Историко-теоретические подходы к оказанию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-теоретические подходы к оказанию



помощи детям со специфическими нуждами.

          

Вопрос об оказании помощи и обучении детей –инвалидов был поставлен довольно давно. На территории нашего государства призрение таких детей первоначально осуществлялось при монастырях, школах, в приютах, воспитательных домах, богадельнях.

     Изучением исторического опыта работы с детьми-инвалидами занималась Бобла И.М..В своей работе она указывает на то, что первые упоминания о благотворительности в отношении ребенка-инвалида относятся к 9 - 13  векам. Однако, она касалась в основном только некоторых отдельных детей из числа сирот и подкидышей. Большинство слепых, глухонемых, слабоумных и искалеченных детей воспитывалось в семье, ее силами или бродило по свету, существуя на подаяния.

     Хотелось бы отметить, что до второй половины 20 века системы оказания помощи этой категории детей не было, да и позже она не сложилась. Однако, общественные организации и частные лица стали больше внимания и материальных средств отдавать решению этого вопроса. Стали открываться спецприюты, школы, больницы, училища для различных категорий детей-инвалидов (кроме душевнобольных и слабоумных, которые, преимущественно,содержались в домах для умалишенных, а так же в заведениях больничного типа).

      По мнению Григорьева А.Д., большую роль в оказании помощи слепым и слабослышащим детям играло Мариинское попечительство о слепых, функционировавшее с 1881 года в России и на территории Белоруси. Одним из первых его    шагов стала перепись слепых в стране. В результате деятельности этого общества появилось несколько школ, приютов и училищ для слепых детей, было издано несколько книг с использованием системы Брайля. При обучении важное место отводилось профессиональному образованию.

      В нашей стране существовало так же несколько спе-циальных заведений для детей с нарушениями   слуха. Первая школа для них была организована в Вильно в 1823 году Маклаховцом К.. Надо заметить, что опыт обучения этой категории детей к тому времени уже был накоплен за   рубежом, функционировали Варшавский, Берлинский, Лейпцигский и Парижский институты глухонемых и т.д.. Интересен опыт работы частного Минского училища для глухонемых и заикающихся еврейских детей (1888 г), т.к. там впервые было применено обучение на двух языках (русский и еврейский). Большой вклад в оказание помощи глухонемым внесла деятельность Попечительства о глухонемых (1898 г.), в ходе которой было открыто несколько учебных заведений, выдавались пособия семьям, воспитывающим глухонемых детей, организовывались приюты для таких семей, а так же были созданы курсы для обучения специалистов по работе с этими детьми.

      Итак, система оказания помощи детям-инвалидам не была создана до 1917 года; не была она создана и за время советской власти, когда помощь ребенку со специфическими нуждами сводилась к его изоляции в специальной школе интернаторного типи, поэтому, по нашему мнению, при организации помощи таким   детям в настоящее время суще-ствует необходимость в обращении к зарубежному опыту.

В развитых странах за рубежом уже сложились опре-деленные стандарты, формы и методы работы с детьми-инвалидами.Естественно, в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием, социально - экономическими условиями, психолого - педагогическими традициями, ориентацией на определенные научные подходы. Однако, можно выделить и некоторые общие тенденции, которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям.

Во-первых, это максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями в общественную жизнь (в том числе и интегрированное обучение).

Во-вторых, преймущество воспитания этих детей     в семье.

В-третьих, направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение.

В-четвертых, индивидуальный подход к реабилитациии и абилитациии ребенка в каждом конкретном случае.

      В настоящее время создается, разрабатывается ряд программ, учитывающих данные тенденции. Одна из таких программ, предложенная ООН, - это Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении (РНБО). Она определяется, как “стратегия развития общества, проводимая с целью реабилитации, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов. Ее цели: изменить положение дел в этой области,  проводить обучение, с вовлечением правительства и общественности; разработать систему, способную оказать помощь всем нуждающимся инвалидам” [ 18, 113]. Суть РНБО заключается в том, семья и непосредственное окружение, освоив некоторые основные реабилитационные навыки, а так же сам инвалид способны самостоятельно осуществлять реабилитацию. Безусловно, им оказывается по-мощь и поддержка соответствующих  учреждений систем здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты.

      В США действует программа “Инклюжен”. Ее основы были заложены “Реабилитационным Актом” (закон № 93-112, 1973г.) и    законом об обучении детей-инвалидов (1974-1975 гг.), в которые было внесено несколько поправок и дополнений со временем. В 80-е годы 20 века в Америке начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства и, в то же время, налагались  жесткие санкции за нарушение принятых стандартов. Для изменения у граждан отношения к инвалидам проводилась продуманная и разработанная психологами и другими специалистами кам-пания в  средствах массовой информации и т.п., большую роль в этом сыграли и религиозные организации. Таким образом инвалиды получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества, при этом изменилось восприятие их здоровыми людьми.

По всей стране стали появляться общественные орга-низации и клубы для инвалидов, а так же различные фонды. Хотелось бы отметить, что в США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных человеку со специфическими потребностями по закону, за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом.

      Что касается интеграции в обучении, то трудности возникли с разработкой программ, подготовкой персонала, разработкой психологических моделей восприятия детей –инвалидов здоровыми детьми и наоборот. Модель “ Инклюжен” подразумевает, что даже ребенок с сндромом Дауна может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатываются отдельная программа, свои облегченные задания. Многое в успешности осуществления программы зависит от учителя.

       В поддержку этой модели обучения было снято не-сколько фильмов об успешном обучении детей с ограничен-ными возможностями. Однако, в США не   тказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях [ 32 ].

       Говоря о социальном обеспечении в Соединенных Штатах, необходимо отметить, что инвалидам обеспечивается медицинское обслуживание, выплата пособий и компенсаций, жилищно-бытовое устройство и доставка в учебные заведения, бассейн и т.п., которую осуществляют социальные    службы. Используется и такой вид социального обслуживания, как на-домные услуги [ 28 ].

       Итак, можно было убедиться, что в США функционирует отлаженная система оказания помощи инвалидам, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможнойинтеграции человека с особыми по-требностями в общество, а так же обеспечивает принятие таких людей общесвом. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный поход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке программ.

       В Великобритании помощь имвалидам, в том числе и детям-инвалидам, оказывают 3 группы организаций: частные владельцы домов, обеспечивающих уход за определенную плату; общественный сектор; местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг.

       Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при  работе с детьми с нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению навыкам общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для чего организуются специальные прогулки. Для подростков с умственной отсталостью функционируют центры профессиональной подготовки.

Для детей-инвалидов и больных детей при госпиталях организуются специальные отделения трудотерапии. Трудотерапевты в области педиатрии ставят своей целью “развитие у детей оптимального уровня независимости в повседневной жизни с точки зрения физической, психической и социальной” [ 28, 182 ].

Социальный работник из Департамента социальных служб в Великобритании оказывает помощь в виде совета, поддержки и консультирования по личным делам инвалида и его семьи; помогает в разработке индивидуальных программ реабилитации, которые согласовываются с клиентом и его семьей; организуют нормальную, интересную культурную жизнь инвалида вне дома и т.п. Департамент может предоставить необходимое оборудование взаймы, выделить дотацию, оказывать помощь по телефону и другим видам связи.

В Великобритании так же существуют частные реаби-литационные фирмы, которые по заказу инвалида могут предоставить любое оборудование.

Что касается образования детей с ограниченными возможностями, то иртеграция в обучении и наличие спецшкол рассматриваются как необходимые параллельные условия образования. Они поддерживают порядок и гибкость системы образования и позволяют таким детям включаться в нее и отходить от нее по мере того, как меняются их потребности.

До поступления в школу в большинстве регионов Англии, а так же в некоторых других странах, достаточно эффективно используется система Потедж  (педагогическое обслуживание на дому   детей от 0 до 4-5 лет с задержками в развитии), которая зародилась в 1970 году в США. В основе работы с такими детьми лежит индивидуальная программа, которая составляется для каждого   ребенка с учетом его особенностей.

Для работы с детьми с нарушенниями интеллекта в ряде стран, преймущественно Скандинавских, организуются дома, в которых проживает не более 30 детей. В    них создается обстановка, максимально приближенная к семейной. Специалисты проводят наблюдения за детьми, определяют методы лечения и реабилитации, разрабатывают индивидуальные программы обучения. Обучение всех категорий детей-инвалидов, в основном, осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и общественная политика направлена на то, чтобы создать условия для установления максимально близких взаимоотношений между учениками всех категорий.

Таким образом,  в настоящее время в большинстве стран идет переход от раздельного образования и присмотра за детьми со специфическими нуждами к  их полной интеграции, если это возможно. Этот переход регулируется законодательством стран. Мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для     организации обучения детей–инвалидов:                                                                                                       

1. Учеников с серъезными нарушениями по возможности необ-ходимо включить с учетом  педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ.

2. Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе, ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса (индив-идуальные или в группах). 

3. Дети с серъезными умственными и физическими недо-статками могут обучаться в отдельных классах в рамках начальной и средней школ при систематических планируемых контактах со здоровыми сверстниками. При принятии решений относительно системы обслуживания приоритет отда-ется возможностям для детей получить образование, а не неудобствам администрации.                                           

4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педогогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированнном обучении и обстоятельств окружающей среды. 

5. При организации обучения сознательно планируется само-стоятельность          

6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено с функциональными навыками, которые соответствуют возрасту ребенка и необходимы для деятельности в интегрированной среде (домашний быт, профессиональное обслуживание, транспорт и т.п.).     

7. Обучение, взаимодействие между людьми должно быть га-рантией того, что дети действительно будут взаимодействовать с другими индивидами в интегрированном окружениии.

Интересен опыт работы за рубежом с онкологически больными детьми. Почти во всех западноевропейских странах и в США функционируют Хосписы, некоторые из них оказывают помощь детям с определенными заболеваниями, другие - всем нуждающимся умирающим людям. В Королевстве Норвегия,где проблема заболевания раком стоит очень остро, помощь оказывается в окружных больницах, но основную заботу об онкологически больных берут на себя общественные и частные организации. Самая крупная организация, решающая все психосоциальные проблемы, связанные с возникновением этого заболевания у детей и взрослых, - это   “Норвежское общество борьбы с раком” (НОБР). Помощь в основном ока-зывается в окружных больницах НОБР (их пять), где работают психолог, специально обученнная медсестра с подготовкой семейного терапевта, специалиста –соционома (социальный работник со пециальной подготовкой, в том числе и юридической, подготокой) и, при необходимости, другие специалисты. В основе работы всех специалистов лежат два основных принципа: максимальная открытость, полное информирование о заболевании, его последствиях и т.д. в беседах с детьми и их родителями; создание максимально благоприятных психологических и социальных условий для семьи. Особое внимание уделяется работе с родителями и сиблингами (родные братья и сестры) больного ребенка. При хорошем прогнозе и благоприятном    протекании лечения группа специалистов, в том числе и соционом, проводят для семьи индивидуальную семейную программу психосоциальной помощи.

Деятельность социального работника, в основном, направлена на поддержание необходимого материально - бытового уровня семьи, помощь родителям в оформлении документов на получение денежных пособий, страховых выплат и т.п.. При необходимости он помогает в улучшениии жилищных условий, санитарного состояния жилья, транспортном обслуживании и т.д..

При оценке работы соционома отчетом может служить пакет документов (письма, результаты обследования жилищных условий, заявление родителей, ответы официальных органов и др.), полученные в ходе ведения работы по социальной адаптации семьи [ 10 ].

 Широкое распространение при работе с онкологически больными детьми во всем мире получила “ Клоунотерапия”. Так же активно используется “ Арттерапия” в оказании помощи как детям, так и взрослым с огрниченными способностями. Но особенно важно это для детей, т.к. в детстве и юности закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на    мир, выявляются пристрастия. Развитие художественных способностей умственно ограниченных детей особенным образом совершенствует их личность, восприятие, самосознание, интеллект и коммуникативные возможности. Художественное творчество используется и как средство объединения детей с ограниченными способностями и без них, т.к. здесь важно только наличие дара, через который общность между детьми проявляется быстрее.

В России Институтом развития личности РАО (Москва) при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана “Игротерапия”. Она рекомендована для использования психологами, социальными работниками и педагогами в работе с детьми с ограниченными возможностями (3-9 лет). Игротеропия применяется для предупреждения и коррек-ции невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. Она может быть групповой и индивидуальной, может носить личностный характер (игры с предметами) или личностный характер (игры с людьми). В игру включаются средства “Арттерапии”. Параллельно с работой с детьми проводятся семенары, консультации с родителями. Таким образом, в   рамках Федеральной программы “ Дети России ” на основе русских народных сказок (“Репка”,”Гуси-лебеди” и другие) были разработаны и опробированы в реабилитационном центре “Сломанный цветок” игротерапевтические атракционы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. “ Особенностью разработанных атракционов является активное использования игровых способов общения ребенка с игротерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов заключается в том, что с первых шагов общения с ними и в течение последующих встреч ребенок погружается в самый понятный ему мир сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами новизны” [ 25, 59 ].

За рубежом получила распространение и другая методика, разработанная российскими исследователями, - это игра “Ринго –надежда”. Аргун Л.Е., один из авторов методики, предложил использование распространенной игры “ Ринго ” для людей с ограниченными возможностями. Для каждой катего-рии инвалидов разработана своя методика проведения. Игра эффективно влияет на физическое развитие и психоэмоциональное состояние [ 3, 43 ].

Для детей с ДЦП английская фирма “Рэхаб энд медикал” предлагает программу “Развитие основных навыков движения через обучения” (РОНДО). Учебный план РОНДО ориентирован на активную деятельность и предназначен для обучения основным двигательным навыкам, необходимым в дальнейшей жизни как в домашней обстановке, так и в обществе. Курс обучения учитывает естественную механику тела, рассматриваемую совместно с учебным процессом.Эта программа является результатом пятилетней совместной деятельности учителей и врачей графства Керн (Англия). Фирма “Рехабс энд медикал” занимается так же поставкой специального оборудования для механотерапии и психотерапии [ 27, 55 ].

Эрик Шоплер, Маргарет Ландзинд, Лезли Ватерс предла-гают программу ТЕАСН для аутичных и отстающих в раз-витии детей. Эта программа включает:

1. Исследование,ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.

2. Индивидуальная программа развития с тренировочными зада-ниями, специально приспособленные к каждому ребенку, является основной линией работы с ним. В рамках данной программы родители рассматриваются как сотерапевты, а не как причина такого состояния ребенка [ 6 ].

Сотрудниками Университета Маккуэри (Сидней) была разработана    программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии “Маленькие ступеньки” [ 22 ].

В России была разработана комплексная инновационная модель “Центр независимой жизни для  детей с ограниченными возможностями”. Это система социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной государственной архитектурной среды и консервативного в отношении инвалидов    общественного сознания, создает режим равных возможностей для детей с особыми проблемами. Основная задача модели - обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. В работе   используются следующие формы оказания помощи: беседы, семенары, творческие кружки, исследования, проведение различных меро-приятий, создание служб (например “От родителя к родителю”), обучение родителей, представительство интересов, оказание помощи на дому и т.п. [ 24 ].

Участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, но и наличие соответствующих личностных качеств, позволяющих инвалидам относиться к ним с доверием.

Учитывая, что деятельность социальных служб основывается на заканодательстве, регулируется им, мы считаем необходимым обратиться к этому вопросу.                           

                                         

                                                                                                                                



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.031 с.)