Результаты исследования и их обсуждения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты исследования и их обсуждения



 

При проведении предварительной проверки полученных с использованием МОДТ данных однофакторным дисперсионным анализом (ANOVA) было обнаружено влияние пола и возраста на значения показателей шкал, что привело к необходимости учитывать различия по полу и возрасту.

 

Таблица 1 - Распределение исследованных школьников по полу и возрасту

Возрастные группы

Девочки

Мальчики

Всего

  абс % абс % абс %
Дети 7-10 лет 65 6,9 93 9,9 158 16,8
Младшие подростки (11-12 лет) 129 13,7 122 12,9 251 26,6
Подростки 13-14 лет 184 19,5 154 16,3 338 35,9
Старшие подростки (15-17 лет) 110 11,7 85 9,0 195 20,7
Итого: 476 51,8 443 48,2 942 100

 

Были получены достоверные статистические различия (при p < 0,05) между следующими половозрастными группами: 7-10 лет (младший школьный возраст), 11-12 (предпубертатный возраст), 13-15 (пубертатный возраст), 15 - 17 лет (юношеский возраст). Распределение исследованных школьников по полу и возрасту представлено в табл.1.

Для выявления особенностей проявлений тревоги и тревожности школьниками разных половозрастных групп, а также оценки динамики их различий производилось сопоставление средних величин "сырых" оценок опросника МОДТ в исследуемых группах. Выявлялись те шкалы, для которых различия достигали уровня статистической значимости (р<0,05). Такое сопоставление проводилось раздельно для каждой из четырех возрастных групп мальчиков и девочек.

Для начала рассмотрим полоспецифи - ческие особенности динамики тревожности у школьников в норме. Как видно из рис.1, показатели тревожности в группе девочек 7-10 лет значительно выше чем в других трех возрастных группах, где эти показатели относительно согласованы друг с другом. Данный факт указывает на особую значимость эмоциональных переживаний девочек, связанных с процессом взросления, который можно рассматривать как позитивный с точки зрения повышения эмоциональной устойчивости.

В то же время фактор "тревоги в связи с отношениями с родителями" менее всего подвержен изменениям в зависимости от возраста. Исходя из широко распространенных представлений различных авторов о наличии выраженных затруднений в отношениях с родителями по мере вхождения в подростковый кризис, можно было бы предположить закономерное повышение данного показателя. Однако наши данные такой тенденции не выявляют, по крайней мере, в той степени, какую можно было бы предположить.

 

Рисунок 1. Динамика характера и уровня тревожности у девочек школьного возраста в норме

 

Рисунок 2. Динамика характера и уровня тревожности у мальчиков школьного возраста в норме

 

По всей вероятности, трудности данного периода для родителей становятся очевидными только когда есть действительные проблемы. Когда же речь идет о так называемой норме, противоречий и эмоциональных напряжений возникать не должно.

На рис.1 и 2 шкалы МОДТ обозначены их порядковыми номерами: 1 - Общая тревожность, 2 - Тревога в отношениях со сверстниками, 3 - Тревога, связанная с оценкой окружающих, 4 - Тревога в отношениях с учителями, 5 - Тревога в отношениях с родителями, 6 - Тревога, связанная с успешностью в обучении, 7 - Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения, 8 - Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний, 9 - Снижение психической активности, обусловленное тревогой, 10 - Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой.

Трансформация взаимоотношений идет с двух сторон, меняются не только дети-подростки, но и отношение родителей к ним. В случае "отставания" или "форсирования" в отношениях с детьми, когда родители, относятся к подростку, либо как к маленькому ребенку, не успевая вовремя перестроиться, либо, наоборот, - предъявляют к нему требования, как к взрослому. Такие родители в той или иной степени рискуют получить в ответ соответствующую эмоциональную реакцию подростка и спровоцировать развитие у него тревожных реакций в связи с негативным к нему отношением и соответствующей оценкой его родителями.

Также следует отметить тот факт, что показатели, отражающие роль в развитии тревожных реакций и состояний особенностей социальных контактов ребенка (в частности - со сверстниками, учителями и родителями) (соответственно - 2, 4 и 5 шкалы), отличает особый характер возрастной динамики. Так, если тревога в отношениях с родителями на протяжении всего школьного обучения остается приблизительно на одном и том же уровне (от относительно низкой в начальных классах до сглаженного пика в старших), то тревога в связи с общением со сверстниками и учителями к концу обучения планомерно снижается, что говорит об адаптации к школьному коллективу.

Наиболее ярко это проявляется в динамике показателя, отражающего уровень тревожных переживаний, обусловленных взаимоотношениями с педагогами в школе и влияющих на успешность обучения ребенка. Так, у девочек 7-10 лет, что соответствует начальным классам школы, тревога в отношениях с учителями достаточно велика и ее показатель характеризуется пиком по соответствующей шкале. Здесь наиболее ярко отражается роль первого учителя и его значимость в жизни школьника. В подростковом же возрасте 11-17 лет (средние и старшие классы), когда роль одного конкретного учителя в начальной школе "размывается" в связи с появлением множества учителей-предметников, тревога у детей в значительной степени снижается. Что же касается динамики показателя, отражающего уровень тревожных переживаний, связанных со сверстниками, то вопреки ожиданиям данный показатель с возрастом имеет устойчивую тенденцию к снижению. Вероятно, это и есть своеобразный маркер нормы, когда с возрастом ребенок научается успешно строить личные отношения; если же этого не происходит, мы имеем дело с повышением внутреннего беспокойства, неудовлетворенностью собой и окружающими, которые могут дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка.

Особо обращает на себя внимание динамика показателя, отражающего уровень выраженности психовегетативных реакций в ответ на тревожный фактор среды, что свидетельствует о приспособляемости организма ребенка к ситуациям стрессогенного характера. Если в младшем школьном возрасте этот показатель достаточно высок, то в подростковом он значительно ниже и не подвержен изменениям. Отсюда можно сделать вывод о том, что собственно психовегетативная сфера в младшем школьном возрасте у девочек еще достаточно лабильна и в большей степени подвержена влияниям извне. В подростковом возрасте эмоциональные реакции, как правило, более "психологизированы" и проявляются в большей степени изменениями настроения, без тенденции к задействованию соматической сферы.

Особенности характера возрастной динамики показателей тревоги и тревожности у мальчиков представлены на рис.2. Так, у мальчиков отмечается выраженное снижение показателей тревожности в группе 15-17 лет. На первое место выходят показатели, которые отражают особенности тревожных реакций и состояний ребенка в ситуациях, связанных со школьным обучением (шкалы 6 и 8) и имеющих непосредственное отношение к личностным особенностям ребенка (шкалы 1, 3 и 7).

Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в шкалах, которые в той или иной степени отвечают за особенности тревожных реакций и состояний ребенка в ситуациях, связанных со школьным обучением (шкалы 6 и 8) и имеют непосредственное отношение к личностным особенностям ребенка (шкалы 1, 3 и 7). Данный факт указывает на позитивные изменения в характере формирования личности ребенка-подростка, связанные с необходимостью личностного самоопределения и выбора дальнейшего жизненного пути.

Следует отметить, что здесь наши данные несколько расходятся с данными А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой [11], где так называемая самооценочная тревожность у старшеклассников оказывается повышенной. Возможно, это связано с внедрением модульного обучения в современных школах, где период самоопределения происходит гораздо раньше, т.е. не в выпускных классах школы, а когда школьник уже по окончании 9 класса выбирает дальнейший путь направления обучения (в школе - гуманитарные, естественно-научные и т.п. классы, либо профессиональное самоопределение вне стен школы).

Кроме того, показатель "тревога в отношениях с родителями" у мальчиков не претерпевает значительных изменений с возрастом. Снижение же тревоги в связи с общением со сверстниками и учителями менее заметно, что может косвенно свидетельствовать о меньшей значимости для сохранения эмоционального баланса мальчиков фактора "социальных контактов". Другими словами, на первом месте среди приоритетов у них их личность, реализуемая в конкретном виде деятельности (в данном случае - учебе).

Рассмотрим подробнее собственно возрастную динамику проявлений тревоги и тревожности у мальчиков и девочек.

Сопоставление характера и уровня тревожности у мальчиков и девочек разных возрастных групп

Таблица 2

Шкалы

7-10 лет

11-12 лет

13-14 лет

15-17 лет

 
 

Девочки

Мальчики

Р

Девочки

Мальчики

Р

Девочки

Мальчики

Р

Девочки

Мальчики

Р
  М т М т   М т М т   М т М т   М т М      
Общая тревожность 540 033 412 ,26 0002 ,22 022 310 022 0000 ,41 016 274 018 ,005 ,35 ,22 246 ,23 0007  
Тревога в отношениях со сверстниками ,45 030 ,96 ,23 0182 370 , 20 379 018 0739 353 016 354 017 ,969 ,30 020 316 023 ,638  
Тревога, связанная с оценкой окружающих ,55 032 461  20 ,010 469 020 430 023 0203 ,68 ,17 416 ,18 ,040 421 ,23 365 ,25 ,109  
Тревога в отношениях с учителями 552 025 452 022 0004 412 020 399 019 0652 365 016 379 018 0576 354 019 309 024 0133  
Тревога в отношениях с родителями ,69 026 ,06 ,21 ,052 ,00 020 ,92 019 ,763 ,25 , 20 436 019 0699 444 023 464 024 ,553  
Тревога, связанная с успешностью в обучении 516 027 419 020 ,004 400 ,18 407 015 0775 343 014 381 ,16 0071 ,30 0 16 318 ,22 0651  
Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения ,60 ,32 ,08 ,22 ,001 ,59 , 19 ,96 , 20 0024 ,92 ,14 ,78 ,17 ,511 368 ,21 315 ,22 ,092  
Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний ,03 ,30 ,98 ,25 ,008 ,81 ,22 ,25 ,22 ,067 448 018 ,00 019 0070 ,22 024 313 024 ,002  
Снижение психической активности, обусловленное тревогой 527 ,30 432 023 ,011 ,07 , 20 ,65 , 19 ,133 ,59 016 ,82 016 ,001 464 ,21 ,85 , 19 0008  
Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой ,94 031 ,81 027 0008 ,66 , 20 ,80 ,21 ,004 ,59 ,16 ,57 ,16 0001 391 021 264 021 ,001  

 

 

Как видно из табл.2, возрастная динамика половых различий показателей тревоги и тревожности у школьников в норме имеет ряд особенностей. Так, вне зависимости от возраста показатели тревожности у девочек значимо выше, чем у мальчиков, что характеризует их как более реактивных, эмоционально-отзывчивых и ранимых. Отметим, что максимальное количество различий приходится именно на период начала школьного обучения (7-10 лет) (Таблица 2). Нет различий лишь в показателях тревожности, связанных с отношениями со сверстниками и родителями.

Другими словами, в сфере "привычных" социальных взаимодействий нет специфики, связанной с возрастом. Поступая в школу, все дети вне зависимости от пола становятся учениками, и требования, предъявляемые к ним, одни и те же - их оценивают как способных и прилежных, не связывая эти качества с полом.

Также обращает на себя внимание показатель "повышения вегетативной реактивности, обусловленного тревогой", который на протяжении всего школьного обучения у девочек выше.

Начиная с 13 лет, на фоне вегетативных проявлений тревоги отчетливо проявляется ее астенический компонент, выражающийся повышенной утомляемостью и раздражительностью в ситуациях стресса (табл.2). Очевидно, что девочки чаще склонны проявлять свои эмоции на психовегетативном уровне, в отличие от мальчиков, эмоции которых, по всей видимости, реализуются в поведении.

Таким образом, анализируя результаты оценки полоспецифических особенностей динамики тревожности у школьников, можно указать на следующие характерные особенности. Так выделяются значительные отличия проявлений тревожности у детей 7-10 лет и старших подростков 15-17 лет. Также следует отметить, что с возрастом тревожность школьников имеет устойчивую тенденцию к снижению по всем показателям. Кроме этого обнаружено, что показатели тревожности у девочек значимо выше таковых у мальчиков, причем максимальное количество различий наблюдается в начальных классах школы, постепенно ограничиваясь лишь особенностями психо-вегетативного реагирования.


Заключение

 

В целом можно констатировать, что в плане динамики показателей тревожности особо выделяются различия в группах 7-10 лет у девочек и 15-17 лет - у мальчиков. Данный факт убедительно свидетельствует о неравномерности протекания процесса взросления в зависимости от пола ребенка. Так, переломным для девочек является возраст 11-12 лет, а у мальчиков 13-14, что соответствует основным представлениям о периодизации развития в подростковом возрасте.

В то же время обращает на себя внимание то, что параметр "тревога в отношениях с родителями" у школьников всех возрастов остается приблизительно на одном и том же уровне. Это может свидетельствовать об особой значимости данного фактора при возникновении какой-либо эмоциональной дезорганизации. Наибольшая разница по данному показателю отмечается лишь между группами младшего (11-12 лет) и старшего (15-17 лет) подросткового возраста, что свидетельствует о специфической динамике значимости роли родителей на различных этапах подросткового кризиса от нивелирования авторитетов в негативной фазе, к модифицированному варианту принятия - в позитивной. Таким образом, гармоничность отношений с родителями может служить своего рода маркером эмоциональной нестабильности ребенка в школьном возрасте.


Список использованной литературы

 

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2012.298 с.

2. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: МПСИ, 2012.480 с.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2011.208 с

4. Дубровина И. В и др. Младший школьник: Развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013.208 с.

5. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н. Урок в развивающем обучении. М.: Вита - Пресс, 2012.288 с.

6. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2010.400 с.

7. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Сфера, 2012.96 с.

8. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. СПб.: Речь, 2011.464 с.

9. Кулаков С.А. Руководство по реабилитации наркозависимых. СПб.: Речь, 2012.240 с.

10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: комплексная программа психокоррекционной работы с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2012.190 с.

11. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2011.248 с.

12. Нежнова Т.А., Филиппова Е.В. Различия в эмоциональном отношении к школе у детей шестилетнего и семилетнего возраста, обучающихся и не обучающихся в школе // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей М.: Педагогика, 2011.

13. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2012.192 с.

14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2010.304 с.

15. Ромицына Е.Е. Методика "Многомерная оценка детской тревожности". Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2012.112 с.

16. Славина Л.С. Трудные дети: Избр. психол. тр. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2012.431 с.

.   Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 2012.272с.

18. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 2012.282 с.

 


Приложения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.043 с.)