Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Полномочия Президента Республики
БЕЛАРУСЬ
Основные группы полномочий Президента Республики Беларусь
Полномочия белорусского Президента закреплены преимущественно в ст. 84 Конституции. Однако и в иных ее статьях, и других нормативных правовых актах содержатся нормы, посвященные правам и обязанностям Президента. 1. Назначение республиканских референдумов. Президент является единственным лицом, которое может назначить референдум - народное голосование. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь как по собственной инициативе, так и по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска [6. с. 3]. Таким образом, действующая редакция Конституции не проводит разграничение между субъектами, инициирующими референдум, и возможным по нему решению о назначении (либо отказе в назначении) референдума. Если предложение палаты Парламента, граждан о проведении референдума внесено в соответствии с законом, то Президент назначает республиканский референдум. На наш взгляд, это должно быть сделано указом Президента. При определении даты проведения референдума Президент связан сроками, указанными в Конституции, а именно: она устанавливается не позднее 3 месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума. К сожалению, ни в Конституции, ни в законах не определено, в течение какого срока после внесения надлежащим образом оформленного предложения следует издать Указ. По мнению автора, это необходимо сделать в течение месяца после внесения предложения. 2. Назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей. Совет Республики и местные представительные органы. Конституция разграничила полномочия Президента и Парламента в решении вопросов о проведении выборов. Если это касается коллегиальных представительных органов, то решение о назначении выборов принимает Президент (п. 2 ст. 84), а если Главы государства, то - Палата представителей (п. 3 ст. 97). Такой подход в большей мере позволяет исключить ситуацию, когда бы нарушались сроки проведения выборов, что, к сожалению, уже имело место в нашей современной истории при проведении выборов в Парламент в 1995г. Согласно ст. 93 Конституции срок полномочий Парламента - четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Отсчет полномочий палат Парламента должен осуществляться со дня начала первой после выборов сессии палат. С тем, чтобы не было коллизий в определении сроков созыва и начала работы первой сессии палат в Конституции этот вопрос специально весьма подробно регламентирован. Так, в соответствии со ст. 93 Конституции первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. Отсчет 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессии Палаты представителей осуществляется со дня второго тура голосования по выборам ее нового состава. Если второй тур голосования по выборам в Палату представителей не проводится, отсчет 30-дневного срока осуществляется со дня проведения первого тура общих выборов в Республике Беларусь. Отсчет 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессии Совета Республики осуществляется со дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня по выборам членов Совета Республики от области или города Минска. В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть досрочно прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей. В нашем законодательстве не предусматривается, кто должен принимать решение о проведении выборов в коллегиальные представительные органы, если по каким-либо причинам Президент не издает соответствующий указ. Согласно российскому законодательству, если Президент России в установленный срок не принимает решение о проведении выборов, то эту обязанность должен выполнить Центризбирком. Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Если же речь идет о внеочередных выборах палат Парламента, то они проводятся в трехмесячный срок со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента[8].
3. Роспуск палат Парламента. Досрочное прекращение полномочий палат Парламента, т.е. их роспуск, является одним из способов разрешения конфликта между властями, прежде всего между законодательной и исполнительной. Арбитром в данном случае выступает Глава государства. Полномочия палат Парламента могут быть прекращены досрочно лишь в случае и порядке, предусмотренном Конституцией. Во-первых, они могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству. Так, согласно части девятой ст. 106 Конституции Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия. Необходимо отметить, что согласно п. 7 ст. 97 Конституции вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы деятельности. Полагаю, что данная норма распространяется и на случаи постановки Премьер-министром вопроса о доверии Правительству, т.е. в течение указанного срока подобная инициатива со стороны Премьер-министра недопустима. Во-вторых, полномочия палат Парламента могут быть прекращены в случае вотума недоверия Правительству. Вотум недоверия Правительству может быть выражен по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей [6. с. 9]. Частным случаем выражения вотума недоверия Правительству является повторное отклонение Палатой представителей программы деятельности Правительства (п. 5 ст. 97 Конституции). При выражении вотума недоверия Правительство должно заявить Президенту об отставке. В-третьих, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Решение названной палатой Парламента о согласии на назначение Премьер-министра должно быть принято не позднее чем в 2-недельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае, если Палата представителей дважды отказывает в даче согласия на назначение Премьер-министра, Президент вправе назначить исполняющим обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы. В-четвертых, полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. Рассмотрение Конституционным Судом вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь осуществляется по предложению Президента. Его рассмотрение не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда. По мнению автора, в законе следовало бы дать толкование понятий "систематическое", "грубое" нарушение Конституции, а также установить сроки, в течение которых Президент вправе внести предложение в Конституционный Суд (например, 1 - 2 года), со дня принятия палатой Парламента соответствующего правового акта (закона, постановления). Учитывая важность данной проблемы, видимо, нецелесообразно использовать по аналогии те нормы права, которые отнесены к другим отраслям права, например, трудового. У Президента будут все основания для постановки вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента, если, например, он налагал вето на принятые законы, однако вопреки нормам Конституции оно было преодолено. И в тех случаях, когда палаты Парламента принимали другие акты (постановления) и нарушали (систематически или грубо) Конституцию, также есть основания для постановки соответствующего вопроса перед Конституционным Судом. В Конституции закреплено, что с прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей, т.е. допускается роспуск как одной, так и двух палат одновременно. В зарубежном законодательстве существуют как аналогичные, так и иные правила, когда досрочно прекращаются полномочия лишь той палаты парламента, которая причастна к тому или иному решению - выражению вотума недоверия, отказ в доверии правительству и др. Решение о роспуске палат Парламента Президент может принять не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат. Существуют ограничения на роспуск палат: их полномочия не могут быть досрочно прекращены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.
4.Назначение членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Одним из важнейших правомочий Президента является его право самостоятельно либо во взаимодействии с другими органами производить назначения на должности в государственных органах. Некоторые должностные лица назначаются Президентом самостоятельно, т.е. не требуется какое-либо согласование с иными органами, иные - с участием других государственных органов. Согласно п. 4 ст. 84 Конституции Президент назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Остальных шесть членов Центризбиркома избирает Совет Республики. Таким образом, обеспечивается равное представительство, как Главы государства, так и Парламента в органе, который решает вопросы проведения выборов, как Президента, так и в Парламент.
5. Образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента и некоторых других органов. В Действующей Конституции прямо закреплено право Президента образовывать, упразднять или реорганизовывать Администрацию Президента, другие органы государственного управления, а также консультативные и иные органы при Президенте. В новой редакции Конституции речь идет не только о создании Администрации Президента, но и определяется, что она является органом государственного управления. Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997г. № 97 "Вопросы Администрации Президента Республики Беларусь" образована Администрация Президента Республики Беларусь - орган государственного управления, установлена численность работников Администрации Президента, а также утверждено Положение об Администрации и ее структура. Президентом приняты и другие решения о создании некоторых иных органов. 6. Назначение на должность Премьер-министра. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. Регламент Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь определяет порядок рассмотрения вопроса о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра. Вопрос о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра Республики Беларусь решается на заседании Палаты представителей путем тайного голосования и оформляется постановлением. Депутаты Палаты представителей вправе задавать вопросы Президенту Республики Беларусь, самому кандидату на должность Премьер-министра, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, агитировать "за" или "против" нее. Кандидатура на должность Премьер-министра Республики Беларусь считается одобренной, если за нее проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Решение по вопросу о даче согласия на назначение Президентом Республики Беларусь Премьер-министра принимается Палатой представителей не позднее чем в 2-недельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
7. Определение структуры Правительства, назначение и освобождение от должности членов Правительства и их отставке. Президент самостоятелен в определении структуры Правительства. В этих целях он может создавать министерства и ведомства, входящие в структуру Правительства. Если ранее назначение и освобождение от должности заместителей Премьер-министра, руководителей некоторых наиболее важных министерств и ведомств осуществлялось с согласия Парламента, то сейчас эти вопросы решаются Главой государства. В 2006 году Президент Республики Беларусь издал Указ "О структуре Правительства Республики Беларусь", которым установил, что в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят: - министерства Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный комитет по авиации, Государственный таможенный комитет, которые являются республиканскими органами государственного управления; - объединения юридических лиц, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, осуществляющие управление объектами государственной собственности, государственные учреждения, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь. Согласно указу в структуре министерств по решению Совета Министров Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства. Департаменты не обладают правами юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. 8. Назначение Председателей высших судебных инстанций. В соответствии с п. 8 ст. 84 Конституции Президент с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов. В соответствии с Регламентом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь вопрос о даче согласия на назначение Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда включается в повестку дня сессии Совета Республики в качестве отдельного вопроса. При этом одной из постоянных комиссий Совета Республики дается поручение дать заключение по кандидатурам, представляемым для дачи согласия на назначение. Постоянная комиссия Совета Республики обсуждает на своих заседаниях представленные кандидатуры и готовит заключение по каждой из них. На заседании Совета Республики председатель постоянной комиссии знакомит членов Совета Республики с заключением постоянной комиссии по представленным кандидатурам. Кандидатуры на указанные должности представляет Президент или уполномоченное им должностное лицо. После представления Совету Республики Президентом кандидатур на указанные выше должности эта палата Парламента рассматривает вопрос о даче согласия на назначение Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда не позднее 10 дней с момента получения соответствующего представления Президента Республики Беларусь в период проведения сессии Совета Республики и не позднее 10 дней с момента начала ближайшей сессии Совета Республики, если соответствующее представление Президента получено в период перерыва между сессиями Совета Республики. Согласно Регламенту Совета Республики обсуждение по предложенной кандидатуре может не открываться, если на этом не настаивают члены Совета Республики. При отклонении Советом Республики кандидатуры, представленной Президентом Республики Беларусь для назначения на вышеуказанные должности, Совет Республики принимает постановление, которое направляется Президенту Республики Беларусь. Повторное предложение Президента Республики Беларусь по кандидатуре рассматривается в порядке, предусмотренном Регламентом. В случае отклонения этой кандидатуры Совет Республики может обратиться к Президенту Республики Беларусь с предложением о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий. По вопросу дачи согласия на назначение Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по решению Совета Республики проводится тайное или открытое голосование. Постановление принимается большинством голосов от полного состава Совета Республики[9]. 9. Назначение судей высших судебных инстанций. Председателя Центризбиркома. Генерального прокурора. Председателя и членов Правления Национального банка. Согласно п. 9 ст. 84 Конституции Президент производит назначение на должности судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка с согласия Совета Республики. Процедура назначения на должности указанных лиц аналогична назначению на должности руководителей высших судебных инстанций, указанных в п. 8 ст. 84 Конституции. 10. Назначение судей Конституционного Суда. С учетом равного участия Президента и Парламента в формировании Конституционного Суда Президент самостоятельно решает вопрос о назначении 6 из 12 судей Конституционного Суда. При этом он должен, прежде всего, руководствоваться требованиями, изложенными в части второй ст. 116 Конституции, согласно которой Конституционный Суд формируется из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Указание в Конституции на наличие, как правило, ученой степени означает, по мнению автора, что, по крайней мере, большинство Конституционного Суда должно состоять из таких лиц. Следует отметить также, что в Конституции не указывается, в какой области научных знаний должна быть эта степень. 11. Освобождение от должности Председателя и судей высших судебных инстанций. Председателя и членов Центризбиркома. Генерального прокурора. Председателя и членов Правления Национального банка. Согласно п. 11 ст. 84 Конституции освобождение от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики. В соответствии со ст. 15 Закона о Конституционном Суде Республики Беларусь Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь может быть освобожден от должности по основаниям, предусмотренным Законом о Конституционном Суде. К числу таких оснований относятся: просьба об отставке, утрата гражданства, достижение предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжение деятельности, несмотря на предупреждение Конституционного Суда, не совместимой с должностью судьи, и др. (ст. 19 закона). По аналогичным основаниям допускается досрочное прекращение полномочий судьи Конституционного Суда. В кодексе Республики Беларусь "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" установлены основания прекращения полномочий судей. Они могут быть лишены своих полномочий за умышленное нарушение законности или совершение порочащего поступка, не совместимых с их высоким званием, не иначе как по решению органа, избравшего или назначившего их, а также в связи с вступившим в силу обвинительным приговором суда в отношении их. Судьи могут быть освобождены от исполнения обязанностей по другим предусмотренным законом основаниям (по состоянию здоровья, в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом с их согласия на другую работу по собственному желанию и др.). Основания освобождения судей хозяйственных судов предусмотрены Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь. Срок полномочий Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов - 5 лет. Председатель, заместитель Председателя, секретарь, члены Центральной комиссии могут быть освобождены от должности: до истечения срока их полномочий Президентом Республики Беларусь в случае письменного заявления о сложении своих полномочий; утраты гражданства; систематического неисполнения своих обязанностей; совершения действий, дискредитирующих Центральную комиссию; вступления в отношении их в законную силу обвинительного приговора суда. В соответствии с Законом "О Прокуратуре Республики Беларусь" освобождение Генерального прокурора Республики Беларусь от должности в течение срока полномочий может иметь место лишь в случаях совершения им преступлений, в связи с невозможностью исполнения обязанностей по службе по состоянию здоровья, а также по собственному желанию. Порядок назначения и освобождения от должности Председателя и членов Правления Национального банка определяется Банковским кодексом Республики Беларусь[10]. 12. Назначение и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля. Комитет государственного контроля Республики Беларусь является государственным органом, образуемым Президентом Республики Беларусь и осуществляющим контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В соответствии с Законом о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, структура, штатная численность сотрудников органов Комитета утверждается Президентом. Председатель Комитета государственного контроля назначается на должность и освобождается от должности Президентом и подотчетен ему. Основания освобождения от должности предусмотрены указанным Законом. 13. Обращение с посланиями к народу. Обращение Президента с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики имеет важное значение для разъяснения проводимой Главой государства политики. Посредством таких обращений Президент может изложить те задачи и цели, к которым он стремится либо решает в настоящее время. Конституция, текущее законодательство не регламентируют частоту обращений Президента к народу. Определять частоту и время таких обращений, исходя из складывающейся ситуации, - это право Главы государства. 14. Обращение с ежегодными посланиями к Парламенту; участие в работе Парламента. Для полномочий президентов многих стран характерно наличие права на обращение к парламенту с посланием. Обычно, как и по белорусской Конституции, такие послания Президента могут быть ежегодными. Однако не исключается право Президента обратиться с посланием к Парламенту и в связи с какими-то особыми обстоятельствами. В посланиях Президент может высказывать свое видение внутриполитической и внешнеполитической ситуации, предлагать перечень (или в иной форме) нормативных актов, которые необходимо принять Парламенту, т.е. предлагать программу законопроектных работ, может высказать мнение о своей поддержке работы, проводимой Парламентом. Например, в своем первом послании парламенту новоизбранный Президент Франции де Голль в январе 1959 г. выразил свое доверие парламенту, что, по оценкам французских исследователей, было делом достаточно необычным. Это в определенной мере подчеркивало утрату парламентом суверенитета и то, что другой орган - Президент - сейчас стоит над ним. В одном из своих последующих посланий Президент Франции, имея ввиду возможность применения чрезвычайных полномочий, предусмотренных ст. 16 Конституции Франции, отмечал свое видение тех условий, в которых должен действовать парламент [35. с. 110]. Президент Республики Беларусь ежегодно обращается с Посланием к Парламенту, в котором анализируются; ситуация в экономике, социальном развитии, взаимоотношения государства и общества, в том числе изложена концепция государственного строительства, подводятся итоги правотворческой деятельности, взаимоотношения ветвей власти, государственной власти и оппозиции, вопросы обеспечения безопасности личности и государства, внешнеполитической деятельности, т.е. затрагивается широкий спектр проблем. Текст послания Президента должен быть роздан каждому депутату. Его текст может быть зачитан как самим Президентом, так и представителем Главы государства в Парламенте либо иным уполномоченным лицом. В связи с наличием у Президента Республики Беларусь права досрочно прекратить полномочия Палаты представителей или Совета Республики (как обеих одновременно, так и одной из них) возникает вопрос о возможности направления послания Президента лишь одной (вновь избранной) палате Парламента. По мнению автора, это допустимо, если текст остался неизменным и сохранившая свои полномочия палата уже его заслушала. Какие-то принципиальные изменения в тексте послания требуют его направления и заслушивания и той палатой, которая сохранила свои полномочия. Следует ли рассматривать направление Президентом посланий Парламенту как его обязанность либо это является его правом? С одной стороны, в Конституции говорится, что послания являются ежегодными, таким образом, по крайней мере, раз в год Президент должен направить Парламенту свое послание. С другой стороны, в Конституции не предопределяется содержание послания, в отличие от обращения с посланием к народу. В Конституции не определяются и последствия не направления Парламенту послания. К тому же, послание заслушивается без обсуждения и свою оценку ему парламентарии на своем заседании дать не могут. Хотя, видимо, это не исключает возможность сделать соответствующий анализ в последующем, в том числе в средствах массовой информации. К сожалению, в действующем законодательстве не определены сроки, в течение которых должно быть заслушано послание Президента Парламенту. В принципе этот вопрос может быть решен путем его согласования с руководителями обеих палат Парламента. Если такое согласие не достигнуто, то, исходя из того, что Президент может выступать перед Парламентом в любое время с речью или сообщением, послание Президента должно быть заслушано на сессии палат в первоочередном порядке. При необходимости Президент для этих целей может созвать внеочередную сессию. Целесообразно направлять послания при избрании Президента либо палат Парламента. Согласно регламентам палат Парламента ежегодные послания могут заслушиваться отдельно каждой палатой либо совместно. В некоторых странах еще совсем недавно парламентарии обязаны были заслушивать послание президента стоя. Так было, например, во времена де Голля, Ж. Помпиду. Однако с приходом к власти В. Жискар д. Эстэна подобное правило было отменено [26. с. 76]. В Конституции закреплено, что Президент Республики Беларусь имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением. Тем самым исключается проведение таких закрытых заседаний Парламента, на которых не допускается присутствие Президента. Это является важной гарантией взаимодействия Главы государства и Парламента. В регламентах палат Парламента определяется процедура проведения заседаний, в том числе и очередность выступлений, однако право Президента на выступление в любое время с речью или сообщением является незыблемым и не может быть в этой связи ограничено. По существу, таким образом, Президент может своевременно влиять на ход обсуждения проблемы в Парламенте и его органах с целью принятия устраивающего его решения, отражающего и позицию Главы государства. 15. Руководство заседаниями Правительства. В силу того, что Президент является Главой государства в п. 15 ст. 84 Конституции вполне обоснованно предусмотрено, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь. Обычно это происходит, когда на заседании Правительства рассматриваются наиболее важные вопросы. В этом случае Президент руководит ходом заседания. Он вправе выступать с докладом, сообщением, задавать вопросы присутствующим членам Правительства и иным должностным лицам 16. Назначение руководителей республиканских органов государственного управления, определение их статуса и назначение некоторых иных лиц. Конституцией определено, что Президент самостоятельно назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус. Президент может иметь своих представителей в Парламенте. Конституция не определяет их количество. В принципе, возможно, что эти обязанности будут осуществлять представители Президента в каждой из палат или это будет один человек. В Конституции не определяется, в течение, какого срока такое назначение должно быть сделано. В соответствии с утвержденным Президентом Положением об Администрации Президента Республики Беларусь Глава Администрации Президента имеет право без специальных на то полномочий выступать в качестве представителя Президента в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания. Представителю Президента в Парламенте может быть предоставлено право доводить до сведения парламентариев позицию Президента по той или иной проблеме. Однако, по мнению автора, своему представителю Президент не может делегировать те права, которые являются неотъемлемыми правами Главы государства, например, право законодательной инициативы и т.п. Президент, являясь Главой государства, может назначать и других должностных лиц, если их должности определены в соответствии с законодательством и если иное не предусмотрено Конституцией. Здесь возможно несколько ограничений: Конституцией или принятым в соответствии с ней другим нормативным актом назначение данного лица отнесено к прерогативе другого органа; имеются ограничения финансового характера, т.е. в соответствии с утвержденным бюджетом невозможно создать соответствующую структуру и ввести должность, на которую предполагалось назначить лицо.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.019 с.) |