Труд как фактор формирования здоровья в жизнедеятельности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Труд как фактор формирования здоровья в жизнедеятельности человека



 

Труд, как известно, является основой создания материальных и духовных ценностей. Он также необходим для оптимального протекания биологических процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние на здоровье.

Под влиянием труда биологические процессы в человеческом организме существенно эволюционно преобразились. Особенности строения скелета современного человека, развития его мус­кулатуры, работы органов чувств - все это в конечном итоге явилось резуль­татом именно трудовой деятельности человека. Так, эффективность труда значительно повыси­лась от того, что одна рука - левая, стала совершенствоваться в поддержке объекта труда, а другая - правая, совершенствовалась в его обработке.

Понятия "труд" и "работа" не однозначны. Термин "работа" означает все виды деятельности, связанные с затратой энергии и выходом организма из состояния покоя. Например, ребенок, подбрасывающий в воздух мячик, за­трачивает определенную энергию и, следовательно, с физической точки зре­ния выполняет работу. Однако это занятие никто не отнесет к труду. Таким образом при любом виде труда выполняется работа, но не всякая работа мо­жет считаться трудовой деятельностью.

Принято делить труд на физический и умственный. Деление это условно, так как никакая трудовая деятельность невозможна без регулирующей роли центральной нервной системы, без волевых усилий. При оценке физических усилий используется понятие "тяжесть труда", отражающее нагрузку на ске­летную мускулатуру, сердечно-сосудистую и другие физиологические систе­мы. Для характеристики умственной деятельности принято понятие "напря­женность труда", отражающее преимущественную нагрузку на центральную нервную систему.

Физический труд отличается большим расходом энергии, быстрым разви­тием утомления и, вместе с тем, относительно низкой производительностью. В работающих мышцах усиливается кровоток, доставляющий питательные вещества и кислород, уносящий продукты распада. В организме наступают физиологические изменения, обеспечивающие мышечную деятельность.

С повышением тяжести физического труда увеличивается и потребление кисло­рода. Существует предел максимального количества кислорода, которое в силах потребить человек - так называемый кислородный потолок. Обычно он не превышает 3-4 л/мин. Во время выполнения очень тяжелого труда достав­ка кислорода в организм достигает своего предела, но потребность в нем ста­новится еще больше и не удовлетворяется в процессе работы. В этот момент в организме возникает состояние кислородной недостаточности - гипоксия. Умеренная гипоксия, вообще говоря, тренирует организм. Но если тяжелый физический труд продолжается долго, или человек не привык к большим нагрузкам, и его ды­хательная и сердечно-сосудистая системы плохо обеспечивают работу мышц, гипоксия становится повреждающим фактором.

При выполнении труда большой тяжести и значительной продолжительности происхо­дит снижение работоспособности, развивается утомление, которое субъек­тивно воспринимается нами в виде ощущения усталости. Если работоспособ­ность человека не успевает восстановится к началу следующего трудового дня, развивается пере­утомление, сопровождающееся хронической гипоксией, нарушением работы нерв­ной системы - неврозами, заболеваниями сердечно-сосудистой и других систем.

Тяжесть умственного труда во время учебы возрастает еще больше в силу того, что проходит на фоне статического напряжения, связанного с не­обходимостью длительное время сохранять определенную позу.

Полноценный отдых в этом смысле, как указывал еще классик отечественной физиоло­гии И.М. Сеченов, заключается не в безделье, а в смене деятельности. "Рабо­таешь сидя - отдыхай стоя," - писал он. Поэтому умственная работа, учеба обязательно должны чередоваться с двигательной активностью. Физкульт­минутки, проведенные на уроке в момент, когда наблюдаются признаки воз­будительной фазы утомления, позволяют значительно отдалить наступление выраженной усталости, сделать труд полноценным и эффективным.

Образ жизни во многом зависит от профессии, которую приобрел человек. Каждый из нас от природы и воспитания получил определенный комплекс индивиду­альных (биологических и социальных) характеристик, которые обязательно нужно учи­тывать при выборе профессии. Эти характеристики - способности, стремле­ния, интересы - каждый должен знать или хотя бы задуматься о них. Ибо ес­ли нет гармонии (соответствия) между свойствами личности, характером деятельности и окружающими условиями жизни, то рано или поздно это от­рицательно скажется на тех или иных функциях организма и на качестве самой работы.

Профессии первого типа определяются на основе отношений "человек-природа". Сюда относят животноводов, пчеловодов, лесоводов, агрономов, геологов и многих других представителей "природообусловленной" человеческой деятельности. Второй тип профессиональной человеческой деятельности объединяет профессии связанные с отношениями "человек - техника". К этой группе относят профессии слесаря, швеи, инженера и так далее. Можно выделить профессионалов и своего рода третьего типа: "человек - художественный образ". Это, к примеру, маляры, художники-оформители, живописцы ит.д.

Какую бы профессию человек при этом не выбирал, для достижения успеха необходимо прежде всего научиться именно трудиться, ибо главный источник удовлетворения от работы – это именно са­ма работа. При этом важно знать не только то, что отдает ей человек, но и то, что она дает человеку. Когда работа захватывает, увлекает, доставляет на­слаждение, тогда, как говорится, не чувствуется усталости.

Однако существуют и "малоинтересные" производства, где человек не может ис­пытывать эмоционального подъема от работы в силу ее специфики. Но и в таких условиях трудолюбие и организованность помогают человеку в его тру­де. Конечно, многое здесь зависит не столько от самого работника, сколько от организации труда в целом на производстве. Известно, настроение, а следовательно, и душевное благополучие, здоровая психика человека зависят не только от него самого, а важно, чтобы трудовые усилия человека были справед­ливо оценены другими, чтобы конфликты и споры разрешались честно. Отсюда каждый может и должен выбирать профессию по душе и по плечу.

Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного общества с присущими ему особенностями социально-экономического, научно-технического развития и с учетом существенной модификации ценностных установок - есть проблема первостепенного значения. Именно это является предметом одной из современных наук о здоровье человека – валеологии. И вместе с тем приходится констатировать, что, к сожалению, значительный "валеологический потенциал" физической культуры до настоящего времени еще далеко не востребован в нашей стране.

Развивающиеся в течение последних лет исследования в области валеологического подхода в оздоровительной физической культуре все больше приходят к следующей трактовке понятия здоровья.

Здоровье - это психофизическое состояние человека, которое характери­зуется отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения фи­зической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания.

Указанная дефиниция, как представляется, не только позволяет понятийно отделить собственно "качество здоровья" от "благополучия", учитываемого, как известно, при определении фактора здоровья, но и детерминирующего специ­фику подхода к селекции как метода валеометрии. Правомерность ориентации исследований в рамках вышеуказанных про­блем подтверждается прежде всего спецификой изменений состояния здоро­вья населения, и особенно подрастающего поколения, в настоящий период времени.

К сожалению, приходится констатировать, что проведенные в последнее время исследования показали крайнюю мало­численность группы населения, которая по субъективным и объективным критериям может быть охарактеризована как группа "здоровых". Процент здоровых лиц, как пока­зали исследования, колеблется от 12% до 35% в зависимости от возрастного ценза. При этом обращает на себя внимание крайняя неоднородность состоя­ния физической подготовленности и нервно-психического статуса обследо­ванных, составляющих группу "здоровых".

В связи с этим встала проблема поиска методов измерения состояния здо­ровья, которые позволили бы объективно оценить именно ослабление психо­физических резервов организма, предшествующих развитию как донозологи-ческих изменений состояния здоровья, так и, естественно, устойчивых пато­логических состояний.

Данные, полученные на большом контингенте населения города Санкт-Петербурга, свидетельствуют, что более чем у 55% практически здоровых лиц проведен­ный комплекс валеометрических исследований обнаруживает измененное психосоматическое состояние. Здесь важно подчеркнуть, что данное состояние - это состояние психофизиологических резервов, которое характеризуется неустойчивостью процессов системной и межсистемной ав­торегуляции физиологических функций. При этом можно считать, что измененное психосоматическое состояние, по всей видимости, является патогенетической основой формирования так на­зываемых "измененных состояний массового сознания".

Здесь необходимо отметить, что указанный комплекс валеометрических исследований позволил выделить ряд характерных особенностей измененного психосоматического состояния, в число которых входят:

- заметное преобладание принципиально устранимых негативных факто­ров над генетически детерминированными, в частности социальной неудов­летворенностью в сочетании либо с курением, либо со снижением неспеци­фической резистентности организма;

- дезадаптационные явления со стороны нервно-психического статуса, в которых проявляется тревожная и депрессивная направленность;

- снижение субъективного уровня личностного благополучия, главным образом в сфере эмоционального и физического состояния;

- неадекватное (выражающееся в завышении или в занижении) восприятие интенсивности физической нагрузки и дисгармоничность активности звеньев биоэнергетической системы организма.

На последнем положении следует остановиться подробнее, ибо совершен­но очевидно, что "передозировка" физических нагрузок в этих случаях спо­собна не только усугубить изменение психосоматического состояний, но и практически полностью разрушить мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Существенно, что в проведенных исследованиях была выявлена связь восприятия интенсивности физической нагрузки с психотипом личности, а также доказано, что низкий уровень личностной тревожности, высокие показатели силы нервных процес­сов способствуют более легкому восприятию интенсивности (выше субмак­симального уровня) нагрузок.

Если обратиться к литературе по валеологии последних лет, то нельзя не заметить обилия валеометрических систем. Однако, несмотря на многочис­ленность развиваемых подходов, совершенно очевидно, что подавляющее большинство из существующих методов изначально ориентировано на пара­дигму так называемой "адаптационной" валеологии.

Из материалов исследований, приведенных выше, следует, что измененное психосоматическое состояние со­поставимо с так называемым "третьим состоянием", которое описывается в литературе, как состояние, когда "резервы функциональных систем организ­ма сдвинуты в сторону истощения".

Более того, указанная особенность сосуществует в функциональной структуре измененного психосоматического состояния с другой, не менее важной, как можно полагать, характеристикой - изменением оценки личностного благополучия, включая снижение духовного благополучия, а также черты социально-психологической дезинтеграции.

Таким образом, при изучении особенностей измененного психосоматического состояния происходит реальное столкновение с фактором психического и социального благополучия личности. Более того, обращает на себя внимание и то, что в определении здоровья называется, с точки зрения аксиологии, целая иерар­хия неоднозначных личностных ценностей таких, как инструментальные и терминальные.

Вряд ли правомерно утверждать, что здоровье само по себе является изна­чальной терминальной ценностью для человека, определяющей всю систему жизненных установок личности. В большинстве случаев, как известно, у здо­рового индивида ценностный аспект "здоровья" активно проявляется на уровне сознания исключительно в условиях снижения функциональных ре­зервов, причем и в этом случае он скорее выступает как инструментальная ценность.

В связи с этим особую значимость, как надо полагать, приобретает концепция, так называемой, "интегративной валеологии", с позиции которой оздо­ровительные технологии должны обеспечивать гармонизацию всей системы ценностных ориентации человека, реинтегрируя "здоровье" в систему дос­тижения высших ценностей существования личности.

Примечательно, что осознание принципиальной значимости этой пробле­мы уже с середины 80-х годов привело к тому, что ряд известных специали­стов в области физической культуры и спорта приступили к разработке пси­хотехник, которые в ходе сопряженной психофизической тренировки позволяли обогатить процесс оздоровления процессами гармонизации внутреннего мира личности и гуманистическими целевыми установками.

Все изложенное выше может служить основанием для разработки такой оздоровительной технологии, в основу которой была бы положена концепция развивающей психофизической тренировки - ментального тре­нинга.

Суть данной концепции состоит в использовании взаимообогащающего эффекта физических упражнений и психотренинга для гармоничного разви­тия физических возможностей и духовно-деятельностного потенциала лич­ности.

Данный подход, безусловно, в целом имеет глубокие исторические корни, а именно "чтобы ум был здравым в теле здоровом". Отсюда приоритет физической культуры и спорта в сопряжении физического и духовно-эстетического совершенства личности неоспорим. Поэтому именно теоретические концепции спортивной науки (в отличие от клинической ме­дицины) не могут не представлять наибольшую ценность в раз­работке оздоровительных технологий холистического уровня.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.02 с.)