Дальневосточный инстиут международных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дальневосточный инстиут международных отношений



ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра международных отношений

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

Международных отношений

_________________________

«___»_______________2004г.

 

     ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

 

Дальневосточный аспект российско-американских отношений

 

 

Работу выполнил             _____________               Останина Вера Викторовна

                                                 Подпись                                                                      

 

 

Руководитель работы           _______________                  Зам. Ген. Директора

                                                 Подпись                          Межрегиональной Ассоциации

                                                                                        «Дальний Восток и Забайкалье»

                                                                                                                       Бурый Анатолий Григорьевич

 

Нормоконтроль                 ________________     _______________________________

                             Подпись                                                                 Ф.И.О.

 

                                                                

                      _____________________

                                                                       ДАТА               

Хабаровск

2004 г.


 АННОТАЦИЯ

Дипломная работа посвящена состоянию, проблемам и перспективам сотрудничества России и США на Дальнем Востоке. Работа состоит из четырех основных глав, и общий объем работы составляет 90 страниц. В первой главе рассматриваются такие актуальные проблемы современности как изменение политической структуры мира, его глобализация, интеграция и регионализация. Особое внимание также уделено выделению роли и места нетрадиционных акторов в современных международных отношениях. 

Во второй главе исследуются и обобщаются основополагающие правовые документы нашего государства (Конституция РФ, Федеральные Законы РФ, Указы Президента РФ и т.д.), которые непосредственно регулируют сферу международных и внешнеэкономических связей России и ее субъектов. В данном разделе раскрываются основные нормативно-правовые документы, которые координируют не только межгосударственное сотрудничество между Россией и США, но которые также регулируют межрегиональное сотрудничество этих двух держав.

Третья глава данной дипломной работы посвящена историческому аспекту российско-американских отношений. Автором описывается процесс зарождения отношений, их развитие и расширение, затрагиваются вопросы сотрудничества двух держав в разные периоды истории, также показано формирование политики холодной войны, постепенное размывание ее основ и создание предпосылок разрядки. 

В четвертой главе рассматриваются основные формы и виды сотрудничества Востока России и США, дается анализ современного состояния сотрудничества, причины его зарождения и перспективы его дальнейшего развития. Выделяются позитивные и негативные тенденции в межрегиональных отношениях России и США.

При написании дипломной работы были использованы как монографии, так и публикации периодических изданий. Анализировались материалы из архива Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», статистические данные из сборников об итогах внешнеэкономической деятельности субъектов Дальнего Востока и Забайкалья.


СОДЕРЖАНИЕ:

 

АННОТАЦИЯ..............................................................................................................2

СОДЕРЖАНИЕ............................................................................................................3

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4

ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ...............10

1.1. Эрозия государственно-центристкой модели мироустройства.....................10

1.2. Глобализация, интеграция, регионализация, роль и место России и США в этих процессах...........................................................................................................14

1.3. Нетрадиционные акторы в системе международных           отношений и их влияние на углубление российско-американских связей в 90-е годы............................................................................................................................ 20

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО....................................30

ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ........40

ГЛАВА 4. РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ...................................................................................................................50

4.1. Основные субъекты, формирующие систему регионального      партнерства между Российским Дальним Востоком и Западным побережьем США...........................................................................................................................50

4.2. Торгово-экономическое сотрудничество между Российским Дальним Востоком и США на рубеже веков..........................................................................65  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.................75

ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................83


Введение.

Вторая половина ХХ века совпала с кардинальными изменениями на мировой арене. Глобальный масштаб и радикальность происходящих перемен в политической, экономической, духовной областях жизни мирового сообщества, позволяют выдвинуть предположение о формировании новой системы международных отношений, отличной от той, которая функционировала на протяжении последних 350 лет истории человечества. Вестфальская система мира исходила из того, что участниками международного взаимодействия являются только государства, которые выступают самостоятельно или образуют коалиции для решения определенных задач. В конце ХХ столетия стало очевидным, что на мировую арену выходят и другие, весьма влиятельные акторы. В их числе межправительственные и международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, внутригосударственные регионы. Они играют все более важную роль, воздействуя на международную среду и ограничивая деятельность государства. Государства уже не могут, как прежде, контролировать их деятельность, которая порой осуществляется в обход государственного суверенитета и вопреки ему. Поэтому монополия государства, в системе международных отношениях, разрушается. Но все же государство остается основной формой политической организации современного общества, главным актором на мировой арене.

Активно заявляют о себе на мировой арене внутригосударственные регионы. С правовой точки зрения, они пока не могут вести самостоятельную внешнеполитическую деятельность. Но в современном мире экономические, финансовые и другие вопросы тесно переплетаются с политическими. В результате снижения барьерности границ, внутригосударственные регионы все активней действуют на международной арене, постепенно превращаясь в самостоятельных акторов.

В свете глобальных трансформаций происходящих в мире, Россия также находится в поиске нового места в системе международных отношений.

 Расширение экономического и политического присутствия СССР/России в АТР стало одним из приоритетов Российской внешней политики в конце 80-х гг. прошлого века. Однако практика 90-х гг. свидетельствует, что данное намеренье оказалось не реализованным. Географическая принадлежность России (Российского Дальнего Востока) к АТР не стала гарантом ее включения в его экономические и политические процессы. Перспективное с географической точки зрения место Российского Дальнего Востока предоставляет ему благоприятные возможности для делового, культурного сотрудничества со странами соседями по АТР, в том числе с США.

Актуальность изучения российско-американских отношений и их регионального компонента, связана со многими факторами.

 Во-первых, российско-американские отношения являются продолжением отношений между СССР и США на новом историческом этапе. Но если в начале ХХ века и особенно в период холодной войны отношения двух сверхдержав являлись стержневыми, лежавшими в основе двухполярной структуры мира, то в 90-е гг. их роль изменилась. Мир изменился и в нем единственной сверхдержавой остались США.

 Во-вторых, эти отношения оказывают большое влияние на происходящие в России процессы. Соединенные Штаты, будучи наиболее развитой экономической и военной державой, оказывали на протяжении последнего десятилетия существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации.

В третьих, стремление правящих кругов США в последние годы навязывать другим странам свое лидерство и свои ценности грозит исчезновением демократических норм в международных отношениях, которые зафиксированы в Уставе ООН. В этой связи исключительно важную роль призваны сыграть равноправные российско-американские отношения. Равноправное развитие российско-американских отношений будет иметь важное значение не только для будущего России, для определения ее роли и места в системе международных связей, но и для сохранения здоровых демократических принципов.[1]

Расширение сотрудничества Российской Федерации с соседними странами может стать для Востока России одним из условий решения его социально-экономических проблем. Ресурсный потенциал Российского Дальнего Востока и инвестиционно-технологические возможности США предопределили в 90-е гг. взаимный интерес сторон друг к другу, не исчерпанный и в настоящее время.

Степень научной разработки темы. Отсутствие в современной отечественной и зарубежной литературе работ, непосредственно анализирующих российско-американские региональные связи на Востоке России в конце ХХ века, заставляет обращаться к исследованиям, затрагивающим данную проблематику. Их изучение в комплексе с анализом документов и статистических данных позволило воспроизвести картину американского присутствия на Российском Дальнем Востоке на рубеже веков.

Весьма разработанной с научной точки зрения представляется общая история межгосударственного российско-американского взаимодействия в ХХ веке, значение которого определяется его непосредственным влиянием на региональные связи Востока России и Западного побережья США. Значительное количество публикаций по данной проблематике пришлось на журналы «США. Канада: экономика. Политика. Культура» и «Мировая экономика и международные отношения» (статьи А.Г. Арбатова, А.Д. Богатурова, А. Коновалова, В.А. Кременюка, А.И. Уткина). Характерной чертой рассматриваемого направления отечественной историографии является следование общей логике взаимоотношений Москвы и Вашингтона: по мере охлаждения отношений двух стран усиливались антиамериканские настроения и оценки исследователей.

А. Коновалову в своей статье «Как Россия и США потеряли друг друга»[2] удалось проследить логику отношений России и США в 90-е гг., от взаимных надежд и искреннего стремления сторон к партнерству до таких же взаимных разочарований, непонимания друг друга. А. Богатуров в статье «Стратегия разравнивания в международных отношениях и внешней политике США»[3] определил наиболее устойчивые характеристики американской политики в отношении постсоветской России, в частности стремление США к вовлечению России в «невраждебные» отношения в качестве своего «младшего партнера».

На фоне доминирования публикаций статейного характера безусловный интерес представляют монографические исследования. Среди работ американских авторов назовем, прежде всего, книгу Бжезинского «Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)».[4] В книге Бжезинский анализирует геополитическую ситуацию 90-х годов ХХ века в мире и, особенно на европейском континенте. Одним из наиболее беспокойных геостратегических действующих лиц ему представляется современная Россия, которую он называет «черной дырой». Автор указывает, в частности, что «Америка никогда не намеревалась делить власть на земном шаре с Россией».[5] Он высказывается также за превращение России в конфедерацию трех республик.

В книге бывшего госсекретаря США Г. Киссинджера «Нужна ли Америке внешняя политика?»[6] обсуждается широкий круг проблем, стоящих перед Соединенными Штатами в начале нового тысячелетия, в книге много внимания уделяется таким острым темам, как Россия Владимира Путина, глобализованная экономика и военное вмешательство с гуманитарными целями.

В монографии «Советско-американские отношения в современном мире»[7] комплексно исследуются наиболее актуальные проблемы советско-американских отношений. В ней показано формирование в США политики холодной войны, постепенное размывание ее основ и создание предпосылок разрядки.

Актуальность изучения российско-американского регионального взаимодействия предполагает реализацию следующих целей и задач.

Целью является исследование динамики сотрудничества Российского Дальнего Востока и Западного побережья США в историческом плане, роль и место нетрадиционных акторов в системе международных отношений.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач, в том числе:

- исследование факторов, влияющих на изменение системы международных отношений на современном этапе;

- выявление основных нормативно-правовых актов, регулирующих российско-американское сотрудничество;

- анализ динамики российско-американских отношений;

- выявление основных субъектов, формирующих систему региональных отношений;  

- определение общей картины американского присутствия на Дальнем Востоке России и его места в жизни этого Российского региона;

- анализ проблем и трудностей российско-американских региональных отношений.

Хронологические рамки работы выделяют последнее десятилетие XX века в качестве особого периода в российско-американских отношениях. Это время интенсивных региональных связей России и США на Дальнем Востоке. При этом исследование региональных аспектов российско-американского межгосударственного взаимодействия в динамике вызвало необходимость, в отдельных случаях, расширения хронологических рамок работы.

Объектом исследования является комплекс экономического, культурного, гуманитарного регионального сотрудничества в контексте российско-американских связей, роль и место в этом процессе неправительственных акторов.

  Предметом исследования является деятельность Инициативной Рабочей Группы «Российско-Американское Тихоокеанское Партнерство» и российско-американских программ по развитию торгово-экономических и инвестиционно-технологических связей между РФ и США на Дальнем Востоке.

Источниковая база данной работы довольно широка. Это обусловлено тем, что в эпоху становления нового демократического государства в России принимаются новые федеральные законы и подзаконные акты, направленные на соблюдение и исполнение норм международного права, на стабилизацию внутригосударственных отношений, на регулирование большого числа правоотношений, появляющихся в новом российском обществе.

Отметим основные законодательные акты, важные для данной работы. Во-первых, это Конституция РФ.[8] Конституция Российской Федерации определила предметы ведения Российской Федерации (ст.71) и предметы ее совместного ведения с субъектами федерации (ст.72). Субъекты федерации вне пределов ведения, определенных статьями 71, 72 Конституции РФ, обладают всей полнотой государственной власти.

Во-вторых, это Концепция Внешней Политики РФ, утвержденная Президентом РФ Путиным 28 июня 2000 года.[9] Одним из приоритетных направлений внешней политики России является преодоление трудностей в отношениях с США, т.к. российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения стратегической стабильности.

В-третьих, это Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».[10]

Также были изучены соглашения и межправительственные договоренности, имеющие непосредственное отношение к российско-американским связям на Дальнем Востоке (документы межправительственной комиссии по экономическому и техническому сотрудничеству России и США «Гор – Черномырдин»), которые позволяют уточнить место Востока России в экономической и политической стратегии Москвы и Вашингтона. Весьма разностороннее и полное представление об основных направлениях, перспективах, конкретных проектах, достижениях и трудностях российско-американского сотрудничества на Дальнем Востоке дают документы межправительственных комиссий и комитетов. Среди них особую научную ценность имеют материалы Рабочей группы «Российско-Американского Тихоокеанского Партнерства». 

 


Связей в 90-е годы

Государства были по сути единственными акторами международных общений на протяжении XVII – XVIII вв. Но уже в XIX столетии появляются первые негосударственные участники международных отношений. Среди них выделяют межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (НПО), транснациональные корпорации (ТНК) и внутригосударственные регионы. Возрастание их роли и влияния – относительно новое явление в международных отношениях, характерное для послевоенного времени ХХ века.

Венский Конгресс 1815 г., возвестив об окончании наполеоновских войн и рождении новой эпохи в международных отношениях, одновременно возвестил и о появлении нового участника: Заключительным актом Конгресса было провозглашено создание первой МПО – Постоянной комиссии по судоходству по Рейну. К концу XIX века в мире существовало уже более десятка подобных организаций.

МПО непосредственно политического характера возникают после Первой мировой войны (Лига Наций, Международная организация труда), а также в ходе и особенно после Второй мировой войны, когда в 1945 г. в Сан-Франциско была образована ООН, призванная служить гарантом коллективной безопасности. Параллельно с развитием ее специализированных органов и институтов создаются межправительственные организации межрегионального и регионального характера, направленные на расширение сотрудничества государств в различных областях. В 1970-х гг. насчитывалось 260 МПО, а в настоящее время – более 400.[36] 

Стремительное развитие международных организаций во второй половине ХХ столетия обусловлено рядом причин. Среди них можно назвать следующие:

§  Вторая мировая война привела к осознанию опасности конфликтов и необходимости создания системы, способствующей их предотвращению. Один из путей – создание международной организации, которая занималась бы этими вопросами.

§  Мировое разделение труда, усиление и развитие контактов требовали формирования на международном уровне организаций, которые обеспечивали бы сотрудничество и служили его проводниками. В этой связи появилось множество соответствующих МПО на глобальном и региональном уровнях.

§  Возникновение глобальных проблем, которые не могли и не могут быть решены в рамках одной страны или группы стран, поставило вопрос о координации усилий.

§  Для ряда государств, особенно образованных вновь после крушения колониальной системы, совместная деятельность в международных организациях позволяла ставить и решать волнующие их вопросы, тем самым усиливая свое влияние на развитие мировых политических процессов.[37]

Отмеченное увеличение количества МПО есть одно из свидетельств роста взаимозависимости государств и их многостороннего сотрудничества на постоянной основе. Более того, будучи созданы, подобные организации приобретают определенную автономию по отношению к государствам-учредителям и становятся отчасти неподконтрольными им, что дает им возможность оказывать влияние как на поведение государств в различных сферах, так и на международные отношения в целом.

Необходимо отметить, что МПО, как и другие акторы международных отношений, развиваются и видоизменяются. Особенно интенсивно это происходит со второй половины ХХ века в связи с процессами трансформации, которые претерпевает мир. Деятельность МПО в период холодной войны отражала ее реалии и во многом была ориентирована на решение проблем, связанных с обеспечением безопасности, поддержанием мира между государствами, сотрудничеством в экономической и социальной областях, гуманитарной помощью и т.д. Государства, образовывая или вступая в ту или иную межправительственную организацию, стремятся тем самым воздействовать на международные процессы, реализовать через деятельность МПО свои цели, повышают свой международный престиж.

Вслед за крушением биполярной системы из повестки дня многих МПО было исключено идеологическое противостояние между Востоком и Западом. Вместе с тем МПО столкнулись с новыми реалиями, которые обусловлены как новой международной обстановкой, так и проблемами развития самих международных организаций.

Неправительственные организации на мировой арене являются еще в большей степени, чем межправительственные организации, разнородными, с различными интересами, целями, порой противоречивыми и даже несовместимыми, разной направленности, численности и т.п.

В отличие от межправительственных организаций, НПО – это, как правило, нетерриториальные образования, ибо их члены не являются суверенными государствами. Они отвечают трем основным критериям: международный характер состава и целей; частный характер учредительства; добровольный характер деятельности.[38] Вот почему их причисляют к «новым акторам», «актором вне суверенитета», «транснациональным силам».

Первые международные неправительственные организации возникли в XIX в., но проявление их реального влияния на мировые политические процессы и численный рост приходится, как и МПО, на вторую половину ХХ столетия. НПО прошли впечатляющую эволюцию с ХIX в. до наших дней. Особенно интенсивным процесс создания НПО стал с появлением на международной арене ООН. Многие НПО получают консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН.

Современные международные неправительственные организации оказывают существенное влияние на общественное мнение. Однако этим их деятельность не ограничивается. НПО являются значимой политической силой, выступая против ядерных испытаний, захоронения ядовитых отходов, за сохранение мира и прекращения гонки вооружений и т.п. Их деятельность способствует созданию новых международных режимов, разработке новой повестки для решения глобальных проблем и демократизации мира.

Многие неправительственные организации вообще и международные в частности пользуются значительной поддержкой населения, что позволяет им действовать весьма эффективно. 

Немалое влияние на существо и направленность изменений в характере международных взаимодействий оказывают такие специфические неправительственные организации, как транснациональные корпорации, которые «подтачивают» национальный суверенитет государств в экономике. Речь идет о предприятиях, учреждениях и организациях, целью которых является получение прибыли, и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах, в то время как центр управления той или иной ТНК находится в одном из них.[39]

ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми государствами, но нередко и перед средними и даже великими державами.

ТНК – явление достаточно противоречивое. Они, несомненно, способствуют модернизации стран базирования, развитию их народного хозяйства, распространению ценностей и традиций экономической свободы. Одновременно они несут с собой и социальные потрясения, связанные со структурной перестройкой, интенсификацией труда и производства; новые формы господства и зависимости – экономической, технологической, а нередко и политической. В ряде случаев последствия их деятельности ведут к дальнейшему обострению уже имеющихся и возникновению новых экологических проблем, к разрушению национальных традиций, конфликту культур. Бесспорно и то, что ТНК усиливая экономическую взаимозависимость и единство мира в хозяйственном отношении, способствуют созданию предпосылок для становления единой глобальной культуры как планетарного, общецивилизационного явления.

Количественный рост ТНК приходится на вторую половину ХХ века. В современном мире насчитывается не менее 7 тыс. ТНК, имеющих 26 тыс. филиалов в различных странах на всех континентах.[40] Однако их непосредственная экспортно-импортная и инвестиционная деятельность затрагивает, главным образом, три экономические зоны, представленные США, ЕЭС и Японией, и вне этих зон касается еще около десятка развивающихся государств. Экономические процессы, контролируемые ТНК, охватывают большую часть мировой торговли, финансовых обменов, передач передовых технологий.

Таким образом, ТНК обладая определенной автономией в своих решениях и деятельности, способны вносить изменения в международные отношения, учитываются государствами в их внешней политике, - то есть отвечают всем признакам влиятельного международного актора.   

В конце ХХ века в условиях системного кризиса в экономике и системе государственного управления все более очевидным становится вывод, что современное государство порой не в состоянии справится со сложившейся ситуацией традиционными методами. Параметры компетенции государственной власти претерпевают существенные изменения, поэтому в последнее время происходит расширение круга новых акторов, но если ранее основными негосударственными участниками мировых политических процессов традиционно считались ТНК, международные и неправительственные организации. То сейчас к числу новых акторов все чаще причисляются и внутригосударственные регионы (административно- территориальные образования государства – кантоны, федеральные земли, штаты и т.д.), которые предпринимают самостоятельные шаги на мировой арене. Эти акторы ведут свою международную деятельность иногда вопреки государству, в которое они входят (сепаратистские регионы), иногда, пытаясь конкурировать с государством в стремлении показать свою самодостаточность перед ним (т.н. «сильные» регионы, «регионы – доноры»). Такого рода международная активность внутригосударственных регионов носит негативный характер. Однако помимо этих всплесков, внутригосударственные регионы начинают проводить международную деятельность, не пытаясь «насолить» государству, нейтрально, параллельно ему, дополняя его собственные международные проекты.

 Географическое расположение региона, наличие или отсутствие природных ресурсов, климатические условия влияют на его внешнеэкономические и внешнеполитические ориентации, а также взаимоотношения с центром.

Обычно регионы проявляют наибольшую активность в экономической сфере, поэтому рассматриваются порой как аналоги корпораций (ТНК), которые конкурируют между собой. Успех же их конкуренции зависят от ряда факторов, в том числе развития инфраструктуры, научно-технического и трудового потенциала, политики местных властей. В современных условиях инфраструктура складывается так, что связи близлежащих регионов соседних стран оказываются более тесными, чем региональные внутри государства.

Интенсивное сотрудничество с зарубежными странами одних регионов и изоляция от международных контактов других усиливает неравномерность социально-экономического развития страны.

В современной Европе эти процессы проявились с особой силой. Причина этого – в том, что в Европе действовали дополнительные стимулы, трансформирующие традиционные представления о приоритете суверенных государств в международных отношениях. Во-первых, это усиление надгосударственной федерализации в ЕС, когда государства фактически «делятся» частями своего суверенитета с наднациональными органами Евросоюза.

Параллельно процессу размывания государственного суверенитета «сверху», а отчасти и вследствие его, в рамках ЕС можно наблюдать такую же тенденцию, происходящую уже «снизу» со стороны административных регионов внутри национальных государств в ЕС. В последние годы все более очевидно усиление их роли в процессе принятия решений в ЕС, а в ряде вопросов (сельского хозяйства, рыболовства, в проблемах островных и прибрежных территорий) мнение регионов уже начинает конкурировать с мнением центральных правительств национальных государств.

Единый рынок, позволяет внутригосударственным регионам ЕС играть более активную и самостоятельную роль во внешнеэкономических связях. Одновременно происходит и освобождение политических сил регионов от жесткого контроля со стороны национальных правительств. Реальностью, с которой надо считаться, стало общеевропейское межрегиональное сотрудничество.

Кроме того, благодаря Комитету регионов ЕС, а также Конгрессу региональных и местных властей Европы под эгидой Совета Европы и различным межрегиональным ассамблеям регионы этих государств имеют свой постоянный форум, через который их голос, их позиция могут быть услышаны на общеевропейском уровне. В частности, в рамках вышеупомянутого конгресса проходила активная разработка Европейской хартии по региональному самоуправлению, по аналогии с Европейской хартией местного самоуправления.

Становится очевидным, что такое положение вещей вынуждает центральные правительства государств в большей степени учитывать позицию регионов при определении своей собственной политики.   

Эти процессы не обошли стороной и Россию. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации становятся все более весомым компонентом отношений нашей страны с зарубежными государствами.

Они позволяют наполнить реальным содержанием заключенные Россией международные договоры и способствуют ее дальнейшей интеграции в систему мирового хозяйства. Произошедшие в стране за последние пятнадцать лет кардинальные изменения, новые очертания внешних границ и непосредственное геополитическое окружение нашего государства вызвали появление новых, нетрадиционных форм решения внешнеполитических задач. Важную роль при этом играют международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации, в основе которых, как правило, исторически сложившиеся, тесные экономические, культурные и цивилизационные связи российских регионов с конкретными территориями Европы и Азии. 

Российский федерализм молод и в силу этого имеет неустоявшийся характер. Объем и глубина новаций, которые предстоит усвоить и освоить в сжатый исторический срок российским регионам на пути их трансформации в политические сообщества, впечатляюще велики. И не удивительно, что многочисленные регионы - субъекты Российской Федерации по-разному справляются с этой задачей: некоторые продвинулись достаточно далеко в политическом развитии, у других это развитие осуществляется фрагментарно, третьи - имитируют его или, вообще, топчутся на месте. Главная причина такой асинхронности заключается, видимо, в том, что не все регионы обладают достаточной ресурсной базой - экономической, социальной, культурной.

Важным элементом трансформации российских регионов в полноценные политические сообщества является процесс их политической самоидентификации, формирование адекватного самосознания как у всего населения, так и у правящей элиты.

Осознание же себя автономным политическим агентом, наряду с комплексом иных факторов, невозможно вне практики разветвленных внешних связей. Внешние связи способствуют формированию адекватной самооценки, дают незаменимый опыт политического позиционирования. Они стимулируют не только поиск и осознание, но также и конструирование собственной политической идентичности.

Внешние связи регионы могут иметь с тремя видами партнеров:

§   с федеральным Центром;

§   с другими регионами;

§   с другими государствами или иными субъектами международных отношений.[41]

В развитии этих связей по всем географическим направлениям находит свое практическое воплощение принцип многовекторности российской внешней политики. Благодаря сотрудничеству российских регионов с определенными государствами формируется своего рода пояс добрососедства по периметру границ. МИД России и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности нашего государства. Эта работа строится на основе Конституции РФ, Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», Указа Президента РФ «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», а также соответствующих нормативно-законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов.

Развивающийся процесс демократизации общественных отношений раздвинул рамки самостоятельности субъектов Федерации.

Регионы сегодня реально влияют как на формирование, так и на реализацию внешнеполитического курса, в рамках своих полномочий содействуют укреплению взаимодействия с административно-территориальными образованиями иностранных государств.

Во внутреннем плане межрегиональные связи в определенной степени помогают преодолевать экономические трудности, улучшать деловую активность населения и таким образом позитивно влияют на оздоровление социально-экономической ситуации в целом.

Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что появление новых негосударственных акторов на международной арене становится все более закономерной особенностью мировых политических процессов на современном этапе. На сегодняшний день нет однозначной оценки роли нетрадиционных акторов в современной мировой политике. Одни авторы, например, Дж.Бертон, склонны видеть в новых транснациональных акторах ведущую политическую силу. Они считают, что тенденция к отходу от принципов Вестфальской системы миропорядка, основанной на приоритете суверенных государств в международных делах, является все более ускоряющейся и необратимой. Исследователи, работающие в неореалистической традиции, напротив, настаивают на том, что новые акторы являются ни чем иным, как более утонченным и скрытым инструментом в руках суверенных государств. В свою очередь, такой исследователь как Дж. Розенау склоняется к «двухуровневой» модели международного взаимодействия, в рамках которой, наряду с официальными межгосударственными отношениями, учитывается и политическая роль негосударственных акторов. 

Однако при разнице интерпретации и оценок, сам факт того, что деятельность новых акторов приводит к эрозии Вестфальской системы, является неоспоримым. Так или иначе, невозможно не замечать активную деятельность негосударственных транснациональных акторов, хотя сегодня государства продолжают сохранять за собой ведущий политический режим, вступая при этом в сложную систему взаимодействия с негосударственными акторами. Это в числе прочих причин приводит и к тому неопределенному состоянию современного мира, которое получило образное определение «переходный возраст современного мира». [42]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.048 с.)