Понятие и сущность фанатизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность фанатизма



 

Впервые понятие «фанатизм» ввел Ж. Боссюэ (1627 - 1704), католический епископ, бывший одним из главных идеологов французского абсолютизма. Для него фанатиками были протестанты, поскольку они полагали, что все их «мечтания» вдохновлены Богом. Они думали, что их вера зависит только от Бога, но никак не от церковных установлений или утвержденных правил, принятых и одобренных кем бы то ни было.

В 1777 г. автор статьи о фанатизме М. Делейр, дает принципиально иное определение фанатизма. Это «введенное в действие суеверие или плод незнания, примитивной души, иррационального … сознания. Фанатизм … воздвиг первые языческие храмы» [4].

П. Бейль и «Французская энциклопедия» предлагают под фанатизмом понимать все, что касается ранних форм религии, а шире - религиозного чувства вообще. Однако как Ж. Боссюэ, так и П. Бейль связывают фанатизм с теми ощущениями, которые переживает верующий. В сущности, при всей кажущейся несовместимости двух определений фанатизма и в том, и в другом случае речь идет о самостоятельном религиозном чувстве, не регулируемом никакой богословской системой или церковной структурой.

Новое определение фанатизма, ставшее классическим, дает Ф. Вольтер в вышедшем в 1764 г. в Женеве «Философском словаре». Суть фанатизма по Ф. Вольтеру заключается в том, что фанатик, отстаивая ту ортодоксию, хранителем которой он себя считает, готов казнить и убивать, при этом он всегда и исключительно опирается на силу. «Наиболее отвратительным примером фанатизма» является для Ф. Вольтера Варфоломеевская ночь. Ф. Вольтер говорит о фанатиках так: «это судьи, которые выносят смертные приговоры тем, кто думает иначе, чем они. Фанатики всегда убеждены в том, что все их идеи внушены им свыше» [12].

Ф. Вольтер определяет и некоторые черты психологии фанатизма. «Книги гораздо меньше возбуждают фанатизм, нежели собрания и публичные выступления. Фанатизм всегда мрачен и жесток, это одновременно суеверие, лихорадка, бешенство и злоба»[12].

Н. Бердяев в написанной в 1937 г. статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» подчеркивает, что «нетерпимый фанатик совершает насилие, отлучает, сажает в тюрьмы и казнит, но, в сущности, слабый, а не сильный, он подавлен страхом, и его сознание страшно сужено, он меньше верит в Бога, чем терпимый» [3]. Феномен фанатизма заключается в том, что, несомненно, опирающийся на силу и на власть фанатик убежден в том, что спасает мир, человечество, своих собратьев или истину от врагов. Вот почему фанатизм всегда агрессивен и дефенсивен и, главное, не может существовать без образа врага. [3].

Однако, было бы неверным утверждать, что фанатизм есть род коллективного безумия, а все фанатики психопаты. На это справедливо указал А. Асмолов «Скорее, фанатизм является вполне закономерным «побочным» продуктом развития сознания в переломные эпохи» [2].

В своей работе «Детство и общество» на примере нацистской Германии Э. Эриксон показал, каким образом формируется авторитарным лидером массовый фанатизм у молодежи в тоталитарном обществе за счет целенаправленной эксплуатации дефицита доверия и психосоциальной. Как он отмечал, «в детях А. Гитлер старался заменить сложный конфликт отрочества, мучивший каждого немца, простым шаблоном гипнотического действия и свободы от размышлений. Чтобы добиться этого, он создал организацию, систему воспитания и девиз, которые бы отводили всю юношескую энергию в национал-социализм»[14].

В фашистской Германии, как и в Советском Союзе и в якобинской Франции - то есть в обществах, где фанатизм не только процветал, но и культивировался на государственном уровне, целенаправленно подавлялся институт религии. Данный факт показателен согласно концепции Э. Эриксона, религия является тем самым базисным институтом общества, «...который на протяжении всей человеческой истории боролся за утверждение базисного доверия...»[14]. Однако, как и другие базисные институты, в определенных условиях институт религии может утратить свою институциональную функцию и в этом случае он будет объективно способствовать деструктивному разрешению первого психосоциального кризиса в данном обществе.

Это происходит в тех случаях, когда конкретная религиозная организация сращивается с государством, превращаясь таким образом, по сути дела, в идеологический придаток института политики.

Следует особо отметить, что для представителей политического и религиозного фанатизма, так же как и для «идейных» террористов характерно полное пренебрежение к человеческой жизни - как окружающих, в том числе близких, так и своей собственной.

Наряду с политическим и религиозным фанатизмом все более широкое распространение в современном обществе получают его менее глобальные, так сказать, «бытовые» проявления - спортивный и музыкальный фанатизм. Хотя спортивные и музыкальные фанаты, без сомнения, гораздо менее социально опасны, чем политические и религиозные фанатики, тем не менее, они также требуют к себе повышенного внимания, во-первых, представители подобных течений также нередко склонны к асоциальному поведению, и, во-вторых, одни формы фанатизма легко «перетекают» в другие. К примеру, многие из спортивных «фанатов» одновременно являются членами экстремистских группировок националистического толка.

При этом нужно помнить, что фанатизм не нуждается даже в сильной личности, но только в «сильной» идее, которая быстро овладевает массами. Вспышки фанатизма приводят к весьма серьезным последствиям, о которых предупреждал еще Вольтер, когда писал, что фанатизм «разрывает все связи в обществе», иными словами, обладает огромной деструктивной силой, разрушающей общество.

«Вера фанатика, его беззаветная и бескорыстная преданность идее нисколько не помогает ему преодолеть эгоцентризм... фанатик какой-либо ортодоксии отождествляет свою идею, свою истину с собой»[3]. Отсюда Н. Бердяев делает чрезвычайно важный вывод: «Эгоцентризм фанатика... выражается в том, что он не видит человеческой личности, невнимателен к личному человеческому пути»[3].

Таким образом под фанатизмом мы будем понимать твердую и не признающую никаких аргументов безальтернативную приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру. Фанатизм - социально-психологический феномен, характеризующий личностную позицию и систему отношений этой личности с референтными группами и группами членства в логике неприятия даже обоснованной, но противоречащей жестким установкам фаната информации, отражающий некритичный подход индивида к любой информации, которая в той или иной степени подкрепляет его позицию, установки, представления и убеждения, готовность к жертвенному поведению во имя последних вне зависимости от того, является подобная активность нравственной или аморальной [6].

Необходимо понимать, что фанатизм сегодня широко распространен по всему миру и существует в различны видах.

 

Виды и причины фанатизма

 

В настоящее время существуют различные виды фанатизма, но наиболее распространенными являются такие виды фанатизма как: религиозный, спортивный, музыкальный, политический, идейный, научный фанатизм. Рассмотрим подробно некоторые из них.

Музыкальный фанатизм. +Многие поклонники, особенно в юном возрасте, проходят стадию фанатизма по отношению к любимому исполнителю. Обычно целью музыкальных фанатов является физическая близость к своему кумиру: дружба, общение, любовь [5].

Музыкальный фанатизм начинается со стирания границ между творчеством исполнителя и его личностью. Легко отличить поклонников, просто с удовольствием слушающих новую музыку и тех, что расписывает стены дома известного человека, караулит каждый его выход из подъезда.

Музыкальных фанатов можно разделить на четыре категории по углублённости в процесс, эмоциональной окраске и отношению к кумиру.

Первый тип - это фанат-романтик. Фанат-романтик в первую очередь ориентирован на сценический образ кумира. Он чаще всего испытывает к кумиру чувство влюблённости и духовно-эмоционального расположения. Для него кумир - это идеал поведения, внешности, музыкальной экспрессии и человека.

Второй тип - сексуально-ориентированный фанат. Для этого типа характерно отношение к кумиру как к носителю мужской (чаще всего) сексуальности. Кумир воспринимается как идеальный сексуальный партнёр, большое внимание фанат такого типа уделяет его внешности, физическим чертам, личной жизни, в меньшей - музыке как таковой.

Третий тип фаната - фанат-рационалист. Такой тип позиционирует себя в первую очередь как любитель музыкального творчества кумира. Он в меньшей степени сосредоточен на сценическом образе и сексуальности кумира, однако чаще всего за расположенностью к музыке скрывается всё тот же фанат-романтик.

Самый крайний тип фаната - это фанат-сталкер. Обычно сталкеры преследуют кумира, ищут с ним встречи, посылают письма с угрозами, просьбами, признаниями в любви. Данный тип фаната чаще всего представлен одинокими, несостоявшимися личностями, для которых кумир становится частью смысла жизни. [5]

Явление фанатизма не ограничивается влиянием только лишь на музыкальную сферу. Очень часто фанат одной группы является фанатом другого музыкального коллектива или фанатом киноактёра, спортсмена. Как таковой фанатизм в обыденном понимании этого явления наносит вред только самому фанату, ограничивая его кругозор, сужая рамки сознания, поглощая полезную духовную энергию и настраивая агрессивно по отношению к иной части аудитории.

Религиозный фанатизм - это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников.

Религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя Бога. Его психологическая основа - вера. В основу понимания веры теологи обычно кладут слова, приписываемые еще апостолу Павлу: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». То есть, по сути, религиозный фанатизм - групповой фанатизм.

Фанатизм и религия тесно связаны между собой. Справедливо писал

Э. Дюркгейм: «Когда более или менее сильное возбуждение разделяется группой людей, оно неизбежно принимает религиозный характер» [5]. Однако Э. Дюркгейм не сводил религию или даже «религиозное возбуждение», экстаз исключительно к вере в Бога. «И современное общество, по Дюркгейму, религиозно, даже если интеллектуальные функции религии отступают на задний план в пользу моральной интеграции, которая находит свое выражение в национальных и политических символах» [5]. Э. Дюркгейм считал совершенно однотипными собрания христиан, ритуально отмечающих главные события из жизни Христа, или иудеев, празднующих исход из Египта, провозглашение десяти заповедей, с собраниями и митингами граждан в память какого-нибудь национального события. Основной функцией религии Э. Дюркгейм считал не столько объяснение мира, сколько возбуждение эмоций и чувств радости и экзальтации, связанного с фанатизмом побуждения к действию. Он считал, что именно религия отвечает устойчивым «коллективным потребностям», имеющимся в каждом обществе.

Фанатизм, замешанный на вековой безграмотности и отсталости, подкрепленный средневековым фанатизмом духовенства, оторванного даже от исламских реформаторских идей и течений, приверженного тактике и методам раннего ислама тысячелетней давности, - опасная вещь... Один из лозунгов моджахедов звучит весьма однозначно: «Ни Запад, ни Восток, а канонический ислам!» [5].

Религию надо рассматривать не только как фанатизм, но и как истинную веру.

Политический фанатизм отстаивает исключительность своих политических целей и взглядов, определенной политической системы, режима, власти и требует жертв ради них (например, во имя «Великой Германии» или во имя советской власти, ради «торжества демократии»). Можно привести многочисленные примеры политического фанатизма и связанного с ним терроризма как в борьбе за власть, так и, напротив, в отстаивании своего права на сохранение власти. Борьба за власть, если она становится ожесточенной, всегда в той или иной степени носит признаки фанатизма. От Цезаря до Брута, от В. И. Ленина до Б. Ельцина фанатическая тяга к власти и приверженность идеям террора и осуществления отдельных террористических актов пронизывает всю историю борьбы за власть. Практически не имело особого значения, какой именно строй намеревались установить те или иные люди или, напротив, с каким строем они боролись, - при наличии определенной степени фанатизма, такая борьба неизбежно включала, в той или иной степени, акты террора [1].

В психологических истоках политического фанатизма всегда скрывается жажда власти, стремление к подчинению людей практически любой ценой. Поэтому наиболее яркие фанатичные политики так или иначе всегда обращались к террористическим методам и, в конце концов, очень часто сами становились жертвами террора [1]. Однако существует и другая точка зрения, что не жажда власти сама по себе как таковая является основой политического фанатизма. А фанатичная борьба за власть, которая, становясь хронической, ведет к своеобразной утрате цели. Как писал А. Леонтьев, происходит «сдвиг мотива на цель».

Причины фанатизма могут быть следующими:

. Неудовлетворительная личная или социальная ситуация.

.Уход от неприятной реальности, посредством вызывания идеалистического воодушевления, сочетающегося с реализацией стремления к «праведной» цели. Аддиктивное поведение также сопровождается уходом человека от неустраивающей его реальности посредством изменения своего психического состояния. Фанатический уход от реальности отличается от аддиктивного возникновением в сознании и подсознании человека воодушевления и идеалистической восторженности.

. Снятие запретов superego или его замена. Происходящее при этом формирование системы, основанной на алгоритме «приказ-послушание», срабатывает как анормальный импульс к действию [11]

Так же причины фанатизма могут быть: политические (как помощь в управлении государством или народом), психологические (как средство ухода от реального мира или поиск своего «я»), религиозные (как норма некоторых религий или излишняя требовательность к верующим в связи с неправильным пониманием заповедей).

Итак, основными признаками фанатизма являются:

наличие определенной атрибутики, отражающей приверженность какому-либо клубу, музыкальному направлению или вере: одежды и аксессуаров,

особый сленг (гимны и «кричалки» на стадионе, песнопения в храме и т.д.)

проявление агрессии,

объединение в фан-клубы,

«зацикленность» на одних взглядах и убеждениях, их догматичность, навязывание образцов поведения окружающим,

наличие определенной субкультуры, т.е. особый образ жизни, во имя общей деятельности (например, сбор и обсуждением фактов личной жизни Бритни Спирз).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.02 с.)