Моделирование потребительской функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование потребительской функции



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

 

ЯЛТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

Работа допущена к защите                        Работа защищена с оценкой

_______________________

научный руководитель                                          «___»_____________2007г.

______________ Подписи членов комиссии

«___»___________________2007г. ________________________

Моделирование потребительской функции

Курсовая работа по дисциплине

«Микроэкономика»

 

 

Выполнила студентка 2-го курса

гр.

____________________________

 «___»__________________2007г.

 

 

г. Ялта-2007г.


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы моделирования потребительской функции………...5

1.1. Сущность потребительской функции……………………………………….5

1.2. Кривые Энгеля………………………………………………………………..8

1.2.1. Нормальные блага………………………………………………………….8

1.2.2. Низшие блага……………………………………………………………...10

1.3. Кривые Энгеля для совокупного потребления……………………………11

2.Анализ потребления в Украине и развитых странах…………….………….21

2.1. Совокупное потребление в Украине. Структура семейных бюджетов…21

2.2. Потребление в развитых странах. Структура семейных бюджетов……..28

3. Проблемы повышения жизненного уровня населения в Украине………...37

3.1. Уровень и качество жизни населения……………………………………..37

3.2.Безработица молодежи……………………………………………………...52

Заключение……………………………………………………………………….50

Список использованной литературы


Введение

 

Спрос и предложение - наиболее часто используемые в экономической теории термины (по вполне уважительной причине). Спрос и предложение - силы, приводящие в движение маховик рыночной экономики. Они определяют количество производимых товаров и цену, по которой продаются продукты.

Но, для того, чтобы знать, что предложить, необходимо выяснить наиболее интересующие потребителя области. В любой из них вниманию потребителя предлагается огромное количество товаров и услуг. Однако он не имеет возможности удовлетворить все свои запросы. Он стоит перед выбором. Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей.

Факторами являются спроса: цена товара; изменение уровня доходов; изменения в структуре населения (например, увеличение удельного веса пенсионеров увеличивает спрос на лекарства); изменение цен на другие товары, особенно товары-заменители; экономическая политика правительства; изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и т.п. Влияние доходов на спрос: чем выше доходы, тем выше спрос на нормальные блага, при низких доходах - повышается спрос на низшие блага.

Целью данной курсовой работы является изучения моделирования потребительской функции.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. теоретические основы моделирования потребительской функции:

Ø определение сущности потребительской функции,

Ø изучение кривых Энгеля для нормальных и низших благ, а также для совокупного потребления;

2. анализ потребления в Украине и развитых странах:

· совокупное потребление в Украине, анализ структуры бюджета семьи,

· потребление в развитых странах, анализ структуры бюджета семьи в развитых странах;

3. проблемы повышения жизненного уровня населения Украины:

ü уровень и качество жизни населения,

ü безработица молодежи.

Предметом исследования явилось изучение потребления населения Украины, а также развитых стран.

Основой для написания данной курсовой работы послужили монографии отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической экономической литературы по исследуемой проблеме, законодательные и нормативные акты Украины.


Теоретические основы моделирования потребительской функции

Кривые Энгеля

Нормальные блага

При некотором заданном доходе и заданных ценах потребитель однозначно определяет свои расходы - выбирает на бюджетной линии точку, которая соответствует самой "полезной" кривой безразличия. А что произойдет, если изменится доход и, следовательно, изменятся покупательные возможности потребителя? При неизменных ценах это выразится в параллельном сдвиге бюджетной линии. В случае увеличения дохода она отодвинется от начала координат и потребителю станут, доступны более далекие кривые безразличия, а в случае уменьшения приблизится к началу координат и потребителю придется перейти на меньший уровень полезности.

На каждом уровне дохода потребитель будет выбирать самый полезный набор благ, и можно сказать, что каждой бюджетной линии соответствует своя оптимальная точка. Если мы рассмотрим все возможные уровни дохода и соединим все точки выбора, соответствующие каждому уровню, то мы получим линию доход-потребление. По ней движется потребитель при изменении своего дохода (рис. 1.4.).


     
 

 


Рис. 1.4. Кривая доход-потребление.
х - питание, а y - одежда

 

На основании линии доход-потребление можно построить график доход-расходы для отдельного блага. На горизонтальной оси будем откладывать величину дохода, а на вертикальной - денежную сумму расходов на данное благо (рис. 1.5.). Кривые такого типа называют кривыми Энгеля - по имени немецкого статистика XIX в. По характеру кривых Энгеля можно судить об отношении потребителя к благам: c ростом дохода кривая расходов на питание теряет наклон - спрос насыщается, а кривая расходов на одежду становится все круче - почти все приращение дохода уходит на одежду. Эта зависимость была видна на линии доход-потребление (рис. 1.4.).

 

 

Рис. 1.5. Кривые доход-расходы на питание (а) и одежду (б).

 

Отметим, однако, что с увеличением дохода потребитель покупает больше и пищи, и одежды. В таких случаях экономисты говорят, что продукты питания и одежда являются нормальными товарами с точки зрения потребителя.

Но даже и для одного потребителя один и тот же товар может являться нормальным при одном уровне дохода и низшим благом при другом уровне. Рассмотрим потребителя, который любит и кофе, и чай, но все же в некоторой степени предпочитает кофе: при небольшом уровне дохода чай будет являться для этого потребителя нормальным товаром, однако с ростом дохода, когда кошелек сможет выдержать переход потребителя на кофе, чай рискует оказаться низшим благом.

 

Низшие блага

Если же объем закупок некоторого товара падает при увеличении потребительского дохода, то такой товар носит название низшего блага (англ. interior good). Например, большинство хозяек с увеличением дохода предпочитают использовать при приготовлении пищи все меньше дешевого маргарина, заменяя его более дорогим (но, по общему мнению, и более привлекательным) сливочным маслом.

Следует подчеркнуть, что один и тот же товар может быть низшим благом для одного потребителя и нормальным товаром для другого. Так, если потребитель рассматривает чай лишь как дешевый заменитель кофе, то с ростом дохода он будет, естественно, сокращать закупки чая, заменяя его кофе, и чай окажется низшим благом. В то же время для другого потребителя, который пьет чай потому, что ему это нравится, чай не будет низшим благом.

 

Рис. 1.6. Линия доход-потребление (чай - низшее благо).

На рис.1.6. представлена линия доход-потребление некоторого потребителя для случая чай-кофе. Легко заметить, что эта линия на участке выше точки К поворачивает в направлении уменьшения потребления чая (в отличие от линий доход-потребление для пищи и одежды, изображенной на рис. 1.5.). Такой поворот линии доход-потребление на рис.1.6. означает, что при уровне дохода потребителя, превышающем уровень, для которого оптимальной комбинацией кофе и чая является набор K, чай становится низшим благом. На основе рис.1.6. можно построить кривую Энгеля для расходов на чай (см.рис. 1.7.).


Рис. 1.7. Чай - нормальный товар при доходе меньшем,
чем I 1, низшее благо при доходе выше I 1.

 


Страна

Доля в общих доходах,%

Отношение доходов 10% богатых к 10% бедных

низшие 10% населения высшие 10% населения
Австрия 4,4 19,3 4,4
Финляндия 4,2 21,6 5,1
Швеция 3,7 20,1 5,4
Бельгия 3,7 20,2 5,5
Дания 3,7 20,5 5,7
Италия 3,6 21,8 6,2
Германия 3,5 23,7 7,1
Греция 3,3 23,5 8,5
Испания 3,0 25,3 9,0
Нидерланды 2,8 25,1 9,0
Франция 2,8 25,1 9,1
Португалия 2,8 25,1 9,3
Великобритания 3,1 28,4 10,4
США 2,6 27,3 16,6
  1,8 30,5  

 

Социальные классы отличаются не только экономическими характеристиками, но и образом жизни, качеством жизни, социальной психологией, социальным поведением, мировидением, политической культурой и т.д.

В среднем за 1997-2002 гг. норма личных сбережений (не расходуемая на потребление доля располагаемого дохода) составляла (%): в США — 4.7, Японии — 13.2, Германии — 12.8, во Франции — 13.9, в Великобритании — 10.8. Норма народнохозяйственного накопления (доля вложений в основной капитал в ВВП) составляла за тот же периода в США — 15.8%, Япо­нии — 29.2, Германии — 22.2, во Франции — 18.7, в Великобритании — 15. 1 %.

Можно полагать, что эти тенденции отча­сти ответственны за относительно более низкие темпы роста в США (кроме 90-х годов). С дру­гой стороны, их следует толковать как проявления более высокой эффективности накопления: для прироста ВВП на один процент требуется меньше процентов инвестиций в ВВП, чем в других странах. В 90-е годы, когда США значительно превосходили другие страны по темпам роста, их отличала особенно высокая эффективность накопления. Относительно низкие циф­ры личных сбережений компенсируются, помимо того, массивным использованием амортиза­ционных отчислений и нераспределенной прибыли фирм для финансирования капиталовложений.

В США всего 8,5% бюджета семьи составляют продукты питания. Средняя американская семья тратит всего лишь сейчас 300 долларов в неделю на продукты питания. То есть когда ожидается повышение до 400 долларов в неделю, это чувствительно для семьи, но в общем бюджете семьи это не является таким критическим фактором.

Среднестатистический бюджет средней американской семьи составляет от 25 (очень низкий доход) до 36-40 тысяч долларов в год (показатель средний по штатам). Где-то уровень доходов выше, но и уровень жизни, вернее расходов на нее соответственно.

Бензин на одно авто это – до 250 долларов в месяц. Поскольку в семье это единственный жизненно необходимый транспорт, то двое взрослых будут потреблять из семейного бюджета в районе 500 долларов в месяц за бензин (средняя оплата за галлон - а это около трех литров - 2 доллара.

Снимать жилье стоит от 600 до 1200 и выше долларов в зависимости от штата, города и местности. Коммунальные платежи: долларов 150 за электричество, 50 – за воду, 50 – за телефон с Интернетом, еще 50 за мобильный. То есть коммунальные сами по себе около 300.

Потребление основных видов продуктов питания в Финляндии относительно стабильно, составляет в год на человека: 19 кг говядины, 35 кг свинины, 198 л молока, 8,7 кг мяса птицы, 11,7 яиц, 5,2 кг масла, 14,4 кг сыра и т. д.

Дания является крупным импортером продовольственных товаров. В 2000г. импорт товаров по статье "Пищевые продукты и живые животные" составил 23,6 млрд. крон. Основное место в этой группе занимают рыба и морепродукты (7,4 млрд. крон), которые в основном закупаются для переработки.

Внутреннее потребление в государствах данного региона ограничивалось ради увеличения нормы сбережения, достигшей по итогам 2000г. 48% в Сингапуре, 40,5 – в Китае, 38,7 – в Индонезии и 35,1% в Южной Корее (в то время как в США соответствующий показатель не поднимался выше 17%, в Великобритании – 19, а во Франции и Германии – 21%). 

В США всего 8,5% бюджета семьи составляют продукты питания. Средняя американская семья тратит всего лишь сейчас 300 долларов в неделю на продукты питания. То есть когда ожидается повышение до 400 долларов в неделю, это чувствительно для семьи, но в общем бюджете семьи это не является таким критическим фактором.

Среднестатистический бюджет средней американской семьи составляет от 25 (очень низкий доход) до 36-40 тысяч долларов в год (показатель средний по штатам). Где-то уровень доходов выше, но и уровень жизни, вернее расходов на нее соответственно.

Бензин на одно авто это – до 250 долларов в месяц. Поскольку в семье это единственный жизненно необходимый транспорт, то двое взрослых будут потреблять из семейного бюджета в районе 500 долларов в месяц за бензин (средняя оплата за галлон - а это около трех литров - 2 доллара.

Снимать жилье стоит от 600 до 1200 и выше долларов в зависимости от штата, города и местности. Коммунальные платежи: долларов 150 за электричество, 50 – за воду, 50 – за телефон с Интернетом, еще 50 за мобильный. То есть коммунальные сами по себе около 300.

Средняя заработная плата во Франции (после уплаты налогов и обязательных страховых выплат) составляет 19 938 евро в год на наемного работника. Уровень сбережений (до уплаты налогов и обязательных страховых выплат) составляет 1 829 евро на семью, что составляет 15,6 % имеющегося в распоряжении дохода. В таблице 2.10. представлена структура потребления (доля в бюджете семьи) во Франции.

Таблица 2.10.

Структура потребления (доля в бюджете семьи) во Франции

Наименование Доля, в %
Жилище, освещение, отопление 24,4
Продукты питания, напитки, табак 18,1
Другие товары и услуги: (посещение ресторанов, путешествия и т.д.) 15,3
Транспорт и связь 15,2
Досуг, культура  11,6
Оборудование и обслуживание жилища 6,5
Одежда 5,3
Медицинское обслуживание 3,6

 

Из табл.2.10 видно, что самая большая доля в бюджете французской семьи приходится на жилье, освещение и отопление и составляет – 24,4%; затем идут продукты питания, напитки, табак – 18,1%, на одном уровне находятся другие товары и услуги, транспорт и связь – 15,3 и 15,2% соответственно.

Уровень месячной минимальной межпрофессиональной заработной платы до уплаты налогов и обязательных страховых выплат составил 1082,6 евро, при уровне почасовой оплаты, составляющем 6,41 евро.

Сегодня в Чехии размер минимальной заработной платы составляет 7 185 крон (287 долларов США), средняя зарплата в целом по стране в прошлом году составляла в пересчете 750 долларов (18 763 кроны). После оплаты налога и страховок в среднем остается 15 тысяч крон (600 долларов). Если учесть, что среднестатистическая чешская семья состоит из 2,33 человека и при этом работают двое, то чистый месячный доход равен 1200 долларов.

Средний размер пенсии равен 7 731 кроне или 309 долларов. Естественно, далеко не все получают среднюю зарплату. В Праге она составляет в 2005 году 23 729 крон (950 долларов), в самом «бедном» крае – Карловарском – 15 797 крон (632 доллара). В районах, где высок уровень безработицы – это северная и восточная Чехия, многие вынуждены жить на пособия и социальные дотации.

Больше всех получают работники банков, государственные служащие и программисты. В последнем случае даже выпускник средне-специального училища без практики работы с компьютерами может рассчитывать на начальную зарплату 20 тысяч крон в месяц (800 долларов). Вот некоторые данные о средней заработной плате в Праге в разрезе профессий:

Ø санитарный врач – 27 386 крон,

Ø ветеринарный врач – 25 391,

Ø строительный инженер, проектировщик – 24 034,

Ø психолог – 22 335,

Ø хореограф – 22 139,

Ø строительный техник – 21 638,

Ø журналист – 21 329,

Ø учитель неполной средней школы – 21 081,

Ø налоговый инспектор – 20 879,

Ø водитель общественного транспорта – 20 525,

Ø портье в отеле – 16 898,

Ø педагог дошкольного воспитания – 15 927 крон (курс около 25 CZK/USD).

По данным Министерства труда и социальных дел, средний месячный бюджет чешской семьи в 2005 году составлял 20 800 крон (около 900 долларов). Это на 650 крон больше уровня 2004 года. По статистике средняя чешская семья состоит из 2,4 человека. Таким образом, расходы на проживание одного человека равны в среднем 8491 кроне.

Средняя зарплата по стране около 18 035 крон. За год она возросла на 6,6%. В столице зарплата выше – 22 тысячи, в провинции меньше. Минимальная зарплата 7 185 крон, средний размер пенсии по возрасту 6-7 тысяч крон. Средний размер пособия по безработице 3562 кроны.

Зарплата в спектре общих доходов чешской семьи составляет менее половины – 44%. Остальные доходы поступают от размещения денег в банках, от кредитов, в виде социальных пособий, продажи имущества. Сбережения средней чешской семьи в год составляют 17 436 крон.

За 2005 год несколько выросли расходы на продукты питания, безалкогольные напитки и транспорт, снизились на обувь и одежду (на 4%). Немногим более 20% денег из семейного бюджета уходит на питание – 4 тысячи крон на покупку продуктов и 800 крон на питание в столовых, кафе и ресторанах. Это практически столько, сколько уходит на оплату за жилье – коммунальные услуги, квартплату.

Самые продаваемые продукты питания в сегодняшней Чехии – «роглики» - похожи на русские рогалики, но не сладкие. За ними следуют сыр, помидоры, цыплята и бананы. Падает потребление хлеба, одновременно растет спрос на мясо, молоко, молочные продукты, фрукты и напитки. Снижаются объемы продаж овощей. Ежедневно каждый среднестатистический чех выпивает пол-литра пива и 0,7 литра минеральной воды.

Наиболее быстрыми темпами растут расходы на связь - телефонные разговоры и Интернет (на 10% в год). Расходы на поддержание здоровья выросли за год на 6% - покупка витаминов, посещение спортивных залов.

Практически неизменны расходы на табачные изделия и алкогольные напитки. Включая новорожденных, а также непьющих и некурящих старушек, среднестатистический чех ежегодно тратит на это 2541 крону. На кондитерские изделия – шоколад, мармелад – меньше (1222 кроны). Примерно столько же, сколько на лекарства.

Сегодня средняя зарплата в Чехии 18 тысяч крон (720 долларов или 570 евро), минимальная, установленная законом – 6700 крон (около 270 долларов), средняя пенсия – 7000 крон, пенсия с минимальной зарплаты 5000 крон в месяц.

Большинство молодых семей с одним ребенком зарабатывают 15-20 тысяч крон в месяц («чистыми»). Только 2% семей имеют доход свыше 50 тысяч крон. Но и на другом конце шкалы, с доходами менее 8 тысяч крон, не так много – тоже 2% семей. Чаще всего такая семья имеет 15 тысяч крон, когда муж зарабатывает 14 тысяч (начисленными), а его супруга получает дотацию на ребенка, которая составляет сегодня 3600 крон в месяц (с мая 2004 года ее размер был повышен на тысячу крон).

Чистый месячный доход молодой чешской семьи, имеющей ребенка в возрасте до 2 лет и процентная доля семей в зависимости от дохода (см. табл.2.11).

Таблица 2.11.

Чистый месячный доход (крон) семьи и процентная доля семей в зависимости от дохода в Чехии

Чистый месячный доход, крон Доля семей, %
ниже 8000 2,1
8000 – 10000 3,6
10001 – 15000 19,4
15001 – 20000 25,3
20001 – 25000 14,0
25001 – 30000 6,6
30001 – 40000 5,5
40001 – 50000 0,9
свыше 50001 2,2

 

Для сравнения в Украине падение показателей сельскохозяйственного производства привело к сокращению и ухудшению структуры потребления продуктов питания. Идет снижение среднедушевого потребления наиболее важных и полезных продуктов и рост - менее полезных продуктов.

Городская семья тратит 43,4 % своих денежных доходов на продукты питания, а сельская - 38,5 % (2000г.). В то же время потребление основных продуктов питания на душу населения в год в Украине оказывается ниже научно обоснованных норм и составляет в среднем 70 % по мясомолочной продукции, яйцам и рыбе, что существенно ниже, чем в развитых странах.


Года

Всего

В том числе

по возрасту по инвалидности по потере кормильца 2000 68,9 69,3 82,3 52,0 2001 83,7 85,2 94,5 61,0 2002 122,5 127,1 129,7 85,5 2003 136,6 141,8 142,4 95,9 2004 182,2 194,2 170,9 120,2 2005 316,2 323,8 305,2 262,9 2006 406,8 417,7 393,2 302,8 2007 478,4 497,0 435,8 339,3

 

В 2006г. 876 тыс. семей или 67,4 % от общего количества очередников ожидали улучшения жилищных условий 10 лет и более (в 1990г. соответственно 285 тыс. семей или 11%).

Количество семей, которые имеют жилую площадь в расчете на одного человека ниже санитарной нормы (13,65 м²) в 2003г. составляло 7767тыс., в 2004г. 7530, 2005г. – 7457тыс., в 2006г. –7230 тыс., в 2007г. – 7299тыс.

Численность экономически активного населения возрастом 15–70 лет составляла 22,3 млн. лиц, из них 20,9 млн. лиц, или 93,7%, были заняты экономической деятельностью, остальные – не имели работы, но активно ее искали и были готовы приступить к ней, то есть в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) классифицировались как безработные.

Количество безработных работоспособного возраста (по методологии МОТ) составляло 1,4 млн. лиц, или 6,9% от численности экономически активного населения отмеченного возраста (в среднем за 9 месяцев 20067., рассчитано на базе материалов выборочных обследований населения (домохозяйств) по вопросам экономической активности). К этой категории безработных относятся лица, которые самостоятельно искали работу, и те, которые находились на учете в государственной службе занятости.

В целом количество незанятого населения, которое находилось на учете в государственной службе занятости по возрасту и по профессиональной группе в 1996-2007гг. представлено в таблице 3.13.

Таблица 3.13

Количество незанятого населения, которое находилось на учете в государственной службе занятости, по возрасту и профессиональным группам в 1999-2006гг.

(на конец отчетного периода; тыс. лиц)

Года

Всего

по полу

женщины мужчины
1999 1204,6 744,3 460,3
2000 1188,0 746,5 441,5
2001 1028,8 655,7 373,1
2002 1055,2 674,7 380,5
2003 1003,7 635,1 368,6
2004 998,9 628,0 370,9
2005 903,5 545,7 357,8
2006 780,9 468,3 312,6

 

По регионам наивысший уровень трудоустройства наблюдался в м. Киеве (21,0%), а самый низкий – в Тернопольской области (3,0%). В то же время снижение количества трудоустроенных граждан наблюдалось во всех регионах.

С целью получения новой профессии или специальности государственной службой занятости в декабре 2006г. было направлено на учебу 13,6 тыс. безработных против 15,6 тыс. лиц в предыдущем месяце. В целом на начало января 2007г. по таким направлениям в учебных заведениях всех типов проходили профессиональную учебу 36,3тыс. лиц (4,8% зарегистрированных безработных).

Из Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы в ноябре 2007г. на помощь по безработице потрачено 138,8 млн.грн. Среднеучетное количество безработных, которые получали получали помощь по безработице на протяжении отмеченного месяца, составляли 428,5 тыс. лиц, или 73,0% от общего количества тех, которые имели статус безработный. Средний размер помощи в ноябре 2007г. сравнительно с соответствующим месяцем предыдущего года вырос на 34,8% и составлял 323,78 грн., что равняется 70,4% законодательно установленного в этом периоде минимального уровня заработной платы (460грн.).

 

Безработица молодежи

 

Безработица молодежи - одна из острейших социально-экономических проблем современности, яркий и неоспоримый показатель нестабильности экономики страны.

Отдельный вопрос - занятость молодежи. В новой социально-экономической ситуации обостряется вопрос подготовки экономически грамотного молодого поколения вне зависимости от профессии, способного самостоятельно решать жизненные вопросы, быстро приспосабливаться к условиям новой экономической системы, обладать конкурентоспособностью на рынке труда. Тем не менее, новоиспеченные современными вузами молодые специалисты, так необходимые стране, не находят своего покупателя на рынке труда и вынуждены получать скромные пособия или минимальную заработную плату за использование своего труда не по специальности.

Молодежь - наиболее активный и перспективный слой населения с точки зрения кадрового резерва. Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной рыночной экономики, они легко обучаются, перспективней мыслят, в них отсутствует консерватизм взглядов, они мобильнее, любознательнее, целеустремленней, часто образованнее, чем остальные слои населения и, тем не менее, они наиболее не востребованы (в силу своей некомпетентности, отсутствия практических навыков и опыта, завышенных амбиций и издержек современного украинского профессионального обучения) на рынке рабочей силы.

А если учесть такую особенность национальной безработицы как - предельно низкий процент зарегистрированных безработных, станет понятным необходимость корректировки данного показателя, естественно, в направлении его увеличения. Таким образом, в нашей стране практически каждый четвертый трудоспособный гражданин - безработный! Это страшные цифры. Тем более, что основная часть безработного населения формируется из наиболее активной, образованной, динамичной, перспективной прослойки населения - из молодых людей (20-40% от общего числа зарегистрированных безработных, как в капиталистических странах Европы, так и у нас в стране, составляет молодежь в возрасте до 29 лет).

Подобная ситуация чревата самыми острыми социально-экономическими последствиями для современного общества. Не стоит говорить о том, что безработица сама по себе является не только индикатором экономической нестабильности в стране, но и одной из самых глобальных социально-экономических проблем современности. С одной стороны, сужение источников доходов семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения, а стало быть, и торможения экономического роста. С другой стороны, слабая социальная защищенность приводит к разочарованиям в жизни и как крайний выход - к увеличению самоубийств. Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой.

За последнее десятилетие - с 1995 по 2005 гг. - число безработных среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в мире выросло с 74 до 85 млн. человек. Такие данные приводятся в новом докладе Международной организации труда (МОТ).

По информации этой организации, из 1,1 млрд. молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет в мире каждый 3-й либо ищет, либо не может найти работу, либо совершенно прекратил ее поиски, либо трудится, но при этом живет на менее чем 2 долл. в день. Как отмечается в докладе, в период с 1995 по 2005гг. численность молодежи возросла на 13,2%, при этом занятость в этой группе увеличилась лишь на 3,8%. Численность безработных среди молодежи составляет 44% от общего числа безработных, в то время как доля молодых людей в общей численности населения трудоспособного возраста равняется лишь 25%.

Уровень безработицы среди молодежи вырос с 12,3% в 1995г. до 13,5% в 2005г., в то время как безработица среди взрослых работников составляет 4,6%. При этом, согласно докладу, более 300 млн. молодых людей трудились, но не могли выбраться за черту бедности (их заработок не превышал 2 долл. в день).

Самый высокий уровень безработицы среди молодежи - 25,7% - был отмечен в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Вторым по этому показателю стал регион Центральной и Восточной Европы (не члены Европейского союза) и СНГ (19,9%). Рост молодежной занятости наблюдался в последние 10 лет в развитых государствах и странах ЕС.

В Украине по состоянию на 1 октября 2006г. в Государственной службе занятости было зарегистрировано 0,7 млн. безработных.

Самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в Ровенской области (4,3%), самый низкий - в Киеве (0,4%). По данным Госкомстата, в августе государство выделило помощь безработным в размере 121,7 млн. гривен. Ее получили 532,1 тыс. безработных. Средний размер пособия на одного безработного в августе составил 228,61 гривен. На 1 октября в Украине было 237,9 тыс. вакансий.

По данным Госкомстата, на 1 декабря 2007 года было зарегистрировано 587 тысяч безработных. Их число уменьшается с каждым годом – 1 декабря 2006 года в стране было 700 тысяч безработных, а на 1 января 2007 года – 800 тысяч. 587 тысяч, в том числе 369 тыс. женщин. Среди безработных 299,4 тыс. – сельское население.

В конце ноября 2007г. на учете в государственной службе занятости находилось 619,9 тыс. чел (месяцем ранее - 578,5 тыс.) при потребности предприятий в работниках на замещение свободных рабочих мест и вакантных должностей в 195,3 тыс. чел. (207,4 тыс.). Нагрузка на одно свободное рабочее место (вакантную должность) составляет 3 человека (март-апрель - 4 чел. на место, январь-февраль - 5 чел.).

Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта “надежда” не имеет соответствующей социальной защищенности, “непристроенность” молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.

Безработица среди молодого населения ведет:

ü к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);

ü снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;

ü усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации. В сложившейся ситуации просто необходимо разработать целый комплекс мер по выводу страны из “безработного” кризиса. С одной стороны, в решении данной проблемы может помочь набирающая обороты система предпринимательства и частного бизнеса, с другой стороны, естественно, никак не обойтись без помощи государства и поддержки местных органов самоуправления. Так как, лишь решив данную проблему на местах, “залатав дыры” в рядах безработных в каждом отдельном регионе, можно говорить о снижении уровня безработицы в стране в целом. Что касается проблемы увеличения непосредственной занятости молодежи, здесь наблюдаются свои специфические сложности:

ü молодые специалисты в силу своей “незрелости”. Недостатка профессионального опыта являются одним из наименее востребованных слоев населения на рынке труда;

ü наблюдается тенденция к эксплуатации молодежного труда со стороны частных предпринимателей (необоснованно низкая заработная плата, ненормированное рабочее время и дифференциация труда) по причине сложности трудоустройства и повышенной в связи с этим значимости рабочего места;

ü чрезмерная амбициозность выпускников современных вузов (особенно коммерческих) - завышенные требования к условиям и оплате труда, не желание строить карьеру с самых “низов”, постепенно поднимаясь по ступеням служебной лестницы, - усложняют ситуацию на рынке труда молодых специалистов, увеличивают количество безработных праздношатающихся молодых людей;

ü отсутствие четкой профессиональной определенности - зачастую образование, полученное в вузе, не является основным профессиональным ориентиром, молодой специалист не знает своих профессиональных склонностей и не имеет конкретных предпочтений ни к одной из профессий;

ü отсутствие практической подготовки с детства к любому реальному труду приводят к нежеланию менять размеренный уклад “легкой” жизни за “надежным родительским плечом”;

ü слабая социальная защищенность, необоснованно низкая система оплаты труда в стране, высокая текучесть кадров на российских предприятиях стимулирует молодого специалиста к поиску заработка на более благоприятной ниве зарубежных предприятий.

Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:

 1. Во-первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь - это будущее нации):

· пересмотреть и доработать законодательную базу;

· откорректировать политику в области трудоустройства;

· найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;

· разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

2. Во -вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:

a. способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.522 с.)