Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности социальной работы с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации
В соответствии с Федеральным законом №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года, в России создана и действует государственная система социальных служб, направленная на оказание помощи различным категориям населения, нуждающимся в поддержке. В отношении молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, существует целый ряд нормативных документов, прежде всего, это Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года, направленный на индивидуальную профилактическую работу с подростками и молодежью [1]. Система социального обслуживания молодежи в целом регламентирована Инструктивным письмом Министерства образования РФ от 30 сентября 2002 года №3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» и примерным положением «Об учреждении органов по делам молодежи», разработанным в 2005 г. Департаментом государственной молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России. Однако сложность такой социально-демографической группы как молодежь, заставляет искать дальнейшие пути учета ее потребностей и интересов, дифференциации спектра услуг с целью улучшения положения молодежи в нашей стране. Понятие «трудная жизненная ситуация» прочно вошло в оборот специалистов, работающих с населением. Так, в соответствие с федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены следующие группы детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Аналогичного юридического определения в отношении молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не существует, и правовой статус молодых людей старше 18 лет определяется на общих основаниях для граждан РФ, получающих различные виды льготного обслуживания. Исходя из анализа существующей социальной практики и тенденций социального развития в Российской Федерации, под трудной жизненной ситуацией молодых людей следует понимать такую ситуацию, при которой у молодого человека нарушен процесс нормальной позитивной интеграции в полноценную жизнь общества, и, прежде всего в жизнь местных сообществ. Данное утверждение согласуется также и с мировой практикой определения молодежи в трудной жизненной ситуации и направления усилий по преодолению данной ситуации через интеграцию в жизнь местных сообществ: «Поддерживая и стимулируя участие молодежи в общественной жизни, местные и региональные власти способствуют социальной интеграции молодежи, помогая ей не только справиться со своими проблемами и трудностями, но и с вызовами современного общества, в котором зачастую доминируют обезличенность и индивидуализм». В проекте «Шаг навстречу» Стратегии государственной молодежной политики выделяются следующие приоритетные группы молодежи в трудной жизненной ситуации: . Молодые люди с инвалидностью; . Сироты и выпускники интернатных учебных заведений; . Молодые люди, покидающие воспитательные колонии и специальные учебно-воспитательные учреждения (также несовершеннолетние, состоящие на учете в МВД); . Молодые люди, живущие с ВИЧ-инфекцией; . Молодые люди мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы; . Молодые люди, злоупотребляющие психоактивными веществами; . Молодые одинокие матери (молодые одинокие родители). Каждая из названных групп предполагает наличие общих оснований для успешного процесса их интеграции в общество и наличие специфических подходов повышающих эффективность данного процесса. Необходимо принимать срочные меры в отношении молодежи, находящейся в трудных жизненных ситуациях. В настоящее время эта категория молодежи оказалась в социальной изоляции, а ее количество имеет тенденцию к увеличению.
В современных российских условиях уже существует ряд определенных структур для обеспечения социальной помощи и поддержки в отношении молодежи в возрасте от 14 до 18 лет (то есть до наступления совершеннолетия), в частности, защита прав и интересов лиц 14-18 лет, утративших по различным причинам попечение со стороны родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которые обязаны подбирать для них формы устройства (например, передача в семью или в государственные учебно-воспитательные учреждения), то есть обеспечивать их интеграцию в жизнь общества. Однако, во-первых, существующие структуры далеко не всегда оказывают молодежи в возрасте 14-18 лет эффективную помощь в преодолении трудной жизненной ситуации; во-вторых, как отмечается в специальных исследованиях, значительная часть воспитанников (в том числе и учащихся выпускных классов) государственных учебно-воспитательных учреждений (интернатов и т.п., в том числе и учреждений для детей-инвалидов) не готова к самостоятельному решению большинства жизненных ситуаций, а значит и к реализации молодежных инициатив. Так, например, по данным Российского детского фонда, в течение года после выхода из сиротских интернатов треть выпускников становится преступниками, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый совершает самоубийство. Данный факт свидетельствует о недостаточном развитии механизмов социального сопровождения молодежи в трудной жизненной ситуации после достижения ею 18 лет. Интеграция в жизнь общества молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, если ее осуществлять без подготовки, может нанести ей глубокие психологические травмы и еще больше увеличить пространство отчуждения. Интеграционные процессы обязательно должны быть связаны с процессами развития личности молодого человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Необходимо осуществлять постепенную интеграцию молодежи в трудной жизненной ситуации в жизнь общества, в первую очередь, формировать готовность молодежи интегрироваться в общество и готовность местных сообществ интегрировать молодежь в трудной жизненной ситуации. В настоящее время молодежь испытывает огромный дефицит в учреждениях и структурах, способных содействовать им в преодолении трудных жизненных ситуаций. В связи с этим важно увеличение количества таких организаций и структур, которые способны оказывать ей мобильную социальную помощь по интеграции в общество, чрезвычайно важны консолидация усилий государственных и общественных организаций, работающих с молодежью в трудной жизненной ситуации, и повышение качества их работы. Высокая степень интегрированности молодежи в трудной жизненной ситуации - жизненная устойчивость. Ее могут характеризовать следующие качественные характеристики - повышение уровня образования, трудовая занятость, семейное благополучие, - которые придают устойчивость процессам интеграции молодежи в трудной жизненной ситуации. Они позволяют молодежи в трудной жизненной ситуации реализовать потребность в создании семьи; построить индивидуальную траекторию образовательного, профессионального и карьерного роста; принять деятельное активное участие в социальном служении и процессах самоуправления.
Рассмотрим приоритетные направления интеграции разных групп молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации: . Приоритетные направления интеграции молодых инвалидов Стратегии государственной молодежной политики РФ В настоящее время российская молодежь в целом испытывает большие трудности в социализации, интеграции и самореализации. В отношении любого молодого человека важно вести интеграционную работу, касающуюся его межличностных отношений, образования и профессиональной деятельности. Однако особо внимание следует уделить категориям молодежи, которые имеют слишком низкие стартовые возможности для вхождения в полноценную жизнь общества, и которые без общественно-государственной поддержки не смогут интегрироваться в обществе. Молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются одной из наиболее незащищенных категорий населения в современном российском обществе. Если по отношению к детям-инвалидам или пенсионерам государство и общество проявляет хоть какое-то внимание, то молодых инвалидов как будто и не существует вовсе. Если уж молодым людям без серьезных физических ограничений непросто найти свое место в жизни, то что можно сказать в отношении молодых инвалидов 1-й и 2-й группы? А ведь эти люди всеми силами своей души стремятся влиться в 13 окружающую их жизнь общества, стать полезными, а кому-то даже необходимыми. Сегодня в стране не сформированы достаточные условия, позволяющие любому человеку, имеющему ограничения здоровья, самостоятельно реализовать свои возможности. В первую очередь и в большей мере это отражается на молодых людях. Важнейшими задачами в работе с этой категорией молодежи: вывести эту группу из статуса потребителя бюджета в статус нормального налогоплательщика; сократить, а затем и ликвидировать разрыв стартовых возможностей при вхождении обычного молодого человека, и молодого человека с ограничениями здоровья, в зрелую жизнь; уже на ранних стадиях возрастного общения убрать основания для возникновения дискриминации и создать условия равноправного участия в любых повседневных отношениях, что объективно нивелирует различия, вызванные ограничениями здоровья, и снимет психологический дискомфорт, вызывающий негативную реакцию на данную социальную группу.
. Молодые люди, инфицированные ВИЧ. В настоящее время недостаточное внимание уделяется общим вопросам профилактики СПИДа в группах молодежи ТЖС, в том числе в том, что касается права людей на информацию о путях передачи ВИЧ и способах лечения. Опасность заражения ВИЧ существенно возрастает в колонии или в других местах содержания под стражей, где рано или поздно оказывается весьма значительная часть российских наркопотребителей, большая часть которых - молодежь в возрасте до 30 лет. ЛЖВС, которые отваживаются открыто заявить о своем ВИЧ-статусе, дискриминируются в доступе к работе и государственным социальным услугам и подвергаются стигматизации и нарушениям. Не в последнюю очередь это связано с распространенным заблуждением, что ВИЧ передается при бытовом контакте. Именно низкий уровень знаний основных фактов о ВИЧ/СПИДе служит важным фактором дискриминации и стигматизации ЛВС, о широком распространении которых в России свидетельствуют многочисленные источники. По данным Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом в Российской Федерации сегодня зарегистрировано инфицированных вирусом иммунодефицита более 30 тысяч человек, в том числе более 10 тысяч детей. Особенно стремительны темпы распространения ВИЧ-инфекции среди наркоманов: частота выявления ВИЧ-инфекции составляет 73 на 1000 обследованных, при этом в 90% случаев такой ВИЧ- инфицированный является «внутривенным» наркоманом. В последние годы в России начала формироваться новая группа социального риска, которая способствует возникновению инфекций, преимущественно передаваемых половым путём. Оперативный эпидемиологический анализ показал, что с 2003г. впервые с начала регистрации эпидемии, половой путь стал ведущим среди причин заражения ВИЧ-инфекцией. Группы «раннего риска» - это дети и подростки, как 15 правило, рано начавшие половую жизнь, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией. Последние в России в возрасте 11- 24 года составляют примерно 480 тысяч человек. Молодые люди, злоупотребляющие психоактивными веществами Показатель наркотизации несовершеннолетних и молодежи в Российской Федерации, в соотнесении с темпами урбанизации, роста мобильности трудовой жизни, глобализации стиля жизни, интенсификации информационного обмена и роста риска психологического стресса, в целом не отличается от наркотизации молодежи в экономически развитых странах на аналогичной стадии их социально-экономического развития, более того, по своим масштабам - в России ниже. Значительно выше наркотизации алкоголизация молодежи в России. Молодые люди мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы Проблема адаптации данной группы молодежи осложнена тем, что не все представители этой группы являются гражданами РФ и не всегда вправе рассчитывать на социальные услуги, оказываемые молодым людям гражданам РФ. В этой связи тем более необходимо оказывать всемерное содействие общественным организациям работающим с данной группой. В настоящее время в РФ обучается около 100 000 иностранных студентов, в выпускных классах учебных заведений также обучается много учащихся мигрировавших в РФ. Эти молодые люди остро нуждаются в интеграции в жизнь российского общества, в культурной и социальной поддержке. Необходимо формировать в молодежной среде толерантное отношение, преодолевать рецидивы ксенофобии, проявлять деятельную заботу российской молодежи к свои сверстникам из дальнего и ближнего зарубежья.
Молодые люди - сироты и выпускники интернатных учебных заведений Система государственных учреждений для сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, способна охватить всю данную категорию, нуждающихся в государственном попечении. Эта система обеспечивает уход и присмотр, обучение в учреждениях общего и профессионального образования, воспитание. Вместе с тем, сложившаяся система государственных учреждений для сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не в состоянии обеспечить должную подготовку воспитанников к самостоятельной взрослой жизни, иначе говоря, не в состоянии обеспечить необходимый уровень их социализации. По данным Российского детского фонда, в течение года после выхода из сиротских интернатов треть выпускников становится преступниками, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый совершает самоубийство. Данный факт свидетельствует о недостаточном развитии механизмов социального сопровождения молодежи в ТЖС после достижения совершеннолетия. Молодые люди, покидающие воспитательные колонии и специальные учебно-воспитательные учреждения (также несовершеннолетние, состоящие на учете в МВД) Не решённой до настоящего времени задачей остается создание системы социальной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных и других интернатных учреждений, а также молодёжи, освобождаемой из воспитательных колоний. Между тем именно подобная система должна способствовать сохранению и развитию реабилитационного потенциала, приобретённого молодым человеком в период пребывания в учреждении, а также обеспечить профилактику рецидивных правонарушений, которые часто совершаются именно из-за жизненной неустроенности и отсутствия необходимой социальной, психологической, правовой поддержки Российское уголовно-исполнительное законодательство (ст. 180, 181, 182 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации) закрепляет права освобождаемых осуждённых на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, а также обязанность администрации учреждений по оказанию им в этом содействия. Вместе с тем, действующий Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации не относит к предмету уголовно-исполнительного законодательства отношения в сфере социальной помощи освобождённым, отношения государства и освобождённого лица после завершения исполнения наказания и не определяет порядок оказания социальной помощи, а содержит отсылочные нормы, определяющие трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством. Молодые одинокие матери (одинокие родители) По данным статистики распадается приблизительно половина браков. Каждая только что созданная семья подвергается серьезным социально- экономическим и психологическим испытаниям и часто не выдерживает нагрузок. Проблема юного материнства (матерей в возрасте 10 - 19 лет) в последние десятилетия становится все более актуальной. Уровень рождаемости в подростковом возрасте, в том числе внебрачной рождаемости, за последние 20 лет увеличился с 28,4 до 47,8%. Молодые одинокие матери, а также отцы, часто оказываются в трудной жизненной ситуации. Необходимо объективно оценивать трудность данной ситуации и оказывать всемерную поддержку тем, кто в ней нуждается. Эта поддержка должна выражаться в полноценной интеграции молодых одиноких родителей в жизнь общества. При оказании поддержки молодежи необходимо опираться на потребности, которые существуют у данной возрастной категории или социальной группы. В противном случае возникает ситуация, когда предложения учреждений, работающих с молодежью, и потребности молодежи не совпадают. В результате деятельность учреждений оказывается неэффективной, а молодежь, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, не будет иметь возможности для интеграции, развития и самореализации. Очень важно при оказании помощи молодым людям в ТЖС понимать, что именно является для них трудной жизненной ситуацией, какие виды помощи они считают наиболее значимыми и какую помощь готовы принять. Ведь предпочтения молодых людей значительно различаются по возрасту, полу и статусу. В законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» трудная жизненная ситуация определена как ситуация индивида, в которой его жизнедеятельность объективно нарушена и с которой он не может справиться самостоятельно.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.013 с.) |