Символ-драма как один из методов психотерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символ-драма как один из методов психотерапии



1. Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод "сновидений наяву") - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как "психоанализ при помощи образов".

Название метода происходит от греческих слов "ката" - "соответствующий", "зависящий" и "тимос" - одно из обозначений "души" (в данном случае имеется ввиду "эмоциональность"). На русский язык название метода можно перевести как "эмоционально-обусловленное переживание образов".

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, "картины" на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

Символдрама - это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.

В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер [40, 22] предлагает следующие:

) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта; Важным диагностическим критерием является степень освоенности человеком ландшафта, свидетельствующая о социальной адаптированности пациента.

) следование вдоль ручьявверх или вниз по течению;

) обследование дома;

) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т.д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т.п.);

) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;

) лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;

) пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.

Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива:

) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;

) получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;

) представление себя примерно на 10 лет старше.

Для подростков можно предложить также мотив собственная машина или мотоцикл.

Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы: дерево; три дерева; цветок.

В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы:

представлениереальной ситуации в школе или дома;

воспоминания из прошлого опыта;

представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта;

интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела);

представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишкиилидругой мягкой игрушки.


Таблица 1.

Стандартные мотивы и их значение.

Мотив Значение Норма Патология
Луг матерински-оральный символ, общий фон настроения Зеленый, дневной, солнечный чувствую спокойствие, радость. Фактор настроения: Желтый - тоска, черный, коричневый - депрессия, ночной, зимний - одиночество холод.
Ручей, следование вдоль ручья матерински-оральный символ, вода - это животворящее начало, дающая оральную подпитку. Чистый, прозрачный, с истоком, можно пить купаться. Важен температурный режим. Захламлен, грязная вода, без истока, нельзя купаться, пить воду - это говорит о фрустрациях, связанных с самыми ранними отношениями между ребенком и матерью на первом году жизни. Водопады, уход ручья под землю.
Подъем в гору репрезентация наиболее важных для пациента объектов, отцовско-мужской или материнско-женский мир, половая идентификация Гора с растительностью, возможность подняться в гору, (может быть с трудом). В открывающейся с вершины горы панораме присутствуют населенные пункты, дороги, возделываемые человеком поля и другие продукты человеческой деятельности. Гора без растительности, невозможность подняться. Если взору открываются только бесконечные леса, горы, степи и пустыни, то это говорит о социальной неадаптированности пациента. Обзор полностью закрыт туманом, облаками, другими горами.
Обследование дома символ личности, актуальная самооценка пациента и переживаемое им в данный момент эмоциональное состояние. Подвал и чердак - отношение к детству. дом предназначен, как правило, только для одной семьи. Это одно-, двух-, максимум трехэтажное строение, частный дом, дача или вилла. Есть окна и двери. Внутри есть кухня с запасами еды, спальня и т.д. Порядок, чисто, уютно. Небоскребы, гостиницы, дом без окон, ухожен только фасад здания, отсутствуют любые запасы еды в доме, нет спальни, в шкафах чужая одежда и обувь и т.д. Грязно, холодно, неуютно.
Встреча с особо значимым лицом Значимое лицо может быть представлено в реальном образе, а также каким-то животным или семьей животных Способ и форма контакта пациента с появившимся животным или человеком позволяет сделать диагностические выводы об отношениях со значимым лицом. Животное спокойно, с ним можно играть, обнять, гладить. Враждебность, страх по отношению к животному.
Пещера Мотив пещеры характеризуется тем, что он связан с подземным миром и с земными недрами, символизируя отверстие, ведущие к глубинным слоям бессознательного. Символ материнского. Зайти в пещеру, вернуться в утробу матери. В пещеру можно войти, там интересно, комфортно. Нельзя войти, страшно, холодно, неуютно.

 

Описание метода

Пациента, лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле вводят в состояние расслабления. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжестии приятной усталости - последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться (см. раздел Техника проведения).

Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез).

После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме тему - стандартный мотив

Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы "сопровождает" пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа "да", "угу", восклицаний типа "Вот как!", повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.

Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта.

Длительностьпредставления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 - 40 минут. Для детейдлительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут.

Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 - 15 сеансов, в особо сложных случаях достигая иногда 30 - 50 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю.

Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии.

Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.146.114 (0.029 с.)