Часть I. Понятие источников Конституционного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I. Понятие источников Конституционного права



Оглавление

 

Введение

Часть I. Понятие источников конституционного права.

Часть II. Характеристика основных источников Конституционного права

. Конституция РФ, как основной источник Конституционного права

. Конституционные законы и законы РФ

. Нормативный акт, как источник Конституционного права

Часть III. Анализ других источников Конституционного права

. Указы и распоряжения Президента РФ

. Регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания

. Уставы других субъектов РФ

. Международные договора и соглашения

. Федеративные договора и соглашения РФ с субъектами Федерации

. Постановления Конституционного суда РФ

. Постановления Правительства РФ

. Законы, постановления, указы субъектов РФ

. Акты органов местного самоуправления

. Акты чрезвычайных государственных органов

. Декларации

. Конституции Республик

Заключение

Список используемой литературы

 


 

Введение

 

Тема моей курсовой работы - «источники конституционного права РФ. Проблема структуризации источников конституционного права». Особенность системы источников Российского Конституционного права заключается в обусловленности федеративного устройства РФ. В сфере ученых - конституционалистов, проблемы, связанные с источниками конституционного права, считаются очень серьезными и важными. Любая отраслевая правовая наука, имеет теоретико-правовую базу, и, вопросы об источниках, занимают одно из первых мест в этих разделах. На эту тему ведется множество споров, пишутся монографии, издаются учебники конституционного права, как российского, так и зарубежного, все эти издания редко обходятся без главы об источниках права и их проблемах. По моему мнению, попытки решения таких серьезных вопросов, не могут быть вызваны лишь простым интересом огромного количества исследователей. Наверняка, это весьма значимо практически и, не исключено что все это имеет жизненно важное значение.

Данную тему считаю актуальной и интересной, так как важнейшую роль в формировании и развитии конституционного права играют источники конституционного права, которые взяты в специально-юридическом разрезе. Это нормативно-правовые акты, в совокупности образующие систему конституционного законодательства. Их юридическая сила, объем и характер регулирования общественных отношений - предмет теоретического и практического интереса всякого конституционалиста. Правовая система современной России сложна, но едина. Такова и ее система права. Современная система российского законодательства носит двухуровневый характер. Достаточно ясно проявляют себя, с одной стороны, общефедеральное законодательство, а с другой - региональное законодательство, взятое в его единстве и различии по признаку количества субъектов Российской Федерации. Эта закономерность распространяет свое значение и на конституционное законодательство. Для того, чтобы в полной мере уяснить специфику и характер конституционно-правовых отношений, нужно обратиться к источникам конституционного права. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.

Для источников конституционного права существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.

Цель курсовой работы - рассмотреть источники конституционного права и их виды. Выявить проблемы структуризации источников КП.

Задачи курсовой работы:

Дать понятие и выявить виды источников конституционного права России, такие как Конституция РФ и законы;

Провести анализ других источников конституционного права, таких как договоры и соглашения, конституционные обычаи и прецеденты;

Охарактеризовать принципы конституционного права и иные источники конституционного права России.

При написании данной работы были проанализированы Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

А также учебная литературы таких авторов как А.С. Алексеев, М.В. Баглай, А.В. Зиновьев, А.Е. Козлов, В.К. Саммигулин, В.В. Никулин, Ё.И. Колюшин и другие. Методы исследования как общенаучные (теоретические анализ и синтез, конкретизация, сравнение, аналогия); эмпирические (анализ документов, контент-анализ) и другие.

 


 

Регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания

Каждая из Палат Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная Дума принимает свои постановления. Согласно Конституции РФ 1993 г., постановления Совета Федерации (и, соответственно - Государственной Думы) принимаются большинством голосов от общего числа членов Палаты, «если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации» (п. 3 ст. 102; п. 3 ст. 103 Конституции).

Постановления, принятые одной Палатой, не требуют их утверждения другой Палатой и подписания их Президентом РФ. Постановления принимаются Палатами Парламента по различным вопросам: отклонение законопроекта, внесенного депутатом, либо иным субъектов права законодательной инициативы; о принятии законопроекта в 1-ом либо во 2-ом чтении; о принятии и направлении законопроекта в другую Палату (либо Президенту РФ на подпись); о повторном рассмотрении законопроекта; о парламентском запросе к государственному органу либо должностному лицу; о досрочном прекращении полномочий депутата Палаты в связи с его заявлением о сложении полномочий; о передаче мандата депутата Государственной Думы следующему в партийном списке кандидатов в связи с досрочным прекращением полномочий депутата; о подтверждении начала полномочий члена Совета Федерации; о назначениях в составы комитетов и комиссий Палат Федерального Собрания и т.д. Важное нормативное значение имеют периодически принимаемые Государственной Думой постановления об амнистии (например - от 18 июля 1999 г.).

В форме постановлений принимаются различного рода заявления Совета Федерации, либо Государственной Думы. Так, после трагических событий 11 сентября 2001 г., связанных с террористическим актом в Соединенных Штатах Америки, Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла постановление «О борьбе с международным терроризмом» (от 20 сентября 2001 г.).

В нем Государственная Дума обратилась с призывом к мировому сообществу «в кратчайшие сроки объединить усилия всех государств по искоренению международного терроризма, являющегося угрозой для мира и безопасности». В литературе отмечается, что «среди постановлений Палат нормативных актов сравнительно немного. Большинство постановлений являются индивидуальными правовыми актами, которые принимаются по конкретным организационным вопросам».

Особую роль среди актов Палат парламента РФ играют Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, которые представляют собой нормативные акты - регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. (с изменениями и дополнениями от 26.XI. 1999 г.); Регламент Совета Федерации РФ от 6 февраля 1996 г. (с измен. и доп. в 1996-99 гг.). Регламент принимается в форме постановлений каждой палаты, т.е. он не требует одобрения другой палаты и подписи Президента.

Регламент - это, так называемый «внутриведомственный акт» палаты, призванный «обслуживать» Палату Парламента. Регламент Палаты Федерального Собрания: устанавливает внутреннюю организацию и процедуры работы Палаты, закрепляет механизмы замещения должностей в палате, статусы руководящих должностных лиц, статусы комитетов и комиссий палаты, порядок проведения заседаний, порядок законодательной деятельности, основные стадии законодательного процесса, порядок голосования и принятия решения, др.

В юридической литературе высказываются разные мнения о юридической силе регламентов. Так, характеризуя Регламент Верховного Совета - высшего представительного органа государственной власти в советский период - одни авторы говорили, что «в иерархии источников права регламент занимает второе место после Конституции, как акт более высокой юридической силы по сравнению с другими законами».

Другие рассматривали «законы об утверждении регламентов Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик в качестве своеобразных двойных законодательных актов, один из которых как бы материализует содержание, а второй - форму закона».

Касаемо Регламентов палат действующего Парламента - Федерального Собрания России, то по поводу их юридической природы высказываются другие, но тоже различные позиции. Одни считают, что: «действующие регламенты палат Федерального Собрания не являются законами потому, что каждый из них - это акт самоорганизации работы палаты, которая самостоятельно не вправе принимать законы».

Другие все же приравнивают регламент с законом. Третьи констатируют, что регламенты «не обладают всеми формальными признаками закона», но предлагают в будущем наделить «всеми характеристиками общероссийского закона», т.е. принимать Регламент палаты Федерального собрания в том же порядке, что и закон. Согласно еще одной позиции, Регламент палаты Федерального Собрания занимает «промежуточную позицию между законодательными и подзаконными источниками конституционного прав.

Юридическая сила законов, несомненно, выше юридической силы регламентов, постановлений и т.д.», поскольку различны порядки их принятия. «В то же время данные акты нельзя приравнять и к подзаконным источникам, которые, как правило, принимаются на основе и во исполнение законов, конкретизируют их. Акты же палат имеют самостоятельный предмет регулирования».

 

Уставы других субъектов РФ

Статус других субъектов Российской Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов. Край, область, город федерального значения уже не могут рассматриваться как административно-территориальные единицы. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. признал их субъектами Российской Федерации. В уставе края, области так же, как и в конституции республики, должны быть учтены специфические особенности данной территории и проживающего на ней населения.

Устав субъекта Федерации или Конституция, регулируют организацию и деятельность его государственных органов, взаимоотношения этих органов между собой, а также с общественными объединениями, права и свободы проживающих на данной территории граждан.

Поскольку полномочия всех видов субъектов Российской Федерации в основном одинаковы, то и содержание их основополагающих документов - конституций республик, уставов, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - имеют равную юридическую силу; все они подлежат одинаковой государственно-правовой защите.

Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (ст. 66 п. 2 Конституции РФ)


 

Декларации

Этот вид документов в системе источников российского конституционного права впервые появился в переходный от социализма к капитализму период, в 1990-1991 гг. На федеральном уровне были приняты и сейчас являются действующими три Декларации: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. и Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.

В формально-юридическом смысле Декларации не являются законами. Указанные выше три Декларации были утверждены постановлениями Съезда народных депутатов РСФСР (Декларация о суверенитете), либо Верховного Совета РСФСР (Декларации 1991 г.). Однако специалисты чрезвычайно высоко ставят Декларации в иерархии нормативных актов: либо прямо говорят об их «конституционно-правовом значении», либо анализируют их в общем перечне с законодательными источниками.

Причина такой высокой оценки связана с особенностями предмета правового регулирования в Декларациях. Они провозглашают принципы, концепции, определяющие основные направления конституционно-правового развития государства, его политики, «на базе таких принципов должно развиваться все законодательство».

Так в Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. впервые в истории России были признаны такие демографические принципы, как: «правового государства», «разделения законодательной, исполнительной и судебной властей», «многопартийности», принцип регулирования прав и свобод на уровне общепризнанных норм международного права, др. Впоследствии, в ходе поэтапных конституционных реформ 1990-1992 гг., они были из Декларации перенесены в Конституцию РСФСР (Законом от25 декабря 1991 г. наименование государства изменено на «Российская Федерация - Россия»).

Высокая оценка Деклараций в определенной степени объясняется и особой природой постановлений высших коллегиальных представительных органов перестроечного периода. С современными законами постановления Съезда народных депутатов и Верховного Совета перестроечного периода сближает то, что они принимались общим составом Съезда (обеими Палатами Верховного Совета) РСФСР. Для сравнения: Федеральное Собрание - современный Парламент России не принимает общих постановлений Парламента, есть лишь отдельные постановления каждой из Палат - Совета Федерации и Государственной Думы (п. 3 ст. 102, п. 3 ст. 103 Конституции РФ 1993 г.).

Между тем, как, допустим, законы - это продукт совместного нормотворчества Совета Федерации и Государственной Думы.

 

Конституции республик

В соответствии со статьей 66 Конституции РФ основные положения, касающиеся статуса, т. е. правового положения субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим все субъекты Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, которые должны соответствовать Конституции России.

Так, статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самой республики. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России.

Исходя из текста ст. 66 Конституции следует признать, что конституции республик являются частью правовой системы Российской Федерации и, следовательно, должны соответствовать ее Конституции. Вместе с тем они, естественно, могут и должны учитывать особенности своих республик, в частности их национального состава. Конституция принимается республикой самостоятельно (это одно из ее прав), и она не нуждается в утверждении со стороны высших органов государственной власти Российской Федерации.

Ведущую роль в определении статуса республики как субъекта Российской Федерации играет федеральная Конституция, закрепляющая основополагающие элементы указанного статуса. Согласно ее положениям, республика - равноправный субъект федерации, в том числе равноправный с другими ее субъектами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Она непосредственно входит в состав Российской Федерации, обладает собственной территорией, принимает конституцию, вправе устанавливать свои государственные языки, имеет свои предметы ведения и полномочия, сферу вопросов совместного ведения с Российской Федерацией, образует собственные органы государственной власти, наделена правом издавать законы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти, ей гарантируется представительство в Совете Федерации Федерального Собрания.

Право законодательной инициативы в Государственной Думе, право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России. Отклонять или одобрять поправки к главам 3-8 Конституции, обращаться с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации, выражать свое мнение по поводу кандидатур на должность прокурора республики.

Статус республики конкретизируется ее конституцией. Она является атрибутом государственности данного субъекта федерации; в очерченных федеральной Конституцией границах обладает учредительными свойствами; имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республики; принимается и изменяется парламентом или в ином установленном республикой демократическом порядке; не нуждается в утверждении или регистрации со стороны федеральных органов государственной власти; закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; гарантируется Конституционным Судом России и республиканскими органами конституционного контроля.

Конституция республики - это не столько форма правового документа, сколько его содержание. Она может именоваться иначе (например, в Республике Калмыкия действует Степное Уложение), но быть Основным законом, если заключает в себе конституирующие положения.

Республиканские конституции учитывают особенности субъектов федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.

 


 

Заключение

 

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что источниками конституционного права признаются юридические формы и способы выражения правовых норм, которые регулируют общественные отношения и составляют по своему содержанию предмет конституционного права.

К источниками конституционного права России относятся: Конституция РФ - которая является главным источником государственного права. Её нормы регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, они обладают наивысшей юридической силой и ни один законодательный акт не может противоречить Конституции. Конституции республик состава Российской Федерации принимаются высшими органами законодательной власти республик или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции РФ.

Статус субъектов Российской Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов регламентируется Уставами. Они так же относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами субъектов РФ.

Федеративный характер устройства России обусловливает такой источник конституционного права как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах Федерации. Договоры и соглашения, которые РФ заключает с ее субъектами, а также между самими субъектами Федерации.

Законы РФ установлены Конституцией Российской Федерации 1993 года, таких законов два: конституционные и федеральные законы.

Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, они не должны противоречить не только Конституции Российской Федерации, но и федеральным законам.

Также источниками конституционного права являются акты палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа и Декларации.

Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации. Если они противоречат Конституции РФ, законам и указам, то они могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115).

Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, которые регулируют вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Регламенты палат Федерального Собрания применяются самой палатой и не требуют утверждения никакими другими органами.

С 1993 года Конституцией РФ установлены общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники конституционного права РФ, они являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем международным договором, то применяются правила международного договора.

Решения Конституционного Суда РФ являются источниками конституционного права. Это говорит о том, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, но его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно, не требуют обязательного подтверждения другими органами или должностными лицами.

Отдельные правовые акты СССР и РСФСР сохраняют свою юридическую силу, это обусловлено особенностями исторического развития России на современном этапе.

Органы местного самоуправления реализуя свои полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты органов местного самоуправления.

В некоторых случаях источниками конституционного права могут: быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. Источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те из них, которые содержат нормы конституционного права.

Народ России, приняв на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституцию РФ, условно говоря, заключил договор с властью о том, что она будет править на определенных условиях, в соответствии с принципами и нормами этой конституции. Из этого следует, что Конституция РФ - это, по существу, общественный договор, в котором заключается принцип народного суверенитета.

Хочется отметить, что на сегодняшний день тема моей курсовой работы не охватывает всех проблем и вопросов связанных с источниками конституционного права РФ. Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют исключительно важное значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство перечисленных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика, в свою очередь, должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества и слаженности всей этой системы права зависит прочность законности в государстве.

 


 

Список используемой литературы

 

Нормативно-правовые акты:

. Конституция Российской Федерации. - М.,1993.

Комментарии к Конституции РФ и монографии:

. Конституция Российской Федерации. Комментарий под общей редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. Москва, «Юридическая литература» 1994.

. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) - М.: КОНТРАКТ; ИНФРА - М, 2003.

. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ.ред. В.Д. Карповича. - М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.

. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997

. Овсепян Ж.И. Источники Российского конституционного права. Часть I. //журнал “Северо-Кавказский юридический вестник”, 2003 г. №1.

Литература:

. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. - изд. 2-е, перераб. И доп., М.: Юристъ, 2002

. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. М.: Новый юрист. 1998.

. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. -- М.: Юриспруденция, 1999.

. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист. 1999.

. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. Саратов. 1998

. Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Екатеринбург. 2001.

. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Изд-во БЕК. 1999

. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. Издательство Московского гуманитарно-экономического института, Москва, 1997.

. Сравнительное конституционное право. М.: «Манускрипт». 1996

. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995.

. Лукьянова Е.А. Значение Конституции СССР 1977 г. в развитии источников российского государственного права // Государство и право. 2001. № 4.

. Саликов М.С. Источники конституционного права: проблемы структуризации и внутрисистемные противоречия // Проблемы науки конституционного права / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001.

. Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

Оглавление

 

Введение

Часть I. Понятие источников конституционного права.

Часть II. Характеристика основных источников Конституционного права

. Конституция РФ, как основной источник Конституционного права

. Конституционные законы и законы РФ

. Нормативный акт, как источник Конституционного права

Часть III. Анализ других источников Конституционного права

. Указы и распоряжения Президента РФ

. Регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания

. Уставы других субъектов РФ

. Международные договора и соглашения

. Федеративные договора и соглашения РФ с субъектами Федерации

. Постановления Конституционного суда РФ

. Постановления Правительства РФ

. Законы, постановления, указы субъектов РФ

. Акты органов местного самоуправления

. Акты чрезвычайных государственных органов

. Декларации

. Конституции Республик

Заключение

Список используемой литературы

 


 

Введение

 

Тема моей курсовой работы - «источники конституционного права РФ. Проблема структуризации источников конституционного права». Особенность системы источников Российского Конституционного права заключается в обусловленности федеративного устройства РФ. В сфере ученых - конституционалистов, проблемы, связанные с источниками конституционного права, считаются очень серьезными и важными. Любая отраслевая правовая наука, имеет теоретико-правовую базу, и, вопросы об источниках, занимают одно из первых мест в этих разделах. На эту тему ведется множество споров, пишутся монографии, издаются учебники конституционного права, как российского, так и зарубежного, все эти издания редко обходятся без главы об источниках права и их проблемах. По моему мнению, попытки решения таких серьезных вопросов, не могут быть вызваны лишь простым интересом огромного количества исследователей. Наверняка, это весьма значимо практически и, не исключено что все это имеет жизненно важное значение.

Данную тему считаю актуальной и интересной, так как важнейшую роль в формировании и развитии конституционного права играют источники конституционного права, которые взяты в специально-юридическом разрезе. Это нормативно-правовые акты, в совокупности образующие систему конституционного законодательства. Их юридическая сила, объем и характер регулирования общественных отношений - предмет теоретического и практического интереса всякого конституционалиста. Правовая система современной России сложна, но едина. Такова и ее система права. Современная система российского законодательства носит двухуровневый характер. Достаточно ясно проявляют себя, с одной стороны, общефедеральное законодательство, а с другой - региональное законодательство, взятое в его единстве и различии по признаку количества субъектов Российской Федерации. Эта закономерность распространяет свое значение и на конституционное законодательство. Для того, чтобы в полной мере уяснить специфику и характер конституционно-правовых отношений, нужно обратиться к источникам конституционного права. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.

Для источников конституционного права существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.

Цель курсовой работы - рассмотреть источники конституционного права и их виды. Выявить проблемы структуризации источников КП.

Задачи курсовой работы:

Дать понятие и выявить виды источников конституционного права России, такие как Конституция РФ и законы;

Провести анализ других источников конституционного права, таких как договоры и соглашения, конституционные обычаи и прецеденты;

Охарактеризовать принципы конституционного права и иные источники конституционного права России.

При написании данной работы были проанализированы Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

А также учебная литературы таких авторов как А.С. Алексеев, М.В. Баглай, А.В. Зиновьев, А.Е. Козлов, В.К. Саммигулин, В.В. Никулин, Ё.И. Колюшин и другие. Методы исследования как общенаучные (теоретические анализ и синтез, конкретизация, сравнение, аналогия); эмпирические (анализ документов, контент-анализ) и другие.

 


 

Часть I. Понятие источников Конституционного права

Термин «источник права» содержит в себе два взаимосвязанных аспекта выражающие правовые нормы. Во - первых, источник права - это форма выражения правовых норм (своего рода вместилище правовых норм). Во - вторых, под источником права понимают форму придания правилам поведения юридически обязательного характера норм права. Но, два этих аспекта не всегда совпадают.

Государство может самостоятельно издавать правовые нормы, например, законы принимаемые Федеральным Собранием РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Или же Государство может санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным «с» или «без» его участия, например, нормы Международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления) Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них - конституция, законы, указы и другие правовые акты.

Такие формы правовых актов характерны практически для всех институтов конституционного права, и не следует думать, что каждому институту соответствует какая-то одна форма. Так, институт исполнительной власти регламентируется в форме конституционных норм, законов, указов Президента, решений Конституционного Суда. То же можно сказать о каждом институте. Формы конституционного права составляют иерархию, в ней одни акты выполняют роль актов высокой по юридической силе по отношению к другим. Важно, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жесткий порядок, чтобы предупредить «войну» источников.

Признание акта источником конституционного права влечет за собой определенные правовые последствия. Акт может порождать для граждан определенные права и обязанности, а значит, гражданин может требовать защиты своих прав в судебном порядке. Специфика форм, присущих нормам конституционного права в их содержании и в процедуре принятия соответствующих норм. Закрепление основных прав и свобод граждан, осуществляется только Конституцией в соответствии с установленным порядком ее принятия и изменения. Понятие «источник права в юридическом смысле» отграничивается от понятия «источник права в материальном смысле», под ним понимаются материальные источники формирования права: условия жизни людей и общества.

Данная категория внедрена в юридическую науку для того, чтобы подчеркнуть «неидеалистическую» природу права и материалистический детерминизм его развития и никакого полезного значения для понимания конституционного права она не представляет [9, С. 29].Две основные сферы образуют источники конституционного права: естественное право и позитивное право. В качестве таковых выступают признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения конституционно-правовых норм. Источники конституционного права представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права.

Главным источником национальной правовой системы и конституционного права является конституция, нормы которой регулируют наиболее важные общественные отношения, обладая наивысшей юридической силой.

Система источников конституционного права РФ представлена Конституцией РФ и основанным на ней федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, решениями Конституционного Суда РФ, нормативными договорами, нормами международного права и актами органов местного самоуправления. Соответственно, она объединяет следующие три уровня источников конституционного права: федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ - конституции, уставы, законы, правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации, акты региональных органов исполнительной власти; акты региональных референдумов; акты органов местного самоуправления, включая акты местных референдумов. Кроме того, нетрадиционными источниками конституционного права выступают конституционные обычаи. Таким образом, источники конституционного права - это признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.98 (0.095 с.)