Направления совершенствования реформы по монетизации льгот 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления совершенствования реформы по монетизации льгот



 

Чтобы льготы стали действительно эффективным средством правового регулирования необходимо:

-  во-первых, обеспечить их юридическими и материальными гарантиями, способствующими их законному, справедливому, своевременному и реальному получению лицами, имеющими на них право;

-  во-вторых, установить меры ответственности для обязанных лиц, т.к. льготы, не подкрепленные такими мерами, превращаются в фикцию, и граждане, обладающие на них правом, становятся просителями соответствующих благ. И зачастую, это люди, которые нуждаются в особом внимании и уважении со стороны общества, - ветераны, инвалиды, пенсионеры.

С целью устранения многочисленных недостатков и просчетов в системе правового регулирования льгот, необходимо принять Федеральный закон «О льготах нуждающимся лицам в Российской Федерации», который позволит систематизировать имеющиеся льготы, упорядочить их предоставление, наполнить их реальным содержанием.

Людям нужно предоставить самые широкие возможности выговориться и получить ответы на волнующие вопросы.

В ближайшее время необходимо подготовить «Справочник льготника», который будет настольной как настольная книга для получателей льгот и руководителей всех рангов.

Представители властных структур - городских и муниципальных администраций, органов местного самоуправления, депутаты всех уровней - должны взять за правило: проводить как минимум раз в месяц встречи с людьми по месту жительства.

При этом следует на заметку брать все критические замечания, предложения, пожелания - именно они, а не бизнес-интересы должны стать основой для деятельности власти.

В каждом территориальном органе управления должна быть заведена своеобразная «книга жалоб» по учету проблем не только отдельных микрорайонов и улиц, но каждой семьи, каждого человека.

Должен быть составлен «социальный паспорт» подведомственных территорий с росписью социальных нужд и потребностей каждого гражданина. Решение этих проблем и вопросов - смысл самого существования власти.

Много в социальном благополучии зависит от самих наших сограждан. Не секрет, что отношения родителей и детей в современной России оставляют желать лучшего.

В западном мире принято отлучать детей от дома как можно раньше, чтобы они смогли встать на ноги и вести самостоятельную жизнь. Но в ответ дети и вспоминают родителей только раз в году - на Рождество.

В благополучной Австрии провели опрос: кто и как помогает материально своим родителям. Большинство ответов было таким: помогаем, выплачивая государству высокие налоги, из которых платятся пенсии.

Мне такие отношения, честно говоря, не нравятся. Экономика экономикой, но должна быть еще человеческая совесть. К сожалению, у нас и экономика прихрамывает, и с совестью нелады.

Когда сын отбирает у престарелой матери пенсию, чтобы пропить-прогулять, это дело подлое, но - увы - обыденное. Соседи на это, как правило, закрывают глаза. А к таким нелюдям в нормальном обществе должно быть непримиримое отношение.

Да и в других более благополучных семьях не очень-то принято оплачивать родителям лечение, путевку в санаторий купить, одежду обновить.

Когда родители отказывали себе ради детей в более трудные времена - это был их родительский долг. Дети же у нас не приучены отказывать себе в чем-то ради родителей.

Поэтому наша система семейного воспитания нуждается в серьезных переменах. Любовь и забота о родителях призваны стать нравственной нормой.

Не должно старшее поколение, имеющее взрослых детей, защищать свои права на улице. Фундамент социальной стабильности нужно закладывать не только на уровне государства, но и в детском саду, в школе, в семье.

Хочется сказать о некоторых политических уроках, которые необходимо извлечь из первого опыта социальных реформ. Нам нужно менять структуру управления всем социальным блоком. Пока у нас нет серьезной экспертизы, аналитических служб, механизма общественных слушаний. Нужны альтернативные программы и экспертные заключения по серьезным проектам, затрагивающим интересы самого широкого круга людей.

Даже в высокоразвитых странах социальные проблемы остры, а реформирование социальной сферы идет непросто. Что уж говорить о России, вступившей в рынок с устаревшей и неподъемной социальной системой.

Впереди еще много реформ. Но революций нам не надо. Однако и останавливаться нельзя. Перемены неизбежны, но должны поводиться с умом и тактом. Мы должны пройти этот путь и сохранить социальный мир и стабильность. Только тогда будет возможен экономический прогресс и ясные перспективы для всей страны.

Таким образом, подводя итог главе 3, необходимо отметить следующее.

Реформа монетизации льгот является правильной по направлению, но бездарна по своей тактике и реализации. Закон в настоящее время требует значительной доработки.

Были неточные расчеты необходимых финансовых ресурсов, возможностей региональных бюджетов. Правительство демонстрировало слабость и при этом получило колоссальную волну скоординированного протеста.

Одной из наиболее весомых ошибок, допущенных при разработке закона, стало игнорирование мнений людей, которые разбираются в лекарственных, жилищных, транспортных и других вопросов, касающихся реализации реформы, имело крайне негативный эффект, за результатами которого мы имели возможность наблюдать весной 2005 года.

Таким образом, можно подвести итог, что такие реформы должны проводиться, несмотря на то, что они крайне болезненны, но своевременный расчет итогов и необходимых средств, значительно снижает многочисленные политические и экономические риски, возникающие как следствие монетизации льгот.


Заключение

 

В заключение необходимо отметить, что льготы в праве социального обеспечения - это юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для субъектов социально-обеспечительных отношений, т.е. нуждающихся граждан (граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации). Этот режим благоприятствования выражается в облегчении положения этих субъектов посредством полного или частичного освобождения от исполнения определенных обязанностей.

На сегодняшний день суть проблемы льгот, многие из которых существуют еще с советских времен, вполне ясна.

И трудно не согласиться с теми, кто говорит, что эта система неэффективна, архаична, часто социально несправедлива, не соответствует нынешнему экономическому укладу страны и убыточна для государства. Реформа здесь, конечно же, давно и вполне оправданно назрела.

«Монетизация» льгот была воспринята населением наиболее социально чувствительно и вызвала бурные обсуждения в обществе.

Любая реформа такого рода, затрагивающая десятки миллионов людей, требует тщательной подготовки и просчета всех возможных ее плюсов и минусов. Наконец, она должна быть предельно понятной населению, прозрачной и не допускающей разноречивых толкований.

Как говорят американцы, любую реформу или закон надо уметь «продать», убедив «покупающее» их общество в том, что они не несут в себе никаких особенно негативных и тяжелых для него последствий.

А вот тут как раз у тех, кто в российском правительстве отвечал за разработку и, особенно за информационное обеспечение принятия закона о «монетизации» льгот, все вышло не очень складно.

Однако реформирование, как таковое, неизбежно по одной простой причине - мы живем уже в другой стране. В другой экономике, с многообразием видов собственности, в переходном периоде - от плановой экономики к рыночной. Это неизбежно.

Конечно, те, кто совершает те или иные действия по реформированию любых отраслей или видов деятельности, а уж тем более реформируя социальную сферу, должны тщательнейшим образом выверить каждый шаг, согласно старинной русской поговорке: «Семь раз отмерь - один раз отрежь».

Существенно выиграли от монетизации льгот жители в сельской местности: им выплатили деньги за льготы, которыми они никогда не пользовались (проезд на общественном транспорте, например).

До 2005 г. льготами фактически пользовалась лишь часть граждан. Существовало своего рода «перекрестное финансирование» льготных категорий за счет «спящих» мандатов. Поэтому в ходе «монетизации» пострадали, в первую очередь, жители городов, которые раньше получали натуральные льготы в полном объеме.

Зря, конечно, разделили льготников на федеральных и региональных. Понятно было сразу, что местные бюджеты не могут обеспечить такой же уровень социальной поддержки как федеральный бюджет. Тем более что на содержание регионов переданы самые многочисленные категории льготников.

Практика, которая, как известно, - критерий истины, выявила изъяны этого серьезнейшего социального проекта.

Явно не продуманы решения, связанные, например, с обеспечением льготников лекарствами, с оплатой транспортных расходов: их размеры оказались во много раз меньше их фактической величины. Это вызвало резкий рост социальной напряженности во многих регионах страны.

Перед федеральными и региональными органами власти встает задача максимально смягчить негативные последствия переходного периода, в кратчайшие сроки поправить свои ошибки и недоработки. Это тем более важно в преддверии реформ ЖКХ и системы здравоохранения.

Таким образом, Федеральный закон № 122-ФЗ - новая страница в социальной политике государства. Благодаря этому законопроекту Россия, возможно немного приблизится к моделям социального обеспечения многих европейских стран.

Ведь большая часть льгот - это неспособность государства выполнять свои обязательства перед населением; это, по сути дела, вынужденная добавка государства (федеральных или региональных органов власти) к низким пенсиям и зарплатам, призванная хотя бы в минимальной степени материально поддержать нищих пенсионеров и инвалидов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.009 с.)