Правовые аспекты понятия и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые аспекты понятия и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства



 

Законодательное регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=A68182367225A240ED0764A97178821B548F5FE2E4BE7E9A6E8E727844x5Y6R> от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о МСП). Данный Закон, регулируя отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), определяет понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки. Положениями Закона о МСП устанавливаются также особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Конкретизацию эти положения находят в иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах. Это, в частности, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D321D59CE73A6C19EFB908Fy6Y8R> от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973C32135BCC73A6C19EFB908Fy6Y8R> от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973C37125CCD73A6C19EFB908Fy6Y8R> от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и целый ряд иных актов.

Помимо федерального законодательства, большую роль в правовом регулировании деятельности МСП играют нормативные правовые акты субъектов РФ. В субъектах РФ приняты специальные законы и направленные на их исполнение подзаконные нормативные правовые акты, действуют региональные целевые программы, функционирует инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, созданы специальные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в данной сфере. Закон <consultantplus://offline/ref=116CB13A3E2CAE1DE9575886296F4BD492EC3940AFEA5EF1E9100EE8FEF126CBF2U1M> РТ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти РТ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в РТ. Определяет принципы, условия, формы и виды такой поддержки, источники средств и ресурсов поддержки, а также предусматривает иные меры, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в РТ.

Так, в Республике Татарстан действует Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2010 г. № 1151 «Об утверждении республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы». Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о МСП, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (ст. 3 <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D32125BC273A6C19EFB908F68AEB85BFC8FAC03EDE14EyAYAR> Закона о МСП).

Отметим использование в анализируемой дефиниции термина «хозяйствующие субъекты», содержание которого раскрыто в Федеральном законе <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973C32125ACA73A6C19EFB908F68AEB85BFC8FAF05yEYFR> от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Так называемым третьим антимонопольным пакетом в данный Закон были внесены существенные изменения. Они коснулись и понятия «хозяйствующий субъект», которое было расширено за счет включения в него субъектов профессиональной деятельности. Следовательно, сегодня хозяйствующие субъекты - это субъекты как предпринимательской, так и профессиональной деятельности. Тенденцией развития гражданского законодательства является, кроме того, разграничение понятий «предпринимательская деятельность» и «приносящая доход деятельность». В связи с этим есть основания полагать, что обращение в Законе <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D32125BC273A6C19EFB908Fy6Y8R> о МСП к термину «хозяйствующий субъект» в современном его звучании некорректно. Систематическое его толкование может привести к сложностям в правоприменительной практике.

Важно и то, что законодательное определение субъекта МСП оперирует термином «предприятие». Данное понятие активно использовалось в хозяйственном законодательстве социалистического периода, в современном предпринимательском законодательстве раннего этапа его становления и перестало применяться в качестве обобщающего термина для обозначения субъектов предпринимательства с момента вступления в силу первой части ГК РФ. Как известно, ГК РФ использует рассматриваемый термин двояко для обозначения предприятия как объекта права (ст. 132 <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973B30115BCE73A6C19EFB908F68AEB85BFC8FAC03EDE94FyAYER> ГК РФ) и применительно к государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Тогда как согласно Закону <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D32125BC273A6C19EFB908Fy6Y8R> о МСП государственные и муниципальные унитарные предприятия являются единственной организационно-правовой формой коммерческих организаций, в которой не могут создаваться субъекты МСП.

Таким образом, налицо определенное противоречие норм Закона <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D32125BC273A6C19EFB908Fy6Y8R> о МСП положениям ГК <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973B30115BCE73A6C19EFB908Fy6Y8R> РФ. Для устранения выявленных противоречий предлагается исключить термины «хозяйствующий субъект» и «предприятие» из законодательной дефиниции, сформулировав ее в следующей редакции: субъекты МСП - юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям Закона о МСП.

Содержание понятия субъекта МСП получило раскрытие в ст. 4 <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D32125BC273A6C19EFB908F68AEB85BFC8FAC03EDE14EyAY1R> Закона о МСП. В силу данной нормы к числу субъектов МСП потенциально относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства. Обратим внимание на то, что потребительский кооператив - единственная на сегодняшний день организационно-правовая форма некоммерческих организаций, которая допустима для приобретения статуса субъекта малого и среднего бизнеса.

Законом <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D32125BC273A6C19EFB908F68AEB85BFC8FAC03EDE14EyAY1R> о МСП определены три группы условий (ограничений) для получения потенциальными субъектами статуса субъекта МСП, причем в отношении индивидуальных предпринимателей применяются только показатели второй и третьей групп. Назовем эти условия:

. Ограничения при формировании имущества (для юридических лиц). Установлено, что суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не должна превышать 25%.

Отметим, что внесенным Правительством РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проектом <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B3B79BA54B860973F331558CF73A6C19EFB908Fy6Y8R> Федерального закона от 18 февраля 2013 г. № 225123-6 предусматривается снять ограничение на участие в уставном капитале субъектов МСП также в отношении юридических лиц, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утверждаемый Правительством РФ перечень юридических лиц, осуществляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973C381358CF73A6C19EFB908Fy6Y8R> от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Кроме этого, предлагается снять ограничение доли участия в уставном капитале малых и средних предприятий, установленное для иностранных инвесторов. По мнению Правительства РФ, изъятие указанных ограничений позволит создать привлекательные условия для ведения бизнеса иностранными инвесторами на территории РФ, а также обеспечит приток новых технологий в малый и средний бизнес.

. Предельные значения средней численности работников. Определено, что средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов МСП: от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

. Финансовые показатели. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, устанавливаемые Правительством РФ. Заметим, что предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ до сих пор не определены. При их установлении Правительство РФ должно исходить из того, что балансовая стоимость активов устанавливается в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (ч. 8 ст. 4 <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D32125BC273A6C19EFB908F68AEB85BFC8FAC03EDE14CyAYAR> Закона о МСП).

Обратим внимание на то, что Закон <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D32125BC273A6C19EFB908F68AEB85BFC8FAC03EDE14CyAYAR> о МСП понятие балансовой стоимости имущества приравнивает к остаточной стоимости лишь основных средств и нематериальных активов. Как представляется, столь узкое понимание балансовой стоимости активов не соответствует действующему бухгалтерскому законодательству.

Таким образом, думается, что при определении предельных значений анализируемого финансового показателя Правительство РФ должно либо исходить из понимания балансовой стоимости активов, сложившегося в законодательстве РФ о бухгалтерском учете, либо отказаться от термина «балансовая стоимость», указав в Законе <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D32125BC273A6C19EFB908Fy6Y8R> о МСП на остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов.

Категория субъекта МСП устанавливается в соответствии с наибольшим по значению условием и может изменяться только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Средняя численность работников субъектов МСП за календарный год определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных субъектов.

Закон <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D32125BC273A6C19EFB908F68AEB85BFC8FAC03EDE14CyAY0R> о МСП определяет цели государственной политики в области развития рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов. Для реализации указанных целей Законом предусматриваются особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов МСП. Отметим, что определяющая эти особенности ст. 7 <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D32125BC273A6C19EFB908F68AEB85BFC8FAC03EDE14AyAYCR> именуется "Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Как представляется, это название должно быть изменено по нескольким причинам. Во-первых, согласно Конституции РФ следует говорить об особенностях "нормативного правового регулирования".

Во-вторых, Закон о МСП не определяет, что понимать под термином "развитие" МСП применительно к регулированию указанных субъектов. Думается, что термин "развитие" носит скорее экономический характер. К полномочиям органов государственной власти ст. 8 <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D32125BC273A6C19EFB908F68AEB85BFC8FAC03EDE149yAYDR> и <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D32125BC273A6C19EFB908F68AEB85BFC8FAC03EDE147yAY8R> относят определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства, что должно отражать динамику рассматриваемого социально-экономического явления.

Важно указать, что ст. 7 <consultantplus://offline/ref=0DA68AD860618BE6884B276AA754B860973D32125BC273A6C19EFB908F68AEB85BFC8FAC03EDE14AyAYCR> Закона о МСП лишь обозначает особенности правового регулирования деятельности субъектов МСП, не раскрывая их содержания. Такая конструкция нормы предполагает необходимость обращения к специальному законодательству, детально определяющему особенности деятельности организаций малого и среднего бизнеса.

правовой предпринимательство государственный поддержка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.246 (0.012 с.)