Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация предпринимательской деятельности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе. В связи с этим различают: В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: 1 )Производственное предпринимательство - предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель, используя в качестве факторов орудия и предметы труда производит продукцию, товары, услуги, информацию для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. 2) Коммерческое предпринимательство - предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. 3) Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли- продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю ли предоставляемые ему в кредит. 4) Посредническое предпринимательство - предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товары, а выступает в роли посредника в процессе товарного обмена и в товарно-денежных операциях. Главная задача- соединить 2 заинтересованные сделки стороны; за оказание подобных услуг предприниматель получает прибыль. 5) Страховое предпринимательство - заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества,ценности, жизни за определенную плату, компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. По формам собственности: -частные предприятия-государственные предприятия-предприятия в собственности общественных объединений (организаций) По количеству собственников: -индивидуальные (собственность принадлежит одному физическому лицу)- коллективные (собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам)-долевая собственность (с определением долей каждого из них)-совместная собственность (без определения долей) По признакам законности: -законное-незаконное (осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере)-лжепредпринимательство (создание организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, а имеющее целями получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившей ущерб гражданам, организациям или государству) За организацию незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства установлена уголовная ответственность. В зависимости от распространения деятельности на различных территориях: Местное-национальное-международное-мировое С точки зрения темпов развития: -быстрорастущие-медленно наращивающие темпы развития компании С точки зрения уровня прибыльности и доходности: -высокоприбыльные-низкорентабельные По уровню рискованности: -организации, осуществляющие низкорисковые виды бизнеса -организации, осуществляющие очень рисковые виды бизнеса Субъекты и объекты ПД. Объектами предпринимательской деятельности могут быть: 1) торгово-посредническая деятельность (оптовая и розничная торговля); 2) торгово-закупочная деятельность; 3) коммерческо-посредническая деятельность; 4) инновационная деятельность; 5) лизинговая деятельность; 6) консультационная деятельность; 7)аудиторская деятельность; 8) операции с ценными бумагами; 9) внешнеэкономическая деятельность и др. Субъектами предпринимательской деятельности являются: - физические лица не ограниченные в правах (граждане Беларуси, иностранные граждане, лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством); - юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Предпринимателями не могут быть: - лица не достигшие 18 лет; - лица, признанные недееспособными; - должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и суда; - руководящие работники и специалисты государственных органов, в функции которых входит решение вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности или контроля над такой деятельностью.
Монополия (греч. "monopolia" - продаю один) - экономическая категория, характеризующая определенную структуру рынка с преобладанием на нем единоличного продавца или покупателя, продающего (приобретающего) товар, на который не имеется близких заменителей. В экономической литературе такая структура рынка именуется абсолютной ("чистой") монополией. В реальной экономической действительности существуют рыночные ситуации, характеризуемые различной степенью преобладания конкуренции и монополии. Данные типы рынков получили наименование "несовершенной" конкуренции (олигополия, монополистическая конкуренция). В российском законодательстве отсутствует общее определение понятия "монополия". Термин "монополия" упоминается в нормативных актах применительно к наименованию особых субъектов, подвергающихся правовому регулированию, в частности к государственным и естественным монополиям. Следует обратить внимание, что для права наиболее важное значение имеет нормативное регулирование именно определенного исключительного (привилегированного) положения субъектов рынка, которое дает субъекту особые преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с другими субъектами. Особый же статус субъекта рынка (как монополиста) является производным от упомянутого исключительного положения (и, следовательно, вторичным). Антимонопольное законодательство использует правовую категорию, общий правовой режим "доминирующее положение" для регулирования и контроля различной степени монополизации рынков (от абсолютной монополии до монополистической конкуренции). Доминирующее положение в определенных сферах экономической деятельности также может дополнительно регулироваться посредством установления специальных правовых режимов (например, режимов естественной и государственной монополии). В зависимости от степени вмешательства государства в установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынках и иных специальных режимов следует различать следующие основные виды монополий, имеющие правовое значение:
Указанные виды монополий также можно классифицировать в зависимости от того, защищены они от конкуренции или нет. Речь идет о том, что некоторые монополии либо не допускают, либо существенно ограничивают конкуренцию со стороны других хозяйствующих субъектов на законных основаниях. В литературе эти монополии получили различные наименования: "закрытые", "легальные", "юридические" монополии. К ним относятся: 1) монополии, непосредственно регулируемые государством, и 2) монополии обладателей исключительных прав. Остальные монополии не могут быть защищены от конкуренции, а должны подчиняться экономическим законам конкурентного рынка (взаимодействию спроса и предложения), что является основополагающим правилом (принципом) рыночной экономики и предпринимательства. Соответственно, государство устанавливает правовой режим недопустимости ограничения конкуренции. Монополии обладателей исключительных прав могут сочетаться как с "рыночными" монополиями, так и с монополиями, непосредственно регулируемыми государством. Монополии первого вида - монополии, непосредственно регулируемые государством. Они создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Эти монополии защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий. Их можно назвать государственными монополиями в широком смысле. Существует две разновидности монополий рассматриваемого типа: государственные и естественные монополии. Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Целями создания государственных монополий являются: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства, ограничение свободного оборота определенных товаров (наркотических средств и т.д.). Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов. Сферы и численность государственных монополий достаточно подвижны, определенные из них то вводятся, то упраздняются. Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами, в частности Федеральными законами "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и др. Например, в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в Российской Федерации установлена государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов. Согласно ст. 5 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ. Указанные виды деятельности, а также производство наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляются только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества обеспечивается: введением разрешительного порядка экспорта и импорта продукции военного назначения; регламентированием военно-технического сотрудничества в соответствии с военно-политическими и экономическими интересами России; проведением единой государственной политики в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения; обеспечением бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных установленных законом причин (ст. 3 Закона о естественных монополиях). Закон устанавливает следующие признаки (так называемые естественные основания) таких монополий:
Существование данного вида монополий объясняется тем, что в определенных сферах предпринимательской деятельности конкуренция по объективным экономическим причинам является неэффективной вследствие того, что один субъект предпринимательства может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы несколько конкурентов. Однако для того, чтобы какая-либо сфера деятельности приобрела правовой статус естественной монополии, необходимо признание ее в качестве таковой со стороны государства. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Существует перечень сфер деятельности, в которых введен режим естественной монополии:
В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит специальный правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, на недискриминационных условиях. В сферах естественных монополий вводится также режим недискриминационного доступа к товарам (услугам) естественных монополий. Второй вид монополий - рыночные монополии. Они создаются вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства при осуществлении ими своей деятельности под воздействием различных факторов на рынке (экономических, внеэкономических) без непосредственного регулирующего воздействия государства. Такие монополии могут появиться в результате победы в добросовестной конкуренции определенного субъекта предпринимательства и выхода с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой. Монополии третьего вида - монополии обладателей исключительных прав. Монопольное положение может возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладателей патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты автоматически ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором их использование всецело зависит лишь от его усмотрения. Возможность занятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладания данными правами связана прежде всего с монопольным характером самих этих прав на указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности). Категория "доминирующее положение" была сконструирована и используется для целей антимонопольного регулирования. Доминирующее положение понимается как особое экономическое положение хозяйствующего субъекта, выражающееся в наличии определенной "рыночной власти". Представляя доминирующее положение в качестве блага хозяйствующего субъекта, Закон соразмерно уравновешивает его необходимым бременем, налагая на доминирующего субъекта определенные ограничения и запреты, а также предусматривая ответственность за их нарушение. Прежде всего ограничения касаются свободы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободу установления цен, свободу договора и т.д. Конкретные ограничения и запреты предусмотрены в ст. 10 Закона о защите конкуренции, именуемые злоупотреблениями доминирующим положением на рынке. Следует выделять два основных критерия для определения доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке: качественный и количественный. Качественный критерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательства на определенном рынке. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции). Количественный (вспомогательный) критерий доминирующего положения позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, а также установления доминирующего положения в составе коллективного доминирования. Так, в соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи, является оператор связи, доля которого на этом рынке в географических границах РФ превышает 25%. Это правило используется для целей применения Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если выполняется хотя бы одно из следующих условий: доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20%; доля приобретаемой или потребляемой электрической энергии и (или) мощности в границах соответствующей зоны свободного перетока превышает 20%. Коллективное доминирование - это доминирующее положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), если выполняются в совокупности следующие три условия:
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке. Условия признания доминирующим положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку РФ, с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом, устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ. Условия признания доминирующим положения иной финансовой организации с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом, устанавливаются Правительством РФ. Доминирующее положение финансовой организации, поднадзорной ЦБ РФ, устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ. Порядок установления антимонопольным органом доминирующего положения иной финансовой организации утверждается Правительством РФ. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации. Доминирующее положение на рынке могут занимать субъекты, относящиеся к различным видам монополий: субъекты государственных и естественных монополий, субъекты "рыночных" монополий, обладатели исключительных прав. Субъектам предпринимательской деятельности не запрещается занимать доминирующее положение на рынке. Такое положение само по себе не является противоправным. Как уже отмечалось выше, оно может возникнуть по воле государства либо в результате неразвитости определенного рынка или эффективного осуществления субъектом предпринимательства добросовестной конкуренции и победы в конкурентной борьбе и т.п. В последнем случае доминирующее положение производно от конкуренции и является ее закономерным итогом. Однако если доминирующее (монопольное) положение предпринимателя явилось следствием его неправомерных действий, нарушающих нормы законодательства, то такие действия будут квалифицированы как правонарушения (монополистическая деятельность), а вызванное такими действиями "доминирование" - как вредоносные последствия (ограничение или устранение конкуренции). Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.231 (0.013 с.) |