История развития социальной рекламы в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития социальной рекламы в России



Историю появления социальной рекламы в России можно проследить со второй половине XVII в., с появления в повседневной жизни русского человека нового жанра - лубка, а именно "назидательного лубка". [8]

После революции 1917 года реклама становится мощным средством коммунистической пропаганды. Задачи, которые выполняла реклама, были различны, в зависимости от потребностей государства. Вначале, советской власти было необходимо лишь поддерживать собственный авторитет. Со сменой власти произошли не только политические, но и социальные изменения в жизни общества и для удержания власти требовалось утверждение ее господства и исключения любого влияния со стороны оппозиционных структур. Именно в этот период появляется декрет "О введении государственной монополии на объявления". Кроме того, возникла необходимость в замене старых, устоявшихся ценностей и принципов, которые определялись религией, на новые, в связи с переходом к атеистическому обществу и коммунистической морали. Для такой замeны была необходима социальная рeклама, пропагандирующая перeход к новой жизни. В этот период значительно мeняeтся и стиль социальной рекламы. "До революции, особенно в конце XIX - начале XX в., любая реклама в целом была почти предметом искусства. Работой над рекламными плакатами занимались видные русские живописцы: Михаил Врубель, Борис Кустодиев, братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы. Именно поэтому, в силу бeзукоризненного вкуса и мастерства авторов, плакаты значительно влияли на эстетику образа больших городов" [5]

После революции в оформление пришли примитивизм и трафаретные надписи, художественное оформление рекламы было признано ненужным излишеством, основным требованием стала ее доступность и понятность даже самому простому крестьянину. [4] Основным средством социальной рекламы, особенно в начальный период советской власти, был плакат. Его оформление было ярким, красочным, призывающим к действию, иногда даже несколько агрессивным. Плакаты изобиловали побудительными и вопросительными предложениями, восклицательными знаками, запоминающимися слоганами. Позже, еще одним средством соцрекламы становится радио, а с ликвидацией безграмотности стало возможным появление листовок как еще одно средство соцрекламы. После гражданской войны в стране появляются первые рекламные агентства такие как "Рекламтранс", "Связь", "Промреклама", "Мосторгреклама" и др. Каждое из них имело свое направление деятельности и места размещения рекламных объявлений.

Тематика советской социальной рекламы конца 1910-х - начала 1930-х гг. была различной и носила характер агитации и пропаганды. Директивы и лозунги партии большевиков фактически становились соц. рекламой. [3]

В конце 20-х годов в тематике и оформлении социальной рекламы происходят изменения, наступает ее новый этап. На смену темным тонам приходят более оптимистичные, светлые. В тоне рекламы строгие вопросы сменяются более мягким обращением к зрителю. Стиль примитивизма и доступности уступает место соцреализму.

В годы Великой Отечественной войны вся социальная реклама была подчинена военной тематике.24 июня 1941 г. было принято постановление "О создании и задачах Советского информационного бюро", согласно которому, основная цель социальной рекламы состояла в сплочении русского народа перед лицом врага, а также в пропаганде против немецкой агитации.

Была изменена сетка радиовещания, из трех транслировавшихся программ осталась одна. Приказом по радиокомитету от 25 июня 1941 г. отдел общественно-политических передач был преобразован в отдел социально-политической агитации. Лозунговый стиль радиопрограмм сменялся проникновенной душевностью, находившей наименьший отклик у слушателей. Появился цикл радиопередач "Письма с фронта" и "Письма на фронт", которые выполняли очень важную миссию, помогали людям, потерявшим друг друга. Условно содержание этих передач можно отнести к внутреннему социальному PR. Внутренний социальный PR - одно из основных направлений социальной рекламы, общественная потребность в котором сильно обостряется в периоды социальных потрясений. В целом социальная и политическая реклама в период Великой Отечественной войны значительно способствовала поддержанию боевого духа народа на фронте и в тылу и внесла весомый вклад в общее дело Победы. [4]

В послевоенные годы социальная реклама отражала актуальные проблемы времени такие как ликвидация последствий войны и восстановление хозяйства. Однако развитие рекламы значительно тормозила внутренняя политика государства с идеологическими установками, жесткой цензурой, что привело к ее однообразию и отсутствию творческого подхода. Этот кризис продолжался до середины 60-х годов [8]

Затем в рекламе начинают появляться темы охраны окружающей среды, борьбы за мир, дружбы между народами, которые находят отражение в плакатах того времени. Чаще социальная реклама в СССР воспринималась как агитпропаганда.

Тем не менее, несмотря на всю неоднозначность оценок существовавшей в нашей стране идеологии, в Советском Союзе весьма успешно справлялись с задачей идейной консолидации населения и формирования общественного мышления. После распада СССР прекратило существование единое информационное пространство, произошла утрата прежних ценностей, но еще не были приобретены новые. Социально-экономические преобразования в государстве привели к кардинальной трансформации системы социальных связей, разрушению традиций, на поверхность начали всплывать многочисленные социальные проблемы. В этот период стала очевидной необходимость изменения социальной политики государства. Социальная реклама стала одним из инструментов решения назревших проблем и снижения социальной напряженности.

С 2002 года социальная реклама продолжала развиваться и основные темы, которые она затрагивала в этот период были: поддержание здорового образа жизни, укрепление ценности семейных отношений, надзор за соблюдением правил дорожного движения, исполнение обществом своих гражданских обязанностей, воспитание патриотизма и гуманизма, а также защита наименее защищенных слоев общества. По-прежнему освещались вопросы природоохраны и охраны земельных ресурсов.

На сегодняшний день все эти вопросы остаются актуальными и значимыми. Однако, социальная реклама стала гораздо более разнообразна по техническим характеристикам, художественному оформлению, в средствах оповещения. Этому способствует не только технический прогресс, но и то, что создание соцрекламы в наши дни инициирует не только государство, как это было в советское время, но и бизнес, политика, третий сектор (НКО). [6]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.006 с.)