К теме 3 «Практикум по педагогической диагностике» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К теме 3 «Практикум по педагогической диагностике»



К теме 3 «Практикум по педагогической диагностике»

ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКА

Анкетные данные:

Дата заполнения представления ______ 20_______ года

Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________________________

Дата рождения _________________________________________________________________

ДОУ _____________ тип _________________ группа _________

 тип группы ___________________         

Срок пребывания в данном ДОУ ________________________________________________

В каком возрасте поступил ____________________________________________________

Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина) ______________________________

______________________________________________________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая ________________________________________________________

Физическое состояние ребенка:

Сформированность движений (соответствуют возрасту, скованность, расторможенность, стереотипные и навязчивые движения)______________________________________________

Утомляемость__________________________________________________________________

Состояние моторики:

-ведущая рука  ______________________________________________________________

-точность движений ____________________________________________________________

-работа на листе бумаги__________________________________________________________

Особенности познавательной сферы:

Познавательные интересы, любознательность________________________________________

Особенности внимания (легко ли привлекается внимание, устойчивость внимания, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой)_________________________________

Сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления:

- наличие или отсутствие интереса и побуждения к деятельности__________________________

- активность и целеустремленность, наблюдательность__________________________________

- продуктивность в работе и обучении ________________________________________________

- восприятие величины, формы цвета__________________________________________________

-точность и осмысленность восприятия, понимания главного в воспринимаемом _________________

- умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия (обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом или легко) _______________________________

уровень обобщений ________________________________________________________________

- адекватное использование помощи __________________________________________________

Особенности памяти:

- преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная)

- быстрота и прочность запоминания ________________________________________________

- что лучше запоминает: цифры, стихи, события_______________________________________

Особенности речи:

- понимание обращенной речи (не понимает, ориентируется в пределах ситуации, в пределах обихода) ________________________________________________________________________________

- возможность речевого сотрудничества со взрослым (понимание и выполнение элементарных инструкций) _____________________________________________________________________________

- самостоятельная речь (особенности звукопроизношения: нарушено или нет)

________________________________________________________________________________

- особенности словарного запаса ____________________________________________________

- особенности грамматического строя _______________________________________________

- объем и типы предложений _______________________________________________________

- умение составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок __________________

- наличие заикания ________________________________________________________________

Элементарные математические представления:

- механический пересчет в пределах _________________________________________________

- возможность соотнесения каждого последующего числа с предметом____________________

- возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой ________________________________________________________

- выделение из множества заданного количества предметов _____________________________

- пересчет предметов с называнием итогового числа ___________________________________

- счетные операции _______________________________________________________________

- доступность понятий: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше __________________________________________________________________

Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:

- знания о себе, семье, месте проживания, общественной жизни__________________________

- временные представления ________________________________________________________

Особенности игровой деятельности:

- проявляет ли интерес к новым игрушкам (стойкий, кратковременный, избирательный, адекватно ли использует игрушку) _____________________________________________________________________

- характер индивидуальной игры (манипуляции, процессуальная игра, наличие элементов сюжета, сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заменителей, оречевление игровых действий) _______________________________________________________________________________________

- умение подчиняться игровым правилам ___________________________________________________

Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:

- возможность совместной работы; по подражанию, по образцу; по словесной инструкции, по замыслу ___________________________________________________________________________

- ориентировка в пространстве, в выборе формы и цвета __________________________________

- умение обыгрывать постройку, объяснять рисунок _____________________________________

Работоспособность _________________________________________________________________

Особенности личности.

- Основные черты поведения (активность, пассивность, контактность, потребность в общении) ___________________________________________________________________

- Отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, личным вещам)_____________________

- Реакция на одобрение, замечание ___________________________________________________

- Склонности, симпатии_____________________________________________________________

Навыки самообслуживания _________________________________________________________

Педагогические рекомендации ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

1. Общие сведения об обучающемся: возраст, состояние здоровья, длительность обучения в группе.

2. Познавательные процессы: особенности восприятия, внимания, памяти, воображения; самостоятельность мышления.

3. Учебная деятельность: уровень развития устной и письменной речи; сформированность учебных умений; отношение к занятиям.

4. Эмоционально - волевая сфера: степень эмоциональной возбудимости (устойчивости, быстроты протекания и смены эмоций, умения сдерживать и изменять эмоциональные переживания; самообладание, выдержка, решительность, настойчивость и другие качества).

5. Способности общие и специальные.

6. Уровень притязаний: заниженный, завышенный, адекватный; самооценка.

7. Характер: черты, проявляющиеся в отношении к учёбе, труду, окружающим людям -взрослым и сверстникам, к вещам (ответственность, аккуратность, вежливость, бережливость, заботливость и т.д.), к самому себе самокритичность, скромность и т.д.); отношения к самовоспитанию.

8. Направленность личности: интересы, их глубина и устойчивость; цели, намерения, нравственные нормы и ценности, профессиональное самоопределение.

9. Место обучающегося в системе межличностных отношений в группе; общительность, авторитет, отношение к дружбе, понимание людей.

10. Психолого-педагогические выводы: возможные направления развития, особенности работы с обучающимся.

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Примерные сведения о группе: количество обучающихся, пол, возраст, наличие воспитанников из неполных семей, детей сирот; период существования класса группы в данном составе.

2. Общая культура обучающихся:

■ эрудированность, начитанность, кругозор;

■ сформированность культуры поведения, отношения е этикетным нормам, воспитанность.

3. Учебно-познавательная деятельность:

■ основные мотивы деятельности;

■ общее умственное развитие и развитие речи;

■ познавательные интересы: сила, устойчивость, направленность;

■ увлечение, занятость в других кружках, секциях, клубах и т.д.  

4. Организационная структура группы:

■ актив;

■ временные и постоянные поручения;

■ деловые и личные взаимоотношения лидеров и обучающихся;

■ авторитетность официальных и неофициальных лидеров;

■ наличие аутсайдеров;

■ наличие микрогрупп по деловым, досуговым интересам, негативного характера взаимоотношения и связи между микрогруппами, влияния их на жизнь группы.

5. Организованность и групповая сплочённость:

■ самостоятельность в организации коллективных дел;

■ инициативность в коллективных делах;

■ стремление держаться вместе (разобщено);        ^

■ переживание удач (неудач) группы, взаимовыручка.

6. Общественное мнение в группе:

■ проявление требовательности, критики и самокритики в группе;

■ одобряемые/осуждаемые поступки;

■ отношение класса группы к дезорганизаторам, обучающимся с физическими умственными недостатками.

7. Психолого-педагогические рекомендации по дальнейшей работе с группой:

■ педагогические задачи куратора;

СОЦИОМЕТРИЯ

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ

Проанализируйте организацию совместной деятельности взрослого и детей, результаты анализа оформите в таблицу

 

Критерии анализа Результат анализа
1. Создание условий для появления положительного эмоционального отклика на предлагаемую деятельность (мотивирование детей)  
2. Ненасильственное включение детей в совместную деятельность  
3. Определение темы  
4. Выбор средств для выполнения задания 5. Косвенное практическое руководство действиями детей 6. Эмоциональная поддержка интереса детей к данной работе  
7. Направление внимания детей на результат «творчества» (если деятельность является продуктивной)  
8. Помощь неуверенным детям*  

* Помощь неуверенным детям проявляется следующими действиями педагога:

-осуществление перехода от прямых указаний и практической помощи и предоставление возможности самостоятельного выполнения задания;

-постепенное усложнение задания;

-своевременное уменьшение активности взрослого в творческой деятельности;

-обеспечение эмоциональной поддержки приемами жестового языка и через одобрение взглядом, улыбкой, прикосновением;

-авансирование и аргументация оценки деятельности ребенка: «Знаю, что у тебя получится, я уверена в том, что ты стараешься»

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников
1. Выбор темы, цели, задач и формы

Определяет воспитательную задачу (на основе психолого-педагогического анализа ситуации развития коллектива) даёт их педагогическое обоснование.

Знакомит обучающихся с предметной задачей. Стремится увлечь их предстоящей деятельностью. Вызывает их интерес и желание участвовать.

Принимают участие в выборе темы и формы организации мероприятия
2. Планирование

Определяет место и время проведения мероприятия, его содержание, состав учеников, их функции, объем и сроки выполнения предстоящей работы.

Участвуют в работе по коллективному планированию, отбору содержания.  Вместе с педагогом назначают исполнителей. Устанавливают их права и обязанности, определяют формы контроля.

3. Подготовка

На основе сотрудничества с обучающимися проводит организационную работу в соответствии с намеченным планом. Обеспечивает материальную базу, подготовку помещения. Контролирует и в случае необходимости корректирует намеченный план (частично изменяет содержание, состав исполнителей, время, место проведения). Организаторы и исполнители работы отчитываются о её ходе.

4. Проведение

Обеспечивает эмоциональный настрой учащихся и проведение работы в соответствии с намеченным планом, организует взаимодействие с детьми. Являются активными участниками в соответствии с намеченным планом.

5. Анализ

Вместе с детьми анализирует результативность мероприятия, его познавательную, нравственную и эмоциональную ценность, выявляет недостатки, их причины. Подводит итоги, даёт оценку, вносит предложения, пожелания и рекомендации по дальнейшему совершенствованию работы. На собрания коллектива подводят итоги проведения мероприятия, оценивают деятельность участников.
       

Этапы воспитательного

Мероприятия и их оценка

Представление информации

Объявление темы   Обоснование темы   Формулировка целей   Сообщение плана практической деятельности   Подчеркивание практической значимости представляемой информации   Проявление собственного отношения к излагаемому материалу   Обобщение   Выделение главного   Выдача инструкций к деятельности   Ответы на вопросы обучающихся  

Оценка

Требования к работе обучающихся

Оценка

  хор уд неуд   хор уд неуд 1. Начало занятия 2. Повторение 3. Теоретический уровень изложения: а) научность б) логичность в)систематичность г) последовательность д) доступность 4. Раскрытие темы:   1. Отбор материала 2. Организация внимания обучащихся 3. Воспитательная сторона занятия 4. Использование ТСО, наглядности, дидактического материала 5. Индивидуальный подход 6. Эмоциональность рассказа 7. Педагогический такт 8. Речь 9. Расчёт времени 10. Организация практической работы 11. Предложения и советы       1. Внимание на различных этапах в начале в конце 2. Активность обучающихся при опросе при изучении при закреплении 3. Интерес к теме 4. Прочность знаний, умений, навыков 5. Самостоятельность суждений: 1.  Отношение к педагогу 2. Культура труда 3. Речь 4. Вопросы к педагогу 5. Самоконтроль 6. Дисциплина      

 

АНАЛИЗ УРОКА

(Системно - деятельностный подход)

Дата: ___________________________________________________________________________

Учитель:_________________________________________________________________________

Класс: _______________ Предмет:___________________________________________________

Тема урока:______________________________________________________________________

Количество присутствующих учеников - __________________Отсутствует - _______________

 

  Да Частично Нет
1. Целеполагание (цели конкретные, достижимые, понятные).      
2. Мотивация      
3. Практическая значимость знаний и умений.      
4. Отбор содержания, обязательного для усвоения      
5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков (коммуникативные умения, организационные умения)      
6. Построение каждого этапа урока по схеме: «задача – деятельность учащихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения». Использование разнообразных приёмов учебной деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей      
7. Подведение итогов каждого этапа уроков, наличие обратной связи на каждом этапе.      
8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации.      
9. Организация групповой, парной работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе.      
10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии.      
11. Качественная положительная оценка деятельности учащихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.      
12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.      
13. Минимализация и вариативность домашнего задания.      
14. Создание психологически комфортной атмосферы на уроке.      

 

Выводы: _______________________________________________________________________________

Рекомендации: ________________________________________________________________________

Модель занятия

Этапы урока   Общий балл
1. Актуализация знаний 1. Учитель не организует работу по определению границ «знания и незнания» учащимися. 2. Учитель сам определяет границу «знания и незнания» для учащихся. 3. Границу «знания и незнания» определяют сами учащиеся с помощью учителя. 4. Границу «знания и незнания» после анализа или наблюдения определяют сами дети. 0   1   2   3
2. Целеполагание 1.Учитель не сообщает цель занятия. 2. Цель занятия формулирует учитель. 3. Цель занятия формулируется при помощи учителя детьми. 4. Цель занятия формулируется учащимися самостоятельно после постановки проблемного вопроса в совместной деятельности. 0 1 2 3  
3. Проектирование учебного занятия 1. План занятия отсутствует. 2. План занятия сообщает учитель. 3. Составление плана действий происходит в совместной деятельности. 4. Учащиеся проектируют учебное занятие под руководством преподавателя. 0 1 2   3
4. Организация деятельности учащихся 1. Деятельность учащихся сведена к минимуму. 2. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер. 3. Деятельность учащихся носит частично-поисковый характер. 4. Деятельность учащихся носит проблемно-поисковый характер. 0 1 2 3
5. Поддержание и развитие познавательных интересов 1. Занятие не вызывает интереса у учащихся. 2. Учитель поддерживает интерес учащихся через содержание изучаемого материала. 3. Поддерживание интеллектуальной активности с помощью системы вопросов. 4. Стимулирование интереса к предмету с помощью проблемного изложения материала, активной роли учащихся через самостоятельную результативную деятельность. 0 1   2   3
6. Организация самостоятельной деятельности учащихся на занятиях 1. Самостоятельная работа отсутствует. 2. Педагог использует самостоятельную работу учащихся по инструкции. 3. Предоставляет право самостоятельного выбора варианта или задачи по уровню трудности. 4. Педагог организует самостоятельную деятельность учащихся на всех этапах учебного занятия (от целеполагания до рефлексии) 0 1   2   3
7. Педагогическое управление коммуникативной деятельностью учащихся 1. Занятие проходит в форме монолога учителя. 2. Учитель ставит перед учащимися вопросы. 3. Учитель использует диалог как метод ведения учебно-познавательной деятельности. 4. Учитель организует совместную деятельность учащихся в контекстных, диалогических формах, предоставляет право выбора формы сотрудничества. 0 1 2     3  
8. Организация контрольно-оценочной и рефлексивной деятельности 1. Педагог не организует самоконтроль и рефлексивную деятельность учащихся на учебном занятии. 2. Педагог использует самоконтроль учащихся по образцу. 3. Педагог развивает у учащихся умение анализировать собственную мыслительную деятельность, осознавать ее, контролировать и оценивать на некоторых этапах деятельности. 4. Педагог организует контрольно-оценочную и рефлексивную деятельность на всех этапах учебного занятия. 0   1 2     3
9. Создание психолого-гуманистической атмосферы 1. Педагог в общении занимает позицию «сверху», использует авторитарное давление. 2. Педагог создает доброжелательную атмосферу, оставляя ведущим авторитарный стиль. 3. Педагог занимает позицию «наравне», создает положительный эмоциональный настрой, поддерживает оптимальный уровень работоспособности и ситуацию успеха. 0   1   2

Итого:

 

Использование учителем технологии деятельностного метода и его элементов (да, нет)______________________

Какие формы использовались?

Игровые формы ________________________________________________________

Неигровые (решение учебных задач, анализ проблемных ситуаций, тренинг и пр.) __________

Использование моделей в виде схем, таблиц, алгоритмов (какие?) ______________________________

ВЫВОД ПО ЗАНЯТИЮ (по шкале от 0 до3 баллов)

1.Умение учителя преобразовать учебную ситуацию в личностно-ориентированную (готовность обучаемых и собственная готовность к интерактивному взаимодействию, возможности изучаемого материала и др.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Умение моделировать в учебном процессе элементы учебной деятельности; проектирование учебных умений учащихся, его мотивационного, ориентировочно-теоретического и собственно исполнительского компонентов

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.Применение в учебной деятельности с учащимися личностно-развивающих образовательных технологий (контекстных, диалогических, игровых и др.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К теме 3 «Практикум по педагогической диагностике»



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.06 с.)