ТОП 10:

Методы диагностики изучения особенностей внимания



 

Целью нашего исследования является определение актуального уровня развития свойств внимания у младших школьников с ЗПР для дальнейшего определения путей коррекционной работы.

Исходя из проблемы, цели и задач работы, возможностей учащихся, были подобраны адекватные методы исследования. Рассмотрим их.

Все процессы внимания могут быть исследованы и проанализированы такими методами, как наблюдение, беседа, анализ документации и эксперимент.

Проводя научное наблюдение, необходимо соблюдать ряд требований:

. Сформулировать цели и задачи (они даны в ведении);

. Создать условия, необходимые для этого процесса;

. Вести записи, а затем их интерпретировать.

В процессе проведения наблюдения учитываются особенности младших школьников с задержкой психического развития. Обычно дети бывают непосредственными, у них сохраняются многие черты внешнего проявления внимания.

Затем полученные данные анализировались по составленному плану:

1 Скорость установления внимания в начале урока. Особенности внимания при опросе. При восприятии нового материала, при повторении.

2 Сосредоточенность и устойчивость внимания младших школьников при выполнении заданий.

3 Особенности переключения внимания учащихся в рамках однородной деятельности.

4 Распределение внимания детей.

Метод беседы не может выступать как основной способ получения данных, но как дополнительный вариант он дает большие возможности получения информации о внутренних процессах и особенностях поведения человека.

Беседа также помогает установить тесный личный контакт с собеседником, тем самым исследователь имеет доступ к получению большей информации о данной личности.

Метод анализа документации учащихся дает дополнительный материал по общим данным высших психических функций и в частности отдельных свойств внимания.

Важнейшим методом психологического исследования является эксперимент. В отличие от наблюдения, в эксперименте изучаемое явление специально создается или вызывается посредством большого количества экспериментально - психологических методик. В эксперименте ставятся цели и задачи, которые затем разрешаются.

Важное внимание уделяется особенностям поведения младших школьников при проведении исследований:

5 способ установления контакта - смелый, робкий, равнодушный;

6 отношение к исследованию - сопротивление, равнодушие, интерес, неуверенность, пассивность;

7 сотрудничество в течение испытания - реактивный, инициативный, любознательный, понятливый, самостоятельный, рассеянный, терпеливый;

8 общее настроение и общительность - серьезный, спокойный, вспыльчивый.

Необходимо также отмечать внешне направленное внимание, когда объектами внимания становятся наблюдаемые предметы и их свойства (например, карта, рисунок, чертеж, схема и т.д.) и внутренне направленное внимание, связанное с мышлением, памятью, воображением.

Традиционной методикой исследования устойчивости, распределения, переключения внимания на сенсорно - перцептивном уровне служит КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА. В данном обследовании взята корректурная проба Бурдона.

Цель: позволяя выявить особенности некоторых свойств внимания, в частности сосредоточенности, устойчивости, отвлекаемости, эта проба представляет собой сенсорно - моторную реакцию с выбором и адресуется к процессам внутреннего восприятия. Также эта методика позволяет судить о некоторых характеристиках умственной работоспособности: утомляемости, темпе психической деятельности и т д.

Второй методикой исследования внимания младших школьников с ЗПР послужили ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ.

Цель: определение объема и динамики работоспособности.

Следующей методикой исследования свойств внимания является МЕТОДИКА РИССА.

Цель: определение концентрации и устойчивости внимания.

Четвертой методикой обследования была выбрана методика исследования ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ.

Цель: определение объема внимания.

Экспериментальное исследование по выявлению особенностей внимания у младших школьников с задержкой психического развития проводилось с учащимися младших классов, школы № 104, города Уфы. Количество участников составляло 29 человек.

Экспериментальное исследование по методике Рисса и таблицам Шульте, проводилось индивидуально, в форме практических действий по заданию. Методики "Корректурная проба" и исследование объема внимания, предъявлялись в групповой форме, на стандартных бланках.

По окончанию работы учащихся просили ответить на вопросы о том, насколько трудно им было выполнять задание; в чем конкретно состояли трудности; устали ли они; смогли бы продолжить эту работу дальше; как они, по их мнению, справились с работой. Эти беседы проводились с целью помощи при качественной диагностике количественных показателей.

Экспериментальное исследование проводилось в первой половине дня, в отдельном кабинете, без посторонних шумов и отвлекающих факторов в течение двух недель.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.003 с.)