Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. День смеха в мировой культуреСтр 1 из 6Следующая ⇒
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по теме: Культура праздника в современном российском обществе (День смеха)
Липецк 2008
Оглавление
Введение Глава 1. День смеха в мировой культуре История празднования Дня смеха Теория о замене календаря Глава 2. Празднование Дня смеха в России Языческие корни праздника Традиции и обычаи празднования 1 апреля Глава 3. Эмпирическая часть исследования Список использованной литературы Приложения Введение
Установление, развитие и изменение ритуала празднования и место праздника в праздничной иерархии является отражением социальных изменений более высокого порядка - изменений системы ценностей. Празднование всегда носит коллективный характер, поэтому залогом его существования являются общие, разделяемые группой ценности. В то время как утрата интереса к празднику служит признаком того, что ценности, воспроизводимые в данном праздновании, теряют свое значение. Ключевая характеристика празднования - формирование и поддержание социальной идентичности - всегда использовалось и используется в государственной внутренней политике. Посредством установления праздничного календаря и институционализации официальных праздников и праздничных дней государство поддерживает свою версию значимых для страны событий и создает основу для формирования национальной идентичности. В то же самое время на повседневном уровне люди могут не принимать эту официальную версию и считать для себя «настоящими праздниками» другие события. Этот процесс находит свое отражение и в современной России. [4, c. 20] В рамках социологического исследования, объектом которого стало отношение населения к российским праздникам, в частности к Дню смеха, были проанализированы репрезентативные данные в г. Липецке (2007 г., опрашивалось городское население). Выборка (рандомизированная, 150 человек) создавалась методом случайного отбора населения в возрасте 18 лет и старше. Исследование было направлено на фиксацию собственных оценок и реакций населения, связанных с представлениями о празднике и его традициях, на выяснение обстоятельств и факторов, влияющих на эти оценки, и как следствие - на определение отношения к празднику 1 апреля.
Данная курсовая работа состоит из введения, заключения и трёх глав, две первые из которых включают теорию, а третья - эмпирическую часть исследования.
Глава 1. День смеха в мировой культуре Теория о замене календаря
Однако только лишь мифическими версиями история происхождения праздника не ограничивается. Наиболее распространенная теория о происхождении Дня смеха относится к замене календаря на григорианский в конце XVI века. Вот что в ней говорится: в 1582 году Франция стала первой страной, сменившей юлианский календарь на григорианский, который был составлен церковным собором в Тренте в 1563 году. Эта замена подразумевала в числе других событий и то, что начало года было перемещено с конца марта на первое января. Над теми же, кто не заметил этой перемены, кто упорно придерживался старой календарной системы и продолжал отмечать Новый год на протяжении недели, которая выпадала между 25 марта (известным в Англии как Женский день) и первым апреля, потешались и разыгрывали. Например, шутники незаметно приклеивали на спину приверженца старого календаря бумажную рыбу. Жертвам этой шутки давалось имя Poisson d’Avril или Апрельская Рыба. Так и появился День смеха. Гипотеза о смене календаря раскрывает причину, почему именно первое апреля стало датой современного праздника. Но совершенно очевидно, что у идеи весеннего праздника, восхваляющего беспорядок и хаос, корни гораздо древнее. К тому же процесс, по которому празднование Дня дурака распространилось из Франции на другие протестантские страны, такие как Германия, Шотландия и Англия, данной теорией не объясняется. Эти страны сменили календарь в течение XVIII века, а уже в это время традиция первоапрельской шутки была известна по всей Европе. В конце концов, эту теорию подкрепляют только догадки и предположения без единого доказательства. По этой причине, хотя и существует возможность того, что гипотеза о смене календарей содержит хоть зерно правды, к ней не стоит относиться как к факту. [15, c.72]
Языческие корни праздника празднование языческий день смех Издревле народ утверждает: коль на носу апрель, никому не верь!
В справедливости всех этого лукавого поверья вполне убеждает само апрельское развесенье. То солнце пригреет ласково, растопив запоздалый снег, то вдруг мороз грянет, с промозглым, пронизывающим ветерком, или вовсе дождями зальет. Как тут людям довериться первоапрелью! А для того, чтобы не пропасть в напасти, издревле и есть в народе доброе средство - улыбка. Поэтому и придумывают люди шутки и весёлые небылицы. По-разному в мире веселится народ в этот день. Одни обливают друг друга ледяной водой, с визгами и воплями носясь по улицам, как это делается, например, в народный праздник Тинджан в Бирме. Другие - рядятся в необыкновенно красочные маски обезьян, слонов, драконов, забавляясь на весенних карнавалах в Венеции. Ну а на Руси исстари, не мудрствуя лукаво, натягивал народ на себя вывороченные изнанкой тулупы или пестрые одеяния шиворот-навыворот, призывая к первоапрельскому веселью каждого встречного небывальщинами да прибаутками:
Уж ты гой ecи, мать родимая, Погляди, народ, на чудо дивное: Сидит сова на печи, Крыльями треплючи. Оченьками она хлоп, хлоп, А ноженьками-то топ, топ. А как по серу небу да медведь летит. Он ноженьками-то помахивает, Он хвостиком-то поправливает!.. Или:
Сидит лошадь на березе, Мелку ягоду грызет… Или ещё больше: На дубу свинья сидит, Свысока в народ глядит, И еще пять поросят, Полететь они хотят! Охоньки да топоньки, Похлопаем по попеньке!.. [18, c.112]
И что, пожалуй, самое любопытное, крутил народ на ярмарках головами, поглядывал на небеса и деревья, в надежде увидеть летающих медведей, поросят или узреть воочию лошадей на березах! А когда на базарах зазевается торговец, известно, что бывает. Тут-то и голосит страстнотерпица:
Как у наших у ворот Раскрывала баба рот. Раскрывала баба poт И бросалась на народ!
Это о стapyxe Зиме - Моране, соломенное чучело которой сожгли еще в Масленицу, благословляя славянскую богиню весны Живу. Боясь «старухи-зимы», желая ее скорее спровадить, наши предки переодевались в шкуры зверей, надевали маски, с песнями и плясками сжигали ее чучело и встречали красавицу-весну. А чтобы не узнала старуха виновника поджога, каждый старался обмануть Морану, посылая ее куда подальше, по неверному пути, вроде поросят на дерево. [19, c. 198] Кроме того, на Руси считали, что 1 апреля просыпается злой бес, и потому нужно всячески обманывать друг друга, чтобы сбить его с толку. Отсюда и поговорка: «пришел апрель - никому не верь!», когда каждый в первоапрелье и сегодня сам себе устраивает праздник.
Цель и задачи исследования. Цель исследования: выявить отношение населения к празднику День смеха. Задачи исследования: o определить уровень ориентации населения во множестве российских праздников; o оценить степень знакомства населения с историей, традициями и обычаями празднования первого апреля; o выявить желание или нежелание подшутить над другими или быть разыгранным самому; o определить степень принятия участия в праздновании Дня смеха; o выявить причины негативного или равнодушного отношения к празднику; o проанализировать тенденции сохранения праздника в будущем; o сделать выводы о зависимости характера и статуса человека и его отношении к развлекательным праздникам.
Основные понятия: интерпретация и операционализация. Праздник - день, в который по традиции (например, религиозной) принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья. Праздники делятся на религиозные, официальные и неофициальные, а также существует огромное множество профессиональных праздников. День смеха - неофициальный праздник, отмечающийся, чаще всего, 1 апреля, во время которого, по традиции, принято подшучивать над друзьями, членами семьи, коллегами и т. д. Юмор - одна из форм человеческого общения, способность или качество людей, объектов или ситуаций доставлять радость, вызывать смех. Позитивные и негативные факторы, влияющие на отношение населения к Дню смеха Позитивные: o наличие чувства юмора; o склонности к развлечениям и розыгрышам; o артистические и творческие виды профессий; o отсутствие серьёзных проблем в рабочей и личной жизни; o удовлетворительное состояние здоровья; o наличие детей. Негативные: o отсутствие чувства юмора; o слишком серьёзное отношение к жизни; o наличие проблем в семейной жизни или на работе; o проблемы, связанные со здоровьем; o плохая ориентация в праздниках; o отсутствие знакомых, которые могли бы адекватно воспринять первоапрельский розыгрыш. Гипотезы исследования. Гипотезы исследования: o российское население достаточно хорошо ориентируется в современных праздниках; o население не придаёт особого значения развлекательным праздникам в отличие от религиозных, памятных и международных; o преобладающая часть населения старается использовать День смеха для розыгрыша своих друзей и знакомых; o активность участия населения в праздничных мероприятиях достаточно низкая и тенденции к сохранению традиций праздника не наблюдается.
План исследования
Выборка Выборка - вероятностная, создавалась методом случайного отбора населения в возрасте 18 лет и старше. В исследовании принимало участие 150 человек. Результаты исследования. Был проведён опрос с целью узнать отношение населения к праздникам, в частности какое место занимает День Смеха в жизни людей. Мы задались вопросом, знают ли люди что-нибудь о празднике смеха - 1 апреля и отмечается ли он каким-либо образом. Итак, с помощью анкетирования было опрошено 150 человек и получены следующие результаты. % опрошенных знают почти все российские праздники и могут рассказать о них в общих чертах. А 20 % опрошенных знают лишь основные праздники [Диаграмма №1]. При этом все знают, какой праздник приходится на 1 апреля. И 95% респондентов охарактеризовали этот праздник как день смеха, а 5% - как день дураков. Однако лишь 30% достаточно хорошо знакомы с историей праздника. Остальные не знают о нём практически ничего [Диаграмма №2]. Также надо сказать, что люди не отмечают этот праздник каким-то особым образом. 70% опрошенных предпочитают обойтись парой анекдотов и несколькими шутками, 25% - никак не отмечают этот праздник, 5% -участвуют в народных торжествах [Диаграмма №3]. Однако, шутки люди стараются придумывать сами, стремясь к чему-то новому и более смешному, считая всё лишь забавной шуткой, но не обманом. В то же время не радует тот факт, что люди плохо знакомы с традициями этого праздника и не видят смысла в их сохранении и поддержании сегодня (80% респондентов) [Диаграмма №4]. Также 85% опрошенных относят День Смеха к так называемым неважным, необязательным праздникам [Диаграмма №5]. По результатам опроса туда же относятся День Труда, День Знаний, День Конституции РФ. А первое место по важности занимает Новый год (100% респондентов), второе - Международный женский день и День защитников Отечества. При этом 90% опрошенных не разделяют по степени важности государственные и религиозные праздники, 10% считают государственные праздники более важными [Диаграмма №6]. У 100% респондентов Новый год является самым любимым праздником (из предложенных в анкете), так как опрошенные считают, что именно этот праздник в большей степени объединяет людей. День Смеха же у 90% опрошенных относится к менее любимым праздникам, а у 10% - к одному из любимых [Диаграмма №7]. Общепринятым является мнение о том, что смех - лучшее лекарство. Так 70% респондентов считают себя очень весёлыми и жизнерадостными людьми. А 30% говорят, что в жизни есть место шутке, но только в определённой мере [Диаграмма №8]. В данном опросе приняли участие 40% мужчин и 60% женщин [Диаграмма №9]. 60% из них - люди до 30 лет [Диаграмма №10], 55% из опрошенных ещё учатся [Диаграмма №11]. Эти критерии незначительно отразились на результатах опроса, так как в большей степени всё зависит от характера и мировосприятия человека. Однако единственной особенностью является то, что более молодые и менее обременённые работой люди более весёлые, беспечные и щедрые на шутки.
Заключение
Любой праздник предполагает наличие определенного ритуала - способа действия, которым подтверждается значение и значимость определенной даты в качестве праздничной. Ритуал может быть более или менее формализованным и обязательным, ориентированным на участие в нем самих разных по численности и составу групп. Вместе с тем, у любого праздника есть еще одна важная и неотъемлемая компонента - хабитуализация: в масштабах отдельного индивида и группы, с которой он непосредственно связан, происходит «опривычивание» праздника и той деятельности, которая с ним связана. То есть праздник остается праздником, но в то же время в его «сценарий» оказываются включены привычные дела и заботы («праздничные хлопоты»), в нем появляются собственные, локальные традиции создания и переживания праздничной атмосферы, которыми человек «приближает» к себе общий праздник и которые дают выход его собственным переживаниями и желаниям. Хабитуализация, с одной стороны, может привести к смещению значения праздника, а с другой - является мощным инструментом его поддержки и воспроизводства. Данные проведённого исследования позволяют говорить о том, что сегодня день 1 апреля практически не обладает каким-либо смысловым или мифологическим содержанием. Значение праздника не связано с историей, содержательно оно вырастает из некоей сферы общественной жизни, актуальной прежде всего в силу собственного опыта, а также в силу особенностей сегодняшней ситуации. Примечательны существенные межпоколенческие различия в оценках значимости Дня смеха - молодые люди с большим энтузиазмом относятся к таким несерьёзным и развлекательным праздникам, чем люди старшего поколения. Это позволяет сделать вывод о том, что традиции праздника, пусть даже трансформированные и оторванные от своих первоначальных корней, но всё-таки имеют тенденцию к сохранению в дальнейшем. Все гипотезы, поставленные в ходе исследования, были доказаны. Результаты данного исследования могут быть полезны для учреждений культуры, учреждений дошкольного, школьного и внешкольного образования с целью разработки и проведения развлекательных мероприятий по организации общественного отдыха и повышения культурного уровня населения Липецка.
Библиографический список 1) 1 апреля - День смеха: обманы, розыгрыши, шутки и приколы - http://www.1aprelya.info/index.php ) Бернштам, Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX - начало XX века). Этнические стереотипы поведения [Текст]: / Т.А. Бернштам. - М: Москва, 1985. - 136 с. ) Бурков, И.П. Самый смешной месяц: история дня смеха 1-го апреля [Текст] / И.П. Бурков - «Добрый вечер» - 1994. - № 6. - с. 8. ) Воловикова, М.И. Психология и праздник: праздник в жизни человека [Текст]: / М.И. Воловикова, С.В. Тихомирова, А.М. Борисова. - М: ПЕР СЭ, 2003. - 143 с. ) Грачёва, И.А. Широкая масленица. История праздника [Текст] / И.А. Грачёва - Наука и жизнь. - 1998. - № 2. - с. 34-139. ) Жигульский К.Л. Праздник и культура [Текст]: / К.Л. Жигульский. - М: Прогресс, 1985. - 156 с. ) Зайцева, О.А. Встретим праздник весело [Текст]: / О.А. Зайцева, Е.И. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 1999. - 212с. 8) История праздников (Центральная публичная библиотека Новоуральского городского учреждения культуры) / 1 апреля - <http://publiclibrary.ru/readers/kzd/prazdniki-1april.htm> ) Калинин, Г.А. Русь праздничная (исторический очерк) [Текст]: / Г.А. Калинин. - Смена. -1999. - № 5. - с. 44-57. ) Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление [Текст] / А.И. Мазаев. - М: Просвещение, 1978. - 100с. ) Новиков, С.В. Любимые праздники [Текст]: / С.В. Новиков. - М: АСТ-ПРЕСС СКД, 2004. - 198 с. ) Организация праздников и торжеств - <http://initiator.ru/index.php/initiator/page/1_aprelya/> ) Пахомов, А.В. Первый апрель - никому не верь [Текст] / А.В. Пахомов - «Российская газета» - 2001. - № 14. - с. 42. ) Пашутина, М.Я. Обряды и традиции русского народного праздника [Текст]: / М.Я. Пашутина. - Народное творчество. - 1998. - №3. - с.9-11. ) Петрухин В.П. Одиссей: человек в истории [Текст]: / В.П. Петрухин. - М: Наука, 2005. - 272 с. ) Праздники России - <http://www.celebrates.ru/1april.php > ) Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники [Текст]: / В.Я. Пропп. - СПб: Питер, 1995. - 231с. ) Русское народное творчество и обрядовые праздники [Текст]: / под ред. В.А. Артёмина. - Владимир: «Владос», 1995. - 184 с. ) Уварова, И.П. Народный календарь [Текст]: / И.П. Уварова. - М: Школа, 1995. - 321с. ) Энциклопедия праздников [Текст]: / СПб: Респект, 1995. - 464с.
Приложения
Буренок Виолетта Горемыкина Юлия Шалимов Иван СЦ-05-1 Анкета по теме «Культура праздника в современном российском обществе (День смеха)» Данная анкета составлена студентами III курса социологии гуманитарно-социального факультета с целью написания курсовой работы по теме «Культура праздника в современном российском обществе (День смеха)». Данная анкета анонимна и её данные не будут использоваться ни в каких иных целях, кроме анализа исследования. Для заполнения анкеты вам необходимо ручкой обвести в кружок подходящий вариант ответа(если указано, несколько). Заранее спасибо, что нашли время заполнить анкету! Есть ли у Вас дети? 23.1. Да, 1 ребёнок . Да, 2 ребёнка . Да, 3 и более ребёнка . Нет 24. Род деятельности: 24.1. Учусь . Работаю . Работаю и учусь . Не учусь и не работаю . На пенсии 25. Если вы работаете, то укажите сферу Вашей деятельности: __________________________________________________________ Ваше мнение очень важно. Спасибо за заполнение анкеты! ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по теме: Культура праздника в современном российском обществе (День смеха)
Липецк 2008
Оглавление
Введение Глава 1. День смеха в мировой культуре История празднования Дня смеха Теория о замене календаря Глава 2. Празднование Дня смеха в России Языческие корни праздника Традиции и обычаи празднования 1 апреля Глава 3. Эмпирическая часть исследования Список использованной литературы Приложения Введение
Установление, развитие и изменение ритуала празднования и место праздника в праздничной иерархии является отражением социальных изменений более высокого порядка - изменений системы ценностей. Празднование всегда носит коллективный характер, поэтому залогом его существования являются общие, разделяемые группой ценности. В то время как утрата интереса к празднику служит признаком того, что ценности, воспроизводимые в данном праздновании, теряют свое значение. Ключевая характеристика празднования - формирование и поддержание социальной идентичности - всегда использовалось и используется в государственной внутренней политике. Посредством установления праздничного календаря и институционализации официальных праздников и праздничных дней государство поддерживает свою версию значимых для страны событий и создает основу для формирования национальной идентичности. В то же самое время на повседневном уровне люди могут не принимать эту официальную версию и считать для себя «настоящими праздниками» другие события. Этот процесс находит свое отражение и в современной России. [4, c. 20] В рамках социологического исследования, объектом которого стало отношение населения к российским праздникам, в частности к Дню смеха, были проанализированы репрезентативные данные в г. Липецке (2007 г., опрашивалось городское население). Выборка (рандомизированная, 150 человек) создавалась методом случайного отбора населения в возрасте 18 лет и старше. Исследование было направлено на фиксацию собственных оценок и реакций населения, связанных с представлениями о празднике и его традициях, на выяснение обстоятельств и факторов, влияющих на эти оценки, и как следствие - на определение отношения к празднику 1 апреля. Данная курсовая работа состоит из введения, заключения и трёх глав, две первые из которых включают теорию, а третья - эмпирическую часть исследования.
Глава 1. День смеха в мировой культуре
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.092 с.) |