Глава 2. Механизмы реализации и внедрения инновационных изменений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Механизмы реализации и внедрения инновационных изменений



Внедрение инноваций и этапы их принятия. Формы инноваций и инновационный процесс

Нет такой организации, которая могла бы безболезненно и спокойно переносить изменения, осуществляемые в ее подсистемах. Когда организация на подъеме, у ее работников возникает вопрос, зачем искать новые формы деятельности, если их результат неизвестен, если есть элементы риска. Большинство работников через организацию осуществляют свои личные цели и просто не в состоянии видеть перспективу ее развития, причем различные группы в организации по-разному воспринимают инновации.

Наиболее трудно инновации принимаются средним звеном управления, которое является гарантом стабильности организации. Значительно меньшее сопротивление инновациям оказывают рядовые исполнители, особенно в тех организациях, где они полностью доверяют высшему руководству организации как авторитетному. Однако под влиянием среднего звена управления, которое находится в непосредственном деловом и личностном контакте с исполнителями, последние могут испытывать недоверие к инновациям и сопротивляться их внедрению.

В бизнесе любая инновация имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов:

периода от начала разработки до выхода новшества на рынок (стадия создания); при этом само оно может устареть, а нововведение еще не начаться;

периода от выхода на рынок до прекращения выпуска;

периода устаревания (от снятия с производства до завершения эксплуатации у потребителей); здесь происходит исчерпание возможностей прежнего новшества и замещение его альтернативным.

Все этапы внедрения инновации в организации объединяет единый инновационный процесс. [6]

Под инновационным процессом понимается единая цепь последовательных действий - от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества (его коммерциализации). Поэтому необходима и целостная система управления инновациями.

Инновационный процесс выполняет следующие основные функции:

) познавательную (приращение общих знаний);

) информационную (их распространение);

) исследовательскую (целевое приобретение знаний в определенной области);

) преобразовательную (улучшение существующих и создание принципиально новых объектов и процессов);

) экономическую (сокращение затрат труда);

) мотивационную (стимулирование творчества);

) социально-потребительскую (обеспечение людей все более совершенными благами и услугами);

) ресурсо- и природосберегающую (создание технологий, обеспечивающих охрану окружающей среды и экономию естественных ресурсов).

Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.[9]

Инновационный процесс может быть организован тремя способами:

. Последовательно, когда по завершении каждого этапа работ принимается решение об их продолжении или приостановке. Это снижает финансовый риск и упрощает контроль, но не позволяет полностью использовать потенциал организации, резко повышает затраты.

. Параллельно, когда начало одного этапа не связано с завершением предыдущего. Это сокращает время, но увеличивает риск, так как окончательное решение принимается, когда работы на следующем этапе уже в разгаре.

. Интегративно, т. е. на основе совместной работы группы специалистов различного профиля, что позволяет концентрировать и решать все вопросы во взаимосвязи.

Разработку и освоение нововведений могут осуществлять самые разные виды структур:

самостоятельные внутрифирменные подразделения;

временные научно-технические коллективы;

специализированные независимые исследовательские фирмы;

государственные научные центры;

технопарки при вузах;

специализированные объединения.

Инновационная деятельность осуществляется в следующих формах:

Интерпартнерство. Представляет собой наиболее простую внутрифирменную форму инновационно-предпринимательской деятельности. Она предполагает, что инициативный творческий работник (интерпартнер) при поддержке администрации сам осуществляет нововведения и при успехе пытается внедриться с ним на рынок в качестве независимого контрагента.

Внутренний венчур. Является автономным в административном и хозяйственном отношении подразделением, предназначенным для внедрения научных идей сотрудников, отобранных специальной службой. Возглавляется ими самими и в течение обусловленного срока проводит разработку этих идей и готовит проект запуска результатов в производство.

Всего существует три этапа инновационного процесса.

Первым этапом инновационного процесса являются фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме. Осознаётся необходимость перемен в организации. Целью этого этапа являются оценка необходимости и возможности изменений, изучение возникших проблем, генерирование, отбор, определение возможности реализации перспективных идей.

Внедрение любой инновации требует достаточно большого количества времени. Иногда прекрасно задуманная и тщательно осуществленная реорганизация фирмы или ее подразделения не только не приносит пользы, но даже может нанести вред по той причине, что она слишком поздно была осознана и реализована.

Фундаментальные исследования, в свою очередь, делятся на теоретические и поисковые; первые формируют концептуальные подходы к проблеме; вторые - новые принципы создания изделий и технологий.

Своевременность осознания необходимости изменений высшим руководством организации предполагает наличие некоторого порога реагирования на ситуацию во внешней среде. Если порог реагирования слишком высок, это означает, что в организации велика инерция сознания членов организации, нежелание изменять свое поведение даже при наличии явных предпосылок для этого; велика уверенность в своих силах и в своей способности к выживанию в условиях рынка или институциональной среды. Высокий порог реагирования является характерной чертой крупных и сильных компаний, известных своей стабильностью. [3]

Низкий порог реагирования свидетельствует прежде всего о том, что руководство организации может предвидеть изменение ситуации во внешней среде, проводить опережающие изменения, характеризуется высокой способностью к выживанию. Такие организации всегда находятся на гребне успеха, опережают своих конкурентов.

Для того чтобы снизить порог реагирования, повысить гибкость и способность к опережающим изменениям, руководство организации должно выполнить ряд важных организационных условий:

а) проведение всестороннего анализа ситуации, который включает в себя самооценку, изучение характеристик внешней среды и сравнение собственной организации с другими компонентами внешней среды.

б) создание целостного видения ситуации, т.е. руководство организации должно представлять себе не только возможности своей фирмы, но и всю совокупность связей во внешней среде; понимать, как организация входит во внешнюю среду, каким образом она может занять более высокое место в структуре, как она может усилить свои позиции

в) определение последовательности этапов инноваций. Это условие теснейшим образом связано с планированием всех действий по изменению каких-либо характеристик организации. При планировании изменений в организации используются методы сетевого планирования, карты Ганта и другие общепринятые способы действий. Безусловно, планы изменений должны быть обязательно сопряжены с целями организации.

Второй этап - это прикладные исследования, направленные на определение и уточнение способов применения результатов предыдущего этапа. Эти исследования могут быть теоретическими и экспериментальными (в том числе связанными с созданием моделей).

На данном этапе осуществляется процесс распространения поддержки и одобрения инноваций среди большинства членов организации. Для проведения этого этапа следует провести большую подготовительную работу. Например, известно, что работники, ориентированные на творческую деятельность, гораздо более склонны к поддержке перемен; в то же время работники должны быть информированы, о недостатках, существующих в организации, и возможностях их устранения, благодаря чему они наиболее быстро осознают необходимость предстоящих изменений.

Здесь происходят разработка лабораторных технологий, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования, производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки направлений исследований, второй отсев неперспективных идей.

Конечным результатом этого этапа являются техническое задание, рекомендация, опытный образец.

В процессе фундаментальных и прикладных исследований приобретаются новые научные знания, необходимые для проведения опытно-конструкторских разработок. В то же время уже на этих этапах возможны тупиковые результаты и экономические потери.

Сам процесс формирования нового видения в коллективе организации осуществляется через социализацию ее членов. Здесь главным является распространение знания о необходимости инноваций. При этом руководство должно использовать как формальные, так и неформальные информационные сети организации. Основной задачей этого шага является создание образа новой организации, для чего можно использовать пропаганду, рекламу нововведений и простое распространение информации.

На втором шаге создания общего видения перемен через социализацию осуществляется обучение членов организации. При этом в качестве элементов обучения используются такие образцы, которые показывают преимущества новых организационных форм, направляют интересы работников на проведение инноваций.

Огромную роль на втором этапе играет демонстрация инноваций, цель которой - закрепление результатов обучения вплоть до формирования положительных стереотипов в отношении содержания предполагаемых изменений. Этот эффект достигается на основе проведения смотров новой техники и технологий, наглядного показа действия новых схем управления на примере других организаций, презентации новых условий труда или возможностей новых информационных систем.

В целом в ходе социализации у членов организации появляется понимание назначения и полезности инноваций.

Третий, заключительный этап - институционализация изменений. Первый шаг на данном этапе - практические действия, направленные на создание новых социальных связей, обеспечивающих работу в измененных условиях. Новые связи заменяют старые или на первых порах существуют параллельно с ними, но во всех случаях новые социальные связи должны считаться приоритетными.

На втором шаге происходит слом старых норм и процедур деятельности. При правильно спланированной и проведенной предварительной работе на предыдущих этапах эта операция будет максимально безболезненной. Общее видение нового позволяет членам организации немедленно после уничтожения старых норм, правил и процедур приступить к созданию новых организационных подсистем или отдельных структурных составляющих организации.

На третьем шаге решается основная задача - внедрение инноваций во все структуры организации и заимствований из других системных единиц внешней среды. При этом проверяется степень влияния инноваций на все компоненты организации и производятся действия по преодолению сопротивления изменениям и снятию неопределенности.

На четвертом шаге осуществляется полное освоение новых ролевых требований и нормативных процедур, которые представляют деятельностную составляющую новых элементов культуры организации. При практическом освоении нововведений нужно обращать внимание на конформность членов организации к новым образцам культуры и новым ролевым требованиям. Степень социализации к изменениям должна быть такой, чтобы все ролевые требования и нормы были приняты, интернализованы членами организации на данный момент, считались наиболее удобными и полезными достижения целей как организации, так и отдельных ее членов.

В бизнесе на третьем этапе происходят освоение производства нового изделия и его распространение среди потребителей. Ему предшествует оценка его рыночных перспектив, соответствия стандартам, патентной защите, еще один отсев неперспективных вариантов. Затем осуществляется проектирование технологических и организационных процессов, подготовка производственных мощностей, сбытовой сети и, наконец, освоение, массовый выпуск и сбыт новшества.

Для обстоятельного обсуждения вопроса о существующей условной «границе» между менеджментом инноваций и менеджментом качества удобно в качестве точки отсчета использовать модель стратегического процесса, предложенную известным американским специалистом в области стратегического менеджмента Г. Минцбергом. Впервые эта модель была опубликована в одной из статей еще в 1978 году. С тех пор она многократно воспроизводилась в самых разнообразных источниках, став, по сути, классической.

В качестве отправной точки стратегического процесса выступает задуманная стратегия (Intended Strategy), которая представляет собой планы, которые менеджеры пытаются осуществить на конкретном продуктовом рынке, отталкиваясь от анализа конкурентной динамики и имеющихся у компании способностей. Это - стратегии, которые менеджеры стремятся реализовать.

Однако не все из того, что задумывается, удается реализовать в жизни. Поэтому какая-то «часть» стратегии остается нереализованной (Unrealized Strategy).

Тем не менее, большая «часть» задуманного стратегического плана все-таки начинает реализовываться - запланированная стратегия (Planned Strategy).

При этом, однако, в любой деятельности всегда будут спонтанно возникать новые, неожиданные обстоятельства, которые представляют собой непредвиденные угрозы и благоприятные возможности. Сотрудники организации, так или иначе, будут на них реагировать, и эти действия будут составлять «эмерджентную» стратегию (Emergent Strategy).

Таким образом, реализуемая в жизни стратегия (Realized Strategy) будет представлять собой «сумму» двух «слагаемых» - запланированной и «эмерджентной» стратегий.[3]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.025 с.)