Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нравственность (мораль) – это способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид человеческих отношений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых, и международных отношениях, а также его отношениях с природой. Существует золотое правило на протяжении всей истории человечества. Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось. В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» (5 в. до нашей эры) есть такие строки: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятны, пусть не делает другим людям». В Библии «золотое правило» упоминается, по крайней мере, трижды: в книге Говита – в отрицательной форме, в Евангелии от Луки, и наиболее совершенная формулировка в Евангелии от Матфея: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому». «И так, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки». Анализ содержания «золотого правила» является одной из заметных тем в истории этической мысли. В античной этике можно часто встретить рассуждения по вопросам, которые по своему существу весьма близки к «золотому правилу», например, известные рассуждения Демокрита, Сократа, Платона о том, что лучше испытать несправедливость, чем совершить ее. Известный русский писатель 18в. Фонвизин идет в своих размышлениях дальше: взять за правило не делать того другому, чего бы ни пожелал себе, плюс делать то другим чего пожелал бы себе. Казалось бы, все легко и просто: делай то, что нужно и все будет хорошо, однако, в человеке вечно идет борьба между тем «что желаешь» и тем, «что нужно и должно» делать.
Первые нормы поведения Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, т.е. свою систему «должного» поведения. Самые ранние нормы поведения зафиксированы на территории Месопотамии в древнем Шумере. Литературные тексты древнего Шумера позволили выделить «первые моральные идеалы». По мнению шумеров, высокие моральные качества были дарованы людям богами и задача человека - лишь следовать им. Бог солнца Уту и богиня истины, правосудия и милосердия Нанше следили за соблюдением норм поведения. Легенда гласит: «В первый день каждого Нового года Нанше судила людей за содеянное. Гнев ее вызывали: - тот, кто идет путем порока, тяготеет к произволу… - тот, кто не выполняет установленные правила, нарушает договоры… - тот, кто взирает благосклонно на места погибели… - тот, кто подменяет тяжелую гирю легкой гирей… - тот, кто подменяет большую меру малой… - тот, кто, съев нечто ему не принадлежавшее, не говорит: «Я это съел»… - тот, кто выпил и не говорит: «Я это выпил»… Как вы переведете требования Нанше на современный язык? Первые пособия о правилах поведения, поучающие, как себя вести, появились в средние века. Эти правила понимались как стандарт поведения. Каждый гражданин должен был руководствоваться определенным кодексом правил в своем поведении в отношении к власти, церкви, домочадцам и т.д. Такой стандарт поведения называется этикетом. От знания этикета и умения себя вести часто зависела не только карьера, но и жизнь придворных, а порой и самих монархов. В романе Л. Фейхтвангера «Гойя» приводятся такие факты: «Придворный устав, столь же строгий и торжественный, как и сам Эскуриал, требовал, чтобы владыки Испании проводили в каждом из своих замков точно установленное время... сроки были точно установлены. Карлос III, отец ныне царствующего короля, скончался из-за этого строгого устава: не вняв предостережениям врачей, он, несмотря на начинавшееся воспаление легких, переехал в Эскуриал в предписанное церемониалом время». При дворе этот стандарт поведения имел, прежде всего, ритуальную форму, которая должна была возвеличивать царствующую особу и закрепить сословное деление в обществе. Расписано было все — от пряжек на обуви до прически, от одевания до приема гостей. «Королева Испании сидела за туалетным столом,— пишет Л. Фейхтвангер,— Церемонно прислуживали ей дамы из высшей знати; движения их были строго определены этикетом: юбку ей подавала такая-то герцогиня, кофту — такая-то графиня, подвязки — такая-то маркиза. Жесты их были округлы, лица-маски нарумянены и набелены; с застывшей улыбкой меланхолично двигались они по комнате, словно разряженные заводные куклы, и Гойя смотрел и не мог понять: смешон или величествен этот устоявшийся веками красочно торжественный ритуал».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.30 (0.006 с.) |