Обучающие игры для предметов гуманитарного цикла 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучающие игры для предметов гуманитарного цикла



 

Ключевым моментом подавляющего большинства инновационных технологий является игра. Она занимает особенное место среди средств активизации учебного процесса.

Исследования показывают, что, включаясь в игровые ситуации, ученики значительно меньше утомляются, чаще испытывают положительные эмоции и удовлетворение от учебной деятельности, чем при традиционных формах организации.

Игры бывают: обучающие, развивающие, ролевые.

Ниже рассматриваются обучающие игры для предметов гуманитарного цикла.

Обучающая игра «Обсуждение» (перед экзаменом)

Учитель предлагает учащимся разделиться на пары, каждый берет свои конспекты в руки и пробует пересказать партнеру то, что удалось прочитать, законспектировать. Каждый учащийся в паре выступает в роли учителя и ученика.

Ответ «ученика» оценивается «учителем» по пятибалльной системе. «Учитель» сравнивает ответ с текстом учебника, «ученик» пользуется только собственным конспектом. Время фиксирует учитель. (Не более 5 минут)

Теперь внесем изменения:

«Ученики» остаются на месте, а «учителя» переходят к другим, образуя новые пары (гонг). Еще раз сменим пары, меняясь ролями (гонг). И так далее. («Ученики и «учителя» ведут «обсуждение» не более 5 минут). По баллам, выставленным «учителем» в тетрадях «учеников», учитель определяет самых активных участников игры.

Обучающая игра «Дотошный ученик»

часть. Ученики быстро и внимательно читают текст, затем составляют список вопросов. У кого этот список длиннее и подробнее, тот и выиграл это соревнование! (10 минут).

часть. Ученики по порядку задают вопросы всем остальным, последние коротко отвечают на них.

Отвечает тот, на кого указывает Ведущий. Затем определяем самого «дотошного ученика».

Итак, ваши вопросы, пожалуйста! (гонг)

Ведущий, определите, кто занял первое место.

Обучающая игра «Доклад»

Учитель предлагает учащимся прочитать текст (гонг), затем передать содержание в виде рисунков, знаков, схем. Эту «шпаргалку» ученик передает соседу справа (гонг).

Теперь каждый делает «доклад» по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа (гонг).

Победитель - тот, кто составил «доклад» более подробно, защитил его, представил лучшее наглядное пособие.

Обучающая игра «Образная память»

Учитель и Ведущий олицетворяют жюри. Учащимся предлагается просмотреть текст, выделить главное. Класс делится на команды. Учитель предлагает выразить часть текста в виде немой сцены. Можно использовать листы бумаги с надписями, с деталями текста, взяться за руки, используя это, как связь частей текста. Свою версию изображает сначала одна команда, затем другая.

На подготовку немой сцены с использованием любого реквизита, плакатов отводится не более 5 минут. В заключении нужно оценить оригинальность, находчивость и знания каждой команды.

Обучающая игра «Даты наизусть»

Ведущий предлагает учащимся разделиться на две команды.

Теперь проведем такое соревнование. Предлагаем всем внимательно просмотреть учебный текст, чтобы потом его воспроизвести наизусть. Надеемся, первое слово запомнят все, а дальше - у кого сколько получится.

Дается одна минута, чтобы прочесть и запомнить текст.

После этого собираются желающие участвовать в соревновании. Сначала первый игрок команды воспроизводит часть текста наизусть, а все остальные следят по тексту, где он запнулся, сказал неточность и отмечают время. Затем играет другая команда. И так далее. В случае ошибки дается команда «Стоп!!!».

Интересно, у кого самая лучшая память?

Ведущий подводит итоги. Победитель - тот, кто воспроизвел наибольшее количество слов и, особенно, дат.

Обучающая игра «шпаргалка»

Процесс составления шпаргалки в виде конспекта дает возможность усвоить изучаемый материал. Попробуем научиться. Для начала составим план-конспект (за 1 минуту 50 секунд на 1 стр.). Всего несколько ключевых слов. Итак, пожалуйста, приготовьте книги.

Ведущий дает сигнал на перелистывание страниц (используем приемы скорочтения).

Конспектируемую часть каждой страницы отделяем линией. Затем по этому же тексту составляем тезисы. Вам будет отведена 1 минута на конспектирование каждой страницы. Постарайтесь описать содержание каждой страницы в виде тезисов. Кроме ключевых слов, здесь могут быть и предложения, содержащие суть этой страницы.

По сигналу ведущего меняем страницу. Заканчиваем!

В заключение работы составляются вопросы по изучаемому тексту. Вопросы должны быть занимательными, отражающими суть материала, проблемными, дискуссионными.

Оценим, у кого самые лучшие конспекты, у кого самые лучшие вопросы.

Обучающая игра «Суть» («Выбери главное»)

Суть любого текста извлечь довольно просто: нужно карандашом подчеркнуть те строки, в которых содержится смысл текста.

По знаку ведущего учащиеся подчеркивают те строки, которые, по их мнению, являются главными. Дается 1 минута на просмотр одной страницы. Объем текста выбирает учитель.

Учащиеся подписывают карандашом фамилию. Книги пойдут по кругу. Каждый, просматривая, ставит оценку предыдущему игроку по пятибалльной системе. На просмотр отводится несколько секунд.

Ведущий дает сигнал о передаче книги соседу. Книги передаются в одну сторону и должны вернуться к прежним владельцам.

Подсчитываем баллы! Учитель просит выйти победителей конкурса, набравших большее количество баллов, чтобы поздравить их с победой.

Игра окончена.

Обучающая игра «КВН» (работа с текстом)

этап. Читаем учебный материал методом скорочтения. Старайтесь вести взгляд не слева направо по строкам, а только сверху вниз по центру листа, не возвращайтесь к уже прочитанному, не повторяйте про себя, пытайтесь предугадать, что будет в следующей строке, а ее не читайте, проверяете,- правильно или нет.

Кто прочитал, поднимите руку.

Ведущий следит. Начали! Определяем победителей 1 этапа.

этап. Конспектируем материал разными методами.

Разлинуем тетрадь на 4 вертикальные полосы. На 1-й полосе будут ключевые слова, на 2-й полосе - суть, основные мысли, на 3-й полосе - пояснение, расшифровка (или шифровка, выполненная опорными сигналами, стрелками, простейшими рисунками).

«Пересказ по кругу»

Учитель предлагает прочитать текст (гонг). Садимся в круг.

Ведущий, стоящий в центре, закрывает глаза, кружится на месте и указывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение текста. Далее, по часовой стрелке, каждый говорит по одной фразе из учебного текста. И так до конца.

Еще раз читаем. Исправляем ошибки, допущенные в ответах, дополняем пересказ. Начинаем опять (по часовой).

Определяем самого активного участника. Поздравляем победителей.

«Самое главное»

Приготовьте бумагу и карандаш.

Быстро и внимательно читаем текст. Просмотрим еще раз и начинаем соревнование.

Нужно придумать наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст, учебный материал - всего одно слово (гонг).

Затем текст охарактеризуем одной фразой, а потом нужно найти какой-то «секрет», т.е. особенность, без чего данный текст лишается смысла.

Все записываем. Начали!

По очереди читаем свои слова, фразы, все остальные выбирают самый точный, оригинальный, остроумный ответ (1 этап - слова, 2 этап - фразы, 3 этап - «секрет»).

Отмечаем лучший вариант. Подводим итоги соревнования. Ведущий отмечает игроков с лучшими вариантами.

«Составь текст».

Учащиеся внимательно читают текст (гонг).

Берем ручку и бумагу. Каждый учащийся должен написать вопрос к тексту, свернуть листок и отдать его ведущему, но перед этим еще раз быстро прочитать текст.

Затем берут у ведущего любой листок и обдумывают ответы (гонг).

Теперь учащиеся должны обсудить друг с другом ответы и выстроить в таком порядке, в каком идет текст (гонг).

В получившемся порядке они пересказывают текст и затем сравнивают его с данным учебным текстом.

Приступаем к пересказу (гонг).

Ведущий определяет самого активного игрока (гонг).

Спасибо, игра окончена.

«Части текста».

Учащиеся читают текст (гонг).

Делятся на 4 группы: 1 - «введение»; 2 - «основная мысль»; 3 - «заключение»; 4 - «дополнение». Начинаем пересказ частей по порядку. Группа «дополнение» имеет право взять слово после каждой группы. После игры еще раз просматриваем текст, сравниваем с информацией, определяем, какая группа более точно соответствовала своему назначению. Ведущий поздравляет победителей.

«Древо мудрости».

Учащимся нужно быстро, но внимательно прочитать текст (гонг).

Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту (гонг).

Ведущий должен иметь шкатулку, в которую учащиеся по очереди складывают вопросы. Предлагается еще раз быстро прочитать заданный текст. Каждый ученик подходит к шкатулке, вынимает записку и как можно более полно отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Ведущий определяет победителя. Поздравьте лучших знатоков!

Всем спасибо (гонг).

«Заметки на полях»

Ведущий определяет раздел изучаемого текста. По команде начинаем читать изучаемое. При чтении нужно делать необходимые заметки на полях (карикатура, символы, реплики). Они должны быть интересными и привлекательными.

Все определяют победителя. Работаем с карандашом. Начали!

Передаем по кругу. Передавайте книгу соседу справа, он ставит оценку (5 - бальная система).

На просмотр - 10 секунд (хлопок через 10 секунд). Книги должны быть возвращены хозяевам.

Оцените, сколько вы набрали баллов.

Ведущий определяет победителя по баллам.

Затем один их победителей выходит вперед, демонстрирует свою работу и пересказывает текст, пользуясь заметками.

«Ускоренное чтение».

Учащиеся читают изучаемый текст 10-15 минут. Измеряют, насколько меняется скорость чтения (через каждые 30 секунд - гонг). Переворачивают страницу, независимо от того, прочитана она или нет.

Теперь приготовьтесь оценить свою скорость чтения.

Берем другой текст (1 лист). Читаем в течение 2-х минут. Читаем его так, чтобы его можно было пересказать напарнику.

Начали! Закончили чтение.

Теперь начали пересказ (5 минут - 1 пара).

Записываем у себя на листке конечные результаты: количество слов, прочитанных за две минуты и коэффициент усвоения - по взаимной оценке напарника.

Ведущий обходит и выявляет победителя этого соревнования, подводит итоги.

«Приемы скорочтения».

Читаем текст, фиксируя взгляд не на буквах слова, а к центре каждого слова, последовательно.

Фиксируем взгляд, не возвращаясь к прочитанному.

Читаем, не проговаривая мысленно.

Читая, фиксируем свое зрение на пальце, который идет по центру страницы - сверху вниз, предугадывая, что в следующей строчке, абзаце. Если совпало, то на полях отмечаем знаком «+». Победитель тот, у кого в итоге наибольшее количество плюсов.

Текст дается на 1 секунду. Закрываем глаза, открываем книгу (любую страницу) и через одну секунду снова закрываем. Стараемся воспроизвести прочитанный за одну секунду текст.

Ведущий и тот, кто смог уловить основную мысль, содержание страницы, могут вступить в соревнование. Ведущий оценивает, кто лучше усвоил содержание текста при столь кратковременном предъявлении.

Пожалуйста, начали (гонг).

Подводим итоги. Игра закончена.

«Пойми меня».

Учащиеся читают раздел текста, выписывают ключевые слова в тетрадь (гонг).

Учитель предлагает ученикам закрыть книги, взять листок и карандаш и выписать не менее 10 слов, которые выражают основной смысл данного текста.

Затем учитель собирает листы и сравнивает с собственными (заранее подготовленными) ключевыми словами.

Победитель тот, у кого в итоге наибольшее количество совпавших с оригиналом слов.

«Эстафета».

Ведущий делить класс на три команды.

Ведущий дает раздел текста, нужный для изучения. По команде начинаем читать изучаемое (5-7 минут).

Ведущий готовит три листа бумаги с номерами и выдает их каждой команде. По знаку учащиеся молча передают лист для записывания на нем дат, фактов, событий, по очереди друг другу (не повторяясь). Время - не более 3 минут.

Подведение итогов игры. Ведущий определяет, чья команда указала больше дат, фактов, событий; у какой команды наиболее полные, конкретные, четкие ответы. Ведущий поздравляет победителей. Можно оценить диалогическую часть на «3», «4» и «5».

«Генерация идей» («Что? Где? Когда?»).

Учителем заранее готовятся проблемные вопросы по теме.

Класс разбивается на группы. Каждая команда получает по три вопроса, где два вопроса основополагающие, а один - проблемный. Спикер команды фиксирует работу каждого участника игры. Игрок любой команды может выступить с решением проблемного вопроса, предназначенного другой группе.

По мере готовности каждой группы слушаем выступление команд.

Ведущий фиксирует ответы на доске, оценивая ответ каждой команды по таблице:

педагогический технология обучение игра

№ группы Основной вопрос Вопрос другим командам Ответ на вопрос другой команды Дополнение к ответам другой команды Сотрудничество в группе Итого в баллах Место Примечание
                 
                 
                 
                 
                 

 

«Эрудиты»

Перед первой игрой определяются «знатоки», которые набирают команды.

Участники игры рассаживаются за партами по командам. Одна команда - у доски. Представители из других команд задают ей вопросы по всей изученной теме. Обсуждение вопроса командой занимает 20 секунд, отвечает один участник (поочерёдно). Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступает место у доски команде.

Команда-победительница определяется по наибольшему количеству правильных ответов.


 

«Волшебный ларец»

Учителем готовится раздаточный материал: карточки, обозначающие 5 баллов, 4 балла и 1 балл.

«Волшебная шкатулка» наполняется вопросами (билетами), количество которых превышает количество учащихся. Вопросы могут быть по предыдущей теме, охватывать несколько тем, разнообразные предметы обсуждения.

Каждый учащийся по очереди достаёт вопрос, читает его для остальных учащихся, отвечает на него, получает соответствующие баллы от 1-5 (по значимости информации).

Завершая игру, учитель подсчитывает общее количество баллов для каждого учащегося, набранных по ходу игры, соответственно определяется I, II, III место.

Игра позволяет выявить знания всех учащихся по теме, активизировать учащихся, заставляет слушать ответы предыдущих ребят. Учитель может заранее сообщить количество баллов, которые могут набрать учащиеся, чтобы получить оценку «5», «4», «3», «2». Главное - выявить «умников» и «умниц» по данному теоретическому материалу, только тогда ларец становится «волшебным».

«Узнай личность»

Ведущий раздает участникам игры листы с наклеенными на них портретами выдающихся людей в истории Казахстана (политики, деятели искусства и литературы и т.д.).

Участники рассаживаются группами по 5-6 человек. Ребята должны вспомнить фамилию, роль данной личности в истории, период деятельности личности, события, связанные с его именем, произведения, написанные им и т.д. Обсуждение продолжается не более 5 минут.

Защищает свою команду один человек от группы.

Ведущий определяет лучшую команду в классе, которая дала наиболее полный ответ. Ведущий благодарит всех участников игры.

«Урок - суд»

Для проведения такого урока учитель создает две группы учащихся: трое - «судьи», 1 - «прокурор (государственный обвинитель)», 1 - «адвокат» и «свидетели».

Группы накапливают материал (используют сборники документов, мемуары, публикации в периодической печати) и составляют показания «свидетелей», речи «обвинения» и «защиты».

Процесс проводится не над конкретным лицом, а над явлением, и «подсудимый» - символический («черная книга преступлений фашизма», «фуражка диктатора» - сталинизм).

Для проведения урока необходима специальная расстановка мебели: в центре, у доски - стол «судей», слева - «обвинитель», справа - «адвокат» и «скамья подсудимых».

Урок начинается вводным словом учителя.

После этого объявляется: «Суд идет!».

Урок ведет «председатель суда». Слушаются «обвинительное заключение», «показания свидетелей». С сообщениями выступают «обвинитель» и «адвокат».

«Суд» удаляется на совещания: выносится «приговор».

Пауза, связанная с удалением на совещание, может быть заполнена «мини - процесс конференция», выступлением «корреспондентов» (4-5 учащихся), которые освещают ход судебного процесса. Чтобы урок прошёл интересней, можно использовать фонограммы.

«Семинарское занятие»

Подготовительная часть. Ведущий - учитель за несколько дней объявляет учащимся о семинарском занятии, объявляет тему, перечень вопросов для семинарского занятия. Учащиеся готовят материал по теме, читают периодическую печать, анализируют информацию.

Игровая часть. Ведущий объявляет тему, готовит вступительное слово, объявляет по порядку перечень вопросов, учащиеся выступают с докладами, дополняют с мест ответы докладчиков. Ведущий определяет, какое количество баллов в ходе семинара зарабатывает каждый ученик.

В конце семинара занятия ведущий говорит заключительное слово, делает выводы. Подсчитывает количество баллов для каждого ученика. Благодарит за работу.

«Конференция»

Подготовительная часть. До конференции избираем «оргкомитет». Ведущий определяет число «членов оргкомитета». Дадим возможность членам оргкомитета сформулировать все вопросы, которые нужно подготовить до начала конференции: время конференции, рекламу, информационное сообщение (тема конференции, регламент работы, Ф.И.О. докладчиков, тематика докладов), составить программу работы, размножить, написать приглашения, раздать их, выбрать в классе председателей секций, подготовить основные вопросы для их работы, составить соответствующие визитные знаки.

Игровая часть.

Давайте расставим мебель и займем все те места, который нам положено иметь на пленарном заседании. Начали!

Проводится «пленарное заседание».

По окончании «секретари секции» вывешивают соответствующие названия «секций», объявляют «докладчиков». Одновременно в одном помещении работают несколько «секций».

Ведущий руководит работой. Выступление «докладчик5а» не более 5 минут.

После окончания работы все собираются для «заключительного заседания».

Подводится итог конференции, с заключительным докладом выступает «председатель оргкомитета».

Что мы извлекли из этой игры? Какую пользу она нам принесла?

Высказаться может каждый.

«Аукцион».

Ведущий готовит вопросы (лоты) для учащихся всего класса по пройденной теме (даты, факты, события). Для проведения игры нужен гонг (или деревянный молоток).

Ведущий ведет аукцион: задает вопросы, комментирует и оценивает ответы, определяет победителя. Побеждает ученик, набравший наибольшее количество фишек, которые получает за правильные ответы.

«Турнир ораторов».

Несколько ребят делают сообщения по одной заранее предложенной теме. Оценивает конкурс ведущий (учитель) или избранное жюри. Оцениваются не только знания, но и умение говорить связно, доказательно.

«Базар головоломок».

Ученики составляют дома кроссворды, чайнворды, историческое домино, хронологическое лото, викторины, ребусы и т.д., а на уроке разгадывают их. Работать можно индивидуально или в группах. Ученикам разрешается пользоваться учебником, картами, вспомогательным и документальным материалом. Ведущий определяет самых активных, предприимчивых, находчивых. Отмечает как тех учащихся, кто работал дома, так и тех, кто работал на уроке.

«Опорные сигналы».

Текст читаем, стараемся как можно лучше понять, конспектируем текст. В конспектах не должно быть слов и предложений, а только рисунки либо символы (стараемся совсем избегать слов). Текст можно изображать по частям.

Схемы демонстрируем по очереди, объясняем их, а все оценивают и выбирают лучшего игрока. Учитываем оригинальность изображаемого.

Ведущему слово для поздравления победителя. Игра окончена.


 

Заключение

 

Социально-экономические преобразования последнего десятилетнего внесли существенные изменения во все стороны жизни на постсоветском пространстве, включая образование. В условиях необходимости мыслящих людей, способны к самореализацию на основе объективной самооценки, главным стратегическим направлением развития системы образования является решение проблемы личностно-ориентированного образования, при котором познавательная деятельность учащегося является ведущей в тандеме учитель - ученик. При этом речь идёт не о содержании образования, а об используемых технологиях обучения.

Инновационные технологии обучения не так новы, как кажется. Они начали создаваться ещё в 20-е годы XX века, но активно использоваться начали только в конце 70-80-х годов на Западе и в 80-90-е годы на территории постсоветского пространства.

Инновационные технологии обучения влияют на:

развитие познавательных способностей учащихся;

развитие познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, воображения);

формирование положительной мотивации учения;

развитие активного словарного запаса, устной и письменной речи;

удовлетворение потребности личности в подготовленности и преодолении, общении, игре, познании, безопасности, уважении, творчестве, самоактуализации и самоутверждении.

Таким образом, инновационные технологии доказывают свою способность решать на совершенном уровне как традиционные, так и новые задачи, являются гарантом культурного, нравственного развития личности учащегося.


 

Список литературы

 

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

2. Игры - обучение, тренинг, досуг. - М., 1994.

.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. - М., 1999.

.   Педагогика. Курс лекций. - Алматы, 2003.

.   Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.006 с.)