Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Труд как фактор формирования здоровья в жизнедеятельности человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Труд, как известно, является основой создания материальных и духовных ценностей. Он также необходим для оптимального протекания биологических процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние на здоровье. Под влиянием труда биологические процессы в человеческом организме существенно эволюционно преобразились. Особенности строения скелета современного человека, развития его мускулатуры, работы органов чувств - все это в конечном итоге явилось результатом именно трудовой деятельности человека. Так, эффективность труда значительно повысилась от того, что одна рука - левая, стала совершенствоваться в поддержке объекта труда, а другая - правая, совершенствовалась в его обработке. Понятия "труд" и "работа" не однозначны. Термин "работа" означает все виды деятельности, связанные с затратой энергии и выходом организма из состояния покоя. Например, ребенок, подбрасывающий в воздух мячик, затрачивает определенную энергию и, следовательно, с физической точки зрения выполняет работу. Однако это занятие никто не отнесет к труду. Таким образом при любом виде труда выполняется работа, но не всякая работа может считаться трудовой деятельностью. Принято делить труд на физический и умственный. Деление это условно, так как никакая трудовая деятельность невозможна без регулирующей роли центральной нервной системы, без волевых усилий. При оценке физических усилий используется понятие "тяжесть труда", отражающее нагрузку на скелетную мускулатуру, сердечно-сосудистую и другие физиологические системы. Для характеристики умственной деятельности принято понятие "напряженность труда", отражающее преимущественную нагрузку на центральную нервную систему. Физический труд отличается большим расходом энергии, быстрым развитием утомления и, вместе с тем, относительно низкой производительностью. В работающих мышцах усиливается кровоток, доставляющий питательные вещества и кислород, уносящий продукты распада. В организме наступают физиологические изменения, обеспечивающие мышечную деятельность. С повышением тяжести физического труда увеличивается и потребление кислорода. Существует предел максимального количества кислорода, которое в силах потребить человек - так называемый кислородный потолок. Обычно он не превышает 3-4 л/мин. Во время выполнения очень тяжелого труда доставка кислорода в организм достигает своего предела, но потребность в нем становится еще больше и не удовлетворяется в процессе работы. В этот момент в организме возникает состояние кислородной недостаточности - гипоксия. Умеренная гипоксия, вообще говоря, тренирует организм. Но если тяжелый физический труд продолжается долго, или человек не привык к большим нагрузкам, и его дыхательная и сердечно-сосудистая системы плохо обеспечивают работу мышц, гипоксия становится повреждающим фактором.
При выполнении труда большой тяжести и значительной продолжительности происходит снижение работоспособности, развивается утомление, которое субъективно воспринимается нами в виде ощущения усталости. Если работоспособность человека не успевает восстановится к началу следующего трудового дня, развивается переутомление, сопровождающееся хронической гипоксией, нарушением работы нервной системы - неврозами, заболеваниями сердечно-сосудистой и других систем. Тяжесть умственного труда во время учебы возрастает еще больше в силу того, что проходит на фоне статического напряжения, связанного с необходимостью длительное время сохранять определенную позу. Полноценный отдых в этом смысле, как указывал еще классик отечественной физиологии И.М. Сеченов, заключается не в безделье, а в смене деятельности. "Работаешь сидя - отдыхай стоя," - писал он. Поэтому умственная работа, учеба обязательно должны чередоваться с двигательной активностью. Физкультминутки, проведенные на уроке в момент, когда наблюдаются признаки возбудительной фазы утомления, позволяют значительно отдалить наступление выраженной усталости, сделать труд полноценным и эффективным. Образ жизни во многом зависит от профессии, которую приобрел человек. Каждый из нас от природы и воспитания получил определенный комплекс индивидуальных (биологических и социальных) характеристик, которые обязательно нужно учитывать при выборе профессии. Эти характеристики - способности, стремления, интересы - каждый должен знать или хотя бы задуматься о них. Ибо если нет гармонии (соответствия) между свойствами личности, характером деятельности и окружающими условиями жизни, то рано или поздно это отрицательно скажется на тех или иных функциях организма и на качестве самой работы.
Профессии первого типа определяются на основе отношений "человек-природа". Сюда относят животноводов, пчеловодов, лесоводов, агрономов, геологов и многих других представителей "природообусловленной" человеческой деятельности. Второй тип профессиональной человеческой деятельности объединяет профессии связанные с отношениями "человек - техника". К этой группе относят профессии слесаря, швеи, инженера и так далее. Можно выделить профессионалов и своего рода третьего типа: "человек - художественный образ". Это, к примеру, маляры, художники-оформители, живописцы ит.д. Какую бы профессию человек при этом не выбирал, для достижения успеха необходимо прежде всего научиться именно трудиться, ибо главный источник удовлетворения от работы – это именно сама работа. При этом важно знать не только то, что отдает ей человек, но и то, что она дает человеку. Когда работа захватывает, увлекает, доставляет наслаждение, тогда, как говорится, не чувствуется усталости. Однако существуют и "малоинтересные" производства, где человек не может испытывать эмоционального подъема от работы в силу ее специфики. Но и в таких условиях трудолюбие и организованность помогают человеку в его труде. Конечно, многое здесь зависит не столько от самого работника, сколько от организации труда в целом на производстве. Известно, настроение, а следовательно, и душевное благополучие, здоровая психика человека зависят не только от него самого, а важно, чтобы трудовые усилия человека были справедливо оценены другими, чтобы конфликты и споры разрешались честно. Отсюда каждый может и должен выбирать профессию по душе и по плечу. Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного общества с присущими ему особенностями социально-экономического, научно-технического развития и с учетом существенной модификации ценностных установок - есть проблема первостепенного значения. Именно это является предметом одной из современных наук о здоровье человека – валеологии. И вместе с тем приходится констатировать, что, к сожалению, значительный "валеологический потенциал" физической культуры до настоящего времени еще далеко не востребован в нашей стране. Развивающиеся в течение последних лет исследования в области валеологического подхода в оздоровительной физической культуре все больше приходят к следующей трактовке понятия здоровья. Здоровье - это психофизическое состояние человека, которое характеризуется отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания. Указанная дефиниция, как представляется, не только позволяет понятийно отделить собственно "качество здоровья" от "благополучия", учитываемого, как известно, при определении фактора здоровья, но и детерминирующего специфику подхода к селекции как метода валеометрии. Правомерность ориентации исследований в рамках вышеуказанных проблем подтверждается прежде всего спецификой изменений состояния здоровья населения, и особенно подрастающего поколения, в настоящий период времени.
К сожалению, приходится констатировать, что проведенные в последнее время исследования показали крайнюю малочисленность группы населения, которая по субъективным и объективным критериям может быть охарактеризована как группа "здоровых". Процент здоровых лиц, как показали исследования, колеблется от 12% до 35% в зависимости от возрастного ценза. При этом обращает на себя внимание крайняя неоднородность состояния физической подготовленности и нервно-психического статуса обследованных, составляющих группу "здоровых". В связи с этим встала проблема поиска методов измерения состояния здоровья, которые позволили бы объективно оценить именно ослабление психофизических резервов организма, предшествующих развитию как донозологи-ческих изменений состояния здоровья, так и, естественно, устойчивых патологических состояний. Данные, полученные на большом контингенте населения города Санкт-Петербурга, свидетельствуют, что более чем у 55% практически здоровых лиц проведенный комплекс валеометрических исследований обнаруживает измененное психосоматическое состояние. Здесь важно подчеркнуть, что данное состояние - это состояние психофизиологических резервов, которое характеризуется неустойчивостью процессов системной и межсистемной авторегуляции физиологических функций. При этом можно считать, что измененное психосоматическое состояние, по всей видимости, является патогенетической основой формирования так называемых "измененных состояний массового сознания". Здесь необходимо отметить, что указанный комплекс валеометрических исследований позволил выделить ряд характерных особенностей измененного психосоматического состояния, в число которых входят: - заметное преобладание принципиально устранимых негативных факторов над генетически детерминированными, в частности социальной неудовлетворенностью в сочетании либо с курением, либо со снижением неспецифической резистентности организма; - дезадаптационные явления со стороны нервно-психического статуса, в которых проявляется тревожная и депрессивная направленность; - снижение субъективного уровня личностного благополучия, главным образом в сфере эмоционального и физического состояния; - неадекватное (выражающееся в завышении или в занижении) восприятие интенсивности физической нагрузки и дисгармоничность активности звеньев биоэнергетической системы организма.
На последнем положении следует остановиться подробнее, ибо совершенно очевидно, что "передозировка" физических нагрузок в этих случаях способна не только усугубить изменение психосоматического состояний, но и практически полностью разрушить мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Существенно, что в проведенных исследованиях была выявлена связь восприятия интенсивности физической нагрузки с психотипом личности, а также доказано, что низкий уровень личностной тревожности, высокие показатели силы нервных процессов способствуют более легкому восприятию интенсивности (выше субмаксимального уровня) нагрузок. Если обратиться к литературе по валеологии последних лет, то нельзя не заметить обилия валеометрических систем. Однако, несмотря на многочисленность развиваемых подходов, совершенно очевидно, что подавляющее большинство из существующих методов изначально ориентировано на парадигму так называемой "адаптационной" валеологии. Из материалов исследований, приведенных выше, следует, что измененное психосоматическое состояние сопоставимо с так называемым "третьим состоянием", которое описывается в литературе, как состояние, когда "резервы функциональных систем организма сдвинуты в сторону истощения". Более того, указанная особенность сосуществует в функциональной структуре измененного психосоматического состояния с другой, не менее важной, как можно полагать, характеристикой - изменением оценки личностного благополучия, включая снижение духовного благополучия, а также черты социально-психологической дезинтеграции. Таким образом, при изучении особенностей измененного психосоматического состояния происходит реальное столкновение с фактором психического и социального благополучия личности. Более того, обращает на себя внимание и то, что в определении здоровья называется, с точки зрения аксиологии, целая иерархия неоднозначных личностных ценностей таких, как инструментальные и терминальные. Вряд ли правомерно утверждать, что здоровье само по себе является изначальной терминальной ценностью для человека, определяющей всю систему жизненных установок личности. В большинстве случаев, как известно, у здорового индивида ценностный аспект "здоровья" активно проявляется на уровне сознания исключительно в условиях снижения функциональных резервов, причем и в этом случае он скорее выступает как инструментальная ценность. В связи с этим особую значимость, как надо полагать, приобретает концепция, так называемой, "интегративной валеологии", с позиции которой оздоровительные технологии должны обеспечивать гармонизацию всей системы ценностных ориентации человека, реинтегрируя "здоровье" в систему достижения высших ценностей существования личности. Примечательно, что осознание принципиальной значимости этой проблемы уже с середины 80-х годов привело к тому, что ряд известных специалистов в области физической культуры и спорта приступили к разработке психотехник, которые в ходе сопряженной психофизической тренировки позволяли обогатить процесс оздоровления процессами гармонизации внутреннего мира личности и гуманистическими целевыми установками.
Все изложенное выше может служить основанием для разработки такой оздоровительной технологии, в основу которой была бы положена концепция развивающей психофизической тренировки - ментального тренинга. Суть данной концепции состоит в использовании взаимообогащающего эффекта физических упражнений и психотренинга для гармоничного развития физических возможностей и духовно-деятельностного потенциала личности. Данный подход, безусловно, в целом имеет глубокие исторические корни, а именно "чтобы ум был здравым в теле здоровом". Отсюда приоритет физической культуры и спорта в сопряжении физического и духовно-эстетического совершенства личности неоспорим. Поэтому именно теоретические концепции спортивной науки (в отличие от клинической медицины) не могут не представлять наибольшую ценность в разработке оздоровительных технологий холистического уровня.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.58 (0.014 с.) |