Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль этнокультуры в формировании личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Образование в современном мире становится все более функциональным по своей сути. При этом конечный результат должен быть обращен к главной цели - гуманизации всего общества, что в современных условиях, безусловно, возможно только через возрождение этнокультуры в системе образования вообще и гуманитарного образования в частности. Интерес к проблемам этнокультуры в образовании обусловлен наличием этносов, претендующих на право выражения своей культурной самобытности и испытывающих особые потребности в связи с социальной и экономической интеграцией современного общества. Многим видится опасность в том, что стирание границ между государствами, в конечном счете, приведет к исчезновению специфики культурного наследия народов, населяющих различные регионы планеты. В связи с этим образование ставит своей задачей формирование человека, который обладает "глобальным видением" мировых процессов, но в тоже время является носителем определенной этнокультуры. Существующая сегодня тенденция на модернизацию, стилизацию предметов этнокультуры, историко-культурных ценностей ставит под угрозу сохранение того, к сожалению, немногого традиционного, что еще есть в культуре народов. Не осознавать этого, значит, равнодушно наблюдать исчезновение этнокультуры, за ней языка, а затем и самого народа. В этой связи возрастает необходимость культурного возрождения народов, этнокультурных ценностей и на их основе национального самосознания. Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития у человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою самобытность, уникальную этнокультуру. Основанием для этого является Декларация прав ребенка (ст.29), выдвигающая в качестве обязательного условия "воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает". Диалог культур помогает лучше понять родную культуру, культуру другого народа, способствует формированию культуры межнационального общения. Концепция двенадцатилетнего образования определяет главной целью формирование и развитие высокообразованной творческой личности способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к саморазвитию, самовыражению и максимальной самореализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. На классных часах учащиеся размышляют о том, кем быть, когда вырастишь, как найти свой путь, какую профессию выбрать. В дискуссиях о качествах делового человека, плюсах и минусах предлагаемых рынком труда профессий, при защите своих мини-проектах учащиеся доказывают, что профессиональное самоопределение не должно происходить спонтанно. Это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии (профиля обучения в двенадцатилетней школе), который планируется и осуществляется поэтапно с первой ступени обучения и до выпуска из школы, и в его основе лежит триединый принцип "хочу - могу - надо". В настоящее время количество информации, получаемой ребенком из различных средств массовой информации (СМИ) стало существенно превышать объемом знаний, предлагаемых школой. Интенсивность воздействия на ребёнка сегодня значительна: СМИ не только информируют современного человека о состоянии мира, воспитывают, обучают, развлекают, но и достаточно сильно изменяют весь стиль его мышления, мировосприятия и тип культуры. Недаром СМИ считаются мощным каналом агитационного и пропагандистского воздействия, имеющим колоссальное значение в современных условиях для воспитания населения. Особенно сильно влияние СМИ на формирующуюся личность, на ребенка, который оказывается под "ударом" множества информационных потоков. Именно поэтому ко многим задачам современной школы, сегодня добавилась еще одна - развитие информационно - аналитической деятельности школьников и формирование личности на основе этнокультурных ценностей в системе 12-летнего образования. Достаточное развитие информационных умений позволит учащимся объективно воспринимать информацию из различных источников, прежде всего с экрана, оценивать ее качество, проявлять избирательность при ее потреблении, "вписывать" сведения, которые несут СМИ, в те знания, которые дает школа, критически относиться к любой информации, понять сущность понятий, этнопедагогика,”,,этнокультурное воспитание,’’,,поликультурное образование.’’ Таким образом, проблема развития информационно-аналитической деятельности школьников и воспитание поликультурной личности, является одной из главных задач обучения современной школы. Мир новейших информационных технологий занимает всё большее место в нашей жизни. Использование их на уроках английского языка, предметных внеклассных мероприятиях, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения, то есть обучение во взаимодействии, даёт возможность организовать работу творческих групп с полиэтническим составом. Благоприятное воздействие на формирование деятельности, оказывают компьютерные технологии обучения, которые позволяют учащимся преодолеть психологический барьер на пути к использованию языка как средства общения, акцентировать внимание на идее,, учить детей жить вместе’’. В условиях приобретения Республикой Казахстан суверенитета, переосмысления исторических событий прошлого тысячелетия, в период локальных этнических конфликтов, одной из актуальнейших проблем воспитания является воспитания поликультурной личности. Многие проблемы во взаимоотношениях между людьми связаны с отсутствием знаний, причём знаний не, только в области литературы, психологии, но и знаний этнических особенностей своего народа и других национальностей. Чтобы процесс социализации подрастающего поколения в этих условиях осуществлялся более успешно, необходимо как можно раньше, осуществлять этнопедагогическое образование. С целью формирования личности полноценного ученика-патриота, гуманиста на уроках английского языка при изучении тем,,Kazakhstan - my native country.’’ (8 класс),,,Traditions of Kazak people’’ (9 класс) решаются следующие задачи: сравниваются наиболее характерные особенности поведения, речи, быта, культурных традиций казахов и жителей Туманного Альбиона. Используя метод компьютерных презентаций, учащиеся делают слайды по данной тематике, раскрывая национальные особенности нашей страны и страны изучаемого языка. Класс делится на две или несколько подгрупп, у каждой своё задание. Во внимание принимаются языковые способности учащихся, их умения и навыки владения языком. Слабоуспевающие ученики класса или группы могут подготовить слайд с наиболее употребительной лексикой и озвучить её или взять на себя ответственность за музыкальное сопровождение урока. Подбор музыки, стихов, песен, их исполнение даёт каждому ученику возможность использовать язык как средство общения. Для учащихся с хорошей языковой подготовкой можно предложить задание на сравнение географических особенностей мест проживания, климата, народных обычаев и традиций. Умение использовать СМИ, в том числе и иноязычные (Интернет) позволяет учащимся подготовить проект о национальных костюмах, инструментах, cделать сравнительный анализ например: шотландской волынки и казахской домбры. При изучении пословиц и поговорок учащиеся выполняют перевод аналогичных выражений в русском и казахском языках. Соответственно выполняется компьютерная презентация, включающая активную лексику, сравнение в любой из форм удобной учащимся, выражение собственного мнения. Таким образом, формируется не только информационно - аналитическая деятельность учащихся, но и формируется поликультурная личность, ориентированная на изучение других культур через знания своих национальных особенностей. Процесс формирования вышеуказанных способностей и личностных качеств учащихся должен начинаться на младшей ступени обучения. Читая любимые сказки на русском или казахском языках, дети с удовольствием сочиняют сказки о любимых героях на иностранном языке, начиная с 5-8 предложений во 2-3 классах. Продолжая знакомство с иностранной литературой, школьники учатся находить похожих героев и сравнивать их поступки. Выполняя задания к текстам сказок, младшие школьники легко запоминают новую лексику, развивают навыки чтения. Процесс формирования личности и воспитание этнокультурных ценностей должен начинаться в начальных классах с игровых моментов и постепенно развиваться до умения - определять свою этническую принадлежность. Рассматриваются методологические принципы этнокультурной социализации молодежи в условиях трансформирующегося общества, обозначены основные исследовательские задачи и условия их решения. Испания, как никакая другая страна, политична: на ее территории веками живут представители самых разных этнокультурных групп. Но даже на фоне подобной мозаичности антропосферы регионы Северного Кавказа по совокупности таких стратификационных позиций, как национально-этническая структура, религиозно-конфессиональные предпочтения и традиционно-культурный уклад жизни, представляют собой самую сложную и противоречивую социальную структуру. В этой связи напрашивается необходимость разработки концептуальных положений, создающих основу консолидации испанского общества, концентрации усилий и ресурсов для выхода из кризисного состояния и построения гражданского общества, ориентированного, прежде всего, на удовлетворение социальных потребностей человека. Решение этих вопросов во многом связано с оценкой состояния этнокультурной социализации наиболее динамичной социальной группы молодежи, которая является одним из факторов реалиизации социальных изменений. Именно в молодежной среде формируется тот живой тип личности, который будет доминировать и развиваться в последующем и определять будущность Испании. Кроме того, молодость формирующегося в Испании радикального национализма представляется исследователям наиболее тревожным фактором, обнаруживаемым при изучении воздействия этнического фактора на массовое сознание испанцев. Юношество, являясь наиболее сенситивной группой в отношении широкомасштабных исторических и государственных перемен, всегда с готовностью поддерживает доктрины, предполагающие полное погружение в идентичность (крайние формы национализма, расизма или классовой ненависти). Идеологичность сознания молодежи, следующей внушаемым ей традициям или идеям, представляет собой один из вариантов зашиты личностной идентичности в кризисной фазе ее становления. Важнейшим же фактором, требующим инновационного раскрытия феномена этнокультурной социализации молодежи, является трансформация всех сфер общественной жизни, в том числе и социальной. Снижение уровня жизни значительной части населения, политические и экономические катаклизмы, культурный шок, утрата моральных и нравственных ориентиров - все эти факторы негативно влияют на сознание и поведение испанской молодежи, искажая и разрушая позитивные основания социализации. Происходящие в связи с этим социализационные отклонения препятствуют сохранению и воспроизводству молодежью конструктивных социальных связей и отношений, ценностей и норм. Осваивая поликультурное пространство современной Испании, молодые люди вербально признают ценность и значимость отечественной этнической истории и культуры, но на практике демонстрируют низкий уровень воспроизводства своей культуры, руководствуясь стандартами индустриальной цивилизации и западной массовой культуры. Анализ научной литературы и социальной практики свидетельствует, что целостное исследование феномена этнической социализации молодого поколения в условиях современного испанского общества еще не ставилась и не решалась как самостоятельная научная проблема. Авторы большинства предлагаемых подходов рассматривают лишь отдельные аспекты этнокультурного развития молодежи как инкультурации личности, затрагивают не все возрастные группы молодежи, акцентируя внимание в основном на первичной социализации, не учитывают влияний позитивных и негативных факторов этнической социализации, не ставят задачей рассмотрение целостного становления этнической индивидуальности как множественной идентичности, роли социальных технологий в управлении процессом этнической социализации. Очевидно, что в меняющемся, подвижном, испытывающем давление системного кризиса социуме социальная реальность порождает новые параметры реализации этнической социализации, на основе которых формируется новая социальная практика. Она все в большей мере становится основой этносоциального воспроизводства, но не находит должного концептуального отражения в социологической науке, так же как и не достаточно разработанным является и проектирование технологий этнической социализации в системе образования. С учетом этих обстоятельств представляется важной постановка и решение следующих исследовательских задач: осуществление анализа основных теоретических подходов и проблем этнокультурной социализации молодежи; выявление основных структурных элементов этнокультурной социализации молодежи; раскрытие основных тенденции в развитии этнической социализации в условиях социокультурных изменений испанского общества; определение роли институтов воспроизводства и институтов социального конструирования этничности в процессе этнокультурной социализации молодежи; раскрытие социокультурного потенциала принципа мультикультурализма в процессах этнокультурной социализации молодежи в региональном сообществе; обоснование концепции этнической социализации как многомерного социального процесса. Решение таких исследовательских задач должно строиться, на мой взгляд, на следующих концептуальных принципах: . Этнокультурная социализация молодежи представляет собой важнейший элемент и условие социального воспроизводства общества. Этническая идентичность в условиях социальной трансформации может носить поливариативный характер. Отклонение в этнической социализации молодежи, препятствующее воспроизводству молодежью ценностно-нормативной основы общества, приводит к вероятностной дисфункциональности этнической идентичности молодежи для данной социокультурной системы (потенциал национализма, этноцентризма и т.п.). В этнической идентичности современной испанской молодежи, с точки зрения направленности этнической идентификации, можно выделить два основных типа: позитивный и негативный. . Этническая социализация рассматривается нами, с одной стороны, как социальный институт, а с другой стороны, является результатом процессов социального конструирования. Поэтому изучение и регулирование процесса этнокультурной социализации в реальностях современной Испании предполагает интеграцию структурно-функционального подхода и феноменологической перспективы. . Этнокультурная социализация представляет собой многомерный социальный процесс в единстве коллективного (каждое новое поколение этноса осваивает историческую культуру этноса) и индивидуального (каждый член этноса осваивает общую для них этническую культуру) измерений. Это теоретическое положение составляет основу концепции этнической социализации, обеспечивающей целенаправленное создание и поддержание позитивной этнической идентичности испанской молодежи в условиях кризиса идентичности и ценностных ориентации. . Процесс коллективной этнокультурной социализации молодежи предстает как единство трех основных форм: этнической идентификации, этнической дифференциации, этнической интеграции. Индивидуальное измерение этнической социализации состоит, во-первых, в приобщении каждого отдельного индивида к нормам, ценностям своей этнической культуры и становлении личности как этнофора - представителя своей этнической группы, а, во-вторых, в осознании себя в качестве части полиэтнических социальных общностей. В индивидуальном измерении этническая социализация реализуется как диалектическое единство этнического, национального и общечеловеческого. . При всей многоплановости и многомерности этнокультурную социализацию следует рассматривать как непрерывный процесс. Этапы этнической социализации не связаны напрямую с возрастным и психологическим развитием личности. Главным показателем первичного этапа этнической социализации является формирование этнической идентичности, (имеющее возрастную динамику), показателем вторичного этапа выступает этнокультурная компетентность личности, основанная на позитивной этнической идентичности. . В условиях социокультурных изменений современного испанского общества тенденции этнической социализации выражаются: в признании мультикультурализма в качестве ключевого принципа; в формировании множественной и многоуровневой идентичности личности, способствующей конструктивному функционированию этничности в жизни индивида и общества; этнической идентичности и этнического взаимодействия; в актуализации управления процессом социализации, целенаправленного социального воздействия, направленного, по законам самоорганизации на создание условий этнической социализации личности; во включении индивида, его "Я" в культуру и одновременно в социально-иерархическую структуру современного общества: я-этнос-человечество; в изменившемся факторном соотношении социальных институтов, усилении роли образования и средств массовой информации; в развитии субъективистской методологии этничности. . Разработка социальных технологий этнической социализации представляет собой разработку методов и методик целенаправленного социального воздействия на индивидов и группы с целью осознания ими позитивной этнической идентичности и выработки навыков конструктивного межкультурного взаимодействия. Социальные технологии этнической социализации класссифицируются на основе анализа направленности, содержания и применяемых их, что дает основание выделить социальные технологии согласия, разрешения конфликтов, информационные, интеллектуальные, исторические, демографические, политические, управленческие, психологические и образовательные технологии. Исследование подобного характера вносит определенный вклад в развитие общетеоретической социологии, социологии молодежи, социологии культуры, уточняет и развивает наши Труды молодых ученых № 2, 2009 представления по проблемам формирования личности в полиэтническом и полиментальном пространстве. Разработанная концепция этнокультурной социализации молодежи позволяет теоретически моделировать этносоциальные процессы. Содержание и функции этнической социализации представлены в виде системы взаимозависимых понятий, что позволяет раскрыть теоретико-методологический и эмпирический уровни данного социального процесса. Полученные в исследовании объективные научные результаты в своей совокупности могли бы продвинуть нас в решении проблемы этнической социализации молодежи в современном испанском обществе и стать основой для дальнейшего развития методологии и методики этносоциологических исследований.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.009 с.) |