Результаты экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся на уроках по математике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся на уроках по математике



 

Основная цель эксперимента - подтверждение (или опровержение) общей гипотезы исследования, согласно которой использование учителем ИКТ на уроках по математике позволитповысить уровень творческой активности, учебной мотивации и качество знаний учащихся.

Для проверки гипотезы были последовательно осуществлены констатирующий и формирующий этапы эксперимента. Цель констатирующего этапа заключалась в определении реального состояния использования ИКТ в обучении математике, а также уровня математической подготовки старшеклассников с последующим их отбором для участия в эксперименте. Для этого были проведены: анализ успеваемости по математике за курс основной школы, результатов внеурочной деятельности учащихся, достижений учащихся в олимпиадном движении, диагностика уровня творческой активности учащихся путем анкетирования по методике, разработанной М.И. Рожковым (приложение 3).

При анкетировании учащихся измерения проводились по четырем критериям творческой активности: чувство новизны, критичность мышления, способность преобразовать структуру объекта, креативность.

Под чувством новизны понимается психо-эмоциональное состояние учащегося, пришедшего после выполнения некоторого набора стандартных действий к новому, неизвестному ему ранее отношению между объектами его умственной деятельности.

Критичность мышления означает комплексное качество, имеющее своими основными компонентами способность к анализу, синтезу, рефлексии.

Способность преобразовать структуру объекта - это способность к дедуктивному рассуждению, к проведению параллелей, аналогий, построению моделей.

Креативность означает восприимчивость ко всему новому, стремление к необычному решению учебной задачи.

Оценивание критерия производилось по средней оценке, получаемой учащимися по трехбальной шкале (0,1,2) и дало следующие результаты.

 

Результаты анкетирования творческой активности учащихся на начало эксперимента

Группа Чувство новизны Критичность Креативность Способность преобразовать структуру объекта Ср. балл
1,12 1,38 1,16 1,24 1,23
10а 1,08 1,14 1,07 1,19 1,12

 

Для оценки полученных результатов выделяется три уровня творческой активности учащихся: низкий - от 0 до 1; средний - от 1 до 1,5; высокий - от 1,5 до 2. Отметим, что средний балл уровня творческой активности учащихся находится в пределах средних значений (1,12-1,23).

На основе анализа всех полученных результатов, были выделены две группы: экспериментальная (с более низким баллом по всем показателям) и контрольная (с более высоким баллом по всем показателям).

 

Таблица 1 Сравнение контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента

Группа

Качество знаний по математике

Олимпиады по математике

Творческие работы по предмету

Творческая активность

Итого

  Кол-во чел. Рейтинг ЕМЭ % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Средний балл /% %  
ЭГ 25 24,8 81% 4 16% 2 8% 1,12 / 56% 40,3  
КГ 23 28,2 82% 4 17% 2 9% 1,23 / 62% 42,5  

 

Формирующий этап педагогического эксперимента заключался в преподавании факультативного курса «Информационно-коммуникационные технологии при изучении математики» с учащимися экспериментальной группы, в контрольной группе аналогичный по математическому содержанию факультативный курс проводился без использования ИКТ. Учащиеся обеих групп, принявших участие в эксперименте, обучались по четырехлетней программе углубленного изучения математики. Поскольку и остальные условия обучения в экспериментальной и контрольной группах в основном были одинаковыми, то можно сделать предположение, что если появятся существенные различия в мотивационной и операционной сферах учащихся, то их можно будет считать результатом экспериментального исследования.

На данном этапе были проведены анализ уровня сформированности учебной мотивации учащихся и лабораторная работа №1, которая содержит задания с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Для выявления динамики самооценки умения выполнять задания с использованием ИКТ нами была проведена лабораторная работа №1, состоящая из 5 заданий. Учащимся предлагалось выполнить все пять заданий или хотя бы приступить к выполнению 4 и 5 задания.

 

Таблица 2 Результаты выполнения лабораторной работы 1

Группа

Номер задания

Оценка

Средний балл
  1 2 3 4 5 Отказ 5 4 3 2  
ЭГ 25 25 23 7 2 18 2 5 18 - 3,36
КГ 23 23 18 5 1 18 1 4 18 - 3,26

 

Отметим, что отказались выполнять 4-5 задание 78% учащихся контрольной группы и 72% учащихся экспериментальной группы, причем приступили к этим заданиям 28% учащихся ЭГ и 22% учащихся КГ, а справились только 2 человека (8%) и 1 человек (4%) соответственно.

На заключительном этапе формирующего эксперимента были проведены: повторная диагностика уровня творческой активности учащихся; анализ качества знаний учащихся по математике; анализ участия учащихся во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы и пр.); повторный анализ уровня сформированности учебной мотивации учащихся; лабораторная работа №2, содержащая задания с использованием ИКТ.

Статистическая обработка результатов представлена в таблице.

 

Таблица 3 Контрольная и экспериментальная группы в сравнениях уровня творческой активности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

балл балл балл балл балл балл балл балл
1 1,62 8 1,69 15 1,61 22 1,58 1 1,28 8 1,29 15 1,26 22 1,43
2 1,59 9 1,67 16 1,60 23 1,44 2 1,44 9 1,27 16 1,46 23 1,34
3 1,57 10 1,64 17 1,58 24 1,48 3 1,42 10 1,25 17 1,28

 

4 1,48 11 1,52 18 1,66 25 1,48 4 1,27 11 1,26 18 1,3

 

5 1,45 12 1,37 19 1,60

 

5 1,26 12 1,3 19 1,41

 

6 1,48 13 1,45 20 1,44

 

6 1,3 13 1,31 20 1,28

 

7 1,46 14 1,65 21 1,44

 

7 1,31 14 1,4 21 1,34

 

 

 

Таким образом, гипотеза о несущественной разнице в уровне развития творческой активности учащихся экспериментальной и контрольной групп отклоняется, и подтверждается следующая гипотеза: «Существуют значительные различия экспериментальной и контрольной групп в уровне развития творческой активности учащихся».

 

Таблица 4 Контрольная и экспериментальная группы на формирующем этапе эксперимента

Группа

Качество знаний по математике

Олимпиады по математике

Творческие работы по математике

Творческая активность Итого
  Количество чел. % Кол-во чел. % Количество чел. % Средний бал /% %
ЭГ 28 88 5 16 9 32 1,63 /79 55,7
КГ 23 83 - - 3 12 1,22 / 51 39,8

 

Таким образом, творческая активность учащихся резко увеличилась за время эксперимента.

Если проанализировать работу учащихся контрольной группы, то замечено значительное участие в творческих конкурсах, выросла учебная мотивация и творческая активность по предмету математика.

В контрольной группе положительные изменения в цифрах в творческих конкурсах связаны с тем, что некоторые учащимися посещали факультативный курс «ИКТ при изучении математики», которая посвящена теме - создание презентаций.

Данный факультативный курс закончился созданием и защитой творческих работ учащихся в виде презентаций. Лучшие работы экспериментальной группы были выставлены на конкурсы различного уровня, где ученики получили поощрительные призы и дипломы.

Чтобы наглядно представить результат, данные сведены в таблицу.

 

Таблица 5 Результаты эксперимента

  Показатели

Экспериментальная группа (%)

Творческая группа (%)

    На начало эксперимента На конец эксперимента На начало эксперимента На конец эксперимента
Математическая подготовка Качество знаний 81 87 82 84
Олимпиадная подготовка Участие 6 14 11 2
Творческие проекты Участие 6 21 10 11
Учебная мотивация Интерес 6 51 66 68
Лабораторные работы с применением ИКТ Качество знаний 35 98 12 40
Творческая активность Уровень 60 91 50 53

 

Обработка полученных результатов подтверждает гипотезу о том, что использование учителями информационно-коммуникационных технологий на уроках математики позволяет повысить творческую активность, учебную мотивацию и качество знаний учащихся.

 


Заключение

 

Актуальностью проблемы является необходимость поиска оптимального пути формирования информационной культуры учителя через повышение квалификации в развивающемся информационном обществе. Одной из основных проблем информационного пространства важной является та, которая относится к информатизации и компьютеризации образовательного процесса, формированию информационной культуры педагога.

В программе информатизации важное место занимает информатизация образования как направление, связанное с информационной культурой человека. Это, подразумевает образование как «объект» информации, где необходимо так изменить содержание подготовки, чтобы будущий специалист имел не только общеобразовательные и профессиональные знания по информатике, но разбирался в информационной культуре. Чтобы решить эту задачу, образованию нужен педагог, который владеет целостной информационной культурой, которая состоит из обучения, развития и воспитания новых членов информационного общества.

В настоящее время в нашей стране идет подготовка и становление к новой системе образования. Еще 19 Генеральная конференция ЮНЕСКО определила современное образование как «непрерывное образование» (lifelong learning) (1997 г.) - «…неограниченное ни во времени относительно сроков обучения, ни в пространстве относительно методов обучения; оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармоничного развития потенциальных способностей личности и процесса преобразования в обществе».

В условиях развития парадигмы непрерывного образования личности процесс информатизации учебного заведения, направленного на формирование информационной культуры, можно выделить следующее:

совершенствовуется методологиия и стратегия отбора содержания, ы и организационные формы обучения в современных условиях информатизации образования;

расширяются возможности обучения учителей с помощью предоставления доступа к материалам и обучающим программам самого различного содержания, используя информационные, компьютерные, виртуальные, коммуникативные технологии, а также создается потенциал в области обмена учебной и научной информацией;

создаются и применяются новые информационные технологии, системы информационного обмена, которые обеспечивают сбор, продуцирование, накопление, хранение и передачу информации.

Однако, пока информационные технологии неинтенсивно и неэффективно применяются при повышении квалификации учителей-предметников. Главный фактор, препятствующий широкому и массовому внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс - это не слабое материально-техническое оснащение или отсутствие необходимого финансирования, сколькоа недостаточная профессиональная и психологическая готовность педагогов к их использованию.

Интерактивные технологии прочно входят в жизнь школы. Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке обучаемых к сдаче ЕГЭ и обучению в ВУЗах.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, можно сделать вывод о том, что в недостаточной степени разработана данная проблема с теоретической и практической точек зрения.

2. Выявлены педагогические условия развития творческой активности учащихся на уроках математики с использованием ИКТ:

o создается творческая информационно-образовательная среда при взаимодействии форм и средств обучения на уроках математики с применением ИКТ (ситуация успеха; работа в малых группах; проведение дискуссий при решении поставленной задачи и т.п.);

o расширяются и укрепляются межпредметные связи математики и информатики на основе интеграции предметных знаний при выполнении творческих заданий;

o поддерживается творческая активность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках математике - способствуют творческой активности учащихся.

3. Разработаны и апробированы модели развития творческой активности учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках математики. Теоретически обосновано повышение уровня творческой активности учащихся через выполнение творческих заданий по математике с применением ИКТ.

4. Статистическая обработка и анализ результатов доказали эффективность применения ИКТ на уроках математики, поскольку использование учителями информационно-коммуникационных технологий на уроках математики позволяет повысить уровень творческой активности и учебной мотивации, качество знаний учащихся.

Исследование по дипломной работе показало значимость результатов в процесс обучения математике, но не исчерпывает содержания изучаемой проблемы.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.028 с.)