Сущность, понятие и основные виды памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, понятие и основные виды памяти



Сущность, понятие и основные виды памяти

 

Основные виды памяти

 

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;

) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную.

 

Классификация основных видов памяти

 

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется.

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Следует отметить, что развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого возраста или первых лет жизни. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная память - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость - спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев - усиливается.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Так, сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное воспроизведение виденного. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.

Словесно - логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память - специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

Мы уже говорили, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память - это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.

Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

 

Организация исследования

 

Исследование проводилось поэтапно:

Первый этап: изучение литературы по теме исследования, подготовка методического инструментария для психологического тестирования. Определена цель, задачи, последовательность изучения проблемы, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза. Проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме диагностики и развития памяти военнослужащих в ходе военной службы.

Второй этап: в соответствии с целью и задачами исследования была выбрана методика заучивания десяти слов (А.Р. Лурия)

Третий этап: обработка собранных эмпирических данных, анализ результатов исследования, математико-статистическая обработка полученных данных, формулировка выводов.

Четвёртый этап: разработка рекомендаций и практических советов по проблеме.

Результаты исследования

 

Конкретные результаты исследования объёма кратковременной памяти и средней оценки академической успеваемости за зимние семестры 2009 и 2010 лет обучения приведены в таблицах 1. и 2. соответственно: (Для облегчения интерпретации данных таблиц, уровни кратковременной памяти закодированы следующим образом:

Высокий уровень - цифрой «3»

Средний уровень - цифрой «2»

Низкий уровень - цифрой «1»)

 

Таблица 1. Результаты исследования объёма кратковременной памяти и средней оценки академической успеваемости за зимний семестр 2009 года

№ п/п Оценка академической успеваемости (уровень успешности) Уровень кратковременной памяти
1 3,51 1
2 3,54 2
3 3,59 2
4 3,60 2
5 3,68 2
6 3,70 2
7 3,75 1
8 3,82 2
9 3,83 3
10 3,91 2
11 3,98 2
12 4,04 2
13 4,12 2
14 4,22 2
15 4,48 2
16 4,58 3
17 4,61 3
18 4,89 3
M 3,99 2,11

 

Таблица 2. Результаты исследования объёма кратковременной памяти и средней оценки академической успеваемости за зимний семестр 2010 года

№ п/п Оценка академической успеваемости (уровень успешности) Уровень кратковременной памяти
1 3,63 1
2 3,70 2
3 3,77 1
4 3,80 2
5 3,87 2
6 3,89 1
7 3,89 3
8 3,90 3
9 3,97 2
10 4,01 2
11 4,12 2
12 4,12 3
13 4,24 2
14 4,33 3
15 4,39 3
16 4,48 2
17 4,72 3
18 4,80 3
M 4,09 2,22

Анализ данных, приведённых в таблицах, позволяет сделать ряд определённых выводов:

.   Курсанты в 2009 году показали средний бал академической успеваемости - 3,99, в то время как в 2010 - 4,09. То есть - на лицо определённое улучшение оценки академической успеваемости.

.   Что касается уровня кратковременной памяти - здесь наблюдается его несущественное улучшение со среднего уровня 2,11 за зимний семестр 2009 года, до уровня 2,22 за зимний семестр 2010 года.

Более конкретно и наглядно данные исследования уровня кратковременной памяти представлены в таблице 3. и на рисунке 1.

 

Таблица 3. Количественное распределение уровня кратковременной памяти у курсантов набора 2007 года за зимние семестры 2009 и 2010 г. обучения

  1 (низкий) 2 (средний) 3 (высокий)
2009 год 2 12 4
2010 год 3 8 7

 

Рис. 1. Количественное распределение уровня кратковременной памяти у курсантов набора 2007 года за зимние семестры 2009 и 2010 г. обучения

 

Анализируя данные, приведённые в таблице 3. и на объёмном графике рисунка 1. ясно видим:

.   Наличие определённой тенденции к ухудшению уровня кратковременной памяти, в совокупности по выборке (по данным за 2010 год - один курсант ухудшил уровень кратковременной памяти со среднего до низкого)

.             Наличие тенденции к повышению совокупного числа курсантов, показавших высокий уровень кратковременной памяти (три курсанта, показавшие в 2009 году средний уровень кратковременной памяти в 2010 году показали высокий уровень)

 

Корреляционный анализ

 

В связи с недостаточным объёмом исследуемой выборки t - критерий Стьюдента не показал существенных различий по каким-либо признакам, но наличие положительных коэффициентов корреляции (r = 0,651614 и r = 0,590997) (при p < 0,05) за 2009 и 2010 года соответственно, даёт нам основание сделать вывод о том, сто существует прямая зависимость определённого уровня кратковременной памяти курсанта и успешности его основного вида деятельности (оценки академической успеваемости).

Выводы по главе:

В ходе интерпретации полученных в результате исследования данных, были сделаны следующие выводы и определены некоторые закономерности:

. Во-первых, определены определённые тенденции к улучшению средних значений оценки академической успеваемости и уровня кратковременной памяти в целом по выборке.

. Во-вторых, показано количественное распределение уровней кратковременной памяти среди курсантов по годам (лонгитюдная экспозиция), показана их динамика.

.   В третьих: с помощью методов математико - статистической обработки данных выявлена прямая зависимость по конкретным признакам.


Заключение

Проведённая мной работа имела достигнутой в ходе работы целью, показать важность диагностики, выявления и развития у военнослужащих конкретного вида памяти, значимого в условиях профессиональной деятельности; изучение особенностей и процесс развития кратковременной памяти у военнослужащих (курсантов) как фундамента успешности профессиональной деятельности (обучения).

Так же в ходе выполнения работы решён ряд задач:

.   Проведён теоретический анализ литературы, касающейся процессов памяти, видов и особенностей её функционирования в условиях военной службы.

.   Отработан практический инструментарий для исследования функционирования и динамики развития актуального в заданных условиях вида памяти (кратковременной).

.   Проведено психологическое исследование функционирования кратковременной памяти у курсантов набора 2007 года, и прослежена его годовая динамика, а также связь с успешностью деятельности.

.   Проведён анализ и интерпретация полученных результатов.

.   Выработаны практические рекомендации по результатам исследования.

Таким образом, в ходе работы, выдвигаемая гипотеза подтверждена.

Практические рекомендации по результатам исследования.

.   Опираясь на выводы по результатам исследования, и на положения «Руководства по психологической работе» на стадии психологического изучения нового пополнения командирам любых степеней рекомендуется уделять внимание диагностике выраженности и степени преобладания какого-либо вида памяти у военнослужащих.

.   Опираясь на выводы по результатам исследования и руководствуясь Приказом № 50 «О введении в действие руководства по профессионально - психологическому отбору в Вооружённых Силах РФ» от 2000 года, командиру следует учитывать полученные в ходе психологического изучения данные о видах и свойствах процессов памяти военнослужащих при их распределении на первичные командные, технические, организаторские и творческие должности.

.   Опираясь на выводы по результатам исследования и руководствуясь приказом Министра Обороны № 70 «Об органах воспитательной работы в Вооружённых Силах РФ» от 2004 года, командиру рекомендуется максимально эффективно и полно организовывать учебный, учебно - боевой и воспитательный процессы. Применять научно - обоснованные, актуальные и адекватные конкретной ситуации формы и методы воспитания и обучения.

.   Постоянно совершенствовать навыки и формы:

а) Психологической работы и конкретно - изучения психических процессов подчинённого личного состава.

б) Педагогического воздействия

в) Воспитательного воздействия

г) Организационно - административные навыки и ораторские способности - как залог управленческой деятельности в целом.


Список литературы

 

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1998 - 336 с

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер, 2005. - 713 с.

.   Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 349 с.

.   Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/

.   Сыромятников И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части Сухопутных войск. дис. канд. психол. наук. - М.: ГА ВС, 1997.

.   Маклаков А.Г.: Общая психология - Спб.: Питер, 2005 год

.   Психология и педагогика. Военная психология.: под ред. А.Г. Маклакова.: Питер, 2005 год под. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2004 год

Сущность, понятие и основные виды памяти

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.071 с.)