Социальное партнерство: понятие и субъекты взаимоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное партнерство: понятие и субъекты взаимоотношений



 

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Существует 3 подхода в понимании социального партнерства:

)Гармоническое -утопический. Сторонники этого подхода считают, что наемных работников и собственников объединяют общие интересы. «Не наличие противоречий, а органическое единство всех участников производственного процесса является объективным экономическим законом», -утверждают разработчики подхода Каменецкий и Патришев. Хотя социальное партнерство основано на поиске и нахождении оптимального для интересов сторон их баланса и соотношения - объединение интересов в единое целое в принципе недостижимо.

) Интегративный. В Проекте «Концепции становления и развития социального партнерства в РФ» социальное партнерство определяют как «способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия. Но интегрировать интересы в один коллективный интерес сложно, более того невозможно.

) Сторонники этого подхода утверждают, что социальное партнерство - это специфический тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации интересов.

Трудовые отношения - это составная часть общей системы производственных социально-экономических отношений. Но это специфическая, особенная часть производственных отношений. Трудовые отношения возникают между работодателем и работником по поводу найма рабочей силы и условий трудового процесса. В трудовые отношения входят отношения по оплате труда, по вопросам условий и охраны труда, по вопросам занятости, некоторые вопросы социальных гарантий и тому подобное. Специфичность трудовых отношений проявляется и в том, что они в значительной степени регулируются трудовым законодательством.

В настоящее время в России происходит переход от одной системы трудовых отношений - от системы жестко регламентированных трудовых отношений - к другой - рыночной системе трудовых отношений. Основным отличительным' признаком можно считать то, что при нормативных трудовых отношениях трудовые вопросы жестко регламентировались законодательством и иными нормативными, чаще всего подзаконными актами. При рыночной системе трудовых отношений основной упор делается на их договорной характер между субъектами социально-трудовых отношений (работниками, работодателями, государством). Не случайно в последнее время в России появилось достаточно много самых разнообразных видов трудовых договоров. При этом, конечно, значительную роль играет и нормативное регулирование трудовых отношений. Однако, несмотря на то, что при рыночной системе нормативное регулирование трудовых отношений продолжает играть весьма значительную роль, сам характер этого регулирования существенно изменяется.

В странах с развитой рыночной экономикой трудовые отношения получили свое развитие в качестве социально-партнерских отношений, что вылилось в формирование системы социального партнерства - современного способа регулирования социально-трудовых отношений между государством, работником и работодателем.

Возникновение и развитие партнерских отношений обусловлено потребностью новых социально-экономических и политических реалий, проявившихся в формировании рыночных отношений в экономике России на рубеже 19-20 вв. Идеи согласования интересов представителей труда и капитала возникли намного раньше. Они развивались в различных формах - от установления устных договоров работников и работодателей под патронажем органов государственной власти до заключения письменных договоров и соглашений в рамках отдельных предприятий и отраслей.

Разработка теории социального партнерства тесно взаимосвязана с проблемами конфликта. Социальное партнерство возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения на основе согласования интересов, позиций конфликтующих сторон, достижения компромисса, консенсуса, установления согласия.

Одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов и способов воздействия на них предпринял итальянский теоретик и государственный деятель Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Он видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию; и считал, что нужно уметь правильно воздействовать на конфликт. Эту миссию, по мнению Макиавелли, призвано выполнять государство.

Впервые теоретический анализ системы социально-трудовых отношений осуществил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) Он показал, что пренебрежение мнениями социальных сословий, ошибки в управлении, распространение слухов ведут к возникновению конфликтов в обществе.

Идеи «общественного договора», при достижении которого люди приобретут утраченную гармонию общественных отношений, стремление к согласию и миру были сформулированы в трудах Томаса Гоббса в его «Левиафане» и «Философских элементах учения о гражданине», а также философом-просветителем Жан-Жаком Руссо.

Немецкие философы Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.) и Иммануил Кант (1724-1804 гг.) считали, что состояние мира и согласия между людьми должно устанавливаться на основе договора и достижения компромисса в общественно-экономической жизни.

Также теоретико-концептуальные основы социального партнерства находят свое воплощение в разработке теорий социального действия (Макс Вебер, Т. Парсонс). Они исследовали механизмы согласованности и взаимодействия субъектов социальных систем на основе общепринятых норм, стандартов поведения, превращения их во внутренние мотивы деятельности.

Однако, не следует упускать еще один момент в рамках данного исследования. Это попытка раскрыть проблемы взаимоотношений наемного труда и капитала, работодателей и наемных работников, как исторически обусловленный фактор социального партнерства.

Современный этап развития России характеризуется значительным усложнением экономических процессов, разбалансированием хозяйственных связей, институциональной неопределенностью, политической и экономической нестабильностью. При переходе к рыночным отношениям в наиболее сложной ситуации оказались производственные предприятия - основа функционирования и развития экономики. Задавленные налоговыми обязательствами и неплатежами, подверженные внутренним противоречиям, отягощенные бюрократической и социальной надстройкой, производственные предприятия попали в полосу глубокого экономического и социального кризиса, что сказалось на отношениях работодателей и наемных работников.

Очевидно, что путь к стабилизации и экономическому росту не простой процесс и требует понимания глубинных основ происходящих процессов. Представляется, что экономические категории «работодатель» и «наемный работник» в системе договорных отношений на предприятиях обладают непреходящей актуальностью, а их научное исследование имеет большое теоретическое и практическое значение для развития социального партнерства.

Многими исследователями отмечается тот факт, что после XIX столетия, ознаменовавшегося блестящими трудами Дж. М. Кейнса, К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Маршалла, И. Шумпетера и др., система отношений труда и капитала практически выпала из научного и общественного обихода. Это связано с тем, что социалистический строй деформировал работодателя как рыночного субъекта, а, следовательно, потеряли свою системную сущность его экономические отношения с наемным работником.

Анализ эволюции теоретических исследований социальных конфликтов показал, что в 60-е годах обществоведы ограничивались лишь общетеоретическими рассуждениями о характере и причинах неантогонистических противоречий и локальных «нетипичных» конфликтных ситуаций в рамках гармоничных социальных отношений. В конце 70-х и на протяжении 80-х годов ученые включились в исследование межличностных и внутригрупповых конфликтов в отдельных трудовых коллективах.В то же время, западная социальная доктрина стремилась не допустить обострения классовых противоречий и при этом способствовала нивелированию данных понятий в ряду многообразных категориальных форм. В настоящий момент назрела необходимость вернуться к истокам политэкономической мысли, к экономике труда в полном ее разнообразии взаимоотношений труда и капитала. Включение понятий «работодатель» и «наемный работник» в Трудовой кодекс РФ также свидетельствует о восстановлении общественной значимости данных категорий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.011 с.)