Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственность (мораль) – это способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид человеческих отношений.

Поиск

Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых, и международных отношениях, а также его отношениях с природой.

Существует золотое правило на протяжении всей истории человечества. Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось.

В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» (5 в. до нашей эры) есть такие строки: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятны, пусть не делает другим людям».

В Библии «золотое правило» упоминается, по крайней мере, трижды: в книге Говита – в отрицательной форме, в Евангелии от Луки, и наиболее совершенная формулировка в Евангелии от Матфея: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому». «И так, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки».

Анализ содержания «золотого правила» является одной из заметных тем в истории этической мысли. В античной этике можно часто встретить рассуждения по вопросам, которые по своему существу весьма близки к «золотому правилу», например, известные рассуждения Демокрита, Сократа, Платона о том, что лучше испытать несправедливость, чем совершить ее.

Известный русский писатель 18в. Фонвизин идет в своих размышлениях дальше: взять за правило не делать того другому, чего бы ни пожелал себе, плюс делать то другим чего пожелал бы себе.

Казалось бы, все легко и просто: делай то, что нужно и все будет хорошо, однако, в человеке вечно идет борьба между тем «что желаешь» и тем, «что нужно и должно» делать.

 

Первые нормы поведения

Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, т.е. свою систему «должного» поведения.

Самые ранние нормы поведения зафиксированы на территории Месопотамии в древнем Шумере. Литературные тексты древнего Шумера позволили выделить «первые моральные идеалы». По мнению шумеров, высокие моральные качества были дарованы людям богами и задача человека - лишь следовать им.

Бог солнца Уту и богиня истины, правосудия и милосердия Нанше следили за соблюдением норм поведения. Легенда гласит: «В первый день каждого Нового года Нанше судила людей за содеянное. Гнев ее вызывали:

- тот, кто идет путем порока, тяготеет к произволу…

- тот, кто не выполняет установленные правила, нарушает договоры…

- тот, кто взирает благосклонно на места погибели…

- тот, кто подменяет тяжелую гирю легкой гирей…

- тот, кто подменяет большую меру малой…

- тот, кто, съев нечто ему не принадлежавшее, не говорит: «Я это съел»…

- тот, кто выпил и не говорит: «Я это выпил»…

Как вы переведете требования Нанше на современный язык?

Первые пособия о правилах поведения, поучающие, как себя вести, появились в средние века. Эти правила понимались как стандарт поведения. Каждый гражданин должен был руководствоваться определенным кодексом правил в своем поведении в отношении к власти, церкви, домочадцам и т.д.

Такой стандарт поведения называется этикетом. От знания этикета и умения себя вести часто зависела не только карьера, но и жизнь придворных, а порой и самих монархов. В романе Л. Фейхтвангера «Гойя» приводятся такие факты: «Придворный устав, столь же строгий и торжественный, как и сам Эскуриал, требовал, чтобы владыки Испании проводили в каждом из своих замков точно установленное время... сроки были точно установлены. Карлос III, отец ныне царствующего короля, скончался из-за этого строгого устава: не вняв предостережениям врачей, он, несмотря на начинавшееся воспаление легких, переехал в Эскуриал в предписанное церемониалом время».

При дворе этот стандарт поведения имел, прежде всего, ритуальную форму, которая должна была возвеличивать царствующую особу и закрепить сословное деление в обществе.

Расписано было все — от пряжек на обуви до прически, от одевания до приема гостей. «Королева Испании сидела за туалетным столом,— пишет Л. Фейхтвангер,— Церемонно прислуживали ей дамы из высшей знати; движения их были строго определены этикетом: юбку ей подавала такая-то герцогиня, кофту — такая-то графиня, подвязки — такая-то маркиза. Жесты их были округлы, лица-маски нарумянены и набелены; с застывшей улыбкой меланхолично двигались они по комнате, словно разряженные заводные куклы, и Гойя смотрел и не мог понять: смешон или величествен этот устоявшийся веками красочно торжественный ритуал».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.30 (0.006 с.)