Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по развитию духовно-нравственного воспитания государственного служащего г. Москвы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по развитию духовно-нравственного воспитания государственного служащего г. Москвы



авторитет государственный служба патриотизм мотивация

В общественном сознании людей, прежде всего молодежи, усиливаются проявления духовной и нравственной опустошенности. Для многих молодых людей характерен нарастающий прагматизм, не подкрепленный патриотическим чувством. Поэтому радикальные преобразования в нашей стране, и структуре государственной службы предполагают поиск новых возможностей сохранения и повышения качества кадрового состава государственной службы. Воспитание государственного служащего патриота, защитника интересов своего Отечества, приобретает в таких условиях особую значимость. Патриотизм - профессиональное качество государственного служащего. Он входит в структуру личностных качеств государственных служащих, закрепленных законом, поэтому развитие патриотизма предполагает особую систему мер, не сводимую только к воспитательным мероприятиям. Существующая система патриотического воспитания неэффективна. Она не обеспечивает в полной мере патриотическое воспитание государственного служащего.

Патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований государственной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков.

Проблема патриотического воспитания государственного служащего обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня - есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.

Значительная часть молодых людей выдвигает главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру, деньги, и поэтому многие ищут оправдания своих мыслей, желаний, поступков. Одним из уязвимых моментов является отсутствие у молодёжи ясности в жизненных ориентирах. Отток талантливых молодых людей за границу, нежелание ее участвовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения - всё это угрожает национальной безопасности страны.

Именно патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества. Со времен «Поучения» Владимира Мономаха и «Домостроя» воспитание на Руси мыслилось, прежде всего, как воспитание защитника и радетеля родной земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представляется высшей добродетелью и основой нравственного самосознания. В обогащении этой мысли народность и патриотизм неизменно выступали как глубинная основа культуры общества, ценностных ориентиров в просвещении и воспитании гражданина.

Патриотизм предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах. Многие авторы подчеркивают, что путь приобщения к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей (Г.Н. Волков, В.Д. Шадриков, В. К. Шаповалов, И.Ф. Харламов и др.).

По мере выхода страны из кризиса и укрепления социальных институтов в обществе, и особенно в молодежной среде, отмечается повышенный спрос на патриотическую идею для новой, возрождающейся России. Это повышает значимость патриотического воспитания в условиях современного образования.

В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Между тем усиливающиеся процессы глобализации и информатизации продуцируют новый вызов национальным устоям общества. Как утверждает А.А.Зиновьев, происходит частичное размывание существующих границ и этнических барьеров, усиливается гомогенизация народов в единую безликую массу десоциализированных, не помнящих родства индивидов и превращения мира в «глобальный человейник».

Сегодня жизнеспособность общества зависит от сформированности у молодого поколения духовного иммунитета, который вырабатывается в приобщении к традициям и многовековой культуре собственного народа, в опыте патриотического воспитания. Осознание данного факта получило отражение в двух государственных программах патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы. В последнем документе констатируется, что в России в основе своей сложилась система патриотического воспитания. Однако необходимо продолжить ее разработку содержания, форм, методов, средств воспитания и реализацию среди различных категорий граждан. Потенциал отечественной педагогики позволяет реализовать эти планы.

Являясь отражением единства как материально-практической, так и духовной сторон общественной жизни, патриотизм концентрирует в себе многие качества, жизненно важные для функционирования общества. По своему социально-нравственному содержанию патриотизм объективно призван способствовать единению людей, сплочению их в рамках исторически определенных Отечеств. Как моральное явление, имеющее четко выраженный индивидуально-психологический механизм, патриотизм предстает сугубо личностным образованием. В этом случае он представляет собой глубоко осознанное личностью чувство сопричастности с судьбой Родины, органической связи с Отечеством. Только благодаря патриотизму сохраняются и передаются трудовые, военные и иные традиции, осуществляется связь и преемственность поколений. Следовательно, патриотизм − это определенный ценностно-нравственный способ освоения мира, социальной действительности.

В нравственном сознании патриотизм существует и как принцип, и как категория этики. В этической мысли связь с патриотизмом обнаруживают категории «народность», «национальная специфика» и т.д. Сведение понятия «патриотизм» к психологическому чувству любви к Родине неправомерно. Понятие патриотизма гораздо шире. Это не только и не столько чувство, сколько комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности, или системное качество

Патриотизм - это: социальное чувство (любовь к Отечеству и верность Отечеству); патриотическая идеология (выражение интересов своего народа, не во всем совпадающих, а порой противоречащих интересам других этносов); духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного уровня, реализующая готовность к выполнению конституционных обязанностей); итог этнической самоидентификации (не обязательно по принципу тождества расы или национальности); морально-нравственные установки и убеждения; вектор практического поведения, предполагающий наличие личной готовности к практическим патриотическим действиям. Для государственных служащих патриотизм, кроме вышеуказанного, является:

а) фактором выбора профессии;

б) критерием профессиональной пригодности;

в) профессионально обязательным качеством;

г) социальной ответственностью по защите интересов Родины и населяющих ее народов.

Условия, противоречия, тенденции, лежащие в основе и оказывающие воздействие на процесс формирования патриотизма у курсантов. К таким можно отнести:

а) внешние факторы: экономические, политические, социальные, духовные, военные и др.

б) к внутренним относятся: система воспитательных воздействий в государстве, обществе, учебных заведениях; содержание и характер требований, предъявляемых в обществе к личности государственного служащего; методическая, правовая, материально - техническая обеспеченность процесса патриотического воспитания государственного служащего; отношение к служебным обязанностям и воспитательной деятельности субъектов; патриотическая направленность педагогического влияния на досугово-бытовую сферу кадрового состава и др.

Указанные факторы определяют внешние и внутренние условия, в которых происходит патриотическое воспитание государственного служащего:

Негативными внутренними условиями воспитания патриотичности являются: отсутствие общенациональной идеи и декларативный характер патриотического воспитания; анти патриотичность СМИ; отсутствие эффективных мотиваций к патриотическому поведению.

Содержательная сторона патриотического воспитания государственного служащего включает: расширение знаний по истории Отечества; воспитание любви к своей стране, народу и готовность защищать их; воспитание верности традициям; формирование и развитие патриотических знаний, убеждений и чувств; воспитание волевых и морально-нравственных качеств, обеспечивающих реализацию патриотических идей и чувств в практической деятельности; формирование потребностей, умений и навыков осуществлять патриотическое воспитание подчиненных, сослуживцев, побуждение к патриотическому самовоспитанию.

Существующая система воспитания патриотизма государственного служащего в высших учебных заведениях является аналогом предшествующей, не соответствует современному социальному контексту, новым задачам и потому малоэффективна. Состояние системы ценностных ориентаций государственного служащего вузов позволяет говорить о кризисе патриотических ценностей. На первый план в иерархии смысложизненных ценностей выступают меркантильные ценности, не способствующие росту мотиваций к добросовестной государственной службе. При этом значимость патриотических ценностей значительно снизилась, а корпоративных − возросла.

Этический кодекс призван укрепить уверенность высоконравственных, добросовестных, профессиональных служащих, что их работа, их личные усилия будут позитивно оценены в системе государственной службы и в общественном мнении.

Мораль должностного лица не может основываться только на его собственном представлении о добре и зле, на его личной совести, она определяется и общественными потребностями. Следование этическим стандартам при исполнении служебных обязанностей предполагает при этом и специальные процедуры и методы контроля, которые определяются, в том числе и Этическим кодексом.

Отмечу, что, проходя практику в Правительстве Москвы, я участвовала в создании этического Кодекса г. Москвы. Кодекс этики и служебного поведения разработан в московской мэрии. Руководствуясь его положениями, чиновникам будет проще личным примером формировать уважительное отношение к себе в обществе, а также контролировать свои действия и пресекать действия коррупционеров, сообщает BFM.RU.

Текст кодекса, который до 11 марта 2011 проходил независимую анти коррупционную экспертизу, размещен на сайте правительства Москвы. «Целью кодекса является содействие укреплению авторитета гражданских служащих, доверия граждан к государственным органам города Москвы и обеспечения единых норм поведения гражданских служащих», - говорится в документе.

Отныне каждый московский чиновник должен «исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности, как государственных органов города Москвы, так и гражданских служащих».

Новые правила требуют от чиновника проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, быть вежливыми, доброжелательными, корректными внимательными.

Внешний вид госслужащих «должен способствовать уважительному отношению граждан к госорганам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность».

Вежливые и опрятно одетые госслужащие Москвы должны противодействовать проявлениям коррупции, а чиновники-руководители, записано в Кодексе, обязаны «своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости».

Подобные кодексы давно и успешно работают во многих странах мира (США, Франции, Великобритании и др.). 11 мая 2000 г. Комитет министров Совета Европы на своей сессии принял специальный Модельный кодекс поведения для государственных служащих. В рекомендации Комитета министров об этом кодексе (№ К (2000) 10) сказано: «...принимая во внимание, что государственные служащие являются основным звеном государственной администрации... Будучи убежден, что коррупция представляет собой серьезную угрозу для правового государства, прав человека, справедливости, в том числе и социальной; что она мешает экономическому развитию, ставит под угрозу стабильность демократических институтов и нравственных устоев общества... Будучи убежден, что привлечение внимания общественности и продвижение этических ценностей являются важными средствами по предупреждению коррупции, рекомендует правительствам государств-членов при соблюдении национального законодательства и принципов, регулирующих деятельность государственной администрации, содействовать принятию национальных кодексов поведения для государственных служащих, руководствуясь Модельным кодексом поведения для государственных служащих...».

В любом случае в настоящее время разработка Этического кодекса государственного служащего является насущной необходимостью.

Мировой опыт показывает, что одним из действенных контрольных механизмов формирования и развития необходимого уровня этичности поведения государственных служащих являются такие специальные органы контроля, как суды чести, административные комиссии, комиссии по этике и корпоративные суды, которые оценивают нравственные поступки госслужащих и принимают по ним соответствующие решения.

Еще к одной форме контроля можно отнести распространенную в США систему контроля - обеспеченные законом права и обязанности служащих сообщать о фактах незаконных или расточительных действий органов или должностных лиц, будучи защищенными от возможных негативных последствий. В США данные действия считаются гражданским поступком, способствующим общему благу в отличие от России, где данный подход воспринимается как «донос на коллег» или в более выраженной форме как «стукачество».

В рамках рассмотрения вопроса о видах и формах контроля не менее важен вопрос об общественном контроле за деятельностью должностных лиц, об эффективности в этом плане различных государственных и общественных структур. Сегодня практически все социальные институты (в том числе и власти) не уделяют достаточного внимания проблемам нравственности госслужащих, за исключением средств массовой информации.

На основе существующего опыта управлением персоналом можно выделить ряд методов, влияющих и определяющих должное поведение государственных служащих.

Среди них методы, предусматривающие:

- разработку и утверждение правил поведения, этических норм, обязательных для соблюдения государственными служащими;

- получение согласия работника на прохождение этической учебы в процессе работы в данной организации;

такие методы, как предварительное изучение личных дел служащих, результатов их профессиональной деятельности, характеристик.

При прохождении государственной службы учитываются:

уровень этической грамотности госслужащих;

отзывы коллег и руководителя о личностных характеристиках, которые должны влиять на оценку его профессионального соответствия той или иной должности и на систему вознаграждения, которая должна зависеть от наличия или отсутствия этических нарушений со стороны работника.

Так же, как метод управления персоналом может выступать присяга, которая дается в момент заступления в должность государственной службы и является одним из условий пребывания в ней. Сегодня институт присяги действует во многих странах, в России же присяга произносится при поступлении на военную службу и службу, связанную с правоохранительной деятельностью.

Методики управления персоналом, влияющие на сферу нравственных отношений, должны быть особенно широко использованы при работе с руководящим составом кадрового корпуса государственной службы. Так как значительное число государственных служащих считают, что главным для них на работе являются установки и требования непосредственного начальника.

Развитие определенных духовно-нравственных качеств у государственного служащего возможно также через систему этического обучения - еще одного механизма, указываемого нами в предложенном исследовании.

Это достигается, исходя из целей этического обучения, среди которых: определение ориентиров в служебной деятельности, развитие этической эрудиции, формирование способности давать непредвзятую оценку своим мыслям и поступкам.

Понимая необходимость осознания государственными служащими мотива своей деятельности - служение государству, обществу, повышения уровня их правовой и этической культуры, надо включить курс этики и культуры поведения в учебные планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и в систему общего образования. Примером может послужить опыт США, где большое внимание уделяется этическому обучению государственных служащих. При этом задача заключается не только в воздействии на их поведение, но и в формировании определенной культурной среды. В процессе обучения акцент делается как на законодательстве, так и на моральных принципах, этических аспектах принятия решений. Главная цель состоит в том, чтобы служащие понимали и были согласны с этическими стандартами, принятыми на госслужбе, а также придерживались правил и норм, регулирующих их поведение.

В России такие научные дисциплины, как «Нравственные основы кадровой политики и государственной службы», «Этические проблемы государственной службы», «Культура поведения и деловой этикет» в планах многих высших учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих, пока остаются скорее исключением, чем правилом, занимают незначительное количество часов в программах обучения.

На основе проведенного анализа мы считаем необходимым проведение ряда мероприятий, рассматривая их как комплексную систему общественного воздействия на формирование должной морали госслужащих

Прежде всего, необходимо еще раз подчеркнуть роль власти в формировании нравственности в системе государственной службы и в обществе в целом, необходимость ее целенаправленных действенных методов различного характера направленных на преодоление негативных процессов в среде чиновничества, на установление должных ориентиров поведения для него. По сути эффективность всех механизмов формирования и развития духовно-нравственных качеств госслужащих зависит в большей степени от воли власти, ее стремления предпринять все меры для достижения поставленных задач.

Так, с одной стороны - власти необходимо сформировать в обществе атмосферу нетерпимости к аморальным проявлениям в органах государственной власти, а с другой стороны - ей надо принять действенные меры для восстановления авторитета властных структур в глазах населения.

Необходимо придать Этическому кодексу государственного служащего Российской Федерации статус нормативного правового акта, который регламентировал бы моральные нормы профессиональной деятельности и поведения госслужащего.

Это обусловлено несколькими причинами. Первая из них состоит в том, что практически невозможно составить полный и действительный перечень предписаний и запретов для служащих на уровне юридических актов. Вторая обусловлена тем, что ряд вещей по своей природе выпадает из сферы права, зато регулируется неформальными нормами административной морали и нормами индивидуальной нравственности.

Третья причина заключается в том, что профессиональная этика госслужащего, как и любая корпоративная этика, обладает существенной спецификой.

К тому же факт возникновения такого документа и его обсуждения в среде государственных служащих послужил бы повышению уровня административной морали, корпоративной этике. На наш взгляд, проект модельного Этического кодекса государственного служащего, разработанного специалистами РАГС, наиболее подходит как образец модельного кодекса, который сможет помочь в разработке не только единого Этического кодекса для государственных служащих России, но и соответствующих региональных документов, нравственных кодексов отдельных ведомств и учреждений.

Необходимо создать специальный государственный орган (при президенте Российской Федерации, Федеральном собрании, независимой или в какой-либо другой форме), который бы рассматривал серьезные моральные проступки государственных служащих любого ранга

В органах государственной власти следовало бы создать Комиссии по этике из наиболее уважаемых членов коллектива, людей, ранее работавших в них, а также делегированных в них представителей власти и профсоюзов. Для этого следует наделить данные Комиссии по этике воспитательными функциями и функциями контроля за уровнем нравственности поведения госслужащих.

Следует уделить особое внимание борьбе с коррупцией в органах государственной власти. Для этого необходимы:

прежде всего, воля властей в борьбе с этим явлением, именно власти должны формировать общественное мнение, что давать взятки противозаконно и безнравственно, показать пример того, как надо бороться с коррупционерами, невзирая на их должности и общественный вес;

принятие пакета анти коррупционных законов;

- установление контроля в зонах коррупционного риска (службы приватизации, таможни, налоговые структуры, правоохранительные органы и др.);

усиление гласности в сфере борьбы с коррупцией: обнародование выявленных преступлений, мер, принятых в отношении виновных, и т. д.

Важным фактором по формированию должной нравственности является благоприятный морально-психологический климат в коллективе, здоровые в нравственном аспекте взаимоотношения между коллегами, основанные на уважении, взаимовыручке, отношении без «подставления подножек».

В формировании такого рода взаимоотношений большая роль отводится непосредственно руководителю, задачами которого являются восстановление традиционных профессиональных ценностей государственной службы, стимулирование в коллективе высоконравственного поведения посредством собственного образца высоконравственного поведения, пресечением попыток непорядочного отношения в среде своих подчиненных, формированием положительной мотивации на добросовестный труд и исполнение служебного долга.

Важна роль руководителя в четком и неукоснительном исполнении нормативных правовых актов, связанных с добросовестным исполнением обязанностей, в том числе серьезное отношение руководства к актам, регулирующим моральную составляющую государственной службы. Строгое следование в деятельности букве закона, разработка рекомендаций и инструкций, не искажающих первоначальное содержание нормативных правовых актов, являются важным условием борьбы с негативными проявлениями на государственной службе.

Целесообразным будет введение института присяги государственных служащих как обязательного мероприятия, связанного с поступлением на государственную службу. Это изначально будет способствовать форсированию главного мотива профессиональной деятельности госслужащего - служению государству и обществу, осознанию госслужащим важности и ответственности выбранного им пути, необходимости законности и этичности в совершаемых поступках.

С целью повышения уровня правовой и этической культуры госслужащих надо включить образовательные дисциплины по этике и культуре поведения в учебные планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и в систему общего образования.

На наш взгляд, именно этический кодекс призван способствовать безупречному исполнению гражданскими служащими возложенных на них служебных обязанностей, содействовать повышению правовой и нравственной культуры гражданских служащих, укреплению авторитета государственной власти.

Правовой основой нравственного кодекса государственного служащего г. Москвы являются:

Конституция Российской Федерации; федеральные законы от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,

Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

А также, правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются федеральные законы Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", от 16 февраля 2001 г. N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

В Российской Федерации специальный закон об этических нормах государственных и муниципальных служащих не принят, однако эти проблемы были учтены в ФЗ от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе», в Указе Президента РФ от 12 августа 2002 года «Об основных принципах служебного поведения государственных служащих», в Указе Президента РФ от 3 марта 2007 года «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов». Кроме того, в форме юридических нормативно-правовых документов нельзя дать исчерпывающий перечень всех норм и правил повседневного поведения служащего, поскольку их нельзя охватить все и далеко не все нормы поведения подлежат административно-правовому регулированию.

Этический кодекс - дополнительный и достаточно эффективный инструмент регулирования служебных отношений в профессиональной среде государственных и муниципальных служащих. Этический кодекс государственного и муниципального служащего - это система определенных нравственных стандартов, свод конкретных норм поведения, определенных и сформулированных в рамках административной этики, необходимых для успешной профессиональной деятельности особой социально-профессиональной группы, главная задача которой - обеспечить реализацию государственных функций.

Ни один Этический кодекс не будет действенным, если не обеспечить контроль за его соблюдением. Одним из действенных контрольных механизмов создания и поддержания должного уровня этичности поведения государственных служащих во многих странах являются специальные органы, которые оценивают нравственные поступки служащих и принимают по ним определенные решения.

Только половина опрошенных считает необходимым создание органов, призванных наблюдать, раскрывать и отслеживать нарушения в этике поведения государственных и муниципальных служащих. Среди начальников отделов велико число респондентов, которые затрудняются ответить на данный вопрос. Можно предположить, что подобное отношение к идее создания этических комиссий объясняется тем, что служащие просто боятся отвечать за проступки перед авторитетным органом. Однако высказано мнение о том, что подобного органа быть не должно, поскольку у государственного и муниципального служащего должны быть совесть и честь.

Таким образом, проблема создания Этического кодекса - актуальна, но требует совершенствования. Мало принять Этический кодекс, необходимо также создать эффективный механизм его реализации.

Система патриотического воспитания призвана обеспечивать целенаправленное формирование у государственных служащих активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить государственных служащих побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира.

Ответственность за функционирование системы патриотического воспитания лежит на государстве как на самом высокоорганизованном и оснащенном субъекте патриотического воспитания, что не снимает моральной ответственности за ее функционирование с общества и каждого гражданина. Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 2071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.061 с.)