Глава 1. Лидерство. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Лидерство. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах



Содержание

Введение

Глава 1. Лидерство. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах

1.1 Сущность понятия «лидер» и «лидерство»

1.2 Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах

Глава 2. Понятие «гендер». Проблема гендерных различий

2.1 Социально-психологическое содержание понятия «гендер»

2.2 Проблема гендерных различий

Глава 3. Гендер и лидерство. Гендерные теории лидерства

3.1 Гендерная психология лидерства

3.2 Гендерные теории лидерства

Глава 4. Гендерные особенности проявления лидерства у студентов

Заключение

Библиографический список используемой литературы

 


Введение

 

Исследования лидерства привели к возникновению целой отрасли научных знаний – психологии лидерства. Существующее множество определений понятия лидерства говорит об исключительном внимании к этой проблеме со стороны исследователей. Подобное отношение к явлению лидерства свидетельствует о его актуальности.

Для нас важны, прежде всего, гендерные особенности феномена лидерства, ведь даже сугубо эмпирически на житейском уровне мы наблюдаем серьезные различия в реальном поведении мужчин и женщин, различных половозрастных групп. До недавнего времени эти различия теоретически выражались в приписывании большинства (или важнейших) позитивных черт мужчине, отрицательных – преимущественно женщине.

По мнению К.В. Сельченок, в современном мировом сообществе, российском социуме по-прежнему основные лидерские функции выполняют мужчины, которым принадлежит ведущая роль в управлении экономикой, политикой и другими ключевыми общественными сферами. Между тем стиль их управления общественными структурами имеет определенные отличия по сравнению с женским. Мужчинам легче дается директивный, проблемно-ориентированный стиль руководства, а женщинам – стиль социального лидера, создающего «дух команды» [15, 233].

Первоначально исследования в области гендерной психологии лидерства проводились преимущественно зарубежными учеными. В настоящее время развитие данной проблемы отмечено и в отечественной психологии, что подтверждается рядом эмпирических исследований гендерной специфики лидерства в разных социальных группах.

Наиболее значительным направлением изучения гендерных особенностей лидерства представляется исследование современного поколения студенческой молодежи в связи с проблемой воспитание лидеров: сегодняшние лидеры среди социально активных студентов в будущем могут проявить себя в качестве руководителей, общественных и политических лидеров, сферой деятельности которых является общество и его социальные институты. «Студенческая молодежь - это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода, за счет этих сил жизнь общества может быть омоложена, оживлена» [11, 17].

К. Бартол и Д. Мартин считают, что в ходе жизнедеятельности любой, в том числе и студенческой группы, большое значение имеет тот факт, как воспринимают друг друга и самих себя ее члены. «Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть взаимодействия и влияет на все внутригрупповые процессы. С этой точки зрения студенческую среду можно рассматривать как показательную, где формируются и проявляются новые представления о социальных ролях и гендерной социализации» [3, 37]. Ранее эти представления были направлены в сторону явной маскулинизации лидерской роли, а в настоящее время молодежь проявляет тенденции к вырабатыванию нестандартных, отличных от традиционных, суждений о гендерной принадлежности лидерской роли и гендерных особенностях лидерства.

Как указывает Э. Гидденс, исследование гендерных аспектов лидерства в студенческой группе представляет особый интерес в связи с двойственностью ее происхождения. С одной стороны, она является результатом прямых и косвенных педагогических, административных воздействий. С другой стороны, это саморазвивающийся организм, действующий по собственно выработанным правилам, не зависящим от мнения взрослых. Эта симбиотичность находит свое выражение в структуре студенческой группы, состоящей из систем формальных и неформальных отношений [8, 241].

Цель исследования: рассмотрение представлений о наличии определенных лидерских качеств личности в зависимости от пола, их особенности развития и проявления на примере студенческих групп.

Гипотеза исследования:лидерские качества студентов напрямую зависят от их половой принадлежности.

Объект: проявление гендерных особенностей лидерства.

Предмет: представления о наличии лидерских качеств в зависимости от половой принадлежности на примере студенческих групп.

Задачи:

- используя научную литературу, провести тщательный анализ изучаемой проблемы;

- выявление причин проявлений лидерства в процессе жизнедеятельности в зависимости от половой принадлежности;

- рассмотрение представлений о лидерских качествах в контексте гендерных различий;

- рассмотрение особенностей поведения личности по межполовому признаку в учебной деятельности.

Методология исследования: междисциплинарного подхода, рассмотрение проблем с позиции различных наук о человеке (социологии, психологии, антропологии, физиологии); общенаучных методов (анализ, синтез, систематизация, рассмотрение объекта как единое целое); анализ литературных источников.


Проблема гендерных различий

 

Гендерные различия – это многоаспектное понятие, включающее физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин. Подходы к этой проблеме могут быть совершенно разными, и зависят от того, с позиций какой дисциплины, какими методами и с какой целью мы берёмся за исследование, какие критерии выделяем для анализа. Аспектами исследования могут быть биологические особенности половой дифференциации, гендерные стереотипы, половая идентификация, гендерные установки, половые различия в эмоциональной сфере, личностные особенности мужчин и женщин, особенности общения, связанные с полом и т. д.

Как отмечает И.С. Клецина, существуют два противоположных подхода, обосновывающих дифференциацию полов: половой диморфизм и половой символизм.

Согласно первому подходу, т. е. полового диморфизма, половая дифференциация — универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями. Этот подход, пишет И.С. Клецина, идет как бы снизу. «Его исходная точка — биологический половой диморфизм, который дополняется системой психических различий, проявляющихся в определенном наборе индивидуальных различий в психофизиологических реакциях, когнитивных процессах, мотивации, способностях и интересах мужчин и женщин».

С позиций второго подхода — полового символизма — гендерная дифференциация не тождественна половому дуализму, связанному с половым диморфизмом, поскольку она связана с конструированием полов в течение жизни [17, 219].

Таким образом, мы видим, что ученые до сих пор спорят о природе происхождения половых различий. Но то, что эти различия существуют – доказанный факт.

Об этом же пишет Ш. Берн: «С точки зрения социальной психологии, гендер находится под сильным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что — женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Существуют два основных механизма, осуществляющие дифференциальную социализацию — это дифференциальное усиление и дифференциальное подражание».

Дифференциальное усиление - процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением.

Дифференциальное подражание - процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать их поведению [6, 20].

Более рациональной кажется теория сторонников полового символизма, так как существующее в обществе нормативное и информационное давление – это объективная реальность. А вот для того, чтобы доказать точку зрения их оппонентов необходимы определенные условия: отсутствие влияния гендерных норм, неравенства социальных возможностей и информационного давления. Проведение эксперимента с соблюдением подобных условий не представляется возможным, так как те или иные гендерные нормы присутствуют даже у «диких» племен Африки и Южной Америки.


Гендерные теории лидерства

Итак, в предыдущем разделе было показано, что гендерные стереотипы не всегда подтверждаются. Поиск причин различий между лидерами – мужчинами и женщинами – можно обнаружить в ряде теорий.

Условно их можно разделить на пять направлений (по Т.В. Бендас):

1) Теории, разрабатываемые в рамках традиционных теоретических парадигм (когнитивизма, фрейдизма, бихевиоризма).

а) Концепция «информационной обработки человека» Д. Гамильтона и связанная с ней «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера разрабатываются в рамках когнитивного подхода. Суть теорий в том, что человек использует шаблоны, стереотипы при обработке социальной информации. Это позволяет быстро распознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы в восприятии окружающих.

б) Одной из наиболее распространенных зарубежных теорий лидерства остается бихевиористическая динамическая модель обмена в диаде «лидер - последователь» Г. Грайена. Основной положение концепции: если два индивида похожи между собой, то это увеличивает их взаимную симпатию.

в) Личностный потенциал лидера формируется, по мнению сторонников психоанализа, в раннем детстве, при общении с матерью и отцом. Важным считается и фактор порядка рождения в семье.

2) Теории общих гендерных различий.

а) Действие гендерных стереотипов при оценке лидеров объясняется влиянием имплицитных теорий, имеющихся у людей по отношению к представителям разного пола. Иначе говоря, с этих позиций воспринимающему индивиду все равно, кто пред ним находится – лидер, президент или обычный рядовой работник. Главное, на что обращает внимание индивид – кто это: мужчина или женщина. И независимо от должности ждет от него соответствующего гендерному стереотипу поведения.

б) А. Фейнгольд, проанализировав имеющееся в литературе большое количество данных по личностным характеристикам и социальному поведению, полученным на детях и взрослых за множество лет с помощью самых разнообразных методик пришел к необычному выводу. Заполняя личностные вопросники и шкалы, женщина или мужчина стараются выглядеть наиболее благоприятно и дают ответы в соответствии с гендерными стереотипами, т.е. результат эксперимента является искусственным. Такой результат А. Фейнгольд назвал артефактом.

в) Для объяснения отсутствия различий между лидерами разного пола привлекается и идея андрогинии – сочетания мужского и женского начал (Сандра Бем).

3) Классические концепции лидерства.

а) Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол (мужчины и женщины лидеры не отличаются друг от друга).

б) Вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф. Фидлером, хотя и редко обращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будут отличаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль.

в) Целевая теория Р. Хауза так же практически не обращается к гендерным различиям лидеров, однако она предполагает, что директивный лидерский стиль будет полезен лишь в условиях неструктурированной задачи. То есть можно предположить, что женщины и мужчины лидеры будут иметь преимущество по эффективности в разных ситуациях.

г) Представление о высокотрансформационном лидере (Б. Басс, Дж. Хант и др.), который обладает способностью преобразовывать своих подчиненных и мотивировать их на сверхдостижения. В ходе исследований в этой области была обнаружена равная способность мужчин и женщин, быть высокотрансформационными лидерами.

Таким образом, можно сделать вывод, что учет гендерных особенностей позволяет обогатить классические лидерские концепции.

4) Собственно гендерные теории лидерства.

а) Концепция «гендерного потока» (Барбара Гутек). Согласно этой концепции, восприятие лидера, в том числе и его эффективности, зависит, прежде всего, от его пола (в зависимости от того, насколько сам испытуемый считает пол человека важным фактором).

б) Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн, С Суттон и др.) исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования к лидерам разного пола. Требования к женщинам – выше.

в) Концепция токенизма (Розабет Кэнтер) постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние ее состав. Те члены группы, которые по данному признаку (пол или раса, к примеру) составляют большинство, были названы доминантами, меньшинство получило название «токенов». Нетрудно увидеть, исходя из экспериментальных данных, что женщины в мужской группе и женщины-лидеры в мужском деловом мире выступают в роли «токенов».

Р. Кэнтер обнаружила, уже кратко описанные в 3 главе, четыре неформальные роли женщин-токенов («мать», «соблазнительница», «игрушка, талисман», «железная леди»).

г) Свое неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент – способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о самом себе с помощью слов, действий, взглядов (К. Риордан).

Одним из проявлений такого менеджмента является инграциация. Это понятие было введено Е. Джоунсом и означает способность человека быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви.

д) Статусная теория (или теория ранговых ожиданий) создана Дж. Бергером с коллегами. Суть ее в том, что в обществе мужчина и женщина не равны: первый имеет высокий статус, вторая – низкий. Это неравенство закрепляется в соответствующих гендерных стереотипах. Чтобы стать лидером в группе, низкостатусному ее члену приходится преодолевать больше препятствий по сравнению с высокостатусным, даже если он имеет большие знания и способности, чем кто-либо еще в этой группе.

е) Элис Игли в своей социально-ролевой теории гендерных различий лидеров утверждает, что, чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины лидеры должны вести себя соответственно их гендерной роли, то есть соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И поскольку, согласно стереотипам, эта роль является мужской, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями.

5) К пятому направлению можно отнести те работы, которые не имеют четкой теоретической основы и усматривают причины гендерной диспропорции лидерства в половой дискриминации [5, 197-211].

К таким систематическим выводам пришла Т.В. Бендас.

Все представленные теории можно разделить на те, где гендерный аспект выступает как сопутствующий результат, и те, которые сосредоточились на влиянии гендера как необычайно важного фактора для лидерства.

 


 

Глава 4. Гендерные особенности проявления лидерства у студентов

 

По мнению Э. Гидденса, интерес к исследованию гендерных особенностей проявления лидерства в студенческой группе обусловлен двойственным характером ее происхождения: с одной стороны, она обособлена, а с другой, обусловлена специфическим влиянием на нее административных мер. Это явление отражено в самой структуре студенческой группы Двойственность происхождения студенческой группы обуславливает особенности выделения лидеров в зависимости от пола.

Во-первых, деятельность учебной группы основана на более демократических принципах, нежели деятельность малой группы в организации (или предприятии). Следовательно, авторитарный стиль лидерства в данном случае неприемлем, а потому у девушек (как обладательниц феминного стиля лидерства) появляется больше шансов стать лидерами. Для феминного стиля лидерства характерны: кооперативность, решение вопросов с помощью интуиции и эмпатии, сензитивность, сочувствие.

Во-вторых, в зависимости от содержательных характеристик деятельности, формируются условия, в которых требования группы к лидерам неоднозначны. Так, спокойно-равномерная деятельность, с доминированием целей отдаленной перспективы, при достаточно умеренной системе появления элементов новизны в условиях, создают предпосылки для актуализации лидерских функций девушек сильнее, чем ориентированных на выполнение конкретной задачи лидеров из числа парней.

Неоспоримый факт, что девушек-лидеров в учебных заведениях можно встретить чаще, чем в организациях и на предприятиях (предусматривающих карьерный рост). Обращение к концепции «токенизма» может объяснить большое количество девушек-лидеров из числа студенток гуманитарных ВУЗов. Состав студенческих групп в таких учебных заведениях примерно равный. То есть, нет явного большинства (мужчин), члены которого подавляли бы меньшинство (женщин). Следовательно, девушкам в данном случае проще выдвигаться на роль лидера.

В студенческой группе не существует жесткой статусной иерархии, и это положение так же способствует освоению девушками роли лидера.

Таким образом, мы видим, что многие гендерные стереотипы не действуют в условиях деятельности студенческой группы. Но зачастую пассивность парней объясняется тем, что они не видят смысла в таком лидерстве. Ведь учебная деятельность – это еще не карьера, а стало быть, не имеет смысла рваться в лидеры. Деятельность в студенческой группе не предполагает конкуренции, что является благоприятным фактором для становления женщин-лидеров.

Можно также сделать вывод о зависимости требований предъявляемых к лидеру от деятельности, выполняемой группой. Когда существует необходимость в принятии волевых решений, исполнении конкретной задачи, аналитическом подходе к проблеме мужчины чаще претендуют на лидерство. В условиях отсутствия жесткого контроля со стороны руководства, при необходимости группового принятия решения на лидерство чаще претендуют женщины.

Так же очень важно понимать, что сложившиеся по отношению к лидерству стереотипы в основном касаются делового или политического лидерства, то есть деятельности связанной с карьерой, которая является приоритетом мужчин. Иные же формы деятельности (учебная, творческая), не касающиеся напрямую отношений связанных с властью или материальным благополучием, оставляют пространство для актуализации лидерских качеств женщин.


Заключение

 

Изучение гендерных особенностей лидерства именно на примере студенческих групп представляется одним из приоритетных направлений гендерной психологии лидерства. Это обусловлено спецификой деятельности студенческих групп, отсутствием подавляющего влияния гендерных стереотипов, отсутствием жесткой статусной иерархии внутри группы. Все эти факторы могут способствовать «чистоте» исследований направленных на выявление гендерных особенностей лидерства.

Наиболее полно причины проявления лидерства в зависимости от половой принадлежности описаны в социально-ролевой теории Элис Игли. Основные позиции, объясняемые социально-ролевой теорией:

1) действие системы гендерных стереотипов;

2) необходимость соответствия поведения лидера своей гендерной роли;

3) механизм принятия лидеров обществом (в зависимости от пола);

4) негативные предубеждения против женщин-лидеров;

5) пути выхода из ролевого конфликта для женщин-лидеров.

Нами были рассмотрены особенности проявления феномена лидерства в зависимости от пола на примере студенческих групп. Отсюда вывод, подтверждающий гипотезу: лидерские качества студентов напрямую зависят от их половой принадлежности. При этом хотелось бы подчеркнуть, что гендерный аспект является важным, но не определяющим фактором обуславливающим явление лидерства. Лидер становится таковым в силу влияния совокупности факторов – таких как его социальный статус, личностные особенности, исполняемые им социальные роли и множество других. Большинство теорий происхождения лидерства наделяют ролью определяющего какой-либо отдельный фактор, остальные же становятся сопутствующими. Это тенденция не способствует конструктивному решению проблемы.

Одной из основных задач исследования было рассмотрение представлений о лидерских качествах в контексте гендерных различий. Другими словами, необходимо было рассмотреть, какие требования предъявляются к лидеру в зависимости от его пола. Ожидания от поведения лидера-мужчины и от поведения лидера-женщины действительно различны, что подробно описано в 3 главе. Если рассматривать данное явление в рамках студенческой группы, то здесь прослеживается та же тенденция, что и ранее: особенности деятельности студенческой группы нивелируют, уравнивают ожидания от поведения лидеров женского и мужского пола.

Опираясь на иерархию Н.В. Беляковой, мы можем структурировать состав группы по критерию психологической причастности студента к деятельности (особенно внеучебной) группы. Это может стать целью будущих исследований в области психологии малых групп.

 


 

Библиографический список используемой литературы

 

1. Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»? // ОНС. - 1996. -№ 6. – С. 123-125.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.

3. Бартол К., Мартин Д. Мужчины и женщины при выполнении групповых заданий. - М., 1986. - 108 с.

4. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: Дис.... канд. психол. наук. – М., 2002. - 197 с.

5. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. – 431 с.

6. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.

7. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лидерство. Дата обращения: 15.12.2010.

8. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.

9. Горчакова Г.Г. Мифология женской карьеры//Психология лидерства. Хрестоматия. – Мн., 2004. – С. 63-70.

10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. — 678c.

11. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001. - 696 с.

12. Клёцина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. – СПб., 2003. – 471 с.

13. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. - Архангельск: Издательство ПМПУ, 1996. - 256с.

14. Майерс Д. Социальная психология. - СПБ.: Питер, 1999. – 688 с.

15. Сельченок К.В. Психология лидерства. Хрестоматия. - Мн., 2004. – 364 с.

16. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и допол. М.: Институт социологии РАН, 1998. – 696 с.

17. Унгер Р. Несовершенство современного мышления: Психология строительства пола // Это важно: Психология и строительство пола. - Нью-Хейвен, Л.: Издательство Йельского университета, 1990. – 370 с.

Размещено на Allbest.ru

Содержание

Введение

Глава 1. Лидерство. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах

1.1 Сущность понятия «лидер» и «лидерство»

1.2 Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах

Глава 2. Понятие «гендер». Проблема гендерных различий

2.1 Социально-психологическое содержание понятия «гендер»

2.2 Проблема гендерных различий

Глава 3. Гендер и лидерство. Гендерные теории лидерства

3.1 Гендерная психология лидерства

3.2 Гендерные теории лидерства

Глава 4. Гендерные особенности проявления лидерства у студентов

Заключение

Библиографический список используемой литературы

 


Введение

 

Исследования лидерства привели к возникновению целой отрасли научных знаний – психологии лидерства. Существующее множество определений понятия лидерства говорит об исключительном внимании к этой проблеме со стороны исследователей. Подобное отношение к явлению лидерства свидетельствует о его актуальности.

Для нас важны, прежде всего, гендерные особенности феномена лидерства, ведь даже сугубо эмпирически на житейском уровне мы наблюдаем серьезные различия в реальном поведении мужчин и женщин, различных половозрастных групп. До недавнего времени эти различия теоретически выражались в приписывании большинства (или важнейших) позитивных черт мужчине, отрицательных – преимущественно женщине.

По мнению К.В. Сельченок, в современном мировом сообществе, российском социуме по-прежнему основные лидерские функции выполняют мужчины, которым принадлежит ведущая роль в управлении экономикой, политикой и другими ключевыми общественными сферами. Между тем стиль их управления общественными структурами имеет определенные отличия по сравнению с женским. Мужчинам легче дается директивный, проблемно-ориентированный стиль руководства, а женщинам – стиль социального лидера, создающего «дух команды» [15, 233].

Первоначально исследования в области гендерной психологии лидерства проводились преимущественно зарубежными учеными. В настоящее время развитие данной проблемы отмечено и в отечественной психологии, что подтверждается рядом эмпирических исследований гендерной специфики лидерства в разных социальных группах.

Наиболее значительным направлением изучения гендерных особенностей лидерства представляется исследование современного поколения студенческой молодежи в связи с проблемой воспитание лидеров: сегодняшние лидеры среди социально активных студентов в будущем могут проявить себя в качестве руководителей, общественных и политических лидеров, сферой деятельности которых является общество и его социальные институты. «Студенческая молодежь - это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода, за счет этих сил жизнь общества может быть омоложена, оживлена» [11, 17].

К. Бартол и Д. Мартин считают, что в ходе жизнедеятельности любой, в том числе и студенческой группы, большое значение имеет тот факт, как воспринимают друг друга и самих себя ее члены. «Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть взаимодействия и влияет на все внутригрупповые процессы. С этой точки зрения студенческую среду можно рассматривать как показательную, где формируются и проявляются новые представления о социальных ролях и гендерной социализации» [3, 37]. Ранее эти представления были направлены в сторону явной маскулинизации лидерской роли, а в настоящее время молодежь проявляет тенденции к вырабатыванию нестандартных, отличных от традиционных, суждений о гендерной принадлежности лидерской роли и гендерных особенностях лидерства.

Как указывает Э. Гидденс, исследование гендерных аспектов лидерства в студенческой группе представляет особый интерес в связи с двойственностью ее происхождения. С одной стороны, она является результатом прямых и косвенных педагогических, административных воздействий. С другой стороны, это саморазвивающийся организм, действующий по собственно выработанным правилам, не зависящим от мнения взрослых. Эта симбиотичность находит свое выражение в структуре студенческой группы, состоящей из систем формальных и неформальных отношений [8, 241].

Цель исследования: рассмотрение представлений о наличии определенных лидерских качеств личности в зависимости от пола, их особенности развития и проявления на примере студенческих групп.

Гипотеза исследования:лидерские качества студентов напрямую зависят от их половой принадлежности.

Объект: проявление гендерных особенностей лидерства.

Предмет: представления о наличии лидерских качеств в зависимости от половой принадлежности на примере студенческих групп.

Задачи:

- используя научную литературу, провести тщательный анализ изучаемой проблемы;

- выявление причин проявлений лидерства в процессе жизнедеятельности в зависимости от половой принадлежности;

- рассмотрение представлений о лидерских качествах в контексте гендерных различий;

- рассмотрение особенностей поведения личности по межполовому признаку в учебной деятельности.

Методология исследования: междисциплинарного подхода, рассмотрение проблем с позиции различных наук о человеке (социологии, психологии, антропологии, физиологии); общенаучных методов (анализ, синтез, систематизация, рассмотрение объекта как единое целое); анализ литературных источников.


Глава 1. Лидерство. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.095 с.)