Глава 1. День смеха в мировой культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. День смеха в мировой культуре



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме: Культура праздника в современном российском обществе (День смеха)

 

 

Липецк 2008

 


Оглавление

 

Введение

Глава 1. День смеха в мировой культуре

История празднования Дня смеха

Теория о замене календаря

Глава 2. Празднование Дня смеха в России

Языческие корни праздника

Традиции и обычаи празднования 1 апреля

Глава 3. Эмпирическая часть исследования

Список использованной литературы

Приложения


Введение

 

Установление, развитие и изменение ритуала празднования и место праздника в праздничной иерархии является отражением социальных изменений более высокого порядка - изменений системы ценностей. Празднование всегда носит коллективный характер, поэтому залогом его существования являются общие, разделяемые группой ценности. В то время как утрата интереса к празднику служит признаком того, что ценности, воспроизводимые в данном праздновании, теряют свое значение.

Ключевая характеристика празднования - формирование и поддержание социальной идентичности - всегда использовалось и используется в государственной внутренней политике. Посредством установления праздничного календаря и институционализации официальных праздников и праздничных дней государство поддерживает свою версию значимых для страны событий и создает основу для формирования национальной идентичности. В то же самое время на повседневном уровне люди могут не принимать эту официальную версию и считать для себя «настоящими праздниками» другие события. Этот процесс находит свое отражение и в современной России. [4, c. 20]

В рамках социологического исследования, объектом которого стало отношение населения к российским праздникам, в частности к Дню смеха, были проанализированы репрезентативные данные в г. Липецке (2007 г., опрашивалось городское население). Выборка (рандомизированная, 150 человек) создавалась методом случайного отбора населения в возрасте 18 лет и старше. Исследование было направлено на фиксацию собственных оценок и реакций населения, связанных с представлениями о празднике и его традициях, на выяснение обстоятельств и факторов, влияющих на эти оценки, и как следствие - на определение отношения к празднику 1 апреля.

Данная курсовая работа состоит из введения, заключения и трёх глав, две первые из которых включают теорию, а третья - эмпирическую часть исследования.

 


Глава 1. День смеха в мировой культуре

Теория о замене календаря

 

Однако только лишь мифическими версиями история происхождения праздника не ограничивается.

Наиболее распространенная теория о происхождении Дня смеха относится к замене календаря на григорианский в конце XVI века.

Вот что в ней говорится: в 1582 году Франция стала первой страной, сменившей юлианский календарь на григорианский, который был составлен церковным собором в Тренте в 1563 году. Эта замена подразумевала в числе других событий и то, что начало года было перемещено с конца марта на первое января. Над теми же, кто не заметил этой перемены, кто упорно придерживался старой календарной системы и продолжал отмечать Новый год на протяжении недели, которая выпадала между 25 марта (известным в Англии как Женский день) и первым апреля, потешались и разыгрывали. Например, шутники незаметно приклеивали на спину приверженца старого календаря бумажную рыбу. Жертвам этой шутки давалось имя Poisson d’Avril или Апрельская Рыба. Так и появился День смеха.

Гипотеза о смене календаря раскрывает причину, почему именно первое апреля стало датой современного праздника. Но совершенно очевидно, что у идеи весеннего праздника, восхваляющего беспорядок и хаос, корни гораздо древнее. К тому же процесс, по которому празднование Дня дурака распространилось из Франции на другие протестантские страны, такие как Германия, Шотландия и Англия, данной теорией не объясняется. Эти страны сменили календарь в течение XVIII века, а уже в это время традиция первоапрельской шутки была известна по всей Европе. В конце концов, эту теорию подкрепляют только догадки и предположения без единого доказательства. По этой причине, хотя и существует возможность того, что гипотеза о смене календарей содержит хоть зерно правды, к ней не стоит относиться как к факту. [15, c.72]

 


Языческие корни праздника

празднование языческий день смех

Издревле народ утверждает: коль на носу апрель, никому не верь!

В справедливости всех этого лукавого поверья вполне убеждает само апрельское развесенье. То солнце пригреет ласково, растопив запоздалый снег, то вдруг мороз грянет, с промозглым, пронизывающим ветерком, или вовсе дождями зальет. Как тут людям довериться первоапрелью! А для того, чтобы не пропасть в напасти, издревле и есть в народе доброе средство - улыбка. Поэтому и придумывают люди шутки и весёлые небылицы.

По-разному в мире веселится народ в этот день. Одни обливают друг друга ледяной водой, с визгами и воплями носясь по улицам, как это делается, например, в народный праздник Тинджан в Бирме. Другие - рядятся в необыкновенно красочные маски обезьян, слонов, драконов, забавляясь на весенних карнавалах в Венеции. Ну а на Руси исстари, не мудрствуя лукаво, натягивал народ на себя вывороченные изнанкой тулупы или пестрые одеяния шиворот-навыворот, призывая к первоапрельскому веселью каждого встречного небывальщинами да прибаутками:

 

Уж ты гой ecи, мать родимая,

Погляди, народ, на чудо дивное:

Сидит сова на печи,

Крыльями треплючи.

Оченьками она хлоп, хлоп,

А ноженьками-то топ, топ.

А как по серу небу да медведь летит.

Он ноженьками-то помахивает,

Он хвостиком-то поправливает!..


Или:

 

Сидит лошадь на березе,

Мелку ягоду грызет…

Или ещё больше:

На дубу свинья сидит,

Свысока в народ глядит,

И еще пять поросят,

Полететь они хотят!

Охоньки да топоньки,

Похлопаем по попеньке!..

[18, c.112]

 

И что, пожалуй, самое любопытное, крутил народ на ярмарках головами, поглядывал на небеса и деревья, в надежде увидеть летающих медведей, поросят или узреть воочию лошадей на березах! А когда на базарах зазевается торговец, известно, что бывает. Тут-то и голосит страстнотерпица:

 

Как у наших у ворот

Раскрывала баба рот.

Раскрывала баба poт

И бросалась на народ!

 

Это о стapyxe Зиме - Моране, соломенное чучело которой сожгли еще в Масленицу, благословляя славянскую богиню весны Живу. Боясь «старухи-зимы», желая ее скорее спровадить, наши предки переодевались в шкуры зверей, надевали маски, с песнями и плясками сжигали ее чучело и встречали красавицу-весну. А чтобы не узнала старуха виновника поджога, каждый старался обмануть Морану, посылая ее куда подальше, по неверному пути, вроде поросят на дерево. [19, c. 198]

Кроме того, на Руси считали, что 1 апреля просыпается злой бес, и потому нужно всячески обманывать друг друга, чтобы сбить его с толку.

Отсюда и поговорка: «пришел апрель - никому не верь!», когда каждый в первоапрелье и сегодня сам себе устраивает праздник.

 

Цель и задачи исследования.

Цель исследования: выявить отношение населения к празднику День смеха.

Задачи исследования:

o определить уровень ориентации населения во множестве российских праздников;

o оценить степень знакомства населения с историей, традициями и обычаями празднования первого апреля;

o выявить желание или нежелание подшутить над другими или быть разыгранным самому;

o определить степень принятия участия в праздновании Дня смеха;

o выявить причины негативного или равнодушного отношения к празднику;

o проанализировать тенденции сохранения праздника в будущем;

o сделать выводы о зависимости характера и статуса человека и его отношении к развлекательным праздникам.

Основные понятия: интерпретация и операционализация.

Праздник - день, в который по традиции (например, религиозной) принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья. Праздники делятся на религиозные, официальные и неофициальные, а также существует огромное множество профессиональных праздников.

День смеха - неофициальный праздник, отмечающийся, чаще всего, 1 апреля, во время которого, по традиции, принято подшучивать над друзьями, членами семьи, коллегами и т. д.

Юмор - одна из форм человеческого общения, способность или качество людей, объектов или ситуаций доставлять радость, вызывать смех.

Позитивные и негативные факторы, влияющие на отношение населения к Дню смеха

Позитивные:

o наличие чувства юмора;

o склонности к развлечениям и розыгрышам;

o артистические и творческие виды профессий;

o отсутствие серьёзных проблем в рабочей и личной жизни;

o удовлетворительное состояние здоровья;

o наличие детей.

Негативные:

o отсутствие чувства юмора;

o слишком серьёзное отношение к жизни;

o наличие проблем в семейной жизни или на работе;

o проблемы, связанные со здоровьем;

o плохая ориентация в праздниках;

o отсутствие знакомых, которые могли бы адекватно воспринять первоапрельский розыгрыш.

Гипотезы исследования.

Гипотезы исследования:

o российское население достаточно хорошо ориентируется в современных праздниках;

o население не придаёт особого значения развлекательным праздникам в отличие от религиозных, памятных и международных;

o преобладающая часть населения старается использовать День смеха для розыгрыша своих друзей и знакомых;

o активность участия населения в праздничных мероприятиях достаточно низкая и тенденции к сохранению традиций праздника не наблюдается.

 

План исследования

Февраль 2008г. Определение темы исследования, объекта и предмета исследования, выявление целей и задач
Февраль 2008г. Определение операционализации и интерпретации ключевых понятий исследования, построение гипотезы
Март 2008г. Поиск теоретического материала
Март 2008г. Построение плана исследования
Апрель 2008г. Определение выборки, инструментария и методов сбора информации
Апрель 2008г. Работа с практической частью исследования, проведение анкетирования
Май 2008г. Анализ результатов исследования, написание отчёта

 

Выборка

Выборка - вероятностная, создавалась методом случайного отбора населения в возрасте 18 лет и старше. В исследовании принимало участие 150 человек.

Результаты исследования.

Был проведён опрос с целью узнать отношение населения к праздникам, в частности какое место занимает День Смеха в жизни людей.

Мы задались вопросом, знают ли люди что-нибудь о празднике смеха - 1 апреля и отмечается ли он каким-либо образом.

Итак, с помощью анкетирования было опрошено 150 человек и получены следующие результаты.

% опрошенных знают почти все российские праздники и могут рассказать о них в общих чертах. А 20 % опрошенных знают лишь основные праздники [Диаграмма №1].

При этом все знают, какой праздник приходится на 1 апреля. И 95% респондентов охарактеризовали этот праздник как день смеха, а 5% - как день дураков.

Однако лишь 30% достаточно хорошо знакомы с историей праздника. Остальные не знают о нём практически ничего [Диаграмма №2].

Также надо сказать, что люди не отмечают этот праздник каким-то особым образом. 70% опрошенных предпочитают обойтись парой анекдотов и несколькими шутками, 25% - никак не отмечают этот праздник, 5% -участвуют в народных торжествах [Диаграмма №3]. Однако, шутки люди стараются придумывать сами, стремясь к чему-то новому и более смешному, считая всё лишь забавной шуткой, но не обманом.

В то же время не радует тот факт, что люди плохо знакомы с традициями этого праздника и не видят смысла в их сохранении и поддержании сегодня (80% респондентов) [Диаграмма №4].

Также 85% опрошенных относят День Смеха к так называемым неважным, необязательным праздникам [Диаграмма №5]. По результатам опроса туда же относятся День Труда, День Знаний, День Конституции РФ. А первое место по важности занимает Новый год (100% респондентов), второе - Международный женский день и День защитников Отечества.

При этом 90% опрошенных не разделяют по степени важности государственные и религиозные праздники, 10% считают государственные праздники более важными [Диаграмма №6].

У 100% респондентов Новый год является самым любимым праздником (из предложенных в анкете), так как опрошенные считают, что именно этот праздник в большей степени объединяет людей. День Смеха же у 90% опрошенных относится к менее любимым праздникам, а у 10% - к одному из любимых [Диаграмма №7].

Общепринятым является мнение о том, что смех - лучшее лекарство. Так 70% респондентов считают себя очень весёлыми и жизнерадостными людьми. А 30% говорят, что в жизни есть место шутке, но только в определённой мере [Диаграмма №8].

В данном опросе приняли участие 40% мужчин и 60% женщин [Диаграмма №9]. 60% из них - люди до 30 лет [Диаграмма №10], 55% из опрошенных ещё учатся [Диаграмма №11].

Эти критерии незначительно отразились на результатах опроса, так как в большей степени всё зависит от характера и мировосприятия человека. Однако единственной особенностью является то, что более молодые и менее обременённые работой люди более весёлые, беспечные и щедрые на шутки.

 


Заключение

 

Любой праздник предполагает наличие определенного ритуала - способа действия, которым подтверждается значение и значимость определенной даты в качестве праздничной. Ритуал может быть более или менее формализованным и обязательным, ориентированным на участие в нем самих разных по численности и составу групп.

Вместе с тем, у любого праздника есть еще одна важная и неотъемлемая компонента - хабитуализация: в масштабах отдельного индивида и группы, с которой он непосредственно связан, происходит «опривычивание» праздника и той деятельности, которая с ним связана. То есть праздник остается праздником, но в то же время в его «сценарий» оказываются включены привычные дела и заботы («праздничные хлопоты»), в нем появляются собственные, локальные традиции создания и переживания праздничной атмосферы, которыми человек «приближает» к себе общий праздник и которые дают выход его собственным переживаниями и желаниям. Хабитуализация, с одной стороны, может привести к смещению значения праздника, а с другой - является мощным инструментом его поддержки и воспроизводства.

Данные проведённого исследования позволяют говорить о том, что сегодня день 1 апреля практически не обладает каким-либо смысловым или мифологическим содержанием. Значение праздника не связано с историей, содержательно оно вырастает из некоей сферы общественной жизни, актуальной прежде всего в силу собственного опыта, а также в силу особенностей сегодняшней ситуации. Примечательны существенные межпоколенческие различия в оценках значимости Дня смеха - молодые люди с большим энтузиазмом относятся к таким несерьёзным и развлекательным праздникам, чем люди старшего поколения. Это позволяет сделать вывод о том, что традиции праздника, пусть даже трансформированные и оторванные от своих первоначальных корней, но всё-таки имеют тенденцию к сохранению в дальнейшем.

Все гипотезы, поставленные в ходе исследования, были доказаны. Результаты данного исследования могут быть полезны для учреждений культуры, учреждений дошкольного, школьного и внешкольного образования с целью разработки и проведения развлекательных мероприятий по организации общественного отдыха и повышения культурного уровня населения Липецка.

 


Библиографический список

1) 1 апреля - День смеха: обманы, розыгрыши, шутки и приколы - http://www.1aprelya.info/index.php

)   Бернштам, Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX - начало XX века). Этнические стереотипы поведения [Текст]: / Т.А. Бернштам. - М: Москва, 1985. - 136 с.

)   Бурков, И.П. Самый смешной месяц: история дня смеха 1-го апреля [Текст] / И.П. Бурков - «Добрый вечер» - 1994. - № 6. - с. 8.

)   Воловикова, М.И. Психология и праздник: праздник в жизни человека [Текст]: / М.И. Воловикова, С.В. Тихомирова, А.М. Борисова. - М: ПЕР СЭ, 2003. - 143 с.

)   Грачёва, И.А. Широкая масленица. История праздника [Текст] / И.А. Грачёва - Наука и жизнь. - 1998. - № 2. - с. 34-139.

)   Жигульский К.Л. Праздник и культура [Текст]: / К.Л. Жигульский. - М: Прогресс, 1985. - 156 с.

)   Зайцева, О.А. Встретим праздник весело [Текст]: / О.А. Зайцева, Е.И. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 1999. - 212с.

8) История праздников (Центральная публичная библиотека Новоуральского городского учреждения культуры) / 1 апреля - <http://publiclibrary.ru/readers/kzd/prazdniki-1april.htm>

)   Калинин, Г.А. Русь праздничная (исторический очерк) [Текст]: / Г.А. Калинин. - Смена. -1999. - № 5. - с. 44-57.

)   Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление [Текст] / А.И. Мазаев. - М: Просвещение, 1978. - 100с.

)   Новиков, С.В. Любимые праздники [Текст]: / С.В. Новиков. - М: АСТ-ПРЕСС СКД, 2004. - 198 с.

)   Организация праздников и торжеств - <http://initiator.ru/index.php/initiator/page/1_aprelya/>

)   Пахомов, А.В. Первый апрель - никому не верь [Текст] / А.В. Пахомов - «Российская газета» - 2001. - № 14. - с. 42.

)   Пашутина, М.Я. Обряды и традиции русского народного праздника [Текст]: / М.Я. Пашутина. - Народное творчество. - 1998. - №3. - с.9-11.

)   Петрухин В.П. Одиссей: человек в истории [Текст]: / В.П. Петрухин. - М: Наука, 2005. - 272 с.

)   Праздники России - <http://www.celebrates.ru/1april.php >

)   Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники [Текст]: / В.Я. Пропп. - СПб: Питер, 1995. - 231с.

)   Русское народное творчество и обрядовые праздники [Текст]: / под ред. В.А. Артёмина. - Владимир: «Владос», 1995. - 184 с.

)   Уварова, И.П. Народный календарь [Текст]: / И.П. Уварова. - М: Школа, 1995. - 321с.

)   Энциклопедия праздников [Текст]: / СПб: Респект, 1995. - 464с.

 


Приложения

 

Буренок Виолетта

Горемыкина Юлия

Шалимов Иван

СЦ-05-1

Анкета по теме «Культура праздника в современном российском обществе (День смеха)»

Данная анкета составлена студентами III курса социологии гуманитарно-социального факультета с целью написания курсовой работы по теме «Культура праздника в современном российском обществе (День смеха)».

Данная анкета анонимна и её данные не будут использоваться ни в каких иных целях, кроме анализа исследования. Для заполнения анкеты вам необходимо ручкой обвести в кружок подходящий вариант ответа(если указано, несколько).

Заранее спасибо, что нашли время заполнить анкету!

Есть ли у Вас дети?

23.1. Да, 1 ребёнок

. Да, 2 ребёнка

. Да, 3 и более ребёнка

. Нет

24. Род деятельности:

24.1. Учусь

. Работаю

. Работаю и учусь

. Не учусь и не работаю

. На пенсии

25. Если вы работаете, то укажите сферу Вашей деятельности:

__________________________________________________________

Ваше мнение очень важно. Спасибо за заполнение анкеты!

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме: Культура праздника в современном российском обществе (День смеха)

 

 

Липецк 2008

 


Оглавление

 

Введение

Глава 1. День смеха в мировой культуре

История празднования Дня смеха

Теория о замене календаря

Глава 2. Празднование Дня смеха в России

Языческие корни праздника

Традиции и обычаи празднования 1 апреля

Глава 3. Эмпирическая часть исследования

Список использованной литературы

Приложения


Введение

 

Установление, развитие и изменение ритуала празднования и место праздника в праздничной иерархии является отражением социальных изменений более высокого порядка - изменений системы ценностей. Празднование всегда носит коллективный характер, поэтому залогом его существования являются общие, разделяемые группой ценности. В то время как утрата интереса к празднику служит признаком того, что ценности, воспроизводимые в данном праздновании, теряют свое значение.

Ключевая характеристика празднования - формирование и поддержание социальной идентичности - всегда использовалось и используется в государственной внутренней политике. Посредством установления праздничного календаря и институционализации официальных праздников и праздничных дней государство поддерживает свою версию значимых для страны событий и создает основу для формирования национальной идентичности. В то же самое время на повседневном уровне люди могут не принимать эту официальную версию и считать для себя «настоящими праздниками» другие события. Этот процесс находит свое отражение и в современной России. [4, c. 20]

В рамках социологического исследования, объектом которого стало отношение населения к российским праздникам, в частности к Дню смеха, были проанализированы репрезентативные данные в г. Липецке (2007 г., опрашивалось городское население). Выборка (рандомизированная, 150 человек) создавалась методом случайного отбора населения в возрасте 18 лет и старше. Исследование было направлено на фиксацию собственных оценок и реакций населения, связанных с представлениями о празднике и его традициях, на выяснение обстоятельств и факторов, влияющих на эти оценки, и как следствие - на определение отношения к празднику 1 апреля.

Данная курсовая работа состоит из введения, заключения и трёх глав, две первые из которых включают теорию, а третья - эмпирическую часть исследования.

 


Глава 1. День смеха в мировой культуре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.092 с.)