Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов
Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов является одним из важнейших направлений деятельности государства в сфере охраны здоровья граждан России. Исследование данной проблемы предполагает, прежде всего, проведение анализа правового регулирования данного процесса. Законодательство в данной сфере весьма объемно. К настоящему времени в стране создана законодательная и методическая база в области качества и безопасности пищевых продуктов. В нее входят «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N 5487-1,Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», технические регламенты по отдельным видам продукции, Постановления Правительства РФ, Постановления Главного санитарного врача РФ, Приказы Госстандарта а также законы и иные нормативными правовыми актами субъектов РФ, многие другие документы. Охрана здоровья граждан в современной России, провозглашается неотъемлемым условием жизни общества, в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, имеет основополагающее значение. Законодательно закреплена ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации. Только государство устанавливает правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан. В его деятельности в качестве приоритетов определены защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья. Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются: определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан; правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения; определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки. Государственная политика в области охраны здоровья населения основывается на ряде принципов и подразделяет несколько важнейших направлений. Среди основных принципов охраны здоровья граждан следует выделить: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; - ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Данные принципы лежат в основе одного из направлений деятельности органов власти - государственного ветеринарного надзора и контроля. приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется: органами государственной ветеринарной службы Российской Федерации; органами государственной хлебной инспекции Российской Федерации; органами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации; органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации. органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и услуг и защите прав потребителей Российской Федерации; Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» устанавливаются основные понятия и категории данной сферы. Законом определены понятия: · Пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки;
· Качество пищевых продуктов. Качество пищевых продуктов - совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования. Основной характеристикой пищевых продуктов является их безопасность. Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. · Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. В целях охраны здоровья населения от некачественного и опасного продовольственного сырья и пищевых продуктов, предотвращения их оборота на потребительском рынке Правительство Российской Федерации постановило: . Утвердить положение о проведении экспертизы некачественного и опасного продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении. . Установить, что проведение экспертизы некачественного и опасного продовольственного сырья и пищевых продуктов, а так же принятие решений о возможности их дальнейшего использования или уничтожения обеспечивают органы государственного надзора и контроля, осуществляющие: санитарно-эпидемиологический надзор в отношении продукции, не отвечающей требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов; ветеринарный надзор - в отношении продукции животноводства, птицеводства и рыбы, а так же реализуемой на рынках продукции растениеводства, не отвечающих требованиям ветеринарно-санитарных правил и норм; надзор в области стандартизации и сертификации - в отношении продукции, не отвечающей требованиям государственных стандартов и не прошедшей в установленном порядке обязательной сертификации; контроль в торговле - в отношении продукции, не отвечающей обязательным требованиям качества, а также продукции с истёкшими сроками годности; контроль качества зерна и продуктов его переработки - в отношении продовольственного зерна и продуктов его переработки, не отвечающих требованиям государственных стандартов. В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией и акционированием предприятий в отдельных регионах Российской Федерации в последнее время была ослаблена работа по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов. В связи с этим создалась реальная угроза возникновения и распространения заболеваний, в том числе особо опасных, общих для человека и животных. Учитывая вышеизложенное необходимо усилить государственный ветеринарный надзор за утилизацией биологических отходов, предотвращая тем самым возникновение очагов опасных заболеваний, охраны окружающей среды. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;
другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации). Биологические отходы утилизируют путём переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием. 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который ознаменовал начало в России коренной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также оценки и подтверждения соответствия. К основным целям Закона его сторонники относят стремление максимально гармонизировать отечественную систему технического регулирования с международной, прежде всего, с европейской. Это, как предполагается, позволит устранить нормативные барьеры в торговле, содействовать выходу отечественных товаров на мировой рынок, обеспечить равные условия для отечественных и зарубежных производителей на российском рынке. Историю принятия Закона и его содержание следует рассматривать в двух аспектах. Внутренний аспект - отказ от нормирования со стороны министерств и ведомств с целью облегчения деловой активности и снижения издержек. Внешний - вступление во Всемирную торговую организацию и принятие Россией на себя международных обязательств, в том числе «Соглашения о технических барьерах в торговле». К таким барьерам этот документ относит расхождение между собой законодательств разных стран, различие стандартов и несовпадение процедур проверки соответствия. ВТО призывает следовать международным стандартам для устранения технических барьеров. Основная цель Закона - создание двухуровневой системы нормативных документов: технических регламентов, которые будут содержать обязательные требования безопасности, и добровольных стандартов, содержащих требования к качеству (до принятия Закона все действующие в нашей стране ГОСТы были обязательны для исполнения).
Утверждение технического регламента в качестве обязательного к исполнению и применению документа и перевод стандартов в категорию добровольно применяемых норм явились своего рода революцией в сложившемся десятилетиями процессе технического регулирования (порядка разработки и установления, обязательных к исполнению требований для продукции и связанных с ее обращением процессов). Закон кардинально изменил всю систему технических требований, порядок их разработки и утверждения, порядок осуществления государственного контроля и подтверждения соответствия требованиям обязательных и добровольных норм. С момента вступления Закона в силу в течение 7 лет должен состояться полный переход от ныне действующей системы технического регулирования к принципиально новой. В связи с революционностью Закона утратил силу целый ряд нормативно-правовых актов, в том числе Законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг», являющиеся до 1 июля 2003 г. основополагающими базовыми документами в области разработки, установления и соблюдения обязательных требований к продукции, работам и услугам. Терминологическая часть Закона претерпела существенные изменения по сравнению с прежним законодательством, некоторым терминам дана совершенно новая трактовка. . Закон полностью изменил содержание понятия «стандартизация». Если ранее Закон о стандартизации установил, что правовые основы стандартизации обязательны для всех государственных органов управления, а также для предприятий и предпринимателей, общественных объединений, а разработка и применение нормативных документов по стандартизации признавались мерой защиты государственных интересов потребителей и государства, то в комментируемом Законе правилам и характеристикам, разработанным в результате указанного вида деятельности, придается статус добровольно применяемых документов. Соответственно, меняется правовой статус стандартов: из обязательных они превращаются в добровольно применяемые. Иными словами, стандарты, даже государственные, перестают быть обязательными для субъектов хозяйствующей деятельности. Сам термин «государственный стандарт» выходит их обращения. Вместо него введены новые понятия: «национальный стандарт», «международный стандарт». Изменение правового статуса документов по стандартизации и самого понятия «стандартизация» обусловлены ориентацией российского законодателя на международную практику и сложившийся практический международный опыт в этой сфере деятельности. Различие между стандартизацией и техническим регулированием состоит в уровне согласия. В то время как соответствие стандартам - добровольное дело изготовителей, техническое регулирование носит принудительный характер. Это имеет различное значение для торговли. Если изделие не отвечает требованиям технического регламента, оно не будет допущено к продаже. Изделие, которое не соответствует стандартам, будет допущено на рынок, но потребители, скорее всего, отдадут предпочтение изделиям, отвечающим стандартам качества данного рынка.
Данные положения ослабляют контроль за качеством и безопасностью продуктов животного происхождения, создавая угрозу здоровью, а порой и жизни населения. Планировалось принятие до 2000 года более 2000 технических регламентов. Среди них принятие до 1 января 2010 года следующих первоочередных технических регламентов: о безопасности машин и оборудования; о безопасности низковольтного оборудования; о безопасности строительных материалов и изделий; о безопасности зданий и сооружений; о безопасности лекарственных средств; о безопасности лифтов; о безопасности электрических станций и сетей; о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением; об электромагнитной совместимости; о безопасности колесных транспортных средств; о безопасности изделий медицинского назначения; о безопасности средств индивидуальной защиты; о безопасности химической продукции; о безопасности пищевых продуктов; о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе; о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах; о безопасности упаковки. На сегодняшний день разработаны лишь малая часть из них, в том числе «Технический регламент на табачную продукцию» (не вступил в силу), «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», «Технический регламент на масложировую продукцию», «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в России не сложилась нормативная правовая база, обеспечивающая должный уровень безопасности и качества пищевых продуктов, в том числе и продуктов животного происхождения. Стандарты качества, требования к продукции не определены достаточно четко и понятно для производителей и потребителей. Продолжается процесс перераспределения функций, создания органов и организаций, осуществляющих регулирование и контроль в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в РФ. Данная проблема будет исследована в следующем параграфе.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.032 с.) |