Конституционные законы Третьей Республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные законы Третьей Республики



Содержание Конституционных законов 1875 года

 

После поражения Парижской Коммуны захватившая власть крупная буржуазия не торопилась с созданием республиканских учреждений. Сформированное еще до Парижской Коммуны Национальное собрание было консервативным и только в 1875 г. оно провозгласило себя Учредительным собранием и приняло три основных закона, которые в совокупности и составили новую конституцию Франции: закон об организации государственных властей, закон об организации сената, закон об отношениях государственных властей.

Третья республика во Франции была формально провозглашена 4 сентября 1870 г. Однако ее конституирование произошло лишь в начале 1875 г. Для политического развития Франции конца 70-х - начала 80-х годов характерно определенное изменение формы правления, постепенный «отход» от положений конституции 1875г., касающихся организации государственной власти.

Во французской исторической и юридической литературе принято рассматривать государственный строй Франции до принятия конституции 1875 г. как «временный режим», дальнейшее государственно-правовое развитие Третьей республики, ее «трансформацию», «эволюцию». При этом эволюция зачастую сводится главным образом к формально-юридическим изменениям конституции.

Основной внутриполитической проблемой Франции в 70-х - 80-х годах было сохранение и укрепление республиканской формы правления. И хотя Парижская Коммуна предопределила поражение любых попыток реставрации монархии, борьба за республику затянулась на долгие годы. Она не сводилась лишь к парламентской борьбе двух фракций французской буржуазии (буржуазных республиканцев и монархистов), а являлась выражением острых классовых противоречий.

Важным этапом в процессе становления республиканской формы правления явилось принятие национальным собранием конституции Третьей республики 1875 г. Конституция включала в себя три закона, принятые соответственно 24, 25 февраля и 10 июля: об организации сената, об организации государственной власти, об отношении государственных властей. К этим законам непосредственно примыкают еще два, названных основными (о выборах в сенат и о порядке выборов в палату депутатов),7 но фактически относящихся к категории обычных законов, так как их изменение в отличие от первых трех не связывалось с созывом Национального собрания. Последние два закона в значительной мере определяли устройство государственной власти Третьей республики, поэтому они могут с известными оговорками быть включены в конституцию.

Конституцию 1875 г. отличали фрагментарность, краткость, отсутствие декларации о принципах государственного строя. В ней лишь косвенно упоминалось о республиканской форме правления. В ст. 2 закона от 25 февраля 1875 г. было записано: «Президент республики избирается абсолютным большинством голосов сената и палаты депутатов» .

Конституция отразила определенный компромисс в борьбе буржуазных республиканцев и монархистов, в ней также проявилось влияние авторитарных традиций предшествующего периода. Все это наложило отпечаток на установленную систему высших органов власти. Были учреждены институт сильной президентской власти и сенат (верхняя палата парламента), избранный особым, антидемократическим путем. Однако в 80-е годы наблюдается определенный отход от ряда положений конституции 1875 г. В результате фактический и юридический статус президента и сената претерпел существенные изменения.

По конституции Третьей республики законодательная власть в стране принадлежала парламенту, состоящему из двух палат: палаты депутатов и сената. Депутаты нижней палаты избирались сроком на четыре года всеобщей и прямой подачей голосов. В противовес нижней палате сенат был органом открыто консервативным и реакционным. Этому в значительной мере способствовала система выборов в верхнюю палату. Сенат состоял из 300 человек, причем 75 сенаторов назначались пожизненно, а 225 избирались сроком на 9 лет. Сенаторов от каждого департамента избирали специальные коллегии, которые формировались из: 1) депутатов департамента; 2) его генеральных советников; 3) окружных советников; 4) делегатов от каждой коммуны, избранных муниципальным советом из лиц, пользующихся обычным правом избирателей. Независимо от численности населения избирался один делегат от коммуны. Таким образом, обеспечивалось преобладание консервативных элементов (как правило, представителей сельских коммун) над радикальными.

Сенату и палате депутатов предоставлялись равные права в области законодательства. В то же время сенат был наделен и особыми полномочиями: лишь с его согласия президент имел право распустить палату депутатов (сенат как палата парламента не подлежал роспуску); согласно ст. 9 закона от 24 февраля 1875 г. сенат мог выступать в качестве верховного суда при обвинении президента или министров в преступлениях, посягающих на безопасность государства.

Особое место в государственном механизме Третьей республики принадлежало президенту - главе исполнительной власти. Согласно ст. 2 закона 25 февраля 1875г. президент избирался на 7 лет на совместном заседании палат; он мог быть переизбран. Глава государства обладал значительными полномочиями: имел право законодательной инициативы, обнародовал законы и следил за их исполнением, являлся главой вооруженных сил, заключал договоры с другими государствами, назначал на все гражданские и военные должности. Если президент считал тот или иной закон негодным, он мог отказать в его промульгации, и палаты были обязаны вновь рассмотреть данный закон. Президент имел право прерывать сессию парламента, а с согласия сената распускать палату депутатов с назначением выборов в двухмесячный срок. В своей деятельности президент не подчинялся парламенту.

В конституции не было специального раздела, посвященного высшим органам государственного управления, законы содержали лишь отдельные, фрагментарные положения, касающиеся деятельности министров. Ст. 6 закона от 25 февраля устанавливала коллегиальную ответственность министров перед парламентом. Одним из пережитков «временного режима» являлось право президента председательствовать в совете министров. Но фактически правительство возглавлял один из министров, причем заседания, происходящие в отсутствие президента, были правомочны готовить лишь проекты решений по обсуждаемым вопросам и носили название совета кабинета.

конституционный прусский война политический



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.004 с.)