Приемы и методы введения проблемной ситуации при изучении грамматики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы и методы введения проблемной ситуации при изучении грамматики



Учитывая сложность изучения грамматического материала во 2ОМ классе необходимо так построить учебную деятельность, что бы учащиеся не только не потеряли интереса к изучаемой программе, но и постоянно были заинтересованы в изучении родного языка, отражающего их интеллектуальное развитие. При этом нельзя забывать о доступности столь абстрактного материала как Грамматика.

Оптимальным решением поставленной задачи может служить введение элементов проблемного обучения уже в начальных классах.

2.2.1. Для доказательства эффективности нашей гипотезы в начале учебного года был проведен констатирующий эксперимент по выявлению грамматических знании (сведения о частях речи в 1 классе не даются), интереса к фактам родного языка. Учащимся был предложен следующий текст с грамматическим заданием.

Воробей

Стоит высокий клен. Серая птичка села на ветку. Это воробей. Рыжий кот спугнул птичку. Воробей улетел.

Грамматическое задание. Подчеркнуть зеленым цветом слова, обозначающие предмет, синим - слова, обозначающие действия и черным - слова, обозначающие признак.

Таблица 1. Знание грамматических категорий учащимися до начала изучения.

Класс

 

Кол-во учащихся правильно назвавших

 

предмет   признак   действие  
Экспериментальный 26 чел.   24 (92%)   23 (88%)   25 (96%)  
Контрольный 26 чел.   25 (96%)   22 (84%)   25 (96%)  

В экспериментальном классе из 26 человек, писавших работу, правильно назвали имена существительные 24 человека, прилагательное - 23, глаголы - 25. Неправильность, ответа обусловлена отсутствием систематического обучения в первом классе. Правильные ответы во многом объясняются языковой компетенцией учащихся.

В контрольном классе из 26 человек, писавших работу, правильно назвали имена существительные 25 человек, прилагательные - 22, глаголы - 25. Причины ошибок те же, что и в экспериментальном классе.

Исходя из полученных результатов, была построена система учебно-познавательной деятельности во 2ОМ классе на уроках русского языка.

2.2.2. При обучении имени существительного во 2ОМ классе ведущим методом было введение на различных этапах урока элементов проблемной ситуации. Объяснение нового материала считается одним из сложных этапов урока, поскольку дети получают сведения неизвестные, либо частично известные. Традиционно объяснение существует и осуществляет его учитель, предлагая учащимся знания в готовом виде. Проблемное обучение предполагает иной подход: школьники под руководством учителя сами «получают» необходимые сведения, т. е. как бы самостоятельно ведут исследования данного возраста.

При изучении имени существительного важнейшими являются следующие понятия: предметность, одушевленность и неодушевленность, родовая принадлежность и изменение по числам.

Формирование грамматических знаний, умений, навыков осуществляется на различных этапах урока, таких как объяснение нового материала (знания), закрепление (формирование умений и навыков) и проверка. На всех этих этапах не только возможно, но и необходимо использовать проблемную ситуацию, т. к. каждый раз решаются иные задачи и достигаются различные результаты.

Формирование понятия о предмете. На начальных уроках посвященных имени существительному дается представление о предметности, понимаемое не только, как конкретный предмет (что учащимся младших классов понятно), но и о предметах выделяемых абстрагированием мышления, что вызывает затруднение в понимании. Например: темнота, холод, и др.

Наибольшее понимание достигается путем комбинированного использования вопросов и различных форм наглядности. Вопросами побуждают учеников осмыслить новое для них явление, выделить в нем основные признаки и сформулировать правило. Наглядность служит «внешней опорой внутренних действий», т. е. на начальном этапе позволяет яснее представить характерные особенности изучаемых явлений.

А. На уроках объяснения предлагаются следующие задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное.

Задание 1: Сравните правый и левый столбик.
Я ученик первого класса.                                   Я первого класса.
В пенале лежат ручки и карандаши.               В пенале лежат.
Я кладу в портфель тетради,                          Я кладу в портфель.
учебники и пенал.

Учитель задает вопросы.

1. Обе ли записи слов являются предложением?

2. Если нет, то почему?

3. Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?

4. Выпишите пропущенные имена существительные, задавая им вопрос.

Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными.

Задание 2. Дается цепочка слов:

Машина, самолет, Маша, Жучка, Весновка, Алматы, лопата, Мурка, Москва.

1. Можно ли среди этих слов выделить две группы?

2. Если можно, то, по какому принципу? (по написанию).

Вывод: одни слова с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?

3. В какие группы можно определить?

A) по именам;

Б) название городов, рек;

B) клички животных.

4. На какой вопрос отвечают все эти слова.

Вывод: имена собственные - отвечают на вопрос что? I кто? - это существительные имена людей и клички животных отвечают на вопрос кто? Все остальные имена собственные отвечают на вопрос что?

Б. Уроки закрепления по данной теме призваны решать задачи по умению выделять имена существительные от других частей речи.

На этапе закрепления основным средством создания

проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:

Задание 1. Из данных слов выпишите существительные.

Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.

Задание 2.

1. Рассмотрите картинки:







2. Задайте вопрос к верхним картинкам.

3.Задайте вопрос к нижним картинкам.

4. Чем эти слова отличаются друг от друга.

Задание 3. Выпишите имена собственные:

Фамилия Сидоров, Озеро Байкал. Гора Эльбрус, Пустыня Сахара, Республика Казахстан. Река Или, Озеро Балхаш.

В. Проверкой осуществляется контроль за прочностью усвоения полученных знаний также за сформированностью грамматических умений и навыков. Ведущим средством проблемности на данном этапе является задание в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать.

Задание 1. Подчеркните в тексте имена существительные и объясните ваш выбор.

Шел сильный снег. Дороги замело. Выглянуло солнце и снег перестал.

Задание 2. Что такое имя существительное: Придумайте по 5 существительных на тему природы, школы, посуды.

Задание 3. Одной чертой подчеркните имена существительные, а двумя собственные имена существительные.

От аллеи идет тропинка. Брат работает на лесопильне. Оля ушла с тетей Лизой. Пришло письмо от бабушки. Формирование понятия одушевленности.

В русском языке категория одушевленности, неодушевленности не представляет особых трудностей. В начальные классы отбирается только бесспорный материал, который не требует грамматического определения одушевленности, а только лексического (случаи типа кукла не рассматриваются).

А. При объяснении используются такие задания: Задание 1. Сравнить слово дом, кот

 

А) Может ли кот совершать действия? Докажите это (бегать, прыгать);

Б) Может ли дом совершать какие-то действия самостоятельно. Дом может строиться, стоять, ломаться, но все эти действия совершаются над ним кем-нибудь.

2.На какой вопрос отвечает кот и дом?

Вывод: слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевленными. Слова, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.

Задание 2. Сравнить слова:

Чем они отличаются? (по способу передвижения)

кот-сам, самолет - кто-то, конь-сам, машина - кто-то.

3. Задать вопрос:

Вывод: Если предмет передвигаться сам в пространстве, то он одушевленный, (живой), и отвечает на вопрос сто? (конь, кот).

Если предмет не может передвигаться сам, то он неодушевленный, отвечает на вопрос что? (самолет, машин a).

Б. При закреплении можно использовать следующие виды работ.

Задание 1. Разделите слова на 2 группы:

Конь, машина, волк, велосипед, самокат, лось, ролики, вертолет.

Вопрос учителя: по какому признаку вы разделили эти слова? Повторите правило.

Задание 2. Выпишите сначала существительные, которые отвечают на вопрос кто? потом - на вопрос что?

Октябрь, внучка, зима, темнота, трава, лыжник, дождь, грачи, собака, оттепель, корова, хищник, гром, сова.

Задание 3.

А) по рядам напишите по 3 предложения, которые имели бы существительное, которое можно увидеть в воде, в траве, на улице, и отвечало бы на вопрос кто?

Б) проверьте с объяснением: Почему задали вопрос кто?

Задание 4.

А) вспомните, что вы знаете об имени существительном. Распределите слова в две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Объясните, почему вы так сделали? По какому правилу?

Народ, пилот, завод, полет, город, поезд, поворот, год, ответ, свет.

Задание 5.

Пришла зима. С севера подул студеный ветер. С неба посыпались снежинки. Растут сугробы.

1. Подчеркните имена существительные.

2. Поставьте вопрос.

3. Двумя чертами подчеркните существительные, которые обозначают явления природы.

В. Проверка проводится в виде:

Задание 1.

1. Что вы знаете о существительном?

2. В какие группы вы можете объединить слова?

Машина,, цветок, корова, Мурка, часы, Алматы, Жучка, сорока; (группы, имена собственные, одушевленные и неодушевленные).

Задание 2.

1. На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?

2. На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы?

3. Задание: выпишите в один столбик одушевленные, а в другой неодушевленные предметы.

Брат, мама, корабль, овраг, мороз, внук, река, бабушка, шуба, дуб, котенок. Коля, сосед урок, сирень, товарищ, воробей, день, рама.

Задание 3.

1. Выделите имя существительное: Два, двойка, удвоить.

2. Посмотрите на карточку. Что на ней изображено? 2 (двойка) Какой можно задать вопрос - что? - двойка.

3. А что изображено на этих карточках?

Какой можно задать вопрос к слову два:

сколько яблок? сколько карандашей?

 4.Задайте вопрос к слову двойка

Я получил двойку, (что?)

Вывод: Двойка - это существительное, т. к. отвечает на вопрос что?

Задание4. Отгадайте загадки. Запишите ответы: сначала те, которые отвечают на вопрос кто?, затем, а затем на вопрос что?

-Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (корова);

-Белое одеяло весь мир покрывало, стало тепло - в речку утекло (снег);

-Кто зимой белый, а летом серый (заяц);

-Под соснами, под елками бежит мешок с иголками (еж);

-Стоит Антошка на одной ножке, шляпа есть, а головы нет (гриб);

-Не будильник, а разбудит, запоет - проснутся люди (петух);

Формирование понятия рода

Категория рода в русском языке является классификационной. Учащиеся получают представление о роде как об обязательной характеристике слова. Методически целесообразно строить объяснения, используя жизненный опыт учащихся. Так ребенку известно, что все люди делятся на мужчин и женщин и соответственно слова, могут быть мужского и женского рода. Сначала примеры подбираются по половому признаку (девочка, мальчик), с постепенным абстрагированием этого понятия (средний род).

А. Соответственно этому строятся уроки объяснения, на которых применяются такие задания:

Задание 1. Выпишите из словарного словаря слова, обозначающие животных и птиц.

Волк, ворон, заяц, коров, лис, петух, собак.

Вопрос учителя: На что заканчиваются эти слова. Давайте это отметим вот таким квадратом 

А) рассмотрим с вами слово волк. Серый волк лежал на дороге. За серым волк  гнались собаки. Что изменилось в слове волк(ом). Это мы и будем брать в квадратик.

Б) рассмотрим слово лиса.

Рыжая лиса бежала.

Охотник увидел большую лис (у)

Что изменилось в слове лиса (у). Это и берем в квадратик. Оставшиеся слова аналогично.

2. Предложим детям распределить эти слова в две группы по любому признаку. Направить их на возможность выделения мужского и женского рода.

3. Если дети не справятся, нужно попросить детей заменить слова волк и лиса на другие более короткие (местоимения он и она). Эти слова соотнести с понятием мужского и женского начала.

Для наблюдения дать таблицу

4. Объяснить мягкость слов дверь, конь, тетрадь. Дверь  - он (ж. р.);

Конь  - он (м. р.); Тетрадь  - она (ж. р.).

Вывод: Имена существительные могут быть мужского и женского рода.

5. Дать слова: окн, дерев, пол, здоровь.

Предложить детям определить являются ли эти слова мужского или женского рода.

После того, как учащиеся при соотнесении этих существительных со словами он, она не найдут им место ни в одной из этих групп, предложить выделить эти слова в отдельную группу, поставив к ним слово оно. Эти слова среднего рода. Обратить внимание на окончание.

6. Вопрос: А если существительные употребляются лишь во множественном числе можно ли определить род?

Вывод: Во множественном числе родовая принадлежность пропадает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.063 с.)