Причины инноваций. Инновационные организации и адхократия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины инноваций. Инновационные организации и адхократия



Причины инноваций. Инновационные организации и адхократия

Условия для появления инноваций образуются в обществе непрерывно, однако в силу многих причин они часто бывают незамеченными. Большинство людей - руководители предприятий, бизнесмены, финансисты - не замечают или остаются равнодушными к различным «симптомам» назревающих перемен в промышленности, торговле, интересах потребителей и т.д.

Обнаружение инновационных возможностей, понимание их значения и своевременная реализация обеспечивают успех в экономической деятельности.[4]

Известный американский специалист в области управления П.Друкер выделил семь основных источников инноваций или условий появления инноваций:

1. неожиданное событие <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/neo_sob.html> (успех, неудача, событие во внешней среде);

.   несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/ne_sovp.html>;

.   потребности производственного процесса <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/potr_potreb_proc.html>;

.   изменение в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох» <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/iz_otr.html>;

.   демографические изменения <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/demo_iz.html>;

.   изменения в восприятии и настроениях потребителей <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/iz_potr.html>;

.   новое знание (научное и ненаучное) <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/osob_in_zn.html>.

Инновациям препятствуют: недостаток средств, патентные ограничения; сопротивление персонала, высокие налоги, отбирающие у организации необходимые финансовые средства; требования антимонопольного законодательства.

В то же время инновациям благоприятствуют: поддержка руководством новаторства; постоянный обмен информацией; стимулирование научной деятельности; высокий творческий потенциал сотрудников; пригодность для осуществления инноваций существующих технологий и оборудования; хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.

Сегодня общепризнано, что инновации - один из важнейших факторов социально-экономического развития любой страны, любого общества. На уровне компаний инновации справедливо рассматриваются в качестве одного из важнейших инструментов поддержания долгосрочной конкурентоспособности бизнеса. Причём этот уровень рассмотрения инноваций представляется наиболее важным. Ведь уровень социально-экономического развития любой страны, в конечном счёте, определяется уровнем конкурентоспособности компаний, составляющих её экономику.

В мире бизнеса инновации осуществляются посредством реализации инновационных проектов. Принято считать, что инновационный проект занимает промежуток времени от выдвижения идеи (продукта) до выведения нового продукта на рынок. На данной S-образной кривой, характеризующей жизненный цикл товара, инновационному проекту принято отводить начальный участок, как это показано на рисунке, деятельность на котором часто предполагает проведение исследований и разработок.


 

Деятельность современных предприятий существенным образом отличается от предприятия 90-х гг. ХХ века. В литературе по менеджменту понятие «предприятие» (фирма) уступило место терминам «обновляющаяся организация», «обучающаяся организация», «инновационная организация», «предприятие XXI века», что обусловлено особыми характеристиками этих организаций <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/prin_iz.html>.[5]

Главным отличием инновационных организаций является ориентация на изменения, которые становятся нормой для их деятельности. В данных организациях инновации становятся не просто элементом организационной культуры - они становятся самой основой деятельности организации.

Инновационные организации имеют собственное понимание:

ü сущности инноваций <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/mat/t_sush_in.html>;

ü управления процессами создания новшеств <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/mat/t_osob_upr_proc.html>.

Ежедневно на мировом рынке появляется масса новых товаров и услуг, но продолжительность жизни части из них очень коротка. Они не признаются покупателями и также мгновенно исчезают с рынка, как и появились. Тем самым они не состоялись как инновации, хотя и были новыми и основывались на интересных и оригинальных идеях. Как указывал Ф.Котлер, на рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения - 20%, а на рынке услуг - 18%.[10]

Когда новые изделия и услуги приобретаются потребителями и образуется устойчивый спрос на них, то это означает, что они представляют для потребителя новую ценность <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/mat/ex_nov_cen.html>, т.е. потребитель увидел в них новые возможности для удовлетворения собственных потребностей, иногда и неосознанных.

В конечном счете, инновации обеспечивают изменения во внешней среде <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/iz_vnesh.html>.

При создании инноваций данные организации ориентируются на рынок, т.е. на удовлетворение конкретных потребностей, а не на продукт <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/ori_prod.html>.

Инновационная организация в своей стратегии заранее ориентируется на необходимость постоянной работы над новыми товарами и услугами. То есть одновременно с производством продукции происходит планомерная подготовка будущих новинок. Здесь, как и в производстве, действует практически непрерывный процесс создания будущего предприятия.

В инновационных организациях, и это является их существенным отличием, создание инноваций есть разновидность бизнеса, тогда как в большинстве организаций - это функция, часть общей деятельности предприятия. А поэтому и организация инновационной деятельности отличается от классической последовательности действий <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/org_in_de.html>.

В инновационных организациях существует систематически повторяющаяся процедура создания новых продуктов <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/proc_sozd_nov.html>, т.е. инновациями управляют, они становятся повторяющимся и привычным процессом, который обеспечивает выдачу творческих и новаторских изделий и услуг на постоянной основе.

Самым главным врагом инноваций является бюрократия, при которой подчинённые органы государственной или организационной власти видят свою задачу не в том, чтобы с пользой действовать в указанных ей пределах, а в том, чтобы исполнять требования, предъявляемые свыше, то есть отписаться, выполнить ряд предписанных формальностей и тем удовлетворить высшее начальство.

Административная деятельность сводится к письмоводству; вместо фактического исполнения довольствуются написанием бумаги. А так как бумажное исполнение никогда не встречает препятствий, то высшее правительство привыкает ставить своим местным органам требования, фактически невыполнимые. В результате получается полный разлад между бумагой и действительностью, при котором об инновационности не может идти и речи.

Устройство механистической и профессиональной бюрократий ориентировано на выполнение задач, а не решение проблем, на совершенствование стандартных программ, а не на разработку новых. Сложные инновации требуют совершенно особой конфигурации, способной объединить специалистов разных профессий в слаженно функционирующие проектные команды.

Эти организации являются адхократиями нашего общества, которые характеризуют следующие черты:

ü высокоорганичная структура с незначительной формализацией поведения;

ü узкая горизонтальная.специализация, основанная на соответствующей подготовке сотрудников;

ü тенденция к объединению специалистов в функциональные единицы при одновременном их участии в небольших проектных командах;

ü использование инструментов взаимодействий в целях взаимного согласования, основного механизма координации внутри команд и между ними;

ü избирательная децентрализация внутри команд, располагающихся на разных участках организации, и включающих, в разной пропорции, линейных менеджеров, специалистов вспомогательного персонала и операционного ядра.[7]

Инновационная деятельность означает отход от укоренившихся схем, а значит, в деле координации инноваторская организация не может полагаться ни на одну из форм стандартизации. Иными словами, она должна избегать всевозможных ловушек бюрократических структур, и прежде всего «капканов» жесткого разделения труда, дифференцирования организационных единиц, чрезмерной формализации поведения и акцентирования систем планирования и контроля. Но главное - она должна оставаться гибкой.

Менеджеры адхократии не «руководят» в привычном смысле. Они не столько отдают распоряжения подчиненным, сколько налаживают взаимодействия, осуществляют горизонтальную координацию деятельности команд и подразделений. Многие менеджеры являются специалистами, непосредственно работающими над проектом вместе с другими членами команд.


Нет такой организации, которая могла бы безболезненно и спокойно переносить изменения, осуществляемые в ее подсистемах. Когда организация на подъеме, у ее работников возникает вопрос, зачем искать новые формы деятельности, если их результат неизвестен, если есть элементы риска. Большинство работников через организацию осуществляют свои личные цели и просто не в состоянии видеть перспективу ее развития, причем различные группы в организации по-разному воспринимают инновации.

Наиболее трудно инновации принимаются средним звеном управления, которое является гарантом стабильности организации. Значительно меньшее сопротивление инновациям оказывают рядовые исполнители, особенно в тех организациях, где они полностью доверяют высшему руководству организации как авторитетному. Однако под влиянием среднего звена управления, которое находится в непосредственном деловом и личностном контакте с исполнителями, последние могут испытывать недоверие к инновациям и сопротивляться их внедрению.

В бизнесе любая инновация имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов:

периода от начала разработки до выхода новшества на рынок (стадия создания); при этом само оно может устареть, а нововведение еще не начаться;

периода от выхода на рынок до прекращения выпуска;

периода устаревания (от снятия с производства до завершения эксплуатации у потребителей); здесь происходит исчерпание возможностей прежнего новшества и замещение его альтернативным.

Все этапы внедрения инновации в организации объединяет единый инновационный процесс. [6]

Под инновационным процессом понимается единая цепь последовательных действий - от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества (его коммерциализации). Поэтому необходима и целостная система управления инновациями.

Инновационный процесс выполняет следующие основные функции:

) познавательную (приращение общих знаний);

) информационную (их распространение);

) исследовательскую (целевое приобретение знаний в определенной области);

) преобразовательную (улучшение существующих и создание принципиально новых объектов и процессов);

) экономическую (сокращение затрат труда);

) мотивационную (стимулирование творчества);

) социально-потребительскую (обеспечение людей все более совершенными благами и услугами);

) ресурсо- и природосберегающую (создание технологий, обеспечивающих охрану окружающей среды и экономию естественных ресурсов).

Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.[9]

Инновационный процесс может быть организован тремя способами:

. Последовательно, когда по завершении каждого этапа работ принимается решение об их продолжении или приостановке. Это снижает финансовый риск и упрощает контроль, но не позволяет полностью использовать потенциал организации, резко повышает затраты.

. Параллельно, когда начало одного этапа не связано с завершением предыдущего. Это сокращает время, но увеличивает риск, так как окончательное решение принимается, когда работы на следующем этапе уже в разгаре.

. Интегративно, т. е. на основе совместной работы группы специалистов различного профиля, что позволяет концентрировать и решать все вопросы во взаимосвязи.

Разработку и освоение нововведений могут осуществлять самые разные виды структур:

самостоятельные внутрифирменные подразделения;

временные научно-технические коллективы;

специализированные независимые исследовательские фирмы;

государственные научные центры;

технопарки при вузах;

специализированные объединения.

Инновационная деятельность осуществляется в следующих формах:

Интерпартнерство. Представляет собой наиболее простую внутрифирменную форму инновационно-предпринимательской деятельности. Она предполагает, что инициативный творческий работник (интерпартнер) при поддержке администрации сам осуществляет нововведения и при успехе пытается внедриться с ним на рынок в качестве независимого контрагента.

Внутренний венчур. Является автономным в административном и хозяйственном отношении подразделением, предназначенным для внедрения научных идей сотрудников, отобранных специальной службой. Возглавляется ими самими и в течение обусловленного срока проводит разработку этих идей и готовит проект запуска результатов в производство.

Всего существует три этапа инновационного процесса.

Первым этапом инновационного процесса являются фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме. Осознаётся необходимость перемен в организации. Целью этого этапа являются оценка необходимости и возможности изменений, изучение возникших проблем, генерирование, отбор, определение возможности реализации перспективных идей.

Внедрение любой инновации требует достаточно большого количества времени. Иногда прекрасно задуманная и тщательно осуществленная реорганизация фирмы или ее подразделения не только не приносит пользы, но даже может нанести вред по той причине, что она слишком поздно была осознана и реализована.

Фундаментальные исследования, в свою очередь, делятся на теоретические и поисковые; первые формируют концептуальные подходы к проблеме; вторые - новые принципы создания изделий и технологий.

Своевременность осознания необходимости изменений высшим руководством организации предполагает наличие некоторого порога реагирования на ситуацию во внешней среде. Если порог реагирования слишком высок, это означает, что в организации велика инерция сознания членов организации, нежелание изменять свое поведение даже при наличии явных предпосылок для этого; велика уверенность в своих силах и в своей способности к выживанию в условиях рынка или институциональной среды. Высокий порог реагирования является характерной чертой крупных и сильных компаний, известных своей стабильностью. [3]

Низкий порог реагирования свидетельствует прежде всего о том, что руководство организации может предвидеть изменение ситуации во внешней среде, проводить опережающие изменения, характеризуется высокой способностью к выживанию. Такие организации всегда находятся на гребне успеха, опережают своих конкурентов.

Для того чтобы снизить порог реагирования, повысить гибкость и способность к опережающим изменениям, руководство организации должно выполнить ряд важных организационных условий:

а) проведение всестороннего анализа ситуации, который включает в себя самооценку, изучение характеристик внешней среды и сравнение собственной организации с другими компонентами внешней среды.

б) создание целостного видения ситуации, т.е. руководство организации должно представлять себе не только возможности своей фирмы, но и всю совокупность связей во внешней среде; понимать, как организация входит во внешнюю среду, каким образом она может занять более высокое место в структуре, как она может усилить свои позиции

в) определение последовательности этапов инноваций. Это условие теснейшим образом связано с планированием всех действий по изменению каких-либо характеристик организации. При планировании изменений в организации используются методы сетевого планирования, карты Ганта и другие общепринятые способы действий. Безусловно, планы изменений должны быть обязательно сопряжены с целями организации.

Второй этап - это прикладные исследования, направленные на определение и уточнение способов применения результатов предыдущего этапа. Эти исследования могут быть теоретическими и экспериментальными (в том числе связанными с созданием моделей).

На данном этапе осуществляется процесс распространения поддержки и одобрения инноваций среди большинства членов организации. Для проведения этого этапа следует провести большую подготовительную работу. Например, известно, что работники, ориентированные на творческую деятельность, гораздо более склонны к поддержке перемен; в то же время работники должны быть информированы, о недостатках, существующих в организации, и возможностях их устранения, благодаря чему они наиболее быстро осознают необходимость предстоящих изменений.

Здесь происходят разработка лабораторных технологий, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования, производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки направлений исследований, второй отсев неперспективных идей.

Конечным результатом этого этапа являются техническое задание, рекомендация, опытный образец.

В процессе фундаментальных и прикладных исследований приобретаются новые научные знания, необходимые для проведения опытно-конструкторских разработок. В то же время уже на этих этапах возможны тупиковые результаты и экономические потери.

Сам процесс формирования нового видения в коллективе организации осуществляется через социализацию ее членов. Здесь главным является распространение знания о необходимости инноваций. При этом руководство должно использовать как формальные, так и неформальные информационные сети организации. Основной задачей этого шага является создание образа новой организации, для чего можно использовать пропаганду, рекламу нововведений и простое распространение информации.

На втором шаге создания общего видения перемен через социализацию осуществляется обучение членов организации. При этом в качестве элементов обучения используются такие образцы, которые показывают преимущества новых организационных форм, направляют интересы работников на проведение инноваций.

Огромную роль на втором этапе играет демонстрация инноваций, цель которой - закрепление результатов обучения вплоть до формирования положительных стереотипов в отношении содержания предполагаемых изменений. Этот эффект достигается на основе проведения смотров новой техники и технологий, наглядного показа действия новых схем управления на примере других организаций, презентации новых условий труда или возможностей новых информационных систем.

В целом в ходе социализации у членов организации появляется понимание назначения и полезности инноваций.

Третий, заключительный этап - институционализация изменений. Первый шаг на данном этапе - практические действия, направленные на создание новых социальных связей, обеспечивающих работу в измененных условиях. Новые связи заменяют старые или на первых порах существуют параллельно с ними, но во всех случаях новые социальные связи должны считаться приоритетными.

На втором шаге происходит слом старых норм и процедур деятельности. При правильно спланированной и проведенной предварительной работе на предыдущих этапах эта операция будет максимально безболезненной. Общее видение нового позволяет членам организации немедленно после уничтожения старых норм, правил и процедур приступить к созданию новых организационных подсистем или отдельных структурных составляющих организации.

На третьем шаге решается основная задача - внедрение инноваций во все структуры организации и заимствований из других системных единиц внешней среды. При этом проверяется степень влияния инноваций на все компоненты организации и производятся действия по преодолению сопротивления изменениям и снятию неопределенности.

На четвертом шаге осуществляется полное освоение новых ролевых требований и нормативных процедур, которые представляют деятельностную составляющую новых элементов культуры организации. При практическом освоении нововведений нужно обращать внимание на конформность членов организации к новым образцам культуры и новым ролевым требованиям. Степень социализации к изменениям должна быть такой, чтобы все ролевые требования и нормы были приняты, интернализованы членами организации на данный момент, считались наиболее удобными и полезными достижения целей как организации, так и отдельных ее членов.

В бизнесе на третьем этапе происходят освоение производства нового изделия и его распространение среди потребителей. Ему предшествует оценка его рыночных перспектив, соответствия стандартам, патентной защите, еще один отсев неперспективных вариантов. Затем осуществляется проектирование технологических и организационных процессов, подготовка производственных мощностей, сбытовой сети и, наконец, освоение, массовый выпуск и сбыт новшества.

Для обстоятельного обсуждения вопроса о существующей условной «границе» между менеджментом инноваций и менеджментом качества удобно в качестве точки отсчета использовать модель стратегического процесса, предложенную известным американским специалистом в области стратегического менеджмента Г. Минцбергом. Впервые эта модель была опубликована в одной из статей еще в 1978 году. С тех пор она многократно воспроизводилась в самых разнообразных источниках, став, по сути, классической.

В качестве отправной точки стратегического процесса выступает задуманная стратегия (Intended Strategy), которая представляет собой планы, которые менеджеры пытаются осуществить на конкретном продуктовом рынке, отталкиваясь от анализа конкурентной динамики и имеющихся у компании способностей. Это - стратегии, которые менеджеры стремятся реализовать.

Однако не все из того, что задумывается, удается реализовать в жизни. Поэтому какая-то «часть» стратегии остается нереализованной (Unrealized Strategy).

Тем не менее, большая «часть» задуманного стратегического плана все-таки начинает реализовываться - запланированная стратегия (Planned Strategy).

При этом, однако, в любой деятельности всегда будут спонтанно возникать новые, неожиданные обстоятельства, которые представляют собой непредвиденные угрозы и благоприятные возможности. Сотрудники организации, так или иначе, будут на них реагировать, и эти действия будут составлять «эмерджентную» стратегию (Emergent Strategy).

Таким образом, реализуемая в жизни стратегия (Realized Strategy) будет представлять собой «сумму» двух «слагаемых» - запланированной и «эмерджентной» стратегий.[3]

Глава 3. Практическая часть

Практическая часть моей курсовой работы будет выполнена на примере британской публичной компании «Marks & Spencer», крупнейшего производителя и розничного продавца одежды и обуви на территории Англии.& Spencer - знаменитая британская торговая марка с многолетней историей, которая была основана в 1884 году Майклом Марксом и Томасом Спенсером, и с тех пор завоевала доверие и любовь многих людей во всем мире благодаря истинному английскому качеству, стилю, сервису и инновационным технологиям в производстве одежды, обуви, нижнего белья и аксессуаров.

Отличительными особенностями одежды Marks & Spencer считаются несколько вещей: это отточенный английский стиль, присутствующий в каждой вещи, это безукоризненное качество изготовления, это комфорт при носке и удобство ухода за вещами по причине использования уникальных технологий и высококлассных тканей, а также это и ценовая доступность, что важно каждому практичному покупателю.

Мarks & Spencer является лидером в разработке и производстве инновационных технологий, которые придают товарам уникальные свойства. Об инновациях, которые регулярно внедряются в производственный процесс данной компании, я и хочу рассказать в практической части моего реферата.

Компания Marks & Spencer всегда была новатором в области технологии. В 1934 году M&S впервые в истории ритейла основала собственные исследовательские лаборатории для разработки новых типов тканей.

V Юбки и треггинсы

Корректирующие вставки в виде сетки, изготовленные из новейших материалов - эластана и полиамида с добавлением лайкры - яркий пример инноваций в продукции данной компании. Они подтягивают живот, приподнимают ягодицы и обозначают талию, делая фигуру подтянутой и визуально «убавляя» целый размер. Данная одежда является обязательным элементом зимнего гардероба, а оригинальная подкладка скрывает корректирующие вкладки.

v Рубашки

Рубашки модели non-iron, выполненные из чистого хлопка, благодаря уникальной технологии обработки тканей не допускает образования складок. Данные рубашки не требуют глажения, а если повесить их на вешалку - сами восстанавливают свою форму. Эта инновационная технология незаменима для деловых, экономящих своё время людей.

Рубашки модели Dry Extreme используют технологию Smart Weave, выводящую вот с поверхности тела. Влага тонким слоем распределяется по наружной поверхности ткани и очень быстро высыхает, не оставляя мокрых пятен. Благодаря этому человек чувствует свежесть и комфорт в течение всего дня.

v Обувь

Туфли, произведённые по технологии Insolia, фиксируют ногу в оптимальном для высокого каблука положении. Вес переносится с носочной части обуви на заднюю, благодаря чему уменьшается напряжённость подъема стопы, фиксируется щиколотка и выравнивается осанка. Контурная вставка позволяет провести весь день на ногах, а привычные симптомы ношения высоких каблуков - боль в ногах и спине - останутся в прошлом.


Заключение

Современная организация развивается и функционирует в сложной и противоречивой внешней среде. За редким исключением организация должна постоянно реагировать на воздействие внешней среды путем приспособления своих целей, структуры, технологии и политики к изменениям внешних условий. В связи с этим любая современная организация должна быть ориентирована на изменения, а руководители должны понимать, что изменения не могут проводиться через приказы. Это означает, что организация в ходе изменений должна пройти все этапы инновационного процесса.

В случае технологических, а не организационных инноваций, для того чтобы рынок технологий развивался, нужны и спрос, и предложение технологий. В России доминирует акцент на предложение технологий. Тому есть простое объяснение. На протяжении всего советского периода в стране большое внимание уделялось развитию образования и науки. Как следствие, в стране укоренился взгляд, что развитая наука, значительный человеческий капитал позволяет ставить вопрос о том, что на международной арене страна может позиционировать себя в качестве поставщика технологических знаний и сложной технологической продукции

Очень важно, особенно в Российской Федерации, бороться с бюрократией. Любая инновация, какой бы перспективной и актуальной она ни была, не будет реализована, если организация пронизана бюрократической сетью.


Библиографический список

) Гершман М. А. Инновационный менеджмент. - М.: Маркет ДС, 2008. - 200 с.

Причины инноваций. Инновационные организации и адхократия

Условия для появления инноваций образуются в обществе непрерывно, однако в силу многих причин они часто бывают незамеченными. Большинство людей - руководители предприятий, бизнесмены, финансисты - не замечают или остаются равнодушными к различным «симптомам» назревающих перемен в промышленности, торговле, интересах потребителей и т.д.

Обнаружение инновационных возможностей, понимание их значения и своевременная реализация обеспечивают успех в экономической деятельности.[4]

Известный американский специалист в области управления П.Друкер выделил семь основных источников инноваций или условий появления инноваций:

1. неожиданное событие <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/neo_sob.html> (успех, неудача, событие во внешней среде);

.   несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/ne_sovp.html>;

.   потребности производственного процесса <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/potr_potreb_proc.html>;

.   изменение в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох» <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/iz_otr.html>;

.   демографические изменения <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/demo_iz.html>;

.   изменения в восприятии и настроениях потребителей <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/iz_potr.html>;

.   новое знание (научное и ненаучное) <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/osob_in_zn.html>.

Инновациям препятствуют: недостаток средств, патентные ограничения; сопротивление персонала, высокие налоги, отбирающие у организации необходимые финансовые средства; требования антимонопольного законодательства.

В то же время инновациям благоприятствуют: поддержка руководством новаторства; постоянный обмен информацией; стимулирование научной деятельности; высокий творческий потенциал сотрудников; пригодность для осуществления инноваций существующих технологий и оборудования; хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.

Сегодня общепризнано, что инновации - один из важнейших факторов социально-экономического развития любой страны, любого общества. На уровне компаний инновации справедливо рассматриваются в качестве одного из важнейших инструментов поддержания долгосрочной конкурентоспособности бизнеса. Причём этот уровень рассмотрения инноваций представляется наиболее важным. Ведь уровень социально-экономического развития любой страны, в конечном счёте, определяется уровнем конкурентоспособности компаний, составляющих её экономику.

В мире бизнеса инновации осуществляются посредством реализации инновационных проектов. Принято считать, что инновационный проект занимает промежуток времени от выдвижения идеи (продукта) до выведения нового продукта на рынок. На данной S-образной кривой, характеризующей жизненный цикл товара, инновационному проекту принято отводить начальный участок, как это показано на рисунке, деятельность на котором часто предполагает проведение исследований и разработок.


 

Деятельность современных предприятий существенным образом отличается от предприятия 90-х гг. ХХ века. В литературе по менеджменту понятие «предприятие» (фирма) уступило место терминам «обновляющаяся организация», «обучающаяся организация», «инновационная организация», «предприятие XXI века», что обусловлено особыми характеристиками этих организаций <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/prin_iz.html>.[5]

Главным отличием инновационных организаций является ориентация на изменения, которые становятся нормой для их деятельности. В данных организациях инновации становятся не просто элементом организационной культуры - они становятся самой основой деятельности организации.

Инновационные организации имеют собственное понимание:

ü сущности инноваций <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/mat/t_sush_in.html>;

ü управления процессами создания новшеств <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/mat/t_osob_upr_proc.html>.

Ежедневно на мировом рынке появляется масса новых товаров и услуг, но продолжительность жизни части из них очень коротка. Они не признаются покупателями и также мгновенно исчезают с рынка, как и появились. Тем самым они не состоялись как инновации, хотя и были новыми и основывались на интересных и оригинальных идеях. Как указывал Ф.Котлер, на рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения - 20%, а на рынке услуг - 18%.[10]

Когда новые изделия и услуги приобретаются потребителями и образуется устойчивый спрос на них, то это означает, что они представляют для потребителя новую ценность <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/mat/ex_nov_cen.html>, т.е. потребитель увидел в них новые возможности для удовлетворения собственных потребностей, иногда и неосознанных.

В конечном счете, инновации обеспечивают изменения во внешней среде <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/iz_vnesh.html>.

При создании инноваций данные организации ориентируются на рынок, т.е. на удовлетворение конкретных потребностей, а не на продукт <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/ori_prod.html>.

Инновационная организация в своей стратегии заранее ориентируется на необходимость постоянной работы над новыми товарами и услугами. То есть одновременно с производством продукции происходит планомерная подготовка будущих новинок. Здесь, как и в производстве, действует практически непрерывный процесс создания будущего предприятия.

В инновационных организациях, и это является их существенным отличием, создание инноваций есть разновидность бизнеса, тогда как в большинстве организаций - это функция, часть общей деятельности предприятия. А поэтому и организация инновационной деятельности отличается от классической последовательности действий <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/org_in_de.html>.

В инновационных организациях существует систематически повторяющаяся процедура создания новых продуктов <http://www.sapanet.ru/Science/KONKURS/2/gloss/proc_sozd_nov.html>, т.е. инновациями управляют, они становятся повторяющимся и привычным процессом, который обеспечивает выдачу творческих и новаторских изделий и услуг на постоянной основе.

Самым главным врагом инноваций является бюрократия, при которой подчинённые органы государственной или организационной власти видят свою задачу не в том, чтобы с пользой действовать в указанных ей пределах, а в том, чтобы исполнять требования, предъявляемые свыше, то есть отписаться, выполнить ряд предписанных формальностей и тем удовлетворить высшее начальство.

Административная деятельность сводится к письмоводству; вместо фактического исполнения довольствуются написанием бумаги. А так как бумажное исполнение никогда не встречает препятствий, то высшее правительство привыкает ставить своим местным органам требования, фактически невыполнимые. В результате получается полный разлад между бумагой и действительностью, при котором об инновационности не может идти и речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.87.149 (0.095 с.)