Анализ действующей нормативно-правовой базы, регулирующей денежное довольствие военнослужащих с учетом особых условий службы в различных видах и родах войск вооруженных сил Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ действующей нормативно-правовой базы, регулирующей денежное довольствие военнослужащих с учетом особых условий службы в различных видах и родах войск вооруженных сил Российской Федерации



 

До 1991 года нормативная база по вопросам начисления денежного довольствия имела несложную, практически, одноуровневую структуру, поскольку вопросы его начисления регулировались исключительно приказами и директивами Министра обороны СССР. Нормативные акты более высокого уровня (указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Совета Министров СССР) в обязательном порядке доводились приказами Министра обороны либо на их основе разрабатывались ведомственные инструкции и положения. Существовавшая в тот период система отличалась достаточной стабильностью и полнотой доведения руководящих документов до конкретных должностных лиц, занимавшихся вопросами начисления денежного довольствия.

Однако даже тогда система обеспечения военнослужащих денежным довольствием не отличалась прозрачностью. Это объяснялось, во-первых, наличием у ряда руководящих документов по вопросам оплаты воинского труда грифов секретности, что обусловливало обязательность доведения их лишь до тех должностных лиц, которым они были непосредственно адресованы. Во-вторых, ряд выплат военнослужащим отдельных видов Вооруженных Сил и родов войск вводился без внесения соответствующих изменений и дополнений в основополагающий документ - Положение о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда орган военного управления, ответственный за организацию начисления и выплаты денежного довольствия военнослужащих, не имел полной информации о перечне приказов и директив Министра обороны, регулирующих соответствующие вопросы. Только в 2002-2003 годах Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации были обобщены сведения о руководящих документах, регулирующих выплаты военнослужащим, специфичные для отдельных видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центральных управлений.

В настоящее время большая часть нормативных документов, включая Конституцию Российской Федерации, являются правовыми актами прямого действия. Должностные лица финансово-экономических органов обязаны при начислении денежного довольствия военнослужащих применять их все, а не только ведомственные документы. Таким образом, правоприменительная функция финансово-экономических органов Вооруженных Сил существенно усложнилась. Финансовый работник обязан не только самостоятельно отслеживать многочисленные изменения в большом объеме нормативных документов, но и принимать зачастую сложные с юридической точки зрения решения, касающиеся разрешения противоречий между нормативными актами разной юридической силы, а также между актами одного уровня иерархии руководящих документов.

Так, по вопросам начисления денежного довольствия военнослужащих могут быть выделены следующие уровни иерархии нормативных правовых актов:

·  Конституция Российской Федерации;

·  действующие международные договоры с участием Российской Федерации;

·  постановления Конституционного Суда Российской Федерации;

·  федеральные конституционные законы;

·  федеральные законы;

·  указы Президента Российской Федерации;

·  постановления Правительства Российской Федерации;

·  приказы Министра обороны Российской Федерации.

По общему правилу при противоречии между нормативными документами, имеющими разную юридическую силу (например, федеральным законом и подзаконным нормативным актом), подлежит применению норма, содержащаяся в акте более высокого уровня. При противоречии в документах, относящихся к одному уровню иерархии, применяется акт, принятый позднее, что отражено в принципе, сформулированном еще в древнем римском праве (закон последующий отменяет закон предыдущий).

Для правильного решения вопроса о применимости того или иного акта работник финансового органа должен, зачастую, самостоятельно толковать законодательство. Такое положение дел нельзя считать положительной стороной сложившейся системы денежного довольствия. В ряде случаев правильное разрешение существующих коллизий представляет сложность даже для квалифицированных юристов, в том числе судей. Особенно это касается противоречий между Конституцией Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны СССР, сохраняющими свою силу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Анализ нормативно-правовой базы в сфере денежного довольствия показывает, что она, с одной стороны, избыточна (с точки зрения поистине огромного количества нормативных правовых актов), а с другой - в упомянутых актах имеется много противоречий и пробелов. Множественность нормативных правовых актов, посредством которых осуществляется правовое регулирование системы обеспечения военнослужащих денежным довольствием и дополнительными денежными выплатами, наличие существенных противоречий и пробелов свидетельствуют о настоятельной необходимости осуществления оптимизации правовых норм в указанной сфере. Безусловно, нельзя не отметить, что часть подготовительной работы, проводимой в целях упорядочения системы обеспечения военнослужащих денежным довольствием, уже проделана. Так, за последнее время существенно изменен порядок и размер выплаты некоторых дополнительных денежных выплат; выплата ряда надбавок и доплат прекращена; появился ряд новых, ранее не существовавших дополнительных выплат.

Министерству обороны Российской Федерации представляется целесообразным для надлежащей организации работы по оптимизации нормативной базы по обеспечению военнослужащих денежным довольствием и дополнительными денежными выплатами разработать два основных документа: Положение о денежном довольствии военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и дополнительных денежных выплатах и Методические рекомендации по обеспечению военнослужащих денежным довольствием и дополнительными видами денежного довольствия, в числе прочих положений включающие в себя права и обязанности должностных лиц финансовой службы, занимающихся указанной деятельностью, а также их ответственность, что позволило бы исключить недостатки в обеспечении военнослужащих денежным довольствием и дополнительными денежными выплатами, а так же обеспечить качественное проведение указанного обеспечения.

Организацию работы по подготовке данных документов, по нашему мнению, наиболее целесообразно возложить на финансово-экономическую службу Вооруженных Сил совместно с Управлением делами Министерства обороны Российской Федерации. Данные документы должны вводиться в действие приказами министра обороны Российской Федерации в целях их безусловного и надлежащего выполнения.

Рассмотрим существующие надбавки выплачиваемые военнослужащим за особые условия прохождения военной службы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.006 с.)