Функции государственного бюджета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции государственного бюджета.



Введение.

       Бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции. После распада СССР в Российской Федерации начался процесс формирования бюджетной системы, отвечающей новой экономической ситуации. Протекает данный процесс очень непросто, на этом пути Правительством совершено немало ошибок, но без построения современной бюджетной системы, без выработки чётких принципов бюджетной политики невозможно дальнейшее движение нашей страны по пути построения цивилизованной современной (нынешний криминально-олигархический рынок назвать цивилизованным нельзя) рыночной экономике и гражданского общества.

Проблема повышения эффективности государственных расходов для России стоит сейчас очень остро, так как, с одной стороны, необходимы структурные реформы в экономике и социальной сфере, а с другой - бюджетные ресурсы РФ очень незначительны, и в ближайшее время существенно их увеличить не представляется возможным.

Цель работы – осветить основные стороны государственного бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические стороны вопроса: структура бюджета, структура доходов и расходов бюджета, функции бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.

2. Рассмотреть структуру государственного бюджета РФ, проблему бюджетного дефицита, бюджетную политику в РФ, бюджетный федерализм в РФ.

3. Рассмотреть федеральный бюджет РФ на 2002 год.

4. Проанализировать проблему повышения эффективности бюджетных расходов в РФ.

Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Первая глава посвящена решению задачи № 1. Во второй главе, решаются задачи № 2 и 3. Задача № 4 решается в третьей главе. 

 

 

 

 

Глава 1

Государственный бюджет, его структура и функции, проблема сбалансированности бюджета.

Структура госбюджета зависит, в первую очередь, от типа государственного устройства страны. В унитарных государствах (Франция, Польша, Италия) - два уровня бюджетной системы: центральный бюджет  и местные бюджеты. В федеративных государствах (Россия, США, ФРГ, Бразилия) – три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации (областей, штатов, земель, провинций), местные бюджеты.

 

1.1. Структура доходов государственного бюджета.

Бюджетные доходы – это выражение экономических отношений, возникающих у государства с корпорациями и домохозяйствами в процессе формирования государственного бюджета. Форма выражения этих отношений – различные виды платежей государству. (3)

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач (

Все доходы государственного бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые

Рассмотрим налоговые доходы.

Основные виды налоговых доходов:

· налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

· налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

· налоги на совокупный доход;

· налоги на имущество;

· платежи за пользование природными ресурсами;

· налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

· прочие налоги, пошлины и сборы.

 

Рассмотрим структуру отдельных видов налоговых доходов.

Налоги на прибыль, доход, прирост капитала:

· налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

· налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных

юридических лиц);

· налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых

организаций, от посреднических операций и сделок;

· налог с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим

предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на

участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, с доходов по иным

ценным бумагам, за исключением доходов в виде процентов (дисконта),

полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской

Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации

и ценных бумаг органов местного самоуправления, налог с доходов от

долевого участия в других предприятиях, созданных на территории

Российской Федерации;

налог на доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и

аудиокассет и записи на них;

· налог на доходы казино, иных игорных домов (мест) и от другого игорного

бизнеса;

· подоходный налог с физических лиц.

 

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

· налог на добавленную стоимость;

· налог на добавленную стоимость по продовольственным товарам (за

исключением подакцизных) и товарам для детей, производимым на

территории Российской Федерации;

· налог на добавленную стоимость по остальным товарам (работам, услугам),

включая подакцизные продовольственные товары, производимым на

территории Российской Федерации;

· налог на добавленную стоимость по продовольственным товарам (за

исключением подакцизных) и товарам для детей, ввозимым на территорию

Российской Федерации;

· налог на добавленную стоимость по остальным товарам, работам, услугам),

включая подакцизные продовольственные товары, ввозимым на территорию

Российской Федерации;

· акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам

минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации:

1. спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой;

2. водка и ликероводочные изделия;

3. коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное;

4. другие алкогольные напитки;

5. пиво;

6. табачные изделия;

7. ювелирные изделия;

8. бензин автомобильный;

9. легковые автомобили;

10. газ;

11. нефть, включая газовый конденсат;

12. другие виды минерального сырья;

 

Налоги на совокупный доход:

· единый налог на совокупный доход для субъектов малого

предпринимательства;

· единый налог на совокупный доход для юридических лиц;

· единый налог на совокупный доход для физических лиц, осуществляющих

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

 

Налоги на имущество:

· налоги на имущество физических лиц;

· налоги на имущество предприятий;

· налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

· налог на операции с ценными бумагами.

 

Платежи за пользование природными ресурсами:

· платежи за пользование недрами;

· платежи за проведение поисковых и разведочных работ;

· платежи за добычу полезных ископаемых;

· платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных

ископаемых;

· платежи за пользование континентальным шельфом;

· платежи за пользование минеральными ресурсами;

· плата за пользование живыми ресурсами;

· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· лесные подати;

· платежи, связанные с пользованием водными объектами;

· плата за пользование водными объектами (водный налог);

· плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов;

· плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных

веществ, размещение отходов;

· земельный налог;

· земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения;

· земельный налог за земли несельскохозяйственного назначения;

· прочие платежи за пользование природными ресурсами.

 

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:

· таможенные пошлины;

· ввозные таможенные пошлины;

· вывозные таможенные пошлины;

· прочие налоги и пошлины, взимаемые в связи с осуществлением

внешнеэкономических операций.

 

Прочие налоги, пошлины, сборы:

· государственная пошлина;

· государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых

в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд

Российской Федерации;

· государственная пошлина за совершение нотариальных действий, за

государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие

юридически значимые действия, за выдачу документов, за рассмотрение и

выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской

Федерации или с выходом из гражданства Российской Федерации;

· транспортный налог;

· прочие федеральные налоги;

· налоги субъектов Российской Федерации;

· местные налоги и сборы;

· курортный сбор;

· целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на

содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования

и другие цели;

· налог на рекламу;

· налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной

сферы;

· прочие местные налоги и сборы;

· прочие налоговые платежи и сборы.

Рассмотрим теперь неналоговые доходы государственного бюджета.

Виды неналоговых доходов:

· доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной

собственности;

· доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности;

· доходы от реализации государственных запасов;

· доходы от продажи земли и нематериальных активов;

· поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

· административные платежи и сборы;

· штрафные санкции, возмещение ущерба;

· доходы от внешнеэкономической деятельности.

Рассмотрим сструктуру отдельных видов неналоговых доходов.

 

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности;

· дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

· доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности;

· арендная плата за пользование лесным фондом;

· арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;

· арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения;

· прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в

государственной и муниципальной собственности;

· проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях

временно свободных средств бюджета;

· проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;

· проценты по государственным кредитам. Предоставляемым Российской

Федерацией правительствам иностранных государств;

· возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с

изъятием сельскохозяйственных угодий;

· доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;

· перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;

· платежи от государственных и муниципальных организаций;

· прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности, или от деятельности;

 

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

· поступления от приватизации организаций. Находящихся в государственной

и муниципальной собственности;

· поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;

· доходы от продажи квартир;

· доходы от продажи принадлежащих государству производственных и

непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;

· доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества,

переходящего в государственную или муниципальную собственность в

порядке наследования или дарения, и кладов.

 

Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников:

 

· От резидентов

· От нерезидентов

 

Административные платежи и сборы:

· таможенные сборы;

· прочие неналоговые таможенные платежи;

· сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме

штрафов);

· прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение

определенных функций.

 

Штрафные санкции, возмещение ущерба:

· поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с

отступлением от стандартов и технических условий;

· санкции за нарушение порядка применения цен;

· административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение

правил дорожного движения;

· суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и

недостаче материальных ценностей.

 

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

· поступление средств от централизованного экспорта;

· прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

       Нужно отметить, что в кризисных ситуациях (войны, стихийные бедствия, экономические кризисы и пр.) государство более активно использует именно неналоговые инструменты для финансирования своих расходов, пример – это предкризисный период 1998 года, когда Правительство РФ прибегало к массированным внешним заимствованиям и приватизации государственной собственности.

 

 

Структура расходов бюджет

По влиянию на процесс расширенного воспроизводства (2) выделяют:

Текущие расходы  - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансированиях их текущих потребностей; к текущим расходам относятся: содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, текущие субсидии нижестоящим органам государственной власти, выплата процентных платежей по государственному долгу и другие платежи.

Капитальные расходы – это государственные вложения в основной капитал и прирост запасов.

Предметный признак – все государственные расходы делятся на несколько групп. Выделяют следующие группы госрасходов:

- расходы на национальную безопасность;

- расходы на научные иследования;

- расходы на осуществление внешней политики;

- финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт и др);

- создание резервных фондов;

- расходы на гос. управление;

- расходы по обслуживанию государственного долга.

Ведомственный признак, в каждой группе расходов позволяет выделить соответствующее юридическое лицо, получающаее ассигнование из бюджета

Территориальный признак. Госрасходы подразделяются на расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и расходы местных бюджетов. В унитарных государствах: расходы республиканского бюджета, расходы местных бюджетов.

 

Налоговая политика

Основными задачами в области налоговой политики в 2002 году являются снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2002 году меры налоговой политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее воздействие на рост экономики.

Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет:

- совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы, сокращения нелегального оборота;

- продолжения снижения налогового бремени, в первую очередь, на законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены отдельных видов налогов.

Во исполнение поставленных задач в 2002 году предусмотрено снижение налогового бремени на 1.8% ВВП, а также создание налоговых механизмов стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития, снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

В этой связи в 2002 году предусмотрены следующие ключевые изменения налоговой политики:

1. Снижается ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24% с одновременной отменой всех налоговых льгот, что помимо снижения налоговой нагрузки направлено на развитие предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие ограничений на отнесение налогоплательщиками на затраты расходов, связанных с извлечением прибыли, среди которых расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование, либерализация амортизационной политики и др. Предусмотрено также включение в затраты расходов организаций на освоение природных ресурсов, что позволит компенсировать часть отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающейся в настоящее время у предприятий.

Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей или 1.9 процента к ВВП.

2. Вводится налог на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой действующих в настоящее время налога за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. Это позволит упростить налоговый контроль, в том числе за трансфертным ценообразованием в нефтяном секторе экономики, за счет установления специфической ставки на 1 тонну добываемой нефти, изменяемой в зависимости от уровня мировых цен. Изменение порядка налогообложения недропользования при снижении налогового бремени не приведет к потерям доходов бюджетной системы.

3. Отменяются льготы при уплате налога на добавленную стоимость связанные с налогообложением работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что такие средства составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (кроме жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.

4. Индексируются специфические ставки акцизов на 12 процентов по всем подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в 2002 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.

5. С учетом прогнозируемого роста цен проиндексированы специфические ставки налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на 12%).

В условиях снижения налогового бремени в 2002 году предусматривается продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если в 2001 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6 процента.

В 2002 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета. Выполнение налогоплательщиками условий реструктуризации согласно утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и текущих платежей позволит обеспечить в 2002 году поступления в федеральный бюджет в сумме 7.9 млрд. рублей.

Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" в проекте федерального бюджета на 2002 год предусматривается рост доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений. В этих целях в доходах федерального бюджета в 2002 году будут учтены средства, получаемые министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом.

 В связи с принимаемыми мерами по совершенствованию налоговой политики в 2002 году произошли изменения структуры доходной базы бюджетной системы Российской Федерации. В связи со снижением ставки налога на прибыль сокращается доходная база бюджетов субъектах Российской Федерации.

В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах, установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Остальные нормативы распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году.

 

Бюджетный Федерализм в РФ.

       Бюджетный федерализм – это отношения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по поводу разграничения бюджетных полномочий. В первую очередь речь идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализма, единства общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего в регионах, и входящих в них муниципальных образований. В идеале здесь предполагаются самостоятельность бюджета каждого субъекта РФ, высокая степень автономности местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения строительства и деятельности государства.

 

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются (13):

 

- сосуществование нескольких уровнейбюджетно-налоговой системы, соответствующих уровням территориально-политического и территориально-административного устройства страны;

- законодательное или договорное распределение полномочийиответственностикаждого из указанных уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;

- наличие устойчивых представлений (они могут быть закреплены в нормативах) о величине необходимых и достаточных расходов для самостоятельной реализациикаждым уровнем власти его полномочий и ответственности;

- использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностейдля корректировкивеличины вышеуказанных расходов (или их нормативов);

- сложившееся в соответствии с законом и исходящее из критерия достаточности для покрытия нормативно распределяемых расходов закрепление за каждым уровнем бюджетно-налоговой системы (федеральным, региональным, местным) налоговых и неналоговых доходных источников;

- установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики федеративного государства, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов (так называемое "горизонтальное бюджетное выравнивание" с помощью дотаций, субсидий, субвенций), реализация программ селективной поддержки развития отдельных регионов, принятие мер по чрезвычайной поддержке депрессивных территорий и т.п. При этом законодательно устанавливаются процедурыобоснования соответствующих расходов, их распределения не только между бюджетами (отдельных регионов и муниципальных образований), но и между конечными получателями - финансируемыми из бюджета предприятиями и организациями, группами населения.

Теоретические концепции бюджетного федерализма:

1. Корпоративная (применятеся в ФРГ), суть: есть разпределение налогов на федеральные, региональные и местные. Применяется принцип равенства равенства региональных потребностей. Применяется политика выравнивания через федеральный бюджет.

2. Конкурентная (применятеся в США), суть: нет распределиня налогов, действует принцип – «один налог – один бюджет». Выравнивание регионов производится через гос. программы.

3. Индивидуальная (договорная) межбюджетные отношения строятся на основании договоров между центральными органами власти и субъектами федерации (в РФ в начале 90-ых годов такие договоры были заключены с республиками Татарстан, Башкортостан и Саха-Якутия).

В настоящий момент бюджетный федерализм в РФ можно назвать корпоративным. Очевидно, что индивидуальный принцип для РФ на сегодняшний день неприемлем. Помимо коррупции подобная практика межбюджетных отношений ведёт к дальнейшему разрыву в экономическом и социальном развитии между субъектами РФ, а это, в свою очередь, негативно сказывается на политической и экономической ситуации в стране вцелом. Корпоративная модель, является наиболее приемлемой для РФ. Во-первых, сейчас именно на её принципах построены межбюджетные отношения в РФ, во-вторых, уровень социально-экономического развития регионов РФ очень разница, поэтому без бюджетного выравнивая нашей стране не обойтись, в – третьих, традиции федеративных отношений (в том числе и бюджетных) в России ещё не сформированы, поэтому бОльшая централизация в сфере бюджетных отношений является очевидным плюсом.

.          

       Рассмотрим структуру доходных и расходных полномочий по разным звеньям бюджетной системы РФ.

 

Таблица 1 Распределение расходных полномочий между бюджетами различного уровня (8)

Федеральный бюджет Бюджеты субъектов Федерации Местные бюджеты
· обеспечение деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов государственного управления; · функционирование федеральной судебной системы; · осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; · национальная оборона и обеспечение безопасности государства; · фундаментальные исследования и содействие научно – техническому прогрессу; · государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; · государственная поддержка атомной энергетики; · ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; · исследование и использование космического пространства; · содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; · формирование федеральной собственности; · обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; · пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; · проведение выборов и референдумов Российской Федерации; · обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; · обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; · финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; · официальный статистический учет; · прочие расходы. · обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; · обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации; · проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации; · обеспечение реализации региональных целевых программ; · формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации; · осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; · содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации; · обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации; · оказание финансовой помощи местным бюджетам; · обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; · компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; · прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.   · содержание органов местного самоуправления; · формирование муниципальной собственности и управление ею; · организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; · содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; · организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; · муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; · благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; · организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); · содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; · организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; · обеспечение противопожарной безопасности; · охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; · реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; · обслуживание и погашение муниципального долга; · целевое дотирование населения; · содержание муниципальных архивов; · проведение муниципальных выборов и местных референдумов; · финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

 

 

Следующие группы расходов финансируются совместно федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами:

·государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

·обеспечение правоохранительной деятельности;

·обеспечение противопожарной безопасности;

·научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

·обеспечение социальной защиты населения;

·обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

·обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

·развитие рыночной инфраструктуры;

·обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

·обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·обеспечение деятельности средств массовой информации;

·финансовая помощь другим бюджетам;

прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

Таблица 2. Федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги
· налог на добавленную стоимость · акцизы · налог на прибыль предприятий и организаций · налог на доходы от капитала · подоходный налог с физических лиц · взносы в государственные внебюджетные и бюджетные фонды · государственная пошлина · таможенные пошлины и сборы · налог на пользование недрами · налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы · налог на дополнительный доход от добычи углеводородов · сбор за право пользования объектов животного мира и водными биологическими ресурсами · лесной налог · водный налог · экологический налог · федеральные лицензионные сборы · налог на имущество организаций · налог на недвижимость · дорожный налог · налог с продаж · налог на игорный бизнес · налог на вмененный доход · сбор на нужды образовательных учреждений · региональные лицензионные сборы   · земельный налог · налог на имущество физических лиц · налог на рекламу · налог на наследование или дарение · местные целевые сборы (на содержание милиции, на благоустройство территории и т.д.) · налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы · местные лицензионные сборы

Источник: Налоговый Кодекс РФ, Закон "Об основах налоговой системы РФ"

 

 

Таблица 3. Распределение налоговых доходов между бюджетами различного уровня

Налог Федеральный бюджет Бюджеты субъектов Федерации
1. Налог на прибыль предприятий и организаций по ставке 11% по ставке не выше 19%
2. Налог на добавленную стоимость 85% * 100% ** 15% * 0% **
3. Подоходный налог с физических лиц 16%* 1%** 84%* 99%**
4. Акцизы на спирт питьевой, водку и ликеро-водочные изделия 50% 50%
5. Акцизы на импорт, минеральное сырье, топливо, автомобили 100% 0%
6. Акцизы на остальные виды подакцизных товаров 0% 100%
7. Налог на покупку иностранных денежных знаков 60% 40%
8. Земельный налог 30% 20% – региональные бюджеты, 50% – муниципальные бюджеты
9. Налог с продаж 0% 40% – региональные бюджеты 60% – муниципальные бюджеты
10а. Единый налог на вмененный доход, уплачиваемый организациями 25% – федеральный бюджет 25% – социальные внебюджетные фонды и дорожный фонд 50%
10б. Единый налог на вмененный доход, уплачиваемый предпринимателями 0% 75% – бюджеты субъектов Федерации 25% – государственные внебюджетные фонды

* до 01.01.2001

** начиная с 01.01.2001

Источник: Налоговый Кодекс РФ, Закон "Об основах налоговой системы РФ"

 

2.6. Зависимость федерального бюджета РФ от внешнеэкономической конъюнктуры.

       Рассмотрим 2 графика:

 

               График № 1 доходы федерального бюджета РФ млрд. руб.(11)

                                             График № 2 Экспорт из РФ млрд. $

 

                                         

Для сравнения взяты графики доходной части федерального бюджета РФ за ряд лет и экспорта из РФ, так как влияние внешнеэкономической конъюнктуры проявляется в росте или снижении экспорта из РФ (основные товары нашего экспорта – нефть, газ и метталлы, цены на них



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.128 с.)