Теоретические основы функций управления в системе менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы функций управления в системе менеджмента



Содержание

 

Введение

. Теоретические основы функций управления в системе менеджмента

Понятие и содержание функций менеджмента

Планирование как функция менеджмента

Функции организации

Мотивация и контроль как функции управленческого процесса

. Анализ функций управления ООО «Зевс»

Краткая характеристика ООО «Зевс»

Анализ организационной структуры управления ООО «Зевс»

Анализ функций планирования, мотивации и контроля

Мероприятия по совершенствованию функций управления ООО «Зевс»

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

 


Введение

 

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Процесс менеджмента - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально - экономической системы.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленного на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Цель выпускной квалификационной работы - исследование различных функций управления организацией на примере ООО «Зевс».

Для полного достижения цели квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:

) изучить теоретические основы функций управления в системе менеджмента;

) проанализировать функции управления ООО «Зевс»;

) разработать мероприятия по совершенствованию функций управления ООО «Зевс».

Объект исследования - функции управления ООО «Зевс».

Предмет исследования - разработка мероприятий по совершенствованию функций управления ООО «Зевс».

Методами исследования являются: анализ, обобщение, синтез.

Гипотеза данного исследования состоит в следующем: Повышение эффективности управления организацией позволяет улучшать ее финансово-экономические показатели.

В данной выпускной квалификационной работе использованы труды отечественных и зарубежных авторов: А.С. Адамова, В.Р.Веснина, И.В. Кабушкина, А.Я. Кибанова, О.В.Котова, З.П.Румянцева, Н.А. Саломатина, Р.К. Свиридова, Т.Ю. Слепнева, А.В. Филина и др.

 


Планирование как функция менеджмента

 

Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Никакая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:

распределение ресурсов;

координации деятельности между отдельными подразделениями;

координации с внешней средой (рынком);

создание эффективной внутренней структуры;

контроля за деятельностью предприятия;

развития организации в будущем.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает чёткую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании является постановка целей организации.

Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться. Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране).

Весь процесс планирования на предприятии делится на разработку стратегии фирмы и определение тактики.

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала».

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Хотя, на личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется.

После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями.

Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил.

Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика представляет общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации.

Разработка и последующая реализация стратегического плана кажется простым процессом. К сожалению, очень многие организации применяют метод «внедрять немедленно» по отношению к планированию и катастрофически проваливаются. Непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайное значение для долгосрочного успеха плана.

Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни - сверху вниз.

План - это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными.

Непрерывность планирования обусловлена, во-первых, непрерывностью производственных процессов и, во-вторых, постоянной неопределённостью будущего, которая вызвана непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме того, в планах могут быть ошибочные решения, и их необходимо корректировать. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

 

Функция организации

 

Организовать - значит создать некую структуру. Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Чтобы планы были реализованы руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, то есть с оптимальным результатом.

Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач: существует два основных аспекта организационного процесса:

. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.

. Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Чтобы понять, как эффективно осуществлять делегирование, - эта проблема будет рассмотрена в данной работе, - необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Важно понимать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязательно выполняет ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы.

Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи - организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями.

Необходимо рассмотреть отношения между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах.

Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаются людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд. Итак, результатом делегирования линейных полномочий является цепь команд.

Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия. Линейные руководители часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.

Ограничение нормы управляемости. Число работников, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости. Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнут путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная возможность путаницы в полномочиях может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия - работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.

Делегирование редко бывает эффективным, если руководство не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.

Организационная структура - логически построенные взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объём и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.

Характеристика ООО «Зевс»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Зевс» создано и действует в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество является юридическим лицом и сроит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

Целями деятельности ООО «Зевс» являются:

расширение рынка реализации продуктов питания, а так же получение прибыли.

Основной вид деятельности предприятия - осуществление розничной торговли в целях обеспечения населения города продуктами пищевой промышленности и сельского хозяйства.

Кроме того, ООО «Зевс» осуществляет следующие виды деятельности:

. Выполнение торгово-посреднических операций по реализации продукции, товаров, предоставление сервисных услуг населению.

. Поддержка местных производителей сельскохозяйственной продукции.

. Осуществление благотворительной деятельности.

. Проведение маркетинговых и рекламных мероприятий с целью реализации товаров и услуг.

Минимаркет «Зевс» самостоятельно определяет источники вложения прибыли, получаемой торговым предприятием, руководствуясь учредительными документами и действующим законодательством.

Магазин обслуживает жителей нескольких районов г. Прокопьевска.

Магазин ООО «Зевс» занимает отдельно стоящие здание и отвечает технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-техническим требованиям.

Устройство здания обеспечивает рациональную организацию торгово-технологического процесса, предусматривает применение прогрессивных методов продажи товаров.

Местонахождения торгового предприятия: Россия, Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. А. Герасименко, 12.

В Приложении А представлена динамика финансовых результатов ООО «Зевс» в 2008-2010гг. По данным таблицы можно сделать выводы о том, что выручка предприятия за исследуемый период выросла на 30%. За исследуемый период наблюдается рост себестоимости продукции на 39%. Рост произошел из-за роста цен на товар, роста заработной платы, увеличение дополнительных расходов на реализацию продукции. Наблюдается также рост коммерческих и управленческих расходов - соответственно на 11,2% и 16,3%.

Так как темп роста себестоимости выше, чем темп роста выручки, то прибыль от продаж увеличилась всего на 9,4%.

В анализируемом периоде рентабельность продукции снизилась на 15,8%. Показатель рентабельности является одним из основных показателей доходности предприятия. Любое предприятие должно стремиться к его росту. На снижение рентабельности негативное влияние оказало снижение спроса на товар из-за снижения общего уровня доходов населения.

В Приложении Б показана динамика основных финансово-экономических показателей ООО «Зевс» в 2008-2010гг.

В целом можно утверждать, что финансовое положение ООО «Зевс» устойчивое, развитие предприятия - стабильное.

 


Заключение

Организация в менеджменте обеспечивает рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. Контроль и регулирование деятельности завершают управленческий цикл и, таким образом, гарантируют эффективность осуществления всех остальных функций. При этом сущность контроля как функции менеджмента состоит в обеспечении выполнения установленных плановых заданий, направленных на безусловное достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях.

В практической части выпускной квалификационной работе проведен анализ функций управления ООО «Зевс». Основной вид деятельности предприятия - осуществление розничной торговли в целях обеспечения населения города продуктами пищевой промышленности и сельского хозяйства. Анализ финансовых показателей ООО «Зевс» в 2008-2010гг. показал, что в целом можно утверждать, что финансовое положение ООО «Зевс» устойчивое, развитие предприятия - стабильное.

Организация управления персоналом в торговой фирме ООО «Зевс» подчинено трехуровневой системе.

Организация труда в магазине направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокое качество торгового обслуживания населения.

Необходимо выделить основные проблемы в системе стимулирования труда работников ООО «Зевс»: из-за того, что предприятие ООО «Зевс» относится к предприятиям малого бизнеса, фонд оплаты труда ограничен. На предприятии оплата труда производится в основном в зависимости от должности и времени работы. Премии выплачиваются не ежемесячно, а приурочиваются к определенным праздникам. Размер премии не зависит от вклада работника в достижении целей предприятия. Размер премии составляет 10% от заработной платы работника. Такая система начисления премий неэффективна и не стимулирует работников на увеличение производительности и эффективности своего труда; отсутствие дополнительных материальных (не денежных» стимулов, кроме тех, что представлены в Трудовом кодексе Российской Федерации. Как указывалось выше, на предприятиях малого бизнеса, когда предприятие может предложить работнику заработную плату ниже, чем на больших производственных предприятиях, необходимо уделять внимание именно материальным (не денежным) стимулам, а также нематериальным стимулам; в ООО «Зевс» отсутствует система нематериального стимулирования. Именно ей необходимо уделять особое внимание в стимулировании труда работников предприятий, относящихся к предприятиям малого бизнеса.

Руководству ООО «Зевс» необходимо обратить внимание на определение главной цели формирования и функционирования системы стимулирования и оплаты труда ООО «Зевс». Обеспечение достижения целей организации посредством привлечения и сохранения профессионально подготовленного персонала и, прежде всего, посредством эффективной, сильной и устойчивой мотивации, формируемой на основе комплексного стимулирования - является предметом интереса для всего персонала торговой организации.

Для совершенствования системы управления персоналом ООО «Зевс» в выпускной работе предлагается разработать и внедрить эффективную систему стимулирования работников путем формирования материальной системы денежного стимулирования и нематериальной системы стимулирования труда персонала ООО «Зевс».Проектные мероприятия позволят снизить текучесть кадров, улучшить социально-психологический климат в коллективе, сделает прозрачным систему стимулирования труда работников ООО «Зевс».

При внедрении проектных мероприятий выручка предприятия увеличится на 5%. Рост валовой прибыли составит 47,8%. Чистая прибыль увеличится на 46,5%. Рост рентабельности продаж с 10,04% до 10,5% говорит об эффективности проектных мероприятий. Экономический эффект составит - 677,8 тыс.руб.

Таким образом, современный менеджмент основывается на использовании системного анализа и синтеза, на компьютерных технологиях сбора, передачи, обработки и хранения информации. Содержание менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в организации. Функции менеджмента представляют собой обособленные, относительно однородные направления управленческой деятельности, составляющие процесс менеджмента.

 


Глоссарий

№ п/п Понятие Содержание
1. Анализ это разделение целого на части, представление сложного в виде простых составляющих.
2. Делегирование как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
3. Заключительный контроль связан с проверкой выполненной работы и выяснением последствий выполнения. С этим этапом обычно работники и менеджеры связывают не только мотивационные ожидания по результатам работы, но и оценку работы, решения о ее повторении или изменении
4. Контроль это процесс обеспечения достижения организацией своих целей
5. Контроллинг совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учёта, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы
6. Кредит это предоставление в долг материальных ценностей, денег на условии возврата, платности, срочности, целевого назначения.
7. Кредитный брокер это посредник между заёмщиком и банком, основа деятельности которого - предоставление информационно-консультационных услуг на рынке финансовых услуг.
8. Линейные полномочия это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным.
9. Менеджмент это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
10. Мотив то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.
11. Мотивация совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.
12. Насыщенность информации соотношение полезной и фоновой информации.
13. Обеспечение по кредиту гарантия возврата заёмщиком кредита перед банком.
14. Организация в менеджменте объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил.
15. План это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей.
16. Процесс мотивации процесс мотивации (мотивирования) строится вокруг потребностей человека, которые и являются основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию.
17. Стандарты это конкретные цели, прогресс в изменении которых поддаётся измерению.
18. Система контроля менеджмента система контроля менеджмента - открытая система, охватывающая все виды деятельности в организации. Она подвержена влиянию на только управленческого решения, но и многочисленных социальных факторов, действующих внутри организации и вне ее.
19. Текущий контроль Это контроль, который осуществляется непосредственно в ходе поведения работ
20. Управление целенаправленное воздействие на объект для достижения требуемого результата
21. Целеполагание процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений

 


Приложение А

 

Основные финансово-экономические показатели ООО «Зевс»

Наименование показателя

Значение показателя, тыс.руб.

Отклонение, %

  2008 2009 2010 2009/2008 2010/2009 2010/2008
Выручка от продажи продукции 15339,9 17986,9 19947,8 17,2 10,9 30,0
Себестоимость продукции 12533,3 15549,2 17418,5 24,1 12,0 39,0
Валовая прибыль 2806,6 2437,7 2529,3      
Коммерческие расходы 285,4 297,0 317,5 4,1 6,9 11,2
Управленческие расходы 179,1 194,9 208,4 8,8 6,9 16,3
Прибыль (убыток) от продаж 1830,1 1945,8 2003,4 6,3 3,0 9,4
Рентабельность продукции, % 11,93 10,82 10,04 -9,3 -7,2 -15,8
Чистая прибыль (убыток) 1084,5 1152,2 1262,2 6,2 9,5 16,3

 


Приложение Б

 

Динамика основных финансово-экономических показателей ООО «Зевс» в 2008-2010гг.

 


Приложение В

 

Схема управления минимаркетом ООО «Зевс»

Содержание

 

Введение

. Теоретические основы функций управления в системе менеджмента

Понятие и содержание функций менеджмента

Планирование как функция менеджмента

Функции организации

Мотивация и контроль как функции управленческого процесса

. Анализ функций управления ООО «Зевс»

Краткая характеристика ООО «Зевс»

Анализ организационной структуры управления ООО «Зевс»

Анализ функций планирования, мотивации и контроля

Мероприятия по совершенствованию функций управления ООО «Зевс»

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

 


Введение

 

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Процесс менеджмента - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально - экономической системы.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленного на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Цель выпускной квалификационной работы - исследование различных функций управления организацией на примере ООО «Зевс».

Для полного достижения цели квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:

) изучить теоретические основы функций управления в системе менеджмента;

) проанализировать функции управления ООО «Зевс»;

) разработать мероприятия по совершенствованию функций управления ООО «Зевс».

Объект исследования - функции управления ООО «Зевс».

Предмет исследования - разработка мероприятий по совершенствованию функций управления ООО «Зевс».

Методами исследования являются: анализ, обобщение, синтез.

Гипотеза данного исследования состоит в следующем: Повышение эффективности управления организацией позволяет улучшать ее финансово-экономические показатели.

В данной выпускной квалификационной работе использованы труды отечественных и зарубежных авторов: А.С. Адамова, В.Р.Веснина, И.В. Кабушкина, А.Я. Кибанова, О.В.Котова, З.П.Румянцева, Н.А. Саломатина, Р.К. Свиридова, Т.Ю. Слепнева, А.В. Филина и др.

 


Теоретические основы функций управления в системе менеджмента

Понятие и содержание функций менеджмента

 

Современный менеджмент основывается на использовании системного анализа и синтеза, на компьютерных технологиях сбора, передачи, обработки и хранения информации. Содержание менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в организации.

Исходя из данного подхода, содержание процесса менеджмента рассматривается в его функциях, под которыми принято понимать состав общих задач менеджмента, решаемых при создании и в процессе функционирования организации. Речь идет о таких задачах менеджмента, состав и содержание которых в минимальной степени зависят от специфики деятельности (масштабов, отраслевой принадлежности, назначения и т.п.) и составляют содержание любого процесса менеджмента. Многообразие организаций, их сложность и разнообразие условий функционирования чрезвычайно затрудняют любую попытку типизации процессов менеджмента ими и регламентации состава функций менеджмента.

Однако систематизация функций менеджмента необходима для каждой организации как средство дифференциации задач управления, закрепления их за отдельными исполнителями и специализации органов управления в организациях.

Функции менеджмента представляют собой обособленные, относительно однородные направления управленческой деятельности, составляющие процесс менеджмента.

В теоретических работах и практической деятельности используются различные подходы к систематизации функций менеджмента.

Предвидеть - изучать будущее, устанавливать программу действий.

Организовывать - строить двойной организм предприятия (материальный и социальный).

Распоряжаться - приводить в действие персонал предприятия.

Согласовывать - связывать, объединять, сочетать все действия и усилия.

Контролировать - наблюдать, что бы все происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям.

В течение двадцатого столетия содержание функций и название некоторых из них претерпело существенные изменения. Это обусловлено изменениями в экономике и социальной структуре общества.

Все функции менеджмента можно разделить на две группы по следующим признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Впервые функциональную администрацию ввел Ф. Тейлор, предложивший заменить старый аппарат новым руководящим персоналом. Ф. Тейлор ввел в организацию управления два новых отдела: плановое бюро и отдел кадров. Расширение круга обязанностей к повышению степени ответственности администрации.

Идеи функциональной администрации и принцип единоначалия соединил Анри Файоль. В его теории администрирования существуют две части: первая связана с пониманием функций. Вторая - с пониманием принципов. У А. Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель.

А. Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координация и контроль. Исторически это означало шаг вперед. Еще недавно А. Смит, подчеркивая значение управления, никак не дифференцировал управленческие функции. Единственной функцией оставалась инвестиция (вложение капитала и приобретение рабочей силы и оборудования). Ф. Тейлор продвинулся дальше и ввел функцию планирования. В качестве самостоятельных действий управленца он назвал контроль и рассматривал предвидение и координирование в качестве самостоятельных видов деятельности, но он никогда не говорил ни о каких функциях менеджмента.

А. Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурно - функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции - несущий элемент всего каркаса управления. Структурным - потому, что функции определяют структуру организации. У Ф. Тейлора одна функция (планирование) - одно структурное подразделение, у А. Файоля - пять функций и целая система функциональных служб.

В ряде исследований выделятся три группы функций менеджмента: предметные (основные), процессуальные и социально-психологические.

Следует отметить, что предметные, процессуальные и социально-психологические аспекты управления, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему функций менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приёмы управленческого воздействия на осуществляемые в организации процессы.

Существует взаимосвязь и логическая последовательность осуществления предметных функций в процессе управления организацией.

Процесс управления в соответствии с предоставленной принципиальной схемой начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Значение планирования состоит в том, что в ходе плановых расчётов обеспечивается детализация установленных целей деятельности организации и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей, устанавливается состав реализуемых проектов, распределяются задания по участникам, определяется состав необходимых ресурсов, согласовываются очерёдность и сроки реализации отдельных работ, обеспечивается выполнение заданий, установленных на каждый период времени.

Реализация плановых заданий требует создания определённых организационных предпосылок, привлечения исполнителей, организаций их согласованной деятельности.

Функция организации и координации заключается в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия. Для этого следует установить состав необходимых ресурсов и исполнителей, распределить задания, скоординировать работу исполнителей во времени, наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимную информацию. Выполнение перечисленных задач осуществляется путём создания организационной структуры предприятия, установление характера взаимоотношений между ее элементами и регулирования порядка и условий их функционирования.

Таким образом, процесс менеджмента начинается с предоставленной полезной информации по результатам контрольных процедур для принятия управленческих решений и завершается собственно фазой контроля, определяющей успех реализации принятого решения, результат которой зачастую инициирует принятие новых решений, то есть является информационной базой нового управленческого цикла.

 

Планирование как функция менеджмента

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.105 с.)