Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историко-теоретические подходы к оказанию
помощи детям со специфическими нуждами.
Вопрос об оказании помощи и обучении детей –инвалидов был поставлен довольно давно. На территории нашего государства призрение таких детей первоначально осуществлялось при монастырях, школах, в приютах, воспитательных домах, богадельнях. Изучением исторического опыта работы с детьми-инвалидами занималась Бобла И.М..В своей работе она указывает на то, что первые упоминания о благотворительности в отношении ребенка-инвалида относятся к 9 - 13 векам. Однако, она касалась в основном только некоторых отдельных детей из числа сирот и подкидышей. Большинство слепых, глухонемых, слабоумных и искалеченных детей воспитывалось в семье, ее силами или бродило по свету, существуя на подаяния. Хотелось бы отметить, что до второй половины 20 века системы оказания помощи этой категории детей не было, да и позже она не сложилась. Однако, общественные организации и частные лица стали больше внимания и материальных средств отдавать решению этого вопроса. Стали открываться спецприюты, школы, больницы, училища для различных категорий детей-инвалидов (кроме душевнобольных и слабоумных, которые, преимущественно,содержались в домах для умалишенных, а так же в заведениях больничного типа). По мнению Григорьева А.Д., большую роль в оказании помощи слепым и слабослышащим детям играло Мариинское попечительство о слепых, функционировавшее с 1881 года в России и на территории Белоруси. Одним из первых его шагов стала перепись слепых в стране. В результате деятельности этого общества появилось несколько школ, приютов и училищ для слепых детей, было издано несколько книг с использованием системы Брайля. При обучении важное место отводилось профессиональному образованию. В нашей стране существовало так же несколько спе-циальных заведений для детей с нарушениями слуха. Первая школа для них была организована в Вильно в 1823 году Маклаховцом К.. Надо заметить, что опыт обучения этой категории детей к тому времени уже был накоплен за рубежом, функционировали Варшавский, Берлинский, Лейпцигский и Парижский институты глухонемых и т.д.. Интересен опыт работы частного Минского училища для глухонемых и заикающихся еврейских детей (1888 г), т.к. там впервые было применено обучение на двух языках (русский и еврейский). Большой вклад в оказание помощи глухонемым внесла деятельность Попечительства о глухонемых (1898 г.), в ходе которой было открыто несколько учебных заведений, выдавались пособия семьям, воспитывающим глухонемых детей, организовывались приюты для таких семей, а так же были созданы курсы для обучения специалистов по работе с этими детьми.
Итак, система оказания помощи детям-инвалидам не была создана до 1917 года; не была она создана и за время советской власти, когда помощь ребенку со специфическими нуждами сводилась к его изоляции в специальной школе интернаторного типи, поэтому, по нашему мнению, при организации помощи таким детям в настоящее время суще-ствует необходимость в обращении к зарубежному опыту. В развитых странах за рубежом уже сложились опре-деленные стандарты, формы и методы работы с детьми-инвалидами.Естественно, в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием, социально - экономическими условиями, психолого - педагогическими традициями, ориентацией на определенные научные подходы. Однако, можно выделить и некоторые общие тенденции, которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям. Во-первых, это максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями в общественную жизнь (в том числе и интегрированное обучение). Во-вторых, преймущество воспитания этих детей в семье. В-третьих, направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение. В-четвертых, индивидуальный подход к реабилитациии и абилитациии ребенка в каждом конкретном случае. В настоящее время создается, разрабатывается ряд программ, учитывающих данные тенденции. Одна из таких программ, предложенная ООН, - это Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении (РНБО). Она определяется, как “стратегия развития общества, проводимая с целью реабилитации, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов. Ее цели: изменить положение дел в этой области, проводить обучение, с вовлечением правительства и общественности; разработать систему, способную оказать помощь всем нуждающимся инвалидам” [ 18, 113]. Суть РНБО заключается в том, семья и непосредственное окружение, освоив некоторые основные реабилитационные навыки, а так же сам инвалид способны самостоятельно осуществлять реабилитацию. Безусловно, им оказывается по-мощь и поддержка соответствующих учреждений систем здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты.
В США действует программа “Инклюжен”. Ее основы были заложены “Реабилитационным Актом” (закон № 93-112, 1973г.) и законом об обучении детей-инвалидов (1974-1975 гг.), в которые было внесено несколько поправок и дополнений со временем. В 80-е годы 20 века в Америке начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства и, в то же время, налагались жесткие санкции за нарушение принятых стандартов. Для изменения у граждан отношения к инвалидам проводилась продуманная и разработанная психологами и другими специалистами кам-пания в средствах массовой информации и т.п., большую роль в этом сыграли и религиозные организации. Таким образом инвалиды получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества, при этом изменилось восприятие их здоровыми людьми. По всей стране стали появляться общественные орга-низации и клубы для инвалидов, а так же различные фонды. Хотелось бы отметить, что в США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных человеку со специфическими потребностями по закону, за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом. Что касается интеграции в обучении, то трудности возникли с разработкой программ, подготовкой персонала, разработкой психологических моделей восприятия детей –инвалидов здоровыми детьми и наоборот. Модель “ Инклюжен” подразумевает, что даже ребенок с сндромом Дауна может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатываются отдельная программа, свои облегченные задания. Многое в успешности осуществления программы зависит от учителя. В поддержку этой модели обучения было снято не-сколько фильмов об успешном обучении детей с ограничен-ными возможностями. Однако, в США не тказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях [ 32 ]. Говоря о социальном обеспечении в Соединенных Штатах, необходимо отметить, что инвалидам обеспечивается медицинское обслуживание, выплата пособий и компенсаций, жилищно-бытовое устройство и доставка в учебные заведения, бассейн и т.п., которую осуществляют социальные службы. Используется и такой вид социального обслуживания, как на-домные услуги [ 28 ]. Итак, можно было убедиться, что в США функционирует отлаженная система оказания помощи инвалидам, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможнойинтеграции человека с особыми по-требностями в общество, а так же обеспечивает принятие таких людей общесвом. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный поход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке программ.
В Великобритании помощь имвалидам, в том числе и детям-инвалидам, оказывают 3 группы организаций: частные владельцы домов, обеспечивающих уход за определенную плату; общественный сектор; местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг. Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при работе с детьми с нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению навыкам общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для чего организуются специальные прогулки. Для подростков с умственной отсталостью функционируют центры профессиональной подготовки. Для детей-инвалидов и больных детей при госпиталях организуются специальные отделения трудотерапии. Трудотерапевты в области педиатрии ставят своей целью “развитие у детей оптимального уровня независимости в повседневной жизни с точки зрения физической, психической и социальной” [ 28, 182 ]. Социальный работник из Департамента социальных служб в Великобритании оказывает помощь в виде совета, поддержки и консультирования по личным делам инвалида и его семьи; помогает в разработке индивидуальных программ реабилитации, которые согласовываются с клиентом и его семьей; организуют нормальную, интересную культурную жизнь инвалида вне дома и т.п. Департамент может предоставить необходимое оборудование взаймы, выделить дотацию, оказывать помощь по телефону и другим видам связи. В Великобритании так же существуют частные реаби-литационные фирмы, которые по заказу инвалида могут предоставить любое оборудование. Что касается образования детей с ограниченными возможностями, то иртеграция в обучении и наличие спецшкол рассматриваются как необходимые параллельные условия образования. Они поддерживают порядок и гибкость системы образования и позволяют таким детям включаться в нее и отходить от нее по мере того, как меняются их потребности. До поступления в школу в большинстве регионов Англии, а так же в некоторых других странах, достаточно эффективно используется система Потедж (педагогическое обслуживание на дому детей от 0 до 4-5 лет с задержками в развитии), которая зародилась в 1970 году в США. В основе работы с такими детьми лежит индивидуальная программа, которая составляется для каждого ребенка с учетом его особенностей.
Для работы с детьми с нарушенниями интеллекта в ряде стран, преймущественно Скандинавских, организуются дома, в которых проживает не более 30 детей. В них создается обстановка, максимально приближенная к семейной. Специалисты проводят наблюдения за детьми, определяют методы лечения и реабилитации, разрабатывают индивидуальные программы обучения. Обучение всех категорий детей-инвалидов, в основном, осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и общественная политика направлена на то, чтобы создать условия для установления максимально близких взаимоотношений между учениками всех категорий. Таким образом, в настоящее время в большинстве стран идет переход от раздельного образования и присмотра за детьми со специфическими нуждами к их полной интеграции, если это возможно. Этот переход регулируется законодательством стран. Мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для организации обучения детей–инвалидов: 1. Учеников с серъезными нарушениями по возможности необ-ходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ. 2. Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе, ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса (индив-идуальные или в группах). 3. Дети с серъезными умственными и физическими недо-статками могут обучаться в отдельных классах в рамках начальной и средней школ при систематических планируемых контактах со здоровыми сверстниками. При принятии решений относительно системы обслуживания приоритет отда-ется возможностям для детей получить образование, а не неудобствам администрации. 4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педогогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированнном обучении и обстоятельств окружающей среды. 5. При организации обучения сознательно планируется само-стоятельность 6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено с функциональными навыками, которые соответствуют возрасту ребенка и необходимы для деятельности в интегрированной среде (домашний быт, профессиональное обслуживание, транспорт и т.п.). 7. Обучение, взаимодействие между людьми должно быть га-рантией того, что дети действительно будут взаимодействовать с другими индивидами в интегрированном окружениии. Интересен опыт работы за рубежом с онкологически больными детьми. Почти во всех западноевропейских странах и в США функционируют Хосписы, некоторые из них оказывают помощь детям с определенными заболеваниями, другие - всем нуждающимся умирающим людям. В Королевстве Норвегия,где проблема заболевания раком стоит очень остро, помощь оказывается в окружных больницах, но основную заботу об онкологически больных берут на себя общественные и частные организации. Самая крупная организация, решающая все психосоциальные проблемы, связанные с возникновением этого заболевания у детей и взрослых, - это “Норвежское общество борьбы с раком” (НОБР). Помощь в основном ока-зывается в окружных больницах НОБР (их пять), где работают психолог, специально обученнная медсестра с подготовкой семейного терапевта, специалиста –соционома (социальный работник со пециальной подготовкой, в том числе и юридической, подготокой) и, при необходимости, другие специалисты. В основе работы всех специалистов лежат два основных принципа: максимальная открытость, полное информирование о заболевании, его последствиях и т.д. в беседах с детьми и их родителями; создание максимально благоприятных психологических и социальных условий для семьи. Особое внимание уделяется работе с родителями и сиблингами (родные братья и сестры) больного ребенка. При хорошем прогнозе и благоприятном протекании лечения группа специалистов, в том числе и соционом, проводят для семьи индивидуальную семейную программу психосоциальной помощи.
Деятельность социального работника, в основном, направлена на поддержание необходимого материально - бытового уровня семьи, помощь родителям в оформлении документов на получение денежных пособий, страховых выплат и т.п.. При необходимости он помогает в улучшениии жилищных условий, санитарного состояния жилья, транспортном обслуживании и т.д.. При оценке работы соционома отчетом может служить пакет документов (письма, результаты обследования жилищных условий, заявление родителей, ответы официальных органов и др.), полученные в ходе ведения работы по социальной адаптации семьи [ 10 ]. Широкое распространение при работе с онкологически больными детьми во всем мире получила “ Клоунотерапия”. Так же активно используется “ Арттерапия” в оказании помощи как детям, так и взрослым с огрниченными способностями. Но особенно важно это для детей, т.к. в детстве и юности закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются пристрастия. Развитие художественных способностей умственно ограниченных детей особенным образом совершенствует их личность, восприятие, самосознание, интеллект и коммуникативные возможности. Художественное творчество используется и как средство объединения детей с ограниченными способностями и без них, т.к. здесь важно только наличие дара, через который общность между детьми проявляется быстрее. В России Институтом развития личности РАО (Москва) при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана “Игротерапия”. Она рекомендована для использования психологами, социальными работниками и педагогами в работе с детьми с ограниченными возможностями (3-9 лет). Игротеропия применяется для предупреждения и коррек-ции невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. Она может быть групповой и индивидуальной, может носить личностный характер (игры с предметами) или личностный характер (игры с людьми). В игру включаются средства “Арттерапии”. Параллельно с работой с детьми проводятся семенары, консультации с родителями. Таким образом, в рамках Федеральной программы “ Дети России ” на основе русских народных сказок (“Репка”,”Гуси-лебеди” и другие) были разработаны и опробированы в реабилитационном центре “Сломанный цветок” игротерапевтические атракционы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. “ Особенностью разработанных атракционов является активное использования игровых способов общения ребенка с игротерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов заключается в том, что с первых шагов общения с ними и в течение последующих встреч ребенок погружается в самый понятный ему мир сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами новизны” [ 25, 59 ]. За рубежом получила распространение и другая методика, разработанная российскими исследователями, - это игра “Ринго –надежда”. Аргун Л.Е., один из авторов методики, предложил использование распространенной игры “ Ринго ” для людей с ограниченными возможностями. Для каждой катего-рии инвалидов разработана своя методика проведения. Игра эффективно влияет на физическое развитие и психоэмоциональное состояние [ 3, 43 ]. Для детей с ДЦП английская фирма “Рэхаб энд медикал” предлагает программу “Развитие основных навыков движения через обучения” (РОНДО). Учебный план РОНДО ориентирован на активную деятельность и предназначен для обучения основным двигательным навыкам, необходимым в дальнейшей жизни как в домашней обстановке, так и в обществе. Курс обучения учитывает естественную механику тела, рассматриваемую совместно с учебным процессом.Эта программа является результатом пятилетней совместной деятельности учителей и врачей графства Керн (Англия). Фирма “Рехабс энд медикал” занимается так же поставкой специального оборудования для механотерапии и психотерапии [ 27, 55 ]. Эрик Шоплер, Маргарет Ландзинд, Лезли Ватерс предла-гают программу ТЕАСН для аутичных и отстающих в раз-витии детей. Эта программа включает: 1. Исследование,ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития. 2. Индивидуальная программа развития с тренировочными зада-ниями, специально приспособленные к каждому ребенку, является основной линией работы с ним. В рамках данной программы родители рассматриваются как сотерапевты, а не как причина такого состояния ребенка [ 6 ]. Сотрудниками Университета Маккуэри (Сидней) была разработана программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии “Маленькие ступеньки” [ 22 ]. В России была разработана комплексная инновационная модель “Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями”. Это система социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной государственной архитектурной среды и консервативного в отношении инвалидов общественного сознания, создает режим равных возможностей для детей с особыми проблемами. Основная задача модели - обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. В работе используются следующие формы оказания помощи: беседы, семенары, творческие кружки, исследования, проведение различных меро-приятий, создание служб (например “От родителя к родителю”), обучение родителей, представительство интересов, оказание помощи на дому и т.п. [ 24 ]. Участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, но и наличие соответствующих личностных качеств, позволяющих инвалидам относиться к ним с доверием. Учитывая, что деятельность социальных служб основывается на заканодательстве, регулируется им, мы считаем необходимым обратиться к этому вопросу.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.031 с.) |