Кафедра экономической теории и управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономической теории и управления



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт менеджмента

Кафедра экономической теории и управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Рыночная ниша и проблемы ее выбора в современных условиях

Автор курсовой работы:

Кузнецова Юлия Антоновна

Учебная дисциплина: Маркетинг

Преподаватель: к. п. н., доц., Н.А. Патутина

 

Москва 2013 г.


Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие рыночной ниши

1.1 Понятие и сущность рыночной ниши

Глава 2. Развитие туристической ниши в России

2.1 История развития туристической ниши

2.2 Особенности внешнего туризма

Глава 3. Особенности компании "Натали Турс"

3.1 История Компании "Натали Турс"

3.2 Ошибки, допущенные компанией, при работе с клиентами

3.3 Разрешение проблемы выбора рыночной ниши

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Успех в бизнесе, в современных условиях, стал ассоциироваться с умением найти и внедриться в "свою" нишу рынка, то есть в ограниченную сферу предпринимательской деятельности, ориентированной на определенного потребителя и позволяющей наиболее эффективно реализовать свои возможности. Немало возникает путаницы: рыночную нишу путают с сегментом рынка, а процесс поиска ниши рынка с позиционированием продукта и т.д. Процесс поиска рыночной ниши сегодня действительно стал целым направлением в маркетинге, воплотившим целый ряд нововведений в части исследования рынка и продвижения своего продукта.

В эпоху усиления специализации и повышения конкурентности в любой сфере хозяйственной деятельности для успеха в бизнесе как никогда важно не просто правильно определить для себя рынок, но и отыскать на нем ту, часто очень узкую область или место, еще не занятые или недостаточно используемые конкурентами. Важно найти так называемую "рыночную нишу", попав в которую новое предприятие, новое производство или вид коммерческой деятельности могут стать прибыльным и устойчивым бизнесом. Но при этом нужно понимать, что наш рынок неоднороден, поэтому предприятие должно максимально эффективно обслуживать занятую им рыночную нишу, чтобы добиться поставленных целей.

Объектом исследования является рыночная ниша.

Предметом исследования в данной работе являются способы выбора и удержания рыночной ниши.

Цель курсовой работы: исследовать понятие "рыночной ниши", ее разновидности, проблемы, возникающие при её выборе и удержании в современных условиях.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

·   исследовать понятие "рыночная ниша";

·   охарактеризовать разновидности рыночных ниш;

·   определить проблемы выбора рыночной ниши в современных условиях;

·   охарактеризовать туристическую нишу в России;

·   на примере компании "Натали Турс" проанализировать проблемы, возникающие у туристического агентства с выбором и удержанием своей рыночной ниши.

Структурно курсовая работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Понятие рыночной ниши

 

Разновидности рыночной ниши

Рыночная ниша в свою очередь делится на две разновидности:

Фундаментальная рыночная ниша - это та ниша, которая подходит предприятию и избрана им для работы. Как правило, выбор фундаментальной ниши зависит от следующих факторов:

·   от специфики отрасли, в которой работает предприятие;

·   от ассортимента выпускаемых товаров;

·   от качественной характеристики товаров;

·   от наличия каналов доставки товаров потребителю

Однако одного желания предприятия не достаточно. Надо, чтобы товар предприятия был принят покупателями. Для этого нужны особые маркетинговые усилия. В результате возникает реализованная рыночная ниша.

Реализованная рыночная ниша - часть фундаментальной ниши, которую предприятие сумело освоить и удержать в конкурентной борьбе. Причина в том, что, даже избрав свою нишу, предприятие не может полностью уйти от конкурентной борьбы. В результате этой борьбы возможны три сценария развития событий:

·   фундаментальные ниши двух предприятий совпадают частично, и возникает спорный участок. Даже, если одно из предприятий вытеснит другое со спорного участка, оба все равно продолжат работу на этом сегменте;

·   фундаментальные ниши совпали полностью и одно из предприятий вынуждено уйти;

·   фундаментальные ниши совпали, но потребитель не отдает явного предпочтений ни одному из предприятий, и они вынуждены сосуществовать на рынке, продолжая борьбу.

Немало важным остается то, что нам нужно убедить потенциального покупателя в необходимости приобрести именно наш товар или услугу. И после того, как предприятие определило свою фундаментальную рыночную нишу, начинается позиционирование товара рынке.

Концепция позиционирования была предложена американскими учеными: Э. Райсом и Д. Траутом в 1979 г. в работе "Позиционирование: битва за умы".

Чтобы понять смысл позиционирования необходимо уяснить три термина:

.   позиционирование продукта - это определение того, чем наш продукт лучше конкурирующих аналогов;

2. позиционирование товара - это доведение до потенциальных клиентов информации, выгодно характеризующих наш товар;

.   позиция товара - мнение потребителей в качестве нашего товара.

Результатом позиционирования должно стать возникновение в сознании покупателя выгодного производителю образа товара.

Такой образ в западной терминологии получил название "бренд". Бренд в свою очередь делится на две части:

.   "бренд-нейм" - словестный портрет товара;

2. "бренд-имидж" - визуальный образ товара.

Если предприятие удачно позиционирует свой товар или услугу на рынке, то это помогает ей укрепиться в выбранной рыночной нише.

Как только человек решился стать предпринимателем, перед ним встает несколько основных проблем.

Любой предпринимательский проект начинается с формирование идеи продукта (производимых или реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг). Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок продукта. Необходимо дать не только общее представление о продукте, но и раскрыть его преимущества в сравнении с аналогами, определить конкурентоспособность на рынке, выявить спрос на него и т.д. Но в современных условиях рынок переполнен товарами и услугами, и представить новый конкурентоспособный продукт бывает очень сложно.

Так же выбор своей позиции на рынке подразумевает анализ позиции конкурентов и определение того, чем сильны их товары. Результаты этого анализа могут повлечь за собой один из двух вариантов дальнейших действий:

.   позиционировать себя рядом с конкурентом и начать борьбу за свою долю рынка;

2. разработать принципиально новую позицию, которой еще не было на той рыночной нише, которой хочет овладеть предприятие.

Успех выхода на рынок во многом зависит от ситуации. Под ситуацией понимается заинтересованность потенциального клиента в покупке данного товара в определённый момент времени.

После того как товар выведен на рынок работа по позиционированию не заканчивается, а начинается "сопровождение товара на рынке". Возможны две стратегии сопровождения:

.   наступательная или атакующая стратегия - предусматривает постоянное совершенствование товара, расширение ассортимента за счет модификаций и как следствие расширение доли рынка;

2. оборонительная - как правило, товар не меняется, но его конкурентная способность поддерживает за счет постепенного снижения цены.

Только проведя всесторонний анализ рынка предприятие сможет выбрать для себя необходимую рыночную нишу и закрепиться в ней. Специфика выбора рыночной ниши определяется особенностями сферы деятельности компании.


Заключение

 

В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы о том, что выбор своей рыночной ниши и умение "внедриться" в нее на современном этапе развития рыночных отношений - это один из важных аспектов маркетинга.

Рыночная ниша - ограниченный по масштабам сегмент рынка, на котором предприятие сможет проявить свои лучшие качества и преимущества перед конкурентами. Рыночные ниши бывают:

·   фундаментальная рыночная ниша - это та ниша, которая подходит предприятию и избрана им для работы. Как правило, выбор фундаментальной рыночной ниши зависит от следующих факторов:

o от специфики отрасли, в которой работает предприятие;

o от ассортимента выпускаемых товаров;

o от качественной характеристики товаров;

o от наличия каналов доставки товаров потребителю;

·   реализованная рыночная ниша - часть фундаментальной ниши, которую предприятие сумело освоить и удержать в конкурентной борьбе.

На примере компании "Натали Турс" было наглядно рассмотрено состояние и перспективы развития туристического бизнеса в современных условиях. У компании все, казалось бы, было в отличном состоянии, имелись награды, которые она получила, за счет того, что ее оценили и признали потребители. Но, на данном же современном этапе своего развития, компания не смогла удерживать лидирующие позиции в рыночной нише, исключительно за счет своих прошлых достижений и заслуг. Вне зависимости от того какими они были.

Чтобы как-то исправить положение агентство "Натали Турс" стало прибегать к нечестным способам заработка и привлечению клиентов. Но и с этим у них возникли проблемы.

В работе был показан ряд ошибок, которые привели компанию "Натали Турс" в состояние кризиса и потери своей клиентуры. Данная компания стала терять занятое ей место в туристической рыночной нише. Проанализируя данное предприятие, можно сказать, что промышляя нечестным бизнесом компания "Натали Турс" не добилась успеха и стала терять позиции в рейтинге. Своими действиями она вызвала крайне негативные отзывы и комментарии, к предоставляемым ей услугам.

В ходе работы были даны рекомендации и советы по улучшению функционирования компании "Натали Турс", которые объясняют, как ей восстановиться, вернуть клиентуру, вновь подняться в рейтинге, вернуть утраченное положение в нише и получать стабильную высокую прибыль.


Список литературы

 

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от: 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г., 30 декабря 2008 г., 28 июня, 27 декабря 2009 г., 30 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 3 мая 2012 г.)

2. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. / Туризм как вид деятельности // Учебник. М.: Финансы и статистика. 2007. - 288 с.

.   История туризма: Сборник / Составители Макаренко С.Н., Саак А.Э. - Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003. - 94 С.

.   Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2010. - 680 с.

.   Маркетинг: новые ориентиры модели управления: учебник / Третьяк О.А. - М: ИНФРА-М, 2008. - 403 с.

.   Маркетинг: Учебник / А.М. Годин. - 8-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2010. - 672 с.

.   Международный туризм: Учебник / Александрова А.Ю. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 470 с.

.   Основы маркетинга: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.И. Гавриленко. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 320 с.

.   Позиционирование: битва за умы. Юбилейное издание / Д. Траут, Э. Райс. - 1-е изд.: Издательство "Питер", 2010. - 336 с.

.   Специальные виды туризма: Учебное пособие / Бабкин А.В. - Издательство: Ростов-на-Дону: Советский спорт, 2008 г. - 252 с.

.   Управление маркетингом: учебное пособие / Н.И. Ивашкова - М.: "ИНФРА-М", 2010г. - 176 С.

.   [Электронный ресурс]. URL: http://www.natalie-tours.ru - сайт компании и информация о "Натали Турс"

.   [Электронный ресурс]. URL: http://www.natalie-tours.ru/honors - награды "Натали Турс"

.   [Электронный ресурс]. URL: http://www.otzyv.ru - рейтинг российских туристических агентств

.   [Электронный ресурс]. URL: http://turreestr.ru - отзывы клиентов по работе "Натали Турс"

.   [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/history - история туризма в России

.   [Электронный ресурс]. URL: http://www.renins.com - информация о страховании

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт менеджмента

Кафедра экономической теории и управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Рыночная ниша и проблемы ее выбора в современных условиях

Автор курсовой работы:

Кузнецова Юлия Антоновна

Учебная дисциплина: Маркетинг

Преподаватель: к. п. н., доц., Н.А. Патутина

 

Москва 2013 г.


Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие рыночной ниши

1.1 Понятие и сущность рыночной ниши

Глава 2. Развитие туристической ниши в России

2.1 История развития туристической ниши

2.2 Особенности внешнего туризма

Глава 3. Особенности компании "Натали Турс"

3.1 История Компании "Натали Турс"

3.2 Ошибки, допущенные компанией, при работе с клиентами

3.3 Разрешение проблемы выбора рыночной ниши

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Успех в бизнесе, в современных условиях, стал ассоциироваться с умением найти и внедриться в "свою" нишу рынка, то есть в ограниченную сферу предпринимательской деятельности, ориентированной на определенного потребителя и позволяющей наиболее эффективно реализовать свои возможности. Немало возникает путаницы: рыночную нишу путают с сегментом рынка, а процесс поиска ниши рынка с позиционированием продукта и т.д. Процесс поиска рыночной ниши сегодня действительно стал целым направлением в маркетинге, воплотившим целый ряд нововведений в части исследования рынка и продвижения своего продукта.

В эпоху усиления специализации и повышения конкурентности в любой сфере хозяйственной деятельности для успеха в бизнесе как никогда важно не просто правильно определить для себя рынок, но и отыскать на нем ту, часто очень узкую область или место, еще не занятые или недостаточно используемые конкурентами. Важно найти так называемую "рыночную нишу", попав в которую новое предприятие, новое производство или вид коммерческой деятельности могут стать прибыльным и устойчивым бизнесом. Но при этом нужно понимать, что наш рынок неоднороден, поэтому предприятие должно максимально эффективно обслуживать занятую им рыночную нишу, чтобы добиться поставленных целей.

Объектом исследования является рыночная ниша.

Предметом исследования в данной работе являются способы выбора и удержания рыночной ниши.

Цель курсовой работы: исследовать понятие "рыночной ниши", ее разновидности, проблемы, возникающие при её выборе и удержании в современных условиях.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

·   исследовать понятие "рыночная ниша";

·   охарактеризовать разновидности рыночных ниш;

·   определить проблемы выбора рыночной ниши в современных условиях;

·   охарактеризовать туристическую нишу в России;

·   на примере компании "Натали Турс" проанализировать проблемы, возникающие у туристического агентства с выбором и удержанием своей рыночной ниши.

Структурно курсовая работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка литературы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.042 с.)