
01.12.2004 3 111,4 991,4 8614,09 16,8 313,83 5,75 9,06 2,82
01.01.2005 2 896,1 998,5 6590,55 16,8 290,04 5,67 8,79 2,82
01.02.2005 3 091,8 1 007,8 6651,00 16,1 306,78 5,73 8,80 2,78
01.03.2005 3 111,5 1 017,7 7595,25 15,9 305,74 5,72 8,94 2,77
01.04.2005 3 391,2 1 023,1 7273,46 14,5 331,46 5,80 8,89 2,67
01.05.2005 3 434,7 1 029,0 7811,80 13,2 333,79 5,81 8,96 2,58
01.06.2005 3 791,1 1 030,5 9247,04 12,1 367,89 5,91 9,13 2,49
01.07.2005 3 968,0 1 039,3 8961,83 11,7 381,79 5,94 9,10 2,46
01.08.2005 3 866,9 1 036,5 10749,41 10,6 373,07 5,92 9,28 2,36
01.09.2005 4 016,4 1 037,0 11324,93 10,8 387,31 5,96 9,33 2,38
01.10.2005 4 136,3 1 046,7 9487,06 11,1 395,17 5,98 9,16 2,41
01.11.2005 4 193,1 1 052,0 9016,07 10,8 398,58 5,99 9,11 2,38
01.12.2005 4 945,8 1 070,2 9771,37 10,7 462,14 6,14 9,19 2,37
01.01.2006 4 502,2 1 084,1 7262,79 10,4 415,29 6,03 8,89 2,34
01.02.2006 4 607,3 1 085,8 7422,10 10,3 424,33 6,05 8,91 2,33
01.03.2006 4 727,1 1 087,2 8443,97 10,8 434,80 6,07 9,04 2,38
01.04.2006 5 096,9 1 096,8 7932,99 10,9 464,71 6,14 8,98 2,39
01.05.2006 5 162,5 1 100,4 8632,03 10,8 469,15 6,15 9,06 2,38
01.06.2006 5 563,2 1 103,1 10127,64 10,0 504,33 6,22 9,22 2,30
01.07.2006 5 741,0 1 108,7 9776,64 9,7 517,81 6,25 9,19 2,27
01.08.2006 5 754,4 1 101,4 11640,46 9,9 522,46 6,26 9,36 2,29
01.09.2006 5 985,5 1 103,3 12282,36 9,8 542,51 6,30 9,42 2,28
01.10.2006 6 003,0 1 111,1 10654,89 9,8 540,28 6,29 9,27 2,28
01.11.2006 6 082,8 1 131,5 10003,36 9,8 537,58 6,29 9,21 2,28
01.12.2006 7 023,2 1 141,0 10644,03 9,8 615,53 6,42 9,27 2,28
01.01.2007 5 905,0 1 161,1 8032,64 10,2 508,57 6,23 8,99 2,32
01.02.2007 5 969,6 1 170,8 8076,68 10,7 509,87 6,23 9,00 2,37
01.03.2007 6 152,0 1 175,3 9124,26 12,0 523,44 6,26 9,12 2,48
01.04.2007 6 593,6 1 173,2 8654,90 13,4 562,02 6,33 9,07 2,59
01.05.2007 6 459,3 1 177,6 9457,24 13,8 548,51 6,31 9,15 2,63
01.06.2007 7 036,1 1 182,7 11059,38 14,2 594,92 6,39 9,31 2,65
01.07.2007 7 167,1 1 188,4 10735,68 10,4 603,09 6,40 9,28 2,34
01.08.2007 6 964,7 1 191,5 12651,78 10,8 584,53 6,37 9,45 2,38
01.09.2007 7 155,4 1 202,7 13412,33 11,8 594,95 6,39 9,50 2,47
01.10.2007 6 977,4 1 221,2 11352,62 12,2 571,36 6,35 9,34 2,50
01.11.2007 7 155,0 1 248,3 10685,31 12,7 573,18 6,35 9,28 2,54
01.12.2007 8 739,9 1 278,8 11455,23 12,6 683,45 6,53 9,35 2,53
01.01.2008 7 671,8 1 311,2 8731,48 12,7 585,10 6,37 9,07 2,54
01.02.2008 7 576,5 1 319,9 9037,10 12,9 574,02 6,35 9,11 2,56
01.03.2008 8 399,8 1 331,0 10291,17 12,4 631,09 6,45 9,24 2,52
01.04.2008 8 658,6 1 346,3 9590,36 12,3 643,14 6,47 9,17 2,51
01.05.2008 8 839,8 1 363,5 10333,61 12,4 648,32 6,47 9,24 2,52
01.06.2008 9 895,8 1 371,7 12297,14 12,3 721,43 6,58 9,42 2,51
01.07.2008 9 901,0 1 382,1 11895,14 12,6 716,37 6,57 9,38 2,53
01.08.2008 10 206,3 1 384,5 14095,96 13,5 737,18 6,60 9,55 2,60
01.09.2008 10 545,7 1 398,7 14874,28 14,0 753,96 6,63 9,61 2,64
01.10.2008 9 915,5 1 412,9 12179,82 14,5 701,79 6,55 9,41 2,68
01.11.2008 9 441,6 1 431,9 11694,02 14,8 659,37 6,49 9,37 2,70
01.12.2008 10 718,5 1 448,8 12147,78 15,5 739,82 6,61 9,40 2,74
01.01.2009 7 977,3 1 508,5 8 958,50 19,8 528,82 6,27 9,10 2,99
01.02.2009 7 781,2 1 527,1 9 023,30 19,8 509,54 6,23 9,11 2,99
01.03.2009 8 035,8 1 536,9 10 386,60 19,7 522,85 6,26 9,25 2,98
01.04.2009 8 305,4 1 543,5 9 357,00 20,0 538,09 6,29 9,14 2,99
01.05.2009 8 338,8 1 548,4 10 594,20 20,0 538,54 6,29 9,27 3,00
01.06.2009 8 524,7 1 555,1 12 142,10 20,1 548,18 6,31 9,40 3,00
01.07.2009 9 137,0 1 561,0 12 003,00 20,3 585,33 6,37 9,39 3,01
01.08.2009 9 180,5 1 557,5 13 375,90 20,1 589,44 6,38 9,50 3,00
01.09.2009 8 914,8 1 562,7 15 002,20 19,4 570,48 6,35 9,62 2,96
01.10.2009 9 005,3 1 569,4 11 350,00 20,2 573,80 6,35 9,34 3,01
01.11.2009 9 522,9 1 574,4 12 327,20 20,3 604,86 6,40 9,42 3,01
01.12.2009 11 304,8 1 595,4 12 922,20 20,3 708,59 6,56 9,47 3,01
01.01.2010 8 868,3 1 608,0 9012,25 20,4 551,51 6,31 9,11 3,02
01.02.2010 9 425,3 1 616,5 9598,91 20,5 583,07 6,37 9,17 3,02
01.03.2010 9 459,0 1 634,6 10891,97 19,1 578,67 6,36 9,30 2,95
01.04.2010 9 900,4 1 645,5 10523,51 18,4 601,67 6,40 9,26 2,91
01.05.2010 10 367,1 1 658,5 11385,41 18,0 625,09 6,44 9,34 2,89
01.06.2010 11 182,0 1 661,5 13040,12 17,7 673,01 6,51 9,48 2,87
01.07.2010 12 687,4 1 666,3 13085,06 16,5 761,41 6,64 9,48 2,81
01.08.2010 11 917,9 1 676,5 13539,65 15,9 710,88 6,57 9,51 2,76
01.09.2010 11 961,4 1 703,5 16421,55 15,4 702,17 6,55 9,71 2,74
01.10.2010 11 928,3 1 721,4 12323,49 15,1 692,94 6,54 9,42 2,72
01.11.2010 11 688,1 1 736,9 13663,53 15,1 672,93 6,51 9,52 2,71
01.12.2010 13 662,9 1 753,7 14402,37 15,3 779,09 6,66 9,58 2,73
01.01.2011 12 238,4 1 778,6 9904,46 15,3 688,09 6,53 9,20 2,73
01.02.2011 13 164,8 1 826,5 10586,43 15,4 720,77 6,58 9,27 2,74
01.03.2011 12 490,1 1 861,0 12228,09 15,6 671,15 6,51 9,41 2,75
01.04.2011 14 464,7 1 944,0 12230,95 17,3 744,07 6,61 9,41 2,85
01.05.2011 15 701,1 2 199,4 12888,63 19,0 713,88 6,57 9,46 2,94
01.06.2011 16 801,8 2 389,0 13832,25 23,1 703,30 6,56 9,53 3,14
01.07.2011 17 625,3 2 472,9 13542,60 25,4 712,74 6,57 9,51 3,23
01.08.2011 18 021,4 2 693,7 14151,46 27,6 669,02 6,51 9,56 3,32
01.09.2011 19 007,6 3 059,8 16088,44 34,8 621,20 6,43 9,69 3,55
01.10.2011 18 529,5 3 309,8 12875,96 37,4 559,84 6,33 9,46 3,62
01.11.2011 18 391,0 3 578,2 12898,33 47,0 513,97 6,24 9,46 3,85
01.12.2011 20 340,3 3 659,8 14498,27 54,3 555,78 6,32 9,58 3,99
01.01.2012 17 849,8 3 730,4 10369,97 54,8 478,50 6,17 9,25 4,00
01.02.2012 20 312,0 3 787,9 10838,10 53,2 536,23 6,28 9,29 3,97
01.03.2012 21 243,2 3 843,2 12623,35 44,7 552,75 6,31 9,44 3,80
01.04.2012 23 666,4 3 908,9 12511,95 39,5 605,45 6,41 9,43 3,68
01.05.2012 23 856,7 3 970,6 13461,70 32,9 600,83 6,40 9,51 3,49
01.06.2012 27 146,5 4 042,9 14159,21 30,2 671,46 6,51 9,56 3,41
01.07.2012 28 930,7 4 097,1 14146,39 25,8 706,13 6,56 9,56 3,25
01.08.2012 29 439,1 4 192,5 14334,51 28,4 702,19 6,55 9,57 3,35
01.09.2012 29 198,8 4 247,0 16702,63 29,2 687,52 6,53 9,72 3,37
01.10.2012 27 167,9 4 322,6 12261,35 38,7 628,51 6,44 9,41 3,66
01.11.2012 28 884,2 4 395,7 12642,98 43,9 657,10 6,49 9,44 3,78

 

Примечание ― Источник: собственная разработка на основе [3,5]


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Таблица Б.1

Протокол регрессионного анализа построения функции спроса на деньги

ВЫВОД ИТОГОВ

 

Регрессионная статистика

Множественный R

0,87

R-квадрат

0,75

Нормированный R-квадрат

0,75

Стандартная ошибка

0,22

Наблюдения

119,00

  df SS MS F

Значимость F 0,00

Регрессия 2,00 16,69 8,35 174,70

 

Остаток 116,00 5,54 0,05  

 

Итого 118,00 22,24    

 

  Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение Нижние 95% Верхние 95% Нижние 95,0% Верхние 95,0%
Y-пересечение -6,06 0,73 -8,25 0,00 -7,51 -4,60 -7,51 -4,60
Натуральный логарифм ВВП 1,40 0,08 17,87 0,00 1,25 1,56 1,25 1,56
Натуральный логарифм процентной ставки -0,25 0,04 -5,69 0,00 -0,34 -0,17 -0,34 -0,17

 

Примечание ― Источник: собственная разработка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.096 с.)