Невербальное общение как компонент эффективного имиджа в педагогическом общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невербальное общение как компонент эффективного имиджа в педагогическом общении



 

Невербальное общение не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Использование на уроках приемов невербального общения способствует не только более глубокому пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития. Широко известны данные о том, что в течение первых двенадцати секунд общения при знакомстве на долю невербальных сигналов приходится примерно 92% всего объема принимаемой информации.

В исследованиях А.А Горелова [7], Е.А Петровой [18] и др. были разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относятся все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственная организация общения.

Рассмотрим основные компоненты невербального общения. В первую очередь, это пространственная структура общения.

Одним из первых описал нормы приближения человека к человеку американский антрополог Э. Холл [18, с. 43]:

интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей

персональное (от 45 до 120 см) - партнерские отношения людей равного социального статуса

социальное (от 120 до 400 см) - формальное общение. Например, начальник и подчиненный

публичное (от 400 до 750 см) - при выступлении перед аудиторией

Также играет роль взаиморасположение собеседников.

Позиция лицом к лицу, напротив друг друга - указывает на напряженные и обостренные отношения. Позиция “собеседники сидят бок о бок” - указывает на сотрудничество, дружеское отношение

Мимика играет особую роль в передаче информации. Лицо - главный источник информации о психологическом состоянии человека, так как мимические выражения контролируются сознательно во много раз лучше, чем тело. Известным фактом является то, что при неподвижном лице учителя теряется до 10-15 % информации [16, с. 33].

Существует шесть основных эмоциональных состояния - радость, гнев, страх, удивление, отвращение и грусть. В мимическом выражении этих состояний все движения мышц лица скоординированы. Основную нагрузку несут брови, области вокруг глаз и сам взгляд. Психологи отмечают, что направление взгляда в процессе общения зависит от индивидуальных различий, содержания общения и от предшествующего развития этих взаимоотношений. Когда человек формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль готова - на собеседника.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Вы обратили внимание, что ученики внимательно смотрят на вас - показатель интереса к уроку, хорошего отношения к вам и к тому, что выговорите и делаете. И наоборот. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Например: ученик заинтересован, находиться в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Следующий компонент невербального общения - поза.

Выделяют следующие разновидности поз:

“Закрытая” (человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве) - означает недоверие, несогласие, противодействие, критика.

“Открытая” (стоя - руки раскрыты ладонями вверх; сидя - руки раскинуты, ноги вытянуты) - доверие, согласие, доброжелательность, психологический комфорт.

Характерным компонентом невербальной коммуникации являются жесты (прощания, приветствия, привлечения внимания, утвердительные, отрицательные, жесты доверия, растерянности). При усилении переживаний увеличивается количество жестов, возникает общая суетливость.

Такие характеристики голоса как тембр, высота, громкость, акценты создают образ человека и его эмоциональное состояние:

высокий голос - энтузиазм, радость.

мягкий, приглушенный голос - горе, печаль, усталость.

медленная речь - угнетенное состояние, горе или высокомерие.

быстрая речь - взволнованность, беспокойство, переживание личных проблем [16, с. 45].

Итак, учителю нужно уметь не только слушать, но и слышать интонацию ребенка, силу и тон голоса, скорость речи. Это поможет понять чувства, мысли, устремления учеников.

Неотъемлемой частью невербального общения являются и тактильные воздействия.

К ним относятся рукопожатия, похлопывания, прикосновения, поцелуи и т.д. Они больше чем другие невербальные средства выполняют функцию индикатора ролевых отношений. Трудно представить общение учителя и учеников только при помощи слов. Жест, мимика, взгляд, поза порой оказывает более сильное впечатление, чем слова. Американский психолог Ф. Селже считал, что при разговоре значимость слов составляет лишь 7%, интонация - 38%, а жесты и мимика - 55%.

Проблема невербального общения рассматривается в психологии с недавних времен. К ней обращались Х. Миккин, И.Н. Горелов, А. Пиз, и др. Она актуальна и для современной школы и является частью педагогического общения. Анализа литературы показывает, что невербальное поведение [18, с. 22]:

усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

является показателем ролевых отношений;

создает образ учителя и ученика;

поддерживает оптимальный психологический климат на уроке.

Особую роль невербальные компоненты играют в педагогическом общении и создании имиджа педагога.

Ш.А. Амонашвили [2] называл педагогическое общение - “китом”, на котором держится все воспитание. Таким образом, именно понятие педагогическое общение позволяет более многогранно характеризовать структуру, функции, задачи и т.д.

На сегодняшний день под педагогическим общением понимают систему приемов и навыков взаимодействия учителя и ученика, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, организация взаимоотношений. Педагог выступает как активатор учебного процесса, организует его и управляет им.

Педагогическое общение предполагает наличие определенных умений педагога:

правильно и оперативно ориентироваться в меняющейся обстановке урока;

правильно осуществлять речевое воздействие;

быстро находить коммуникативные средства соответствующие индивидуальным особенностям ученика;

Один из авторов социальной психологии А. Маслоу относил потребность в контактах, любви, признании к первичным человеческим потребностям. Потребность в эмоциональной поддержке и личном самоутверждении испытывают не только ученики. Учителю тоже необходимо одобрение детей, наглядное признание авторитета со стороны учащихся. По словам Ш. Амонашвили [2] педагог нуждается в защите своих воспитанников даже боле чем они - в его покровительстве.

Показателем успешного общения учителя и учеников на уроке является благоприятный морально-психологический климат в классе, атмосфера творчества и взаимного сотрудничества.

Базовым компонентом педагогического общения выступает профессиональная мораль, которая проявляется в уважении достоинства каждого ребенка, его личностной уникальности. Культура общения учителя музыки, его артистичность, творческая самобытность стимулируют у учащихся переживание эмоционального удовлетворения, чувства прекрасного.

Несомненно, что успех педагогического общения на уроке музыки обусловлен владением индивидуальными экспрессивными возможностями учителя: мимическими, жестикуляционными, пантомимическими, речевыми, вокальными. На необходимость владения своим голосом еще указывал А.С. Макаренко: «Педагогом можешь стать лишь тогда, когда научишься двадцатью шестью способами говорить «подойди сюда» [18, с. 53].

И.А. Рыданова в своей книге «Основы педагогики общения» [19] отмечает, что всех учителей по характеру их речи можно разделить на три группы. Речь одних обыденная и ее, как говорят, можно слушать. Речь других настолько неприятна в голосовом отношении, что ее слушать нельзя. Речь третьих так мелодична, выразительна, что ее нельзя не слушать. Исходя из характеристик речевой деятельности учителя, она зависит от звучности, скорости, интонирования и тембра голоса.

Звучание речи педагога зависит не только от природных особенностей голосового аппарата, но и от эмоционального состояния. Печаль придает голосу приглушенное звучание, радость - звонкость. Звучание голоса также зависит и от его выразительности в пределах одного слова и в пределах фразы.

Важным средством в педагогическом общении является динамика голоса. Например, повышая и усиливая голос в начале каждой фразы, мы удерживаем инициативу в общении, меняем интонационную палитру воздействия так, как монотонное изложение материала снижает восприятие ребенка [18, с. 42].

Учитель общается с учащимися не только когда говорит или поет на уроке музыки, но и когда выразительно молчит. Часто затянувшееся молчание педагога может стать хорошим дисциплинарным средством для расшумевшегося класса. Как невербальный сигнал молчание может означать:

отсутствие взаимопонимания;

согласие или несогласие совершать действие;

привлечение внимания;

придание весомости последующему высказыванию.

Выразительность речи зависит от умелого использования педагогом невербальных средств общения - мимики, жестикуляции, пантомимики. Они усиливают впечатление от звучащей речи, экономят время урока, добавляют смысловые оттенки, позволяют выделить главное. Именно на выразительные средства опираются художественные языки - актерский, музыкальный, хореографический. Всю моторику лица, рук и тела объединяют понятием “жесты”. Их значение в педагогике трудно переоценить. Являясь физическим выражением усилий учителя, жесты дают ему некоторую внутреннюю удовлетворенность процессом труда.

К невербальным средствам общения также относятся рукопожатия, объятия, прикосновения, поцелуи, поглаживания, похлопывания по спине, плечу и др. Такие способы выражения эмоций требуют такта и особой культуры. Не всякое прикосновение учителя может быть приятно ученику. Особенно необходима осторожность в подростковый период.

Лицо учителя также играет немаловажную коммуникативную роль на уроке. Выражение суровости, непреклонности, холодный взгляд настораживает детей, лишает открытости. Доброжелательность лица располагает к активному взаимодействию [16, с. 114].

Серьезную невербальную функцию несет на себе взгляд учителя. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова, а тяжелый - настораживает и отталкивает. Известно, что каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с учителем, в его внимании, личностно заинтересованном взгляде. Но необходимо знать, что взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта.

Л.Н. Толстой описывал около ста разновидностей улыбки. Учителю необходимо понимать, что насмешливая, издевательская, снисходительная мимическая экспрессия отталкивает детей. И наоборот, открытая, искренняя, сердечная улыбка - привлекает.

Внешний вид учителя играет важную роль в создании общего впечатления. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с детьми, негативное восприятие - затрудняет общение. В структуру невербального поведения входят и запахи - естественные и искусственные, они являются дополнительным индикатором культуры педагога. Собеседника отталкивают запахи, свидетельствующие о телесной неухоженности, пристрастии к курению, злоупотреблению духами.

Итак, среди средств невербального общения можно выделить следующие основные компоненты:

интонация (однообразная - монотонная, изменчивая - подвижная);

дикция - (четкая, неразборчивая);

темп речи (медленный, умеренный, быстрый);

тембр голоса (чистый, объемный, красивый, глухой, плоский);

тембр речевой (благозвучный, глухой, звонкий);

мимика (статичная, подвижная, выразительная);

контакт глаз (соблюдается, не соблюдается);

жестикуляция (умеренная, сдержанная, избыточная);

позы (расслабленные, скованные, свободные);

внешний облик (эстетичный, неэстетичный).

Эмоции имеют огромное значение в жизни любого человека. Они в большей степени, чем продуманная речь, показывают истинное отношение к окружающему миру, другим людям. Человеческие эмоции обусловлены нашим подсознанием, их невозможно подделать. Поэтому им доверяют больше, чем обычному речевому общению [11, с. 9].

Культура применения невербальных средств педагогического общения отражает уровень педагогического мастерства учителя и создает его имидж. Овладеть основами педагогического общения можно в процессе профессионального самовоспитания. Наблюдая работу учителей-мастеров, мы замечаем отточенность приемов педагогического воздействия. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям мобилизовать учащихся на познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с отдельным учеником и всем классом, вести наблюдение, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. Педагогическая техника это совокупность приемов. Ее средства - речь и невербальные средства общения.

Использование на уроках приемов невербального общения способствует не только более глубокому пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.023 с.)