ТОП 10:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РОЛЬ В СУЩЕСТВОВАНИИ И РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В РОССИИ



 

1) Функция попечительства над социальной рекламой негосударственного сектора.

Поскольку точка зрения государства односторонняя и ей свойственна некоторая статусная деформированность, то ряд важных общественных проблем государство может не замечать или считать несущественными. Поэтому власть не может обладать монопольным правом на социальную рекламу. Необходимо учитывать, что последняя может служить эффективным инструментом самоорганизации и самокоординации гражданского общества. А значит государство должно обеспечить альтернативные, но при этом контролируемые возможности для НГО (негосударственных организаций) использовать социальную рекламу в их собственных социальных программах.

2) Функция спонсора. Государство на законодательном уровне создает ряд налоговых и тарифных льгот для социальной рекламы. Понятно, что ничего бесплатного не бывает, и расходы на социальную рекламу в этих случаях просто перераспределяются между госбюджетом и медиабизнесом.

3) Функция лицензирования. Чтобы социальная реклама работала как инструмент координации, нужно чтобы граждане ей доверяли, и не ожидали от нее скрытого подвоха. Социальную рекламу надо защищать от подделок, столь популярных в последнее время. Поскольку эффективность затрат на коммерческую рекламу с каждым годом падает, а маркетологи ищут новые способы продвижения товаров, то все чаще приходится встречаться с коммерческими суррогатами социальной рекламы. То же самое касается политической рекламы и пропаганды. Совершенно неприемлемыми представляются предложение финансировать социальную рекламу за счет завуалированного подмешивания в нее доли рекламы коммерческой. Это приведет к тому, что особый статус социальной рекламы будет дискредитирован окончательно.

Нужен единый центр, который бы отфильтровывал манипулятивные подделки под социальную рекламу с одной стороны, а с другой выступал в роли арбитра в случае, если возникают споры относительно общественной полезности целей той или иной социально-рекламной кампании.

Разумным представляется ввод лицензирования социальной рекламы, при котором вся реклама, которая хочет пользоваться льготами закона о рекламе, идет под единым брендом - официальным сертификатом качества.

Однако перейти к в основном бюджетному финансированию социальной рекламы на сегодняшний день государство вряд ли найдет в себе силы.

Тогда как же раскрутить социально-рекламную индустрию в условиях безнадежной малобюджетности, кризиса доверия общества к власти, а власти к обществу и высокого монополизма на рынке производителей рекламы?

Один из выходов состоит в том, чтобы создать рынок социального креатива и обеспечить на нем достаточный уровень вертикальной мобильности. Расширить максимально число участников творческого процесса, не выпуская из виду при этом задачи обеспечения качества продукции.

Социальная реклама как синтетический жанр искусства предоставляет неограниченную палитру для творческого самовыражения художника. В то же время участие в ней - дело благородное и не компрометирует начинающего художника подобно тому, как может компрометировать ангажированность в коммерческой или политической рекламе. Нужно также учесть, что социальная реклама - прекрасный полигон для синтеза рекламы и искусства - (в коммерческой рекламе это делать гораздо сложнее).

Государство взамен на вдохновение и креативность может предоставить молодым художникам очень важный бонус - доступ к общенациональным СМИ, доступ к известности. Прокрутка клипа начинающей группы, дизайнерской или видео студии на первом национальном канале в прайм-тайм - неплохой старт творческой карьеры. Например, в России проходит Всероссийский конкурс социальной рекламы, привлекающий каждый год все больше участников.

Не менее важно также оставить возможность разработчикам для гражданской самореализации и самостоятельного поиска тем для социального творчества и попутного осуществления мониторинга настроений общественного сознания снизу. [13]

Пытаясь сформировать картину социальной рекламы в России и за рубежом, можно описать их сходства и различия. [14]

Сходства:

. Участники рынка социальной рекламы. И в России, и за рубежом рынок состоит примерно из одних и тех же игроков. Однако у них разное отношение к социальной рекламе, и они по-разному воспринимают свою роль.

В России к социальной рекламе, как правило, относятся как к вотчине государства и полю самореализации рекламопроизводителей. За рубежом существует гораздо большее равноправие участников, все они лучше понимают, что такое социальная реклама и как ее можно использовать в своих и общественных интересах.

. Цели. И в России, и за рубежом участники рынка ставят перед собой похожие цели при разработке и распространении социальной рекламы.

. Темы. Во всем мире людей сейчас волнуют одни и те же темы: экология, семья, дети, жизнь и т.д. Поэтому темы социальных кампаний в России и за рубежом в основном похожи. С другой стороны, темы экологии, защиты природы, и некоторые другие у нас еще не получили большого отражения.

. Носители. По причине глобализации, всемирной информационной открытости, жители РФ могут пользоваться теми же каналами коммуникации, что и люди за рубежом.

. Финансирование. В принципе, одинаковые источники.

Рассмотрим основные различия:

. Регулирование рынка. Рынок социальной рекламы за рубежом в основном существует посредством саморегуляции. В нашей стране институт саморегулирования рекламной деятельности в виде саморегулируемых организаций (СРО) находится в стадии становления. Существующий закон "О рекламе" содержит много пробелов и слабо отражает потребности рынка в регулировании.

. Координация потоков государственной рекламы. В России нет единого органа, который занимается вопросами государственной и социальной рекламы. В отличие, например, от Великобритании и США, где имеются вышерассмотренные координационные органы.

. Эффективность. К сожалению, не удалось найти данных относительно эффективности социальной рекламы в России, скорее всего, они ниже, чем за рубежом. Это обусловлено подходом к ее разработке.

. Производство. Существенно отличается друг от друга. И, прежде всего, в силу отношения к социальной рекламе со стороны различных участников рынка и, в частности, различным подходам к управлению финансовыми ресурсами.

Таким образом, преемственность зарубежного опыта регулирования рынка социальной рекламы может помочь выработать подобные механизмы, а также применить комплексный подход к созданию и финансированию социальной рекламы в России.

 


 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.11.9 (0.007 с.)