Акты органов местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акты органов местного самоуправления



 

Конституция указывает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). А это значит, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.

В конституционном праве ряда зарубежных государств, в качестве источника конституционного права признают обычаи и доктрины (взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права, сложившейся исторически. Но в российской конституционно-правовой практике для этого пока нет оснований.

Как уже было сказано - система местного самоуправления согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм. «Юридическая сила общеобязательность придается им так называемой «генеральной отсылкой», санкционированием со стороны государства»30 положений, содержащихся в актах органов местного самоуправления и законодательстве Российской Федерации.

Такое санкционирование, «генеральная отсылка» содержится в Конституции РФ. Статья 132 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 19) устанавливает право органов и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты.

 

Акты чрезвычайных государственных органов

В исключительных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст. 55 Конституции России предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

Декларации

Этот вид документов в системе источников российского конституционного права впервые появился в переходный от социализма к капитализму период, в 1990-1991 гг. На федеральном уровне были приняты и сейчас являются действующими три Декларации: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. и Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.

В формально-юридическом смысле Декларации не являются законами. Указанные выше три Декларации были утверждены постановлениями Съезда народных депутатов РСФСР (Декларация о суверенитете), либо Верховного Совета РСФСР (Декларации 1991 г.). Однако специалисты чрезвычайно высоко ставят Декларации в иерархии нормативных актов: либо прямо говорят об их «конституционно-правовом значении», либо анализируют их в общем перечне с законодательными источниками.

Причина такой высокой оценки связана с особенностями предмета правового регулирования в Декларациях. Они провозглашают принципы, концепции, определяющие основные направления конституционно-правового развития государства, его политики, «на базе таких принципов должно развиваться все законодательство».

Так в Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. впервые в истории России были признаны такие демографические принципы, как: «правового государства», «разделения законодательной, исполнительной и судебной властей», «многопартийности», принцип регулирования прав и свобод на уровне общепризнанных норм международного права, др. Впоследствии, в ходе поэтапных конституционных реформ 1990-1992 гг., они были из Декларации перенесены в Конституцию РСФСР (Законом от25 декабря 1991 г. наименование государства изменено на «Российская Федерация - Россия»).

Высокая оценка Деклараций в определенной степени объясняется и особой природой постановлений высших коллегиальных представительных органов перестроечного периода. С современными законами постановления Съезда народных депутатов и Верховного Совета перестроечного периода сближает то, что они принимались общим составом Съезда (обеими Палатами Верховного Совета) РСФСР. Для сравнения: Федеральное Собрание - современный Парламент России не принимает общих постановлений Парламента, есть лишь отдельные постановления каждой из Палат - Совета Федерации и Государственной Думы (п. 3 ст. 102, п. 3 ст. 103 Конституции РФ 1993 г.).

Между тем, как, допустим, законы - это продукт совместного нормотворчества Совета Федерации и Государственной Думы.

 

Конституции республик

В соответствии со статьей 66 Конституции РФ основные положения, касающиеся статуса, т. е. правового положения субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим все субъекты Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, которые должны соответствовать Конституции России.

Так, статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самой республики. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России.

Исходя из текста ст. 66 Конституции следует признать, что конституции республик являются частью правовой системы Российской Федерации и, следовательно, должны соответствовать ее Конституции. Вместе с тем они, естественно, могут и должны учитывать особенности своих республик, в частности их национального состава. Конституция принимается республикой самостоятельно (это одно из ее прав), и она не нуждается в утверждении со стороны высших органов государственной власти Российской Федерации.

Ведущую роль в определении статуса республики как субъекта Российской Федерации играет федеральная Конституция, закрепляющая основополагающие элементы указанного статуса. Согласно ее положениям, республика - равноправный субъект федерации, в том числе равноправный с другими ее субъектами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Она непосредственно входит в состав Российской Федерации, обладает собственной территорией, принимает конституцию, вправе устанавливать свои государственные языки, имеет свои предметы ведения и полномочия, сферу вопросов совместного ведения с Российской Федерацией, образует собственные органы государственной власти, наделена правом издавать законы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти, ей гарантируется представительство в Совете Федерации Федерального Собрания.

Право законодательной инициативы в Государственной Думе, право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России. Отклонять или одобрять поправки к главам 3-8 Конституции, обращаться с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации, выражать свое мнение по поводу кандидатур на должность прокурора республики.

Статус республики конкретизируется ее конституцией. Она является атрибутом государственности данного субъекта федерации; в очерченных федеральной Конституцией границах обладает учредительными свойствами; имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республики; принимается и изменяется парламентом или в ином установленном республикой демократическом порядке; не нуждается в утверждении или регистрации со стороны федеральных органов государственной власти; закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; гарантируется Конституционным Судом России и республиканскими органами конституционного контроля.

Конституция республики - это не столько форма правового документа, сколько его содержание. Она может именоваться иначе (например, в Республике Калмыкия действует Степное Уложение), но быть Основным законом, если заключает в себе конституирующие положения.

Республиканские конституции учитывают особенности субъектов федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.

 


 

Заключение

 

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что источниками конституционного права признаются юридические формы и способы выражения правовых норм, которые регулируют общественные отношения и составляют по своему содержанию предмет конституционного права.

К источниками конституционного права России относятся: Конституция РФ - которая является главным источником государственного права. Её нормы регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, они обладают наивысшей юридической силой и ни один законодательный акт не может противоречить Конституции. Конституции республик состава Российской Федерации принимаются высшими органами законодательной власти республик или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции РФ.

Статус субъектов Российской Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов регламентируется Уставами. Они так же относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами субъектов РФ.

Федеративный характер устройства России обусловливает такой источник конституционного права как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах Федерации. Договоры и соглашения, которые РФ заключает с ее субъектами, а также между самими субъектами Федерации.

Законы РФ установлены Конституцией Российской Федерации 1993 года, таких законов два: конституционные и федеральные законы.

Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, они не должны противоречить не только Конституции Российской Федерации, но и федеральным законам.

Также источниками конституционного права являются акты палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа и Декларации.

Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации. Если они противоречат Конституции РФ, законам и указам, то они могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115).

Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, которые регулируют вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Регламенты палат Федерального Собрания применяются самой палатой и не требуют утверждения никакими другими органами.

С 1993 года Конституцией РФ установлены общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники конституционного права РФ, они являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем международным договором, то применяются правила международного договора.

Решения Конституционного Суда РФ являются источниками конституционного права. Это говорит о том, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, но его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно, не требуют обязательного подтверждения другими органами или должностными лицами.

Отдельные правовые акты СССР и РСФСР сохраняют свою юридическую силу, это обусловлено особенностями исторического развития России на современном этапе.

Органы местного самоуправления реализуя свои полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты органов местного самоуправления.

В некоторых случаях источниками конституционного права могут: быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. Источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те из них, которые содержат нормы конституционного права.

Народ России, приняв на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституцию РФ, условно говоря, заключил договор с властью о том, что она будет править на определенных условиях, в соответствии с принципами и нормами этой конституции. Из этого следует, что Конституция РФ - это, по существу, общественный договор, в котором заключается принцип народного суверенитета.

Хочется отметить, что на сегодняшний день тема моей курсовой работы не охватывает всех проблем и вопросов связанных с источниками конституционного права РФ. Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют исключительно важное значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство перечисленных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика, в свою очередь, должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества и слаженности всей этой системы права зависит прочность законности в государстве.

 


 

Список используемой литературы

 

Нормативно-правовые акты:

. Конституция Российской Федерации. - М.,1993.

Комментарии к Конституции РФ и монографии:

. Конституция Российской Федерации. Комментарий под общей редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. Москва, «Юридическая литература» 1994.

. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) - М.: КОНТРАКТ; ИНФРА - М, 2003.

. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ.ред. В.Д. Карповича. - М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.

. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997

. Овсепян Ж.И. Источники Российского конституционного права. Часть I. //журнал “Северо-Кавказский юридический вестник”, 2003 г. №1.

Литература:

. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. - изд. 2-е, перераб. И доп., М.: Юристъ, 2002

. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. М.: Новый юрист. 1998.

. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. -- М.: Юриспруденция, 1999.

. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист. 1999.

. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. Саратов. 1998

. Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Екатеринбург. 2001.

. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Изд-во БЕК. 1999

. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. Издательство Московского гуманитарно-экономического института, Москва, 1997.

. Сравнительное конституционное право. М.: «Манускрипт». 1996

. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995.

. Лукьянова Е.А. Значение Конституции СССР 1977 г. в развитии источников российского государственного права // Государство и право. 2001. № 4.

. Саликов М.С. Источники конституционного права: проблемы структуризации и внутрисистемные противоречия // Проблемы науки конституционного права / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001.

. Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.024 с.)