Глава 1. Франция накануне конституционного периода великой французской революции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Франция накануне конституционного периода великой французской революции



Содержание

 

Введение

Глава 1. Франция накануне конституционного периода Великой французской революции

Кризис системы государственной власти. Попытки модернизации

Социально-экономическая ситуация во Франции накануне конституционного периода

Глава 2. От Генеральных штатов к Конституции 1791 г.

Генеральные штаты. Принятие Декларации 1789 г.

Конституция 1791 г. Завершение конституционного периода.

Заключение

Список литературы

 


Введение

Актуальность исследования. Оставляя дискуссионным в отечественной исторической науке вопрос о хронологических рубежах Нового времени, все исследователи признают основным содержанием эпохи зарождение принципиально нового общественно-политического строя, первоначально утвердившегося лишь в отдельных странах Западной Европы и США. Это был исключительный по значимости шаг в движении человечества по пути социального прогресса.

Создавались условия не только для бурного, невиданного ранее развития производительных сил, но и качественно важных изменений в государстве и праве. Утвердилось юридическое равенство всех граждан в сфере частноправовых отношений. Этим преобразованиям предшествовала подлинная революция в идеологии. Сформировавшиеся к середине XIX века новые философские, политико-юридические концепции обосновали неизбежность становления нового общества, а главное включали принципы будущего государства и права.

В области государственно-правовой идеологии были последовательно обоснованы положения, сохраняющие и ныне актуальность. Особое место отводилось правам человека, их реализации и защите государством. Главной формой реализации считалось право народа участвовать в решении государственных дел через избрание государственных органов.

В большинстве ведущих западноевропейских стран новые формы завоевывались революционным путем. В этой связи, с целью понимая «грани не перехода» от процесса модернизации и трансформации существующего строя к революции, появляется необходимость более глубокого изучения имеющегося исторического опыта зарождения новых общественно-политических и социально-экономических институтов на примере Великой Французской революции.

Объектом исследования выступает Великая французская революция.

Предмет исследования составляет конституционный период Великой французской революции как этап трансформации французской государственности.

Целью работы является характеристика конституционного периода Великой Французской революции в контексте изучения истории Франции.

Эта цель конкретизируется в следующих основных задачах исследования:

во-первых, проанализировать историографию данной проблемы;

во-вторых, определить причины возникновения революционной ситуации;

в-третьих, охарактеризовать основные положения Конституции 1791 г.;

в-четвертых, показать предпосылки завершения конституционного периода революции.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1789 - 1792 гг. Первая хронологическая граница, 5 мая 1789 г., определяется торжественным открытием в Версале в зале для «Малых забав» Генеральных штатов Франции. Это стало первым шагом на пути нарастания революционных событий. Верхняя хронологическая граница 20.09.1792 г. ограничивается началом работы Национального конвента, первый декрет которого - «Об уничтожении королевской власти».

Историографический обзор. Руководствуясь тем, что конституционный период является составной частью всей Великой французской революции правомерно обратить внимание на основные работы, в которых отражены этапы и процессы в развитии французской революции.

В советской историографии просматривалась тенденция к унификации трактовок Французской революции, что было связано не только с идеалогизированностью исторической науки, но и с тем, что эта тема неизменно оставалась в нашей стране актуальной благодаря постоянным параллелям между событиями давно минувшего прошлого и Октябрьской революцией - постоянному обращению к французскому опыту и многократному его переосмыслению.

Для советских историков Якобинская диктатура, Террор, война на всех фронтах, государственное регулирование экономики, выдвижение и свержение лидеров, политические процессы, борьба с церковью, имевшие место во Франции конца XVIII в., были весьма актуальными сюжетами. «История повторяется, - отмечал И.В. Сталин, говоря о Французской революции, - хотя и на новой основе. Как раньше, в период падения феодализма, слово "якобинец" вызывало у аристократов всех стран ужас и омерзение, так и теперь, в период падения капитализма, слово "большевик" вызывает у буржуазных стран ужас и омерзение».

За годы советской власти трактовка как Французской революции в целом, так и отдельных ее событий, в том числе конституционного периода, хотя и не выходила за рамки марксистско-ленинской концепции, неоднократно менялась в соответствии с партийной линией. Итогом этих изменений стала концепция, сложившаяся в 30-е годы, зафиксированная в капитальном труде «Французская буржуазная революция 1789-1794» и просуществовавшая до начала перестройки практически без модификаций. Ее основные черты можно проследить, например, по книге известного советского историка А.З. Манфреда «Великая французская революция», переизданной другим видным франковедом, В.М. Далиным по тексту 1956 г. лишь с незначительными поправками.

В соответствии с этой концепцией в основу трактовки Революции был положен марксистский формационный подход: она «сокрушила феодально-абсолютистский строй» и «расчистила почву для капиталистического развития». Это - революция великая и буржуазная, в полном соответствии с мыслью К. Маркса о том, что «буржуазия была именно тем классом, который действительно стоял во главе движения». «Реальное содержание этой революции, - писал А.З. Манфред, - установление господства буржуазии, создание строя капиталистической эксплуатации». В то же время «народ был главным действующим лицом революции, ее главной движущей силой, он выносил на своих плечах всю тяжесть борьбы с феодальной контрреволюцией, он двигал революцию вперед». Соответственно, эта революция была не просто буржуазной, а буржуазно-демократической и имела ясно видимый вектор: она развивалась, шла вперед до середины 1794 г., после чего термидорианцы, свергнув якобинскую революционно-демократическую диктатуру и «захватив государственный руль, дали движению задний ход. Общественное развитие пошло вспять».

После 1985 г. наметился отход от ряда положений этой концепции. Во-первых, в связи с переосмыслением опыта революции Октябрьской. Тем не менее в изучении Французской революции в нашей стране произошла именно «смена вех» - правда, не совсем та, которой опасался А.В. Адо. Она нашла отражение, в частности, в работах А.В. Чудинова, и прежде всего в его программной статье, открывающей возрожденный «Французский ежегодник» и названной «Смена вех». «Этот процесс был обусловлен, - отмечал автор статьи, - логикой развития самой науки и происшедшими в нашей стране общественно-политическими переменами. Начавшееся с середины 80-х годов постепенное ослабление, а затем и полное исчезновение идеологического пресса Коммунистической партии и государства, постоянно давившего на советских историков Французской революции, открыло возможности для свободного поиска и эксперимента в области методологии, для творческого восприятия передовых достижений зарубежной науки, в том числе тех ее направлений, что занимают критическую позицию по отношению к марксизму».

Происходит отказ от жесткой формационной схемы, согласно которой капиталистические отношения приходили на смену феодальным. Во втором издании при сохранении общей концепции работы все эти формулировки были сняты: вместо «феодальных повинностей» появляется «феодальная рента в сеньориальной форме», вместо «сохранявшихся феодальных порядков» - «то, что осталось от феодального строя».

Помимо стремления к терминологической определенности, дискуссии о корректности и смысле таких ключевых понятий, как «феодализм», «абсолютизм», «буржуазия» и ряда других, имеют и иной подтекст: в рамках классической историографии Французской революции именно на этих терминах во многом основывалась трактовка Революции как процесса, обладающего четкими хронологическими рамками, причинами, следствиями, характером и т.д. Так исследователь В.П. Смирнов: «Ведь если до революции во Франции не было ни феодализма, ни абсолютизма, комплекс сеньориальных отношений “никоим образом не играл определяющей роли”, а королевские министры были сторонниками “модернизации” страны, то почему же произошла революция огромных масштабов? Почему одним из ее главных лозунгов была ликвидация “феодального порядка”?».

Для авторов соответствующего тома минского издания «Всемирной истории» значение Французской революции «заключалось прежде всего в том, что революция эта покончила с феодализмом и абсолютизмом так решительно, как никакая другая революция», а для авторов новой «Истории Франции» ее значение во многом лежит в иной плоскости. Это, безусловно, - отмена сеньориальных повинностей, сословных и корпоративных привилегий, возникновение новых политических и гражданских ценностей. «Как ни странно, - пишут они, - революция не только не прервала, но в чем-то даже усилила преемственность между Францией “старого” и “нового” порядка. Это выразилось прежде всего в том, что революционные правительства в кратчайшие сроки осуществили заветную мечту французских монархов начиная с XVI-XVII вв. - административную централизацию государства».

В постсоветский период защищаются, «используя новое историческое мышление» диссертационные исследования: Т.С. Кондратьева - об А. Барнаве, А.В. Тырсенко - о фельянах, Э.Е. Гусейнов - о жирондистах. Под руководством Г.С. Кучеренко были защищены диссертации И.Ю. Берго о парламентской оппозиции в предреволюционные годы, Н.Ю. Плавинской об идеях Монтескье в эпоху Революции, С.Я. Карпа - о Бриссо, А.В. Чудинова - о Дж. Макинтоше. Иными словами, уже в то время имела место значительная диверсификация сюжетов, и ни одна из этих тем не была связана с изучением Революции «слева» и «снизу». Напротив, ясно видны и интерес к осмыслению вклада в Революцию политических элит, и стремление выйти за рамки ее «якобинского» периода.

С другой стороны, в настоящее время действительно ведется активная разработка направлений, немыслимых в советской историографии. Появляются работы о идеологии контрреволюции, национальной идее.

Таким образом, в историографии Французской революции XVIII в. на сегодняшний день в полной мере проявляются те же характерные черты, что и в российской исторической науке в целом: на смену жестко идеологизированной марксистско-ленинской историографии Французской революции пришел плюрализм взглядов и мнений.

Методологические основы исследования. Исторические события происходят в многогранном пространстве, являясь результатом взаимодействия множества факторов. Выделение какой-либо одной стороны ведёт к искажению целостной исторической картины, не способствует установлению истины. Изучая центральную проблему и анализируя всю совокупность фактов взаимодействия и взаимовлияния, мы стремились рассматривать события, прежде всего в историческом аспекте, основываясь на принцип историзма, исторических методах исследования и установления причинно-следственных связей.

Источниковую базу работы составляют письменные источники. Основную часть источников, использованных в работе, законодательные акты рассматриваемого периода, регулирующие политические процессы, представленных извлечениями из сборников разнопланового характера: Документы истории Великой Французской революции. Т. 1-2. М., 1990-1992; Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XVIII вв. Под ред. П.Н. Галанзы., М., 1957; Революционное правительство в эпоху Конвента (1792-1794). Сборник документов и материалов. М., 1926. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. Черниловского. - М., 1996; Документы истории Великой Французской революции. Т.1-2. М.,1990-1992.

В этих сборниках представлен обширный документальный материал, позволяющий проследить изменения государственной власти в области избирательного права, порядка проведения выборов, процедуры голосования и подсчета голосов. Главным источником Конституционного периода Французской революции является Декларация прав человека и гражданина, утвержденная 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. Наивысшей точкой данного периода является принятие Конституции 1791 г. В ней сочетаются теоретические принципы Монтескье (разделение властей) и отчасти Руссо (суверенитет народа и понятие закона как выражение общей воли). Декларация 1789 года вошла в нее как вводная часть. Конституция состоит из введения и семи разделов, которые делятся на главы.

Вторую группу источников составляют мемуары, воспоминания, переписка непосредственных участников событий данного периода. К этой группе источников следует отнести: Избранные произведения Робеспьера, Марата, речи, трактаты Сен-Жюста.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении обоснована актуальность темы, указаны хронологические рамки, проанализировано состояние разработанности проблемы, определены объект и предмет исследования, цель, задачи, охарактеризованы методическая основа и источниковая база работы. В первой главе «Франция накануне конституционного периода» характеризуется социально-экономическое и общественно-политическое развитие Франции накануне первого периода Великой французской революции. Во второй главе «От Генеральных штатов к Конституции 1791 г.» рассматривается отражение ситуации в стране в основных положениях Декларации 1789 г., Конституции 1791 г. и окончание конституционного периода. В заключении обобщены результаты работы и сформулированы выводы.

декларация конституция французская революция

 


Заключение

 

Французская революция остается наиболее выдающейся революцией своего времени. Ее истоки потому должны быть рассмотрены не только исходя из общих условий Европы, но и из специфической обстановки во Франции. Ее специфичность наиболее показательна в международных отношениях. В течение XVIII в. Франция была главным международным экономическим соперником Британии в мире. Она была наиболее сильной и во многих отношениях наиболее типичной из всех старых аристократических абсолютных монархий Европы. Иначе говоря, конфликт между официальной структурой и закрепленными законом имущественными правами старого режима и растущими новыми общественными силами был во Франции острее, чем где-либо еще.

Среди 23 млн. французов 400 тыс. принадлежали к знати, достаточно спокойно, бесспорно являвшейся высшим сословием нации, хотя не так надежно защищенным от вторжения в ее ряды низших по социальному статусу слоев, как, например, в Пруссии или кое-где еще. Они пользовались значительными привилегиями, включая освобождение от уплаты ряда налогов, а также имели право собирать феодальные подати. Политически их положение было не столь блестящим. Абсолютная монархия, будучи аристократической и феодальной по своему характеру, лишила дворян политической независимости и ответственности и сократила их старые представительные институты - штатов и парламентов - до минимума.

Финансовые проблемы монархии обострили ситуацию. Административные и фискальные структуры изжили себя.

Правительственный кризис дал шанс аристократии и парламентам. Они отказывались платить налоги, не получив расширения своих прав. Первая брешь в стене абсолютизма была пробита в 1787 г., на собрании нотаблей; второй и решающей было отчаянное решение созвать Генеральные штаты, не созывавшиеся с 1614 г. Таким образом, революция началась с попытки аристократии захватить власть. Эта попытка оказалась просчетом по двум причинам: она недооценила намерений третьего сословия - бесправного, но реально существующего, задумавшего представлять всех, кто не был ни дворянином, ни духовенством, но преобладал как средний класс, и этот класс предвидел глубокий экономический кризис, в разгар которого он выставит свои политические требования.

Французская революция не была совершена какой-либо сформировавшейся партией или движением в современном понимании этого слова, людьми, старавшимися осуществить какую-либо последовательную программу.

Тем не менее потрясающее единообразие главных идей среди довольно связанных социальных групп придало революционному движению действенное единство. Это была группа «буржуазии»: она восприняла идеи классического либерализма, сформулированные философами и экономистами и распространяемые франкмасонами и неформальными объединениями. Исходя из этого "философы" справедливо могут быть названы ответственными за революцию. Она могла начаться и без них, но они, возможно, создали противоречие между отжившим свое старым режимом и эффективным, быстро идущим ему на смену новым.

Более четко требования буржуазии в 1789 г. были изложены в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина». Этот документ является манифестом против иерархического привилегированного дворянского общества, но не в пользу демократического общества. «Люди рождены и живут свободными и равными перед законом», - говорилось в ее первом параграфе, но она также признает существование социальных различий «только на основании общей целесообразности».

Частная собственность - естественное право, священное, неотъемлемое, неприкосновенное. Декларация устанавливала (в пику дворянской иерархии или абсолютизму), что «все граждане имеют право участвовать в выработке законов», но «либо сами, либо через своих представителей». А представительное собрание, которое признавалось как основной орган правительства, не обязательно избиралось демократически, а также и режим, который она подразумевала, не исключал королей. Конституционная монархия, основанная на разумной олигархии, выражающая себя через представительное собрание, была более близка по духу большинству буржуазных либералов, чем демократическая республика, которая могла показаться более последовательным выражением их теории, хотя находились и те, кто не сомневался, что она была бы предпочтительнее. Попытка дворцового переворота привела их к оформлению своих требований фактически в духе английской палаты общин. Абсолютизму пришел конец, как сообщил королю Мирабо, блестящий и пользующийся дурной славой бывший дворянин: «Сир, Вы посторонний в этом собрании, у Вас нет права говорить здесь». Между 1789 и 1791 гг. побеждающая умеренная буржуазия, действуя теперь уже через Учредительное собрание, принялась за гигантские рационалистские реформы во Франции. Большинство из длительных достижений революции начинаются с этого периода, поскольку имеют наиболее впечатляющее международное значение: метрическая система и первое освобождение евреев. Экономические планы Учредительного собрания были полностью либеральны: его политика относительно крестьянства была направлена на превращение общинных земель в частную собственность и поддержку сельских предпринимателей, для рабочего класса - запрещение профсоюзов и объединений. Простым людям она не принесла удовлетворения, за исключением секуляризации с 1790 г. и продажи церковных земель (как и земель эмигрировавшей знати), которые имели тройное преимущество ослабляя клерикализм, укрепляя позиции провинциальных и сельских предпринимателей и вознаграждая многих крестьян за их участие в революции. Конституция 1791 г. не допустила чрезмерной демократии, сохранив конституционную монархию, основанную на предоставлении довольно широких «привилегий собственности» «активных граждан».


Список литературы

 

1. Адо А.В. Крестьяне и Великая французская революция. М., 1987.

. Актуальные проблемы изучения истории Великой французской революции (Материалы «круглого стола» 19-20 сентября 1988 г.). М., 1989.

. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. М., 2005, с. 177 (автор главы - А.В. Ревякин).

. Берго И.Б. Парламентская оппозиция абсолютизму во Франции в третьей четверти XVIII века. М., 1987 (Автореф. канд. дисс.);

. Бовыкин Д.Ю. «Ни короля, ни анархии». // Исторические этюды о Французской революции. М., 1998.

. Бовыкин Д.Ю. Идея нации во Франции в эпоху от Революции до Второй Империи. // Исторические этюды о Французской революции. М., 1998.

. Боск Я. «Арсенал для подстрекателей» (Декларация прав человека как программа практических действий // Исторические этюды о Французской революции. М., 1998.

. Всемирная история. Великая Французская революция, с. 410.

. Гордон А.В. Классовая борьба и Конституция // Французский ежегодник. 1972. М., 1974.

. Гусейнов Э.Е. Жиронда в период Законодательного собрания // Буржуазия и Вели-кая Французская революция. М., 1989.

. Гусейнов Э.Е. Исследования и споры о жирондистах в современной зарубежной историографии // Общественные движения и политическая борьба в странах Европы и Америки в новое и новейшее время. М., 1985. С. 19.

. Дегтярева М.И. Консервативная эволюция Жозефа де Местра. - ФЕ. 2003, с. 120-150.

. Документы истории Великой французской революции. Т.1 / Отв.ред. А.В. Адо. - М.: Изд-во Московского университета, 1990.

. История буржуазного конституционализма. XVII-XVIII вв. М., 1993.

. Казачанская Е.А Конституционные законы Первой республики во Франции// Северо-Кавказский юридический вестник. - 2001. - №2.

. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1988. Кн.1.

. Карп С.Я. Общественно-политические идеи и деятельность Бриссо в годы Великой французской революции. М., 1987 (Автореф. канд. дисс.);

. Кигурадзе Г.Ш. Пробуждение армии // Французский ежегодник. 1984. М., 1986.

. Люблинская А.Д. Французские крестьяне в XVI-XVIII вв. Л., 1978.

. Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983.

. Марат Ж.П. Избранные произведения. В 3-х тт. М., 1956.

. Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону, 1995.

. Пименова Л.А. Идея нации во Франции Старого порядка. - Национальная идея в Западной Европе в Новое время. М., 2005, с. 125-158;

. Плавинская Н.Ю. Судьба идей Монтескье в годы Великой французской революции 1789 - 1799 г. М., 1987 (Автореф. канд. дисс.);

. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. 2-е изд. Л., 1989.

. Робеспьер М. Избранные произведения. Т.1-3. М., 1965.

. Рождение французской буржуазной политико-правовой системы. Л.,1990.

. Сен-Жюст Л.А. Речи. Трактаты. СПб., 1995.

. Смирнов В.П. Две жизни одного издания. с. 225.

. Сталин И. Вопросы ленинизма. 11-е изд. М., 1947, с. 180.

. Французская буржуазная революция 1789-1794. М., 1941.

. Чудинов А.В. Смена вех: 200-летие Революции и российская историография. - Французский ежегодник. 2000. М., 2000.

. Якобинство в исторических итогах Великой французской революции // Новая и новейшая история. 1996, №5.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Франция накануне конституционного периода Великой французской революции

Кризис системы государственной власти. Попытки модернизации

Социально-экономическая ситуация во Франции накануне конституционного периода

Глава 2. От Генеральных штатов к Конституции 1791 г.

Генеральные штаты. Принятие Декларации 1789 г.

Конституция 1791 г. Завершение конституционного периода.

Заключение

Список литературы

 


Введение

Актуальность исследования. Оставляя дискуссионным в отечественной исторической науке вопрос о хронологических рубежах Нового времени, все исследователи признают основным содержанием эпохи зарождение принципиально нового общественно-политического строя, первоначально утвердившегося лишь в отдельных странах Западной Европы и США. Это был исключительный по значимости шаг в движении человечества по пути социального прогресса.

Создавались условия не только для бурного, невиданного ранее развития производительных сил, но и качественно важных изменений в государстве и праве. Утвердилось юридическое равенство всех граждан в сфере частноправовых отношений. Этим преобразованиям предшествовала подлинная революция в идеологии. Сформировавшиеся к середине XIX века новые философские, политико-юридические концепции обосновали неизбежность становления нового общества, а главное включали принципы будущего государства и права.

В области государственно-правовой идеологии были последовательно обоснованы положения, сохраняющие и ныне актуальность. Особое место отводилось правам человека, их реализации и защите государством. Главной формой реализации считалось право народа участвовать в решении государственных дел через избрание государственных органов.

В большинстве ведущих западноевропейских стран новые формы завоевывались революционным путем. В этой связи, с целью понимая «грани не перехода» от процесса модернизации и трансформации существующего строя к революции, появляется необходимость более глубокого изучения имеющегося исторического опыта зарождения новых общественно-политических и социально-экономических институтов на примере Великой Французской революции.

Объектом исследования выступает Великая французская революция.

Предмет исследования составляет конституционный период Великой французской революции как этап трансформации французской государственности.

Целью работы является характеристика конституционного периода Великой Французской революции в контексте изучения истории Франции.

Эта цель конкретизируется в следующих основных задачах исследования:

во-первых, проанализировать историографию данной проблемы;

во-вторых, определить причины возникновения революционной ситуации;

в-третьих, охарактеризовать основные положения Конституции 1791 г.;

в-четвертых, показать предпосылки завершения конституционного периода революции.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1789 - 1792 гг. Первая хронологическая граница, 5 мая 1789 г., определяется торжественным открытием в Версале в зале для «Малых забав» Генеральных штатов Франции. Это стало первым шагом на пути нарастания революционных событий. Верхняя хронологическая граница 20.09.1792 г. ограничивается началом работы Национального конвента, первый декрет которого - «Об уничтожении королевской власти».

Историографический обзор. Руководствуясь тем, что конституционный период является составной частью всей Великой французской революции правомерно обратить внимание на основные работы, в которых отражены этапы и процессы в развитии французской революции.

В советской историографии просматривалась тенденция к унификации трактовок Французской революции, что было связано не только с идеалогизированностью исторической науки, но и с тем, что эта тема неизменно оставалась в нашей стране актуальной благодаря постоянным параллелям между событиями давно минувшего прошлого и Октябрьской революцией - постоянному обращению к французскому опыту и многократному его переосмыслению.

Для советских историков Якобинская диктатура, Террор, война на всех фронтах, государственное регулирование экономики, выдвижение и свержение лидеров, политические процессы, борьба с церковью, имевшие место во Франции конца XVIII в., были весьма актуальными сюжетами. «История повторяется, - отмечал И.В. Сталин, говоря о Французской революции, - хотя и на новой основе. Как раньше, в период падения феодализма, слово "якобинец" вызывало у аристократов всех стран ужас и омерзение, так и теперь, в период падения капитализма, слово "большевик" вызывает у буржуазных стран ужас и омерзение».

За годы советской власти трактовка как Французской революции в целом, так и отдельных ее событий, в том числе конституционного периода, хотя и не выходила за рамки марксистско-ленинской концепции, неоднократно менялась в соответствии с партийной линией. Итогом этих изменений стала концепция, сложившаяся в 30-е годы, зафиксированная в капитальном труде «Французская буржуазная революция 1789-1794» и просуществовавшая до начала перестройки практически без модификаций. Ее основные черты можно проследить, например, по книге известного советского историка А.З. Манфреда «Великая французская революция», переизданной другим видным франковедом, В.М. Далиным по тексту 1956 г. лишь с незначительными поправками.

В соответствии с этой концепцией в основу трактовки Революции был положен марксистский формационный подход: она «сокрушила феодально-абсолютистский строй» и «расчистила почву для капиталистического развития». Это - революция великая и буржуазная, в полном соответствии с мыслью К. Маркса о том, что «буржуазия была именно тем классом, который действительно стоял во главе движения». «Реальное содержание этой революции, - писал А.З. Манфред, - установление господства буржуазии, создание строя капиталистической эксплуатации». В то же время «народ был главным действующим лицом революции, ее главной движущей силой, он выносил на своих плечах всю тяжесть борьбы с феодальной контрреволюцией, он двигал революцию вперед». Соответственно, эта революция была не просто буржуазной, а буржуазно-демократической и имела ясно видимый вектор: она развивалась, шла вперед до середины 1794 г., после чего термидорианцы, свергнув якобинскую революционно-демократическую диктатуру и «захватив государственный руль, дали движению задний ход. Общественное развитие пошло вспять».

После 1985 г. наметился отход от ряда положений этой концепции. Во-первых, в связи с переосмыслением опыта революции Октябрьской. Тем не менее в изучении Французской революции в нашей стране произошла именно «смена вех» - правда, не совсем та, которой опасался А.В. Адо. Она нашла отражение, в частности, в работах А.В. Чудинова, и прежде всего в его программной статье, открывающей возрожденный «Французский ежегодник» и названной «Смена вех». «Этот процесс был обусловлен, - отмечал автор статьи, - логикой развития самой науки и происшедшими в нашей стране общественно-политическими переменами. Начавшееся с середины 80-х годов постепенное ослабление, а затем и полное исчезновение идеологического пресса Коммунистической партии и государства, постоянно давившего на советских историков Французской революции, открыло возможности для свободного поиска и эксперимента в области методологии, для творческого восприятия передовых достижений зарубежной науки, в том числе тех ее направлений, что занимают критическую позицию по отношению к марксизму».

Происходит отказ от жесткой формационной схемы, согласно которой капиталистические отношения приходили на смену феодальным. Во втором издании при сохранении общей концепции работы все эти формулировки были сняты: вместо «феодальных повинностей» появляется «феодальная рента в сеньориальной форме», вместо «сохранявшихся феодальных порядков» - «то, что осталось от феодального строя».

Помимо стремления к терминологической определенности, дискуссии о корректности и смысле таких ключевых понятий, как «феодализм», «абсолютизм», «буржуазия» и ряда других, имеют и иной подтекст: в рамках классической историографии Французской революции именно на этих терминах во многом основывалась трактовка Революции как процесса, обладающего четкими хронологическими рамками, причинами, следствиями, характером и т.д. Так исследователь В.П. Смирнов: «Ведь если до революции во Франции не было ни феодализма, ни абсолютизма, комплекс сеньориальных отношений “никоим образом не играл определяющей роли”, а королевские министры были сторонниками “модернизации” страны, то почему же произошла революция огромных масштабов? Почему одним из ее главных лозунгов была ликвидация “феодального порядка”?».

Для авторов соответствующего тома минского издания «Всемирной истории» значение Французской революции «заключалось прежде всего в том, что революция эта покончила с феодализмом и абсолютизмом так решительно, как никакая другая революция», а для авторов новой «Истории Франции» ее значение во многом лежит в иной плоскости. Это, безусловно, - отмена сеньориальных повинностей, сословных и корпоративных привилегий, возникновение новых политических и гражданских ценностей. «Как ни странно, - пишут они, - революция не только не прервала, но в чем-то даже усилила преемственность между Францией “старого” и “нового” порядка. Это выразилось прежде всего в том, что революционные правительства в кратчайшие сроки осуществили заветную мечту французских монархов начиная с XVI-XVII вв. - административную централизацию государства».

В постсоветский период защищаются, «используя новое историческое мышление» диссертационные исследования: Т.С. Кондратьева - об А. Барнаве, А.В. Тырсенко - о фельянах, Э.Е. Гусейнов - о жирондистах. Под руководством Г.С. Кучеренко были защищены диссертации И.Ю. Берго о парламентской оппозиции в предреволюционные годы, Н.Ю. Плавинской об идеях Монтескье в эпоху Революции, С.Я. Карпа - о Бриссо, А.В. Чудинова - о Дж. Макинтоше. Иными словами, уже в то время имела место значительная диверсификация сюжетов, и ни одна из этих тем не была связана с изучением Революции «слева» и «снизу». Напротив, ясно видны и интерес к осмыслению вклада в Революцию политических элит, и стремление выйти за рамки ее «якобинского» периода.

С другой стороны, в настоящее время действительно ведется активная разработка направлений, немыслимых в советской историографии. Появляются работы о идеологии контрреволюции, национальной идее.

Таким образом, в историографии Французской революции XVIII в. на сегодняшний день в полной мере проявляются те же характерные черты, что и в российской исторической науке в целом: на смену жестко идеологизированной марксистско-ленинской историографии Французской революции пришел плюрализм взглядов и мнений.

Методологические основы исследования. Исторические события происходят в многогранном пространстве, являясь результатом взаимодействия множества факторов. Выделение какой-либо одной стороны ведёт к искажению целостной исторической картины, не способствует установлению истины. Изучая центральную проблему и анализируя всю совокупность фактов взаимодействия и взаимовлияния, мы стремились рассматривать события, прежде всего в историческом аспекте, основываясь на принцип историзма, исторических методах исследования и установления причинно-следственных связей.

Источниковую базу работы составляют письменные источники. Основную часть источников, использованных в работе, законодательные акты рассматриваемого периода, регулирующие политические процессы, представленных извлечениями из сборников разнопланового характера: Документы истории Великой Французской революции. Т. 1-2. М., 1990-1992; Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XVIII вв. Под ред. П.Н. Галанзы., М., 1957; Революционное правительство в эпоху Конвента (1792-1794). Сборник документов и материалов. М., 1926. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. Черниловского. - М., 1996; Документы истории Великой Французской революции. Т.1-2. М.,1990-1992.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.094 с.)