Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы диагностики изучения особенностей внимания
Целью нашего исследования является определение актуального уровня развития свойств внимания у младших школьников с ЗПР для дальнейшего определения путей коррекционной работы. Исходя из проблемы, цели и задач работы, возможностей учащихся, были подобраны адекватные методы исследования. Рассмотрим их. Все процессы внимания могут быть исследованы и проанализированы такими методами, как наблюдение, беседа, анализ документации и эксперимент. Проводя научное наблюдение, необходимо соблюдать ряд требований: . Сформулировать цели и задачи (они даны в ведении); . Создать условия, необходимые для этого процесса; . Вести записи, а затем их интерпретировать. В процессе проведения наблюдения учитываются особенности младших школьников с задержкой психического развития. Обычно дети бывают непосредственными, у них сохраняются многие черты внешнего проявления внимания. Затем полученные данные анализировались по составленному плану: 1 Скорость установления внимания в начале урока. Особенности внимания при опросе. При восприятии нового материала, при повторении. 2 Сосредоточенность и устойчивость внимания младших школьников при выполнении заданий. 3 Особенности переключения внимания учащихся в рамках однородной деятельности. 4 Распределение внимания детей. Метод беседы не может выступать как основной способ получения данных, но как дополнительный вариант он дает большие возможности получения информации о внутренних процессах и особенностях поведения человека. Беседа также помогает установить тесный личный контакт с собеседником, тем самым исследователь имеет доступ к получению большей информации о данной личности. Метод анализа документации учащихся дает дополнительный материал по общим данным высших психических функций и в частности отдельных свойств внимания. Важнейшим методом психологического исследования является эксперимент. В отличие от наблюдения, в эксперименте изучаемое явление специально создается или вызывается посредством большого количества экспериментально - психологических методик. В эксперименте ставятся цели и задачи, которые затем разрешаются. Важное внимание уделяется особенностям поведения младших школьников при проведении исследований:
5 способ установления контакта - смелый, робкий, равнодушный; 6 отношение к исследованию - сопротивление, равнодушие, интерес, неуверенность, пассивность; 7 сотрудничество в течение испытания - реактивный, инициативный, любознательный, понятливый, самостоятельный, рассеянный, терпеливый; 8 общее настроение и общительность - серьезный, спокойный, вспыльчивый. Необходимо также отмечать внешне направленное внимание, когда объектами внимания становятся наблюдаемые предметы и их свойства (например, карта, рисунок, чертеж, схема и т.д.) и внутренне направленное внимание, связанное с мышлением, памятью, воображением. Традиционной методикой исследования устойчивости, распределения, переключения внимания на сенсорно - перцептивном уровне служит КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА. В данном обследовании взята корректурная проба Бурдона. Цель: позволяя выявить особенности некоторых свойств внимания, в частности сосредоточенности, устойчивости, отвлекаемости, эта проба представляет собой сенсорно - моторную реакцию с выбором и адресуется к процессам внутреннего восприятия. Также эта методика позволяет судить о некоторых характеристиках умственной работоспособности: утомляемости, темпе психической деятельности и т д. Второй методикой исследования внимания младших школьников с ЗПР послужили ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ. Цель: определение объема и динамики работоспособности. Следующей методикой исследования свойств внимания является МЕТОДИКА РИССА. Цель: определение концентрации и устойчивости внимания. Четвертой методикой обследования была выбрана методика исследования ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ. Цель: определение объема внимания. Экспериментальное исследование по выявлению особенностей внимания у младших школьников с задержкой психического развития проводилось с учащимися младших классов, школы № 104, города Уфы. Количество участников составляло 29 человек. Экспериментальное исследование по методике Рисса и таблицам Шульте, проводилось индивидуально, в форме практических действий по заданию. Методики "Корректурная проба" и исследование объема внимания, предъявлялись в групповой форме, на стандартных бланках.
По окончанию работы учащихся просили ответить на вопросы о том, насколько трудно им было выполнять задание; в чем конкретно состояли трудности; устали ли они; смогли бы продолжить эту работу дальше; как они, по их мнению, справились с работой. Эти беседы проводились с целью помощи при качественной диагностике количественных показателей. Экспериментальное исследование проводилось в первой половине дня, в отдельном кабинете, без посторонних шумов и отвлекающих факторов в течение двух недель.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.146 (0.007 с.) |