Кривые Энгеля для совокупного потребления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кривые Энгеля для совокупного потребления



 

Перейдем теперь к весьма важному свойству кривых Энгеля: оказывается, кривые расходов на все потребляемые товары могут быть представлены на одном графике. Как это сделать? Проведем на плоскости доход-расходы линию, на которой расходы равны доходу. Как известно из курса математики, эта линия - биссектриса центрального угла (см. рис.1.8.). На рис. 1.9. эта линия показана прерывистой линией. Так как мы считаем, что потребитель весь свой доход тратит на приобретение товаров, данная линия представляет собой линию суммарных расходов потребителя на все приобретаемые товары.

 

 

Рис. 1.8. Биссектриса координатного угла.

 

Пусть потребитель (как и в начале настоящего раздела) покупает два продукта - пищу и одежду. Изобразим на рис.1.9. кривую расходов на питание. Ордината любой точки на этой кривой показывает, как известно, величину расходов на питание при данном уровне дохода потребителя. Так, I 1 F 1 - расходы на питание при доходе I 1. В то же время I 1 G 1, - величина суммарных расходов потребителя при доходе I 1, (исходя из рассмотренных свойств линии ОK). Тогда что же показывает отрезок F 1 G 1? Очевидно, F 1 G 1 = I 1 G 1 - I 1 F 1 -величина расходов потребителя на одежду. Аналогичные рассуждения можно провести для любого уровня потребительского дохода (например, для дохода I 2: I 2 F 2 - расходы на питание; I 2 G 2 - суммарные расходы; F 2 G 2 - расходы на одежду). Таким образом, на рис.1.9. мы можем одновременно видеть, как изменяются при изменении дохода и расходы на питание, и расходы на одежду.


Рис. 1.9. Расходы на питание, одежду и суммарные
расходы потребителя.

 

А что если выйти за рамки нашего двухмерного случая в реальный мир, где потребитель покупает не два, а гораздо большее число товаров? И в этом случае расходы на все товары могут быть представлены на одном графике (см. рис. 1.10.), построенном по тому же принципу, что и рис. 1.9.

Рис.1.10. Распределение потребительских расходов по статьям.

 

Заметим, что в теории потребления мы все время предполагаем, что потребитель весь свой доход тратит на приобретение различных товаров. В действительности же потребитель при некотором уровне дохода может делать сбережения. В этом случае доходы потребителя будут превышать расходы на величину сбережений (см. рис.1.11.).

 

Рис.1.11. Появление сбережений после некоторого уровня дохода.

 

С другой стороны, при низком уровне дохода потребитель вынужден брать деньги в долг, чтобы свести концы с концами. Эта ситуация представлена на рис. 1.12.

 

 

 

Рис.1.12. При низком доходе потребитель вынужден занимать, при высоком - может сберегать.

 

Если изменение дохода при постоянных ценах выражалось в параллельных сдвигах бюджетной линии (рис.1.3.), то изменение цены на один из товаров при постоянстве дохода и цены другого товара будет выглядеть как поворот бюджетной линии (рис.1.13.). Таким образом, каждому значению цены товара Х будет соответствовать своя бюджетная линия, а каждой бюджетной линии - своя точка касания с какой-нибудь кривой безразличия. Соединив все эти точки выбора, как в предыдущем разделе, мы получим линию цена-потребление товара X.


Рис.1.13. Построение линии цена-потребление товара Х.

 

То же самое можно проделать и для цены другого товара, появится линия цена-потребление товара Y (см. рис.1.14.). Обе линии характеризуют изменение потребительского выбора при изменении цен товаров Х и Y, по ним потребитель движется при повышении или понижении цены одного из товаров. Но каким образом происходит это движение? Необходимо помнить, что потребитель всегда находится на пересечении этих линий в точке А (см. рис. 1.14.). Но обе эти линии не просто пересекаются, они "выходят" из этой точки. Это гипотетические дорожки, по которым будет двигаться потребитель в случае изменения одной из цен. Причем, когда он будет перемещаться по одной линии, другая в это время будет двигаться за ним как приклеенная (см. рис.1.15.). Обе линии всегда должны выходить из той точки, где находится потребитель.

Рис. 1.14. Кривые цена-потребление для товара Х (I), товара Y (II) и кривая доход-потребление (III).


Рис.1.15. Движение по одной из кривых цена-потребление.

 

Необходимо также отметить, что линия доход-потребление тоже выходит из этой точки (см.рис.1.14). Это третья дорожка возможного движения потребителя при прочих равных. По ней он начнет перемещаться в случае изменения дохода. Но в реальной действительности эти траектории могут никогда не реализоваться, всегда существуя гипотетически.

На основе линии цена-потребление (где изменяется цена товара X) можно построить график зависимости объема потребления товара Х от его цены (см. рис.1.16, а). Это есть не что иное, как кривая спроса. Аналогичным способом можно построить кривую спроса на товар Y (см. рис.1.16, б). При повышении или снижении цены одного товара будет изменяться потребление не только этого, но и других товаров. Эту связь между кривыми спроса разберем на примере падения одной из цен, а именно снижения цены товара Х при постоянстве цены товара Y.

Рис. 1.16. Кривая спроса для товара Х (а) и для товара Y (б). Площадь заштрихованного прямоугольника обозначает сумму расходов на товар.

 

Итак, потребитель находится в точке А (см. рис.1.17, а), покупая в единицу времени x 0 товара Х по цене и y 0 товара Y по цене (см. рис. 1.17, б). Когда цена Х внезапно падает с до то, у потребителя появляется лишняя сумма денег, которой он может распорядиться. Этот выигрыш потребителя не зависит от формы кривой спроса, он полностью определяется исходным объемом потребления x0 и величиной падения цены (-). Но кривая спроса показывает, как он распределит высвободившуюся сумму. Посмотрите на рис. 1.17, а. Потребитель увеличивает расходы на товар X, переходя по кривой спроса из точки А в точку В. Заштрихованные площади на рис. 1.17, а показывают уменьшение расходов из-за снижения цены и их увеличение, связанное с покупкой дополнительного количества товара X.


 

 

 

  Рис. 1.17. Последствия снижения цены товара X: движение вдоль кривой спроса на товар X (а) и сдвиг кривой спроса на товар Y (б). Случай низкоэластичного спроса на товар X. А как это изменение изобразится на втором графике (рис. 1.17, б)?

 

Это выразится не в движении вдоль кривой спроса на товар Y - его цена остается прежней. Изменение цены на товар Х изображается сдвигом кривой спроса на товар Y. Но в какую сторону?

Если эластичность спроса на товар Х по абсолютной величине меньше единицы, то расходы потребителя на приобретение дополнительного количества товара Х меньше его выигрыша за счет снижения цены, и в целом его расходы на приобретение товара Х уменьшатся. Остальная часть его выигрыша пойдет на увеличение покупки товара Y, и кривая спроса сместится вправо. Площадь заштрихованного прямоугольника на рис. 1.17 показывает дополнительные расходы на товар Y.

Но если спрос на товар Х высокоэластичен (эластичность по абсолютной величине больше единицы), то произойдет иначе. Расходы на покупку товара Х возрастут, и потребителю придется сократить расходы на покупку товара Y, а, следовательно, уменьшить объем его потребления. Кривая спроса сместится влево (рис. 1.18, б).

  Рис. 1.18. Тот же процесс, что и на рис. 1.17. Случай высокоэластичного спроса на товар Х.

 

Но эластичность не остается постоянной на всем протяжении кривой спроса. На рис. 1.19 показана линейная функция спроса на товар X. Участок I характеризуется высокой эластичностью, и при снижении цены товара Х на этом участке кривая спроса на товар Y сдвигается влево. Но в точке В эластичность становится единичной и при дальнейшем движении продолжает снижаться, а кривая спроса на товар Y начинает смещаться вправо (участок II).

 

Рис.1.19. Кривая спроса на товар Х имеет высокую эластичность на участке I и низкую эластичность на участке II.

 

Распределение потребителем своего бюджета можно исследовать не только исходя из теоретических предпосылок (как мы это делали раньше), но и эмпирически - проследить, какие решения принимают в тех или иных случаях реальные потребители.

Можно просто попросить их мысленно оценить свой выбор в тех или иных условиях (при меняющихся доходе или ценах) и на основе их ответов построить кривые типа "если-то", характеризующие предпочтения конкретных потребителей. Но здесь есть серьезное препятствие. Совпадет ли мысленная оценка с выбором в реальных условиях? Попробуйте ответить на вопрос: как бы вы распределили свой доход, если бы он вырос в два, пять, десять раз?

Для получения правильных данных и построения, кривых Энгеля или кривых спроса нужно провести эксперимент. Однако искусственные эксперименты такого рода тоже весьма трудно осуществимы. Представьте себе, что в вашем городе нужно методично и спокойно повышать каждую неделю цену на хлеб или каждый месяц уменьшать доходы и смотреть, как мечутся и волнуются потребители ради нашего научного любопытства. Или понижать цену на молоко и повышать доходы, а на самом интересном месте объявить, что эксперимент закончился!

Если выбрать несколько потребителей, которые сталкиваются с одинаковыми продуктами и ценами, но имеют разные доходы, и зафиксировать их расходы, то у нас появится возможность исследовать изменение потребления в связи с изменением дохода.

"Почему? - может спросить читатель, - ведь это разные люди, и никакого изменения дохода ни у одного из них не происходит".

Да потому, что их можно рассматривать как одного и того же потребителя, помещаемого в одну и ту же систему, но каждый раз с другим доходом. Поэтому, нанеся их расходы на питание, одежду и т. д. на график, можно получить кривые Энгеля. А если мы во время исследования постараемся захватить представителей разных имущественных слоев, у нас получится как бы вертикальный срез целого общества – картинка, показывающая, кто, сколько и чего потребляет в момент исследования, и изображающая реакцию людей на изменение дохода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.037 с.)