Русины и лужичане на территории австро-венгрии и Германии в начале XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русины и лужичане на территории австро-венгрии и Германии в начале XX века



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Русины и лужичане на территории Австро-Венгрии и Германии в начале XX века

Русины: русскоязычная диаспора восточных земель Австро-Венгрии или остатки Киевской Руси?

Лужичане - этническая общность на востоке Германии

. Русскоязычное население Германии и Австро-Венгрии в Первой Мировой Войне и преследование русских в Европе»

Причины «онемечивания» лужичан в Германской Империи

Причины уничтожения галицких русин в Австро-Венгрии

Давление католической церкви

Насильственная ассимиляция лужичан в Восточной Германии до и после окончания Первой Мировой Войны

Истребление русин во время Первой Мировой в Австрийской Галиции

Крепость Терезин

Концентрационные лагеря для русских. Талергоф

. Послевоенное время

Национальное возрождение русин

Борьба лужицких сербов

. Права человека и война

Заключение

От авторов

Список литературы и источников

Приложение1

Приложение 2

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Время неумолимо несется вперед. Уже не слышно давно орудийных залпов, минных разрывов с полей сражений Первой Мировой Войны. В 2014 году исполняется 100 лет со дня начала той войны. Войны, унесшей сотни тысяч жизней наших соотечественников и оставившей неизгладимый след в истории нашей страны и мира в целом.

Война отошла на несколько отдаленный план, но именно в ней в тех далеких и полных боли событиях мы можем увидеть ростки современных, до сих пор далеко не решенных проблем - права человека, малого этноса, столкновение этносов, геноцид по национальному, религиозному и культурному признаку.

Сегодня Украина стремительно отдаляется от России. Массовые демонстрации и беспорядки в центре Киева являются тому подтверждением. Среди части украинского народа бытует мнение, что Россия всегда притесняла интересы украинцев. В западной части страны запрещается русский язык, а фашиствующие элементы, считавшиеся недавно предателями Родины, устраивают парады и проводят активную агитацию среди молодежи. Сегодня во Львове и Киеве можно услышать антироссийские лозунги, доносятся крики «Русские, уезжайте в Россию!». Однако, если мы обратимся к истории начала XX века, мы увидим не только Львов, Краков, но и огромную часть Галиции в качестве крупных русских культурных центров - столпов русскости и православия. Но никак не в качестве исторических центров «украинства». Эта и многие другие подобные метаморфозы общественного сознания говорят о напряженной психологической войне, которая никогда не останавливалась. После падения Берлинской стены, на наш взгляд она лишь приобрела особую остроту и изощренность. Результатом всего этого на сегодняшний день является возрастающая в сфере европейского сознания русофобия как вид ксенофобии (от греч. ξένος - чужой + φόβος - страх) - страх и ненависть к иному - незнакомому, непривычному и непостижимому, а поэтому - восприятие его как враждебного. Свидетельством современной ксенофобии западного общественного сознания является «серая» пропаганда - полуправда в отношении истории. С одной стороны мы видим замалчивание не вполне приличных событий европейской истории. А с другой - устойчивую обвинительную позицию европейцев в отношении истории российской.

Например, обвинения в неправомерных действиях по отношению к другим народам. Инкорпорация советскими войсками без единого выстрела части территории Польши в 1939 году возводится в ранг агрессии, получает негативную оценку. А предшествующий этим событиям Мюнхенский сговор 1938 года, аншлюс Чехии и негативная роль в этих событиях Англии, Франции и Польши наряду с гитлеровской Германией уже почему-то воспринимается как само собой разумеющееся, в контексте общего хода истории.

Очень явственно такая «серая» полуправда, дезориентирующая восприятие фактов, проступала в подаче информации западными СМИ о конфликте в Южной Осетии, где мы, защищая своих миротворцев и простой осетинский народ, вдруг оказались агрессорами в глазах мировой общественности, напавшими на Грузию. Стремление к завышению самооценки за счет стимулирования ксенофобии и русофобии в частности, становится тенденцией не только в общественном сознании, но и в политике Европарламента даже с точки зрения самих европарламентариев.

В конце каждого года Европарламент выпускает отчет о нарушениях прав человека в мире. В процессе слушаний Европарламент голосует за резолюцию на базе этого отчета, которая используется Евросоюзом в политических целях для давления на страны, в которых в соответствие с этим отчетом обнаружены массовые нарушения прав человека. Как и в прошлые годы в этом отчете Европарламента о нарушениях прав человека в мире Россия заняла особое место и в 2013 году. Показательным является отказ некоторых депутатов голосовать за этот отчет. Один из них, депутат Европарламента от Австрии Эвальд Штадлер, комментировал свой отказ тем, что не находит отчет сбалансированным. По его мнению, отчет однобок, заведомо предвзят и направлен против России, Украины и Белоруссии. «Этот отчет - сказал Э. Штадлер на выступлении в Европарламенте 11 декабря 2013 года, - насквозь пропитан русофобией! Поэтому я по своему глубокому убеждению голосую против этого отчета!» [18].

Сформировался устойчивый двойной пропагандистский стандарт, стимулирующий западное сознание на поднятие престижа и собственной истории и самоуважения путем психологического давления как средства занижения оценок нашей отечественной истории и наших традиционных ценностей. Двойная пропагандистская мораль привела к тому, что Запад не любит вспоминать некоторые события своей истории, те способы и методы, при помощи которых он сам борется за сферы влияния в регионах. Поэтому нынешняя ксенофобия европейского общества может стать ядром очень опасного, агрессивного мировоззрения (такое не раз было в истории), обосновывающего вражду и уничтожение людей по принципу национального, религиозного или социального деления людей.

Тема нашей работы была выбрана не случайно, поскольку именно в истории Первой мировой войны мы видим ростки явлений, которые произрастают в течение вcего XX века. И среди них - этнический и культурный геноцид, ставящий вопрос о корнях европейской русофобии. В результате геноцида коренного русскоязычного населения в Австрии в период Первой мировой войны был физически почти устранен целый этнос, а в Германии - практически уничтожена культура, по богатству не уступающая немецкой. Наблюдая кошмарные события, происходившие еще недавно в Сербии, а сейчас - на Украине, приходит мысль о том, что нельзя закрывать глаза на трагедию братских нам народов хотя бы потому, что мы связаны родственными и культурными, ментальными и духовными нитями. Мы явственно увидим это, если восстановим прошлое таких областей, как Лужица и Галиция. И может быть сможем ответить на вопрос о том, почему такая область как Галиция на сегодняшний день является рассадником шовинизма и русофобии. В то время, как еще век назад «подавляющее большинство населения этих краев считали себя русскими настолько, что готовы были поплатиться свободой, а то и жизнью за свое право на русское имя?» [24].

Актуальность и востребованность данного исследования заключается в необходимости восстановления исторической справедливости, создания неискаженной картины действительности. Только восстановление объективной исторической картины поможет устранить пропагандистские мифы и раздор, сделать шаг к оздоровлению отношений на евразийском политическом пространстве и проложить путь культурному сотрудничеству и мирному сосуществованию народов Евразии.

Основной целью работы является восстановление трагедии репрессий и массового истребления русскоязычного населения Европы в период Первой Мировой Войны, анализ ее причин и последствий. Данная историческая проблематика выводит на вопрос об истоках такой хищнической политики, подталкивающей к уничтожению целых народов.

Объектом исследования являются описания данных исторических событий, предметом - реконструкция и частичный анализ причин, процесса и последствий уничтожения малых коренных русскоязычных этносов Западной Европы - русинов и лужичан - в период Первой Мировой войны.

Тема истребления русин начала выходить на широкое рассмотрение совсем недавно - только в 2008 году после конференции «Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси (конец XIX - начало ХХI вв.)», прошедшей 19 декабря 2008 года в Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону). Поэтому основными источниками, ввиду слабой разработанности данной темы, труднодоступности источников, по большей части использованы материалы, размещенные на электронных ресурсах. При осмыслении общих принципов политики были использованы отдельные, доступные для изучения труды по праву, политике и геополитике.

Крепость Терезин

 

«Ой, цисарю, цисароньку,

На що нас карбуешь,

За яку провину в тюрьмах

Мучишь и мордуешь?

Ой, скажи нам цисарьонку,

Чим ми провинились,

За що в мурах и болоти

Ми тут опинились?»

(Стихи из книги В.Р. Ваврика «Терезин и Талергоф»)

 

Город Терезин лежит в прекрасной и живописной долине, Северной Чехии, напротив Рудогор. За ним, словно вросшая, ютится крепость Марии Терезии, с каменной стеной, глубокими рвами.

Комнаты и подземелья этой крепости были камерами и казематами русин в 1914 году. З сентября 1914 года все темницы, коридоры и подвалы были наполнены уроженцами Карпатской Руси. На каждом шагу стояли заставы, о побеге можно было забыть. Интеллигенция и простой люд были обязаны бесплатно работать в городе, выполнять самую грязную работу. Кроме работы, необходимо было бороться с болезнями и паразитами. Однако чешское население помогало узникам выжить, особенно девушки, чьи имена остались в истории - Анна Лаубе и Юлия Куглер. Вскоре условия жизни были улучшены. Появился порядок, но тюрьма осталась тюрьмой [1].

Терезин был только началом. В 1915 году крепость опустела. Тысячи галичан, попрощавшись с гостеприимными чехами, отправились в Талергоф, немецкое пекло.

Послевоенное время

Борьба лужицких сербов

 

К концу войны в Германии осталось несколько тысяч лужицких сербов. Их политические лидеры пытались добиться создания своего национального государства или присоединения к только что образовавшейся Чехословакии. Однако, страны Антанты, вышедшие из войны победителями, проигнорировали их требования. Но борьба не прекращалась, и в 1922 была создана организация «Домовина», которая продолжала бороться за национальную индивидуальность, хотя уже и в составе Веймарской Республики. Об автономии не могло здесь быть и речи. Позже, когда к власти пришли нацисты, они запретили их язык, записав под конец Второй Мировой в отдельные отряды фольксштурма и поместив многих из них концентрационные лагеря.

Сегодня ассимиляция набирает обороты, забывается язык предков, их культура, история. Процесс практически необратимый. Однако еще борются за свои права те, для кого это не пустой звук. В 2001 году поднялась забастовка из-за запрещения серболужицкого языка в пятых классах. В 2008 году было написано письмо властям ФРГ, в котором лужичане требовали прекратить практику закрытия их культурных заведений.

геноцид русский австрия германия


Права человека и война

 

Рассмотренный материал позволяет судить о том, что два народа подверглись агрессивной политике со стороны государств, в состав которых они были включены. Так, и русины, и лужичане в течение долгого, многовекового периода подвергались психологическим атакам и давлению со стороны Австро-Венгрии и Германии. Психологическую атаку, давление можно рассматривать как метод многообразного, многозначного воздействия на психику социальной группы (или отдельного человека) с целью отвлечения его от своих намерений, введения в состояние растерянности с последующим предложением или указанием желаемого для атакующего выхода из неопределенной и запутанной ситуации [9]. Основной целью в рассматриваемом нами случаях было разрушение их национального самосознания с последующей территориальной и культурной ассимиляцией.

Первая Мировая война началась, как известно, с жесткого идеологического противостояния мировых держав. И сам прецендент к ее началу был обусловлен внутренними причинами, находящимися в Австро-Венгерской империи. Одной из них было открытое стремление Сербии к национальному самоопределению и ее нежелание находиться в составе Австро-Венгрии.

И вот это насилие, натолкнувшееся на право малого народа, родственного сербам, вдруг диктует «военную необходимость» в уничтожении мирного населения! Лужичане более длительный период подвергались прессингу со стороны Германии, и это происходило в одном религиозном поле, в отличие от русинов Галиции.

Вне зависимости от особенностей сценария, все, что произошло с лужичанами и русинами, можно квалифицировать как геноцид. Геноцид (от греч. γένος - род, племя и лат. caedo - убиваю) - «действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём убийства членов этой группы; либо причинения вреда их здоровью; либо мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе; либо принудительной передачи детей; либо предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы. С 1948 года геноцид признается в ООН международным преступлением» [4 ].

Если обратиться к периоду Первой Мировой войны, то мы увидим, что в правовом поле практически только начинают оформляться некоторые гуманистические принципы в применении к такому явлению, как война.

Например, для того, чтобы снизить катастрофичность войн, Женевской конференцией был образован Международный Комитет Красного Креста. Комитет подготовил проект первого многостороннего договора, защищающего жертвы вооруженных конфликтов - всем известной Женевской конвенции 1864 года «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях». Конвенция была направлена на защиту военных госпиталей и обеспечение равного медицинского лечения для обеих сражающихся сторон. Затем пятнадцать Гаагских конвенций, последовательно принятых с 1899 по 1907 год, установили ограничения в методах и средствах ведения войны. Например, было запрещено использование отравляющих газов и другого оружия, причиняющего излишнее страдание. Однако, известно, что применение отравляющих веществ, особенно с европейской - австрийской и немецкой сторон - было в течение Первой Мировой вполне реальной практикой.

Безусловно, прогресс защиты прав человека в контексте рассматриваемой нами ситуации, имело место только после Первой Мировой Войны. Так, в 1918 году президент США Вильсон представил Сенату свои «Четырнадцать пунктов» - программу, предназначенную для окончания войны и создания мира, основанного на правосудии и справедливом отношении. Среди прочего он призывал к праву на самоопределение для национальностей, стремящихся к автономии путем придания им государственности в пределах созданных границ. Эта программа была тогда отвергнута, но мы видим, как после Парижской мирной конференции 1919 года и подписания Версальского договора, согласно этой логике создается Лига Наций и Международная Организация Труда [2]. Можно видеть, что даже на период 1919 года права человека в документах этих международных институтов четко не оговариваются.

Однако, несмотря на эти оговорки, на наш взгляд уместно поставить вопрос и порассуждать об общих вещах. Неужели общественное сознание двух христианских государств к тому времени не усвоило древних морально-нравственных принципов, относящихся еще к ветхозаветной истории? Например, десять библейских заповедей? Ведь там есть закон «Не убий»! А может быть, в этом случае мы опять сталкиваемся с той же однобокостью, предвзятостью и русофобией, свойственной сегодняшнему Европарламенту, о которой нам уже рассказал господин Э. Штадлер?

Тогда возникает закономерный вопрос а откуда у Европарламента двойной стандарт? В том же интервью господин Штадлер честно нам рассказывает о «двойной морали» и даже «подлости» Евросоюза, который может совершенно не беспокоиться о правах человека, если это не противоречит его интересам. И это - по словам Э. Штадлера - идет в Европу из англосаксонского мира, поскольку, Евросоюз обслуживает в первую очередь, интересы США [18], попутно обслуживая собственные потребности и ведя очень мощную пропагандистскую, информационную и психологическую войну с Россией.

Слушая интервью Э. Штадлера, невольно вспоминаешь строки, написанные пятилетие назад одним из сподвижников Б. Обамы, которые заставляют вспомнить события протекающего у нас на глазах киевского Евромайдана: «Наиболее недооцениваемый аспект европейского расширения - его самоподдерживающийся характер. В прошедшее десятилетие такие страны, как Польша и Словения требовали принять их в ЕС, утверждая, что они представляют собой «последний рубеж Запада», и, стремясь всеми силами завуалировать свое сходство с «буйными» соседями на Востоке…, эти же страны скоро стали выказывать поистине миссионерское рвение в деле дальнейшего расширения ЕС и демократизации новых членов - особенно своих ближайших соседей. Именно президенты Польши и Литвы первыми бросились в Киев посредничать …, и буквально затащили туда упиравшегося верховного представителя ЕС по общей внешней и оборонной политике Хавьера Солану. Вновь подтверждается истина: внутри своей группы страны Второго мира могут почерпнуть друг у друга больше, чем из указаний из Вашингтона и Брюсселя. Государства Второго мира с большей готовностью воспринимают взаимные советы и предостережения. Единая Европа добивается наилучших результатов тогда, когда использует принцип взаимодополняемости, делегируя ответственность тем участникам, кто расположен ближе к передовой. Опыт Болгарии и Румынии показал странам Балтии, что если предписанные Евросоюзом реформы откладывать до последнего, неизбежен политический крах. Используя Парламентскую ассамблею Совета Европы и многонедельные парламентские программы обмена, правительства на всей территории от Балкан до Кавказа взялись за эстонцев и литовцев, чтобы научить их практическому реформированию… В 2004 году молодые ветераны движения «Отпор» («Сопротивление»), которое сыграло важную роль в устранении от власти сербского диктатора Слободана Милошевича в 2000 году, совершали челночные рейсы на Украину для работы с движением «Пора!», устроившим «оранжевую революцию». Сейчас принцип внутригрупповых действий как никогда актуален, особенно для Белоруссии…. Это значит, что ЕС и США теперь должны все больше полагаться на опытных литовцев, поляков и украинцев, которые могут нелегально проникать в республику, оказывая покровительство местной оппозиции. «Освободить Белоруссию от российского контроля - наш долг!» - восторженно заявил один молодой активист из Литвы. Бывшая советская республика Молдавия …. это еще один пример того, как Второй мир подталкивает Европу к проведению более напористой внешней политики. Чтобы доказать Евросоюзу способность разрешать конфликты, Украина взяла на себя инициативу по выводу соседней республики из российской орбиты… На западной границе Молдовы вступление Румынии в Евросоюз создает дополнительные возможности для того, чтобы это государство стало дрейфовать в сторону Европы» [26; с.54-55]. Как видно из этих слов, речь идет об отрыве территорий дружественных России стран в пользу растущей «империи Европейского Сообщества»!

Вспомним западную геополитическую мысль. Независимые Государства являются частью континентальной массы, примыкающей к «осевому ареалу» - России, которая предназначена для ее отрыва. Это так называемые «дисконтинуальные пояса», за которые и велась борьба во времена холодной войны. Эта линия отношения к небольшим государствам как к территориям, отрыв которых от «осевого ареала» необходим мировым державам для ослабления евразийской «сердцевины» (России) и установления господства прослеживается в работах З. Бжезинского и других западных геополитиков, среди которых нам наиболее интересна концепция С. Хантингтона.

Смысл теории С. Хантингтона мы можем свести к следующему. Он констатирует, что видимая, стратегическая победа сил Запада, заключающаяся в падении СССР, отнюдь не является цивилизационной победой. С падением СССР исчезает, по Хантингтону, последний оплот континентальных сил. Однако, у незападных народов проступают цивилизационные особенности, обнажатся глубокие культурные пласты. В результате Хантингтон предвидит фиксацию семи потенциальных цивилизаций: славяно-православной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, латиноамериканской и африканской.

Все они оказываются едиными в своей противоположности траектории развития Запада. Поэтому Хантингтон считает неизбежным возникновение ситуации противостояния к ним и призывает взять за основу формулу: «The West and The Rest» («Запад и Все Остальные»). Фактически красной нитью проводится призыв к всемерному укреплению стратегических позиции западной цивилизации, к подготовке к противостоянию, к консолидации стратегических усилий против соединения цивилизаций в антизападный континентальный альянс [22; с.283-284]. Именно поэтому основной смысловой линией оказывается идея «столкновения цивилизаций» ради овладения геополитическим пространством - «разделяй и властвуй».

Познание выполняет одну очень важную для человека функцию - прогностическую, когда мы можем проецировать наше знание в будущее, предвидеть и искать путь правильного развития. Если мы спроецируем наше, только что полученное знание о наличие ситуации с двойными стандартами в европейском общественном сознании, о концепции «столкновения цивилизаций» в будущее, то получается пугающая картина. Главным образом потому, что Уставе продвигающегося на Восток НАТО на данный момент нет ни единого слова о правах Человека! Механизм «столкновения цивилизаций» действует безупречно и очень эффективно. Фактически это один и тот же сценарий, по которому стравливались и ослаблялись этносы в Австро-Венгрии, происходил развал СССР, Варшавского договора. Теперь целью является Содружество Независимых Государств. К счастью, идея Содружества Независимых Государств соотносится не с агрессивной политикой уничтожения соседа, иного, другого, а с идеей Евразии как особого «месторазвития», выражаясь терминологией философов-евразийцев. Более прогрессивной идеей, которая позволяет найти и практически реализовать интеграцию родственных циилизаций и пути к их взаимному экономическому, культурному и духовному развитию.

 


 

Заключение

 

Таким образом, в нашей исследовательской работе мы показали, что разлад и ссоры в большой «семье» народов ведут ее погибели и делают добычей хищнических, незаконных и антигуманных политических сил. Так, противоречиями между жителями Галиции, австрийцы частично решили свои национальные, территориальные и государственные вопросы. До сих пор мы не видим официального общественного обсуждения и осуждения этой ситуации. Причина - в продолжающейся психологической и пропагандистской войне против России. Сама постановка подобных вопросов невыгодна для Европы, афиширующей демократические ценности.

Тем не менее, ради восстановления правды, исторической справедливсти мы заявляем, что в период Первой Мировой войны на территории Германии и Австро-Венгрии в различных формах был осуществлен геноцид русскоязычного населения - культурное и физическое уничтожение коренных славянских этносов Западной Европы - русинов и лужичан. Эти формы геноцида являются с политикой стравливания национальностей в междоусобных войнах, практикуемую властями западноевропейских государств той эпохи. Современные формы ксенофобии и, в частности русофобия нынешней Европы и Украины является последствием такой политики «стравливания» и украинизации славянских этносов с общими корнями.

Такое положение дел вполне сочетается с двойными пропагандистскими стандартами европейского общественного сознания и концептуально обосновано в концепциях Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций», «Запад и все остальные», а так же Парага Ханны «Второй мир».

На наш взгляд, вполне убедительным противодействием такой мощной пропагандистской и идеологической войне будет провозглашенная в Обращении Президента РФ В.В. Путина необходимость опоры нашего общественного сознания на традиционные ценности. А так же поиск весомых альтернатив в концепциях отечественных мыслителей, способных стянуть к нам интеллектуальную и духовную инициативу в противовес уничтожающей евразийское культурное пространство враждебной идее «столкновения цивилизаций».

 


 

От авторов

Нынешняя ситуация на Украине настораживает и пугает повторением истории. Тем, что копошащийся на евромайдане призрак евро-революции по заранее подготовленным западным лекалам, основан на той же самой русофобии. Тем, что Западные страны уже с готовностью признали фактически преступные действия радикалов и преступных лидеров во главе с выпущенной на свободу Ю. Тимошенко, которая по оценкам самих европарламентариев является преступницей.

Но еще не весь украинский народ сменился на искусственно выведенных «мазепинцев». Есть еще те, кто знает, кем являются их предки и с кем они жили рука об руку. Все что лично мы сейчас можем сделать для братской нам Украины - это написать статью о смелости, честности далеких, но в тоже время близких нам народах. А кроме этого - постигать пути конструктивного развития своей экономики, увеличения ее эффективности. Учиться видеть возможности экономической и культурной интеграции с дружественными соседями. Учиться сделать себя сильнее и крепче. С тем, чтобы воспользоваться этими конструктивными путями взаимоотношений без конфликтов и унижения других, иных, не таких, не понятных и даже по-иному думающих - на почве уважения к себе и всему окружающему миру. Ведь, от нас, от россиян, изначально многоэтничной цивилизации - многое зависит. Мы должны сами стать благополучными и счастливыми. Ибо как сказал когда-то преподобный Серафим Саровский графу Мотовилову: Спасись сам - и с тобой спасутся тысячи…»

 


Список литературы и источников:

 

1. Ваврик В.Р. Терезин и Талергоф / Украинские страницы [Электронный ресурс] http://www.ukrstor.com/talergof/terezin.html (дата обращения: 26. 02. 2014 г.)

2. Вэйсбродт Д., Фитцпатрик Д., Ньюман Ф. Международные права человека. Закон, политика и процесс. Учебник. Третье издание. Миннесота, 2001.

.   Галиция / Википедия

.   Геноцид / Википедия

.   Геноцид русинов. Талергофский Альманах / Politico [Электронный ресурс]

.   Геноцид карпаторусских москвофилов - замолчанная трагедия ХХ века/ Катехон [Электронный ресурс]

.   Гулевич В. О духовном наследии галицких русофилов // Международная жизнь. [Электронный ресурс]

.   Гулевич, В. Лужицкие сербы: крик о помощи / Русская народная линия [Электронный ресурс]

.   Дерюгин В.И. Тайное становится явным. Социально-психологическое воздействие и влияние на людей (Специальные методы). Челябинск, 1996.

.   Качковский, Михаил Алексеевич. Википедия [Электронный ресурс]

.   Комзолова А.А. Политика самодержавия в Северо-Западном крае в эпоху Великих реформ. Монография. М., «Наука», 2005 - 384 с.; С. 73-74.

.   Лужицкие сербы: судьба народа // Время. ua [Электронный ресурс]

.   Никулина И.Н., «Религия и политические ссыльные Западной Сибири в XIX в. (20-е первая половина 70-х гг.)». Барнаул, изд-во АлтГУ, 2004 - 175 с.

.   Прямчук С.Д. Славяне - лужичане. Проект Растко. [Электронный ресурс]

.   Прямчук С.Д. Вехи в историческом пути Лужичан. Lib.ru: Журнал «Самиздат» [Электронный ресурс]

.   Прямчук С.Д. Лужичане/Венды - аборигены Полабской Германии // Форум о Закарпатье. [Электронный ресурс]

.   Прямчук С.Д. Лужички срби током 20. Века нове ерею [Электронный ресурс]

.   Ростовский А. «Страх Запада перед усиливающейся Россией». Интервью с депутатом Европарламента от Австрии Эвальдом Штадлером (Ewald Stadler (MEP)) об усиливающейся русофобии Евросоюза и США, 12 декабря 2013, Страсбург. [Электронный ресурс]

.   Русины / Википедия [Электронный ресурс]

.   Соколов Л. Большой политический процесс русских в Галиции.UA-reporter.com [Электронный ресурс]

.   «Страх Запада перед усиливающейся Россией». Интервью с депутатом Европарламента от Австрии Эвальдом Штадлером (Ewald Stadler (MEP)) об усиливающейся русофобии Евросоюза и США, 12 декабря 2013, Страсбург. Опубликовано 14.01.2014 г. Александр Ростовский Т.В. [Электронный ресурс]

.   Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. 603 с - с.283-284

.   Хрусталев М. Для оставшихся в живых австрийская власть готовила пекло - Талергоф!/ UA - reporter. com [Электронный ресурс]

.   Хрусталев М. «Талергоф - Голгофа русской Галиции» [Электронный ресурс]

.   Яловенко О. Как исчезли русины и как Галиция превратилась в центр украинского шовинизма / Архангельские новости. [Электронный ресурс]

 


 

Приложение

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Русины и лужичане на территории Австро-Венгрии и Германии в начале XX века

Русины: русскоязычная диаспора восточных земель Австро-Венгрии или остатки Киевской Руси?

Лужичане - этническая общность на востоке Германии

. Русскоязычное население Германии и Австро-Венгрии в Первой Мировой Войне и преследование русских в Европе»

Причины «онемечивания» лужичан в Германской Империи

Причины уничтожения галицких русин в Австро-Венгрии

Давление католической церкви

Насильственная ассимиляция лужичан в Восточной Германии до и после окончания Первой Мировой Войны

Истребление русин во время Первой Мировой в Австрийской Галиции

Крепость Терезин

Концентрационные лагеря для русских. Талергоф

. Послевоенное время

Национальное возрождение русин

Борьба лужицких сербов

. Права человека и война

Заключение

От авторов

Список литературы и источников

Приложение1

Приложение 2

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Время неумолимо несется вперед. Уже не слышно давно орудийных залпов, минных разрывов с полей сражений Первой Мировой Войны. В 2014 году исполняется 100 лет со дня начала той войны. Войны, унесшей сотни тысяч жизней наших соотечественников и оставившей неизгладимый след в истории нашей страны и мира в целом.

Война отошла на несколько отдаленный план, но именно в ней в тех далеких и полных боли событиях мы можем увидеть ростки современных, до сих пор далеко не решенных проблем - права человека, малого этноса, столкновение этносов, геноцид по национальному, религиозному и культурному признаку.

Сегодня Украина стремительно отдаляется от России. Массовые демонстрации и беспорядки в центре Киева являются тому подтверждением. Среди части украинского народа бытует мнение, что Россия всегда притесняла интересы украинцев. В западной части страны запрещается русский язык, а фашиствующие элементы, считавшиеся недавно предателями Родины, устраивают парады и проводят активную агитацию среди молодежи. Сегодня во Львове и Киеве можно услышать антироссийские лозунги, доносятся крики «Русские, уезжайте в Россию!». Однако, если мы обратимся к истории начала XX века, мы увидим не только Львов, Краков, но и огромную часть Галиции в качестве крупных русских культурных центров - столпов русскости и православия. Но никак не в качестве исторических центров «украинства». Эта и многие другие подобные метаморфозы общественного сознания говорят о напряженной психологической войне, которая никогда не останавливалась. После падения Берлинской стены, на наш взгляд она лишь приобрела особую остроту и изощренность. Результатом всего этого на сегодняшний день является возрастающая в сфере европейского сознания русофобия как вид ксенофобии (от греч. ξένος - чужой + φόβος - страх) - страх и ненависть к иному - незнакомому, непривычному и непостижимому, а поэтому - восприятие его как враждебного. Свидетельством современной ксенофобии западного общественного сознания является «серая» пропаганда - полуправда в отношении истории. С одной стороны мы видим замалчивание не вполне приличных событий европейской истории. А с другой - устойчивую обвинительную позицию европейцев в отношении истории российской.

Например, обвинения в неправомерных действиях по отношению к другим народам. Инкорпорация советскими войсками без единого выстрела части территории Польши в 1939 году возводится в ранг агрессии, получает негативную оценку. А предшествующий этим событиям Мюнхенский сговор 1938 года, аншлюс Чехии и негативная роль в этих событиях Англии, Франции и Польши наряду с гитлеровской Германией уже почему-то воспринимается как само собой разумеющееся, в контексте общего хода истории.

Очень явственно такая «серая» полуправда, дезориентирующая восприятие фактов, проступала в подаче информации западными СМИ о конфликте в Южной Осетии, где мы, защищая своих миротворцев и простой осетинский народ, вдруг оказались агрессорами в глазах мировой общественности, напавшими на Грузию. Стремление к завышению самооценки за счет стимулирования ксенофобии и русофобии в частности, становится тенденцией не только в общественном сознании, но и в политике Европарламента даже с точки зрения самих европарламентариев.

В конце каждого года Европарламент выпускает отчет о нарушениях прав человека в мире. В процессе слушаний Европарламент голосует за резолюцию на базе этого отчета, которая используется Евросоюзом в политических целях для давления на страны, в которых в соответствие с этим отчетом обнаружены массовые нарушения прав человека. Как и в прошлые годы в этом отчете Европарламента о нарушениях прав человека в мире Россия заняла особое место и в 2013 году. Показательным является отказ некоторых депутатов голосовать за этот отчет. Один из них, депутат Европарламента от Австрии Эвальд Штадлер, комментировал свой отказ тем, что не находит отчет сбалансированным. По его мнению, отчет однобок, заведомо предвзят и направлен против России, Украины и Белоруссии. «Этот отчет - сказал Э. Штадлер на выступлении в Европарламенте 11 декабря 2013 года, - насквозь пропитан русофобией! Поэтому я по своему глубокому убеждению голосую против этого отчета!» [18].

Сформировался устойчивый двойной пропагандистский стандарт, стимулирующий западное сознание на поднятие престижа и собственной истории и самоуважения путем психологического давления как средства занижения оценок нашей отечественной истории и наших традиционных ценностей. Двойная пропагандистская мораль привела к тому, что Запад не любит вспоминать некоторые события своей истории, те способы и методы, при помощи которых он сам борется за сферы влияния в регионах. Поэтому нынешняя ксенофобия европейского общества может стать ядром очень опасного, агрессивного мировоззрения (такое не раз было в истории), обосновывающего вражду и уничтожение людей по принципу национального, религиозного или социального деления людей.

Тема нашей работы была выбрана не случайно, поскольку именно в истории Первой мировой войны мы видим ростки явлений, которые произрастают в течение вcего XX века. И среди них - этнический и культурный геноцид, ставящий вопрос о корнях европейской русофобии. В результате геноцида коренного русскоязычного населения в Австрии в период Первой мировой войны был физически почти устранен целый этнос, а в Германии - практически уничтожена культура, по богатству не уступающая немецкой. Наблюдая кошмарные события, происходившие еще недавно в Сербии, а сейчас - на Украине, приходит мысль о т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.106 с.)