Мировой фармацевтический рынок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировой фармацевтический рынок



Оглавление

 

Введение

. Мировой фармацевтический рынок

. Особенности фармацевтического рынка России

Дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО)

. Структура фармацевтического рынка

Ассортиментная структура фармацевтического рынка России

Объем фарм. рынка России

. Стратегия возрождения фармпромышленности. Фарма-2020

. Крупные российские фармпредприятия

. Коммерческий рынок ГЛС в России

ЖНВЛП

. ЛПУ

. Ценовая политика

Заключение

Список литературы

Приложение

 


Введение

 

Цель исследования. Проанализировать и описать текущее состояние российского рынка фармацевтики.

Задачи исследования

1. Проанализировать текущую ситуацию в здравоохранении и социальной сферы России

. Описать общее состояние рынка фармацевтики: емкость и темпы роста рынка, объем производства.

. Определить тенденции и перспективы развития рынка фармацевтики.

. Проанализировать рейтинг наиболее влиятельных субъектов российского фармацевтического рынка.

. Определить динамику цен на российском рынке фармацевтики.

Фармацевтический рынок - это совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении медикаментов лиц: компании - производители, дистрибьюторы, персонал аптек, врачи и руководство поликлиник и стационаров и, непосредственно, сами пациенты.

Подобное подробное деление участников фармацевтического рынка необходимо, прежде всего, для дифференциации их потребностей в отношении предлагаемых лекарственных средств (ЛС).

Известно, что в экономике различают всего три основных типа рынков:

- рынок потребительских товаров (т.н. FMCG - fast moving customer goods, быстропродающиеся потребительские товары): продукты, одежда, сигареты и т.п.

рынок индустриальных товаров (станки и оборудование);

рынок услуг: банковское, страховое дело и т.п.;

Но где же здесь место фармацевтического рынка? С одной стороны, он вроде бы имеет все признаки FMCG: значимость упаковки товара, широкое применение рекламы в его продвижении, возможность применения мерчендайзинга и сбытовых акций. С другой стороны, фармацевтические компании продают отнюдь не таблетки - они торгуют здоровьем, а «здоровье» - это услуга (согласно определению понятия «услуга», она неосязаема, не подлежит хранению и т.п., что полностью описывает и термин «здоровье»).

При продаже услуги наибольшее значение имеют не свойства предлагаемого товара, а личные качества продавца. Следовательно, первой и главной особенностью фармацевтического рынка можно назвать его двойственность - с одной стороны это значимость свойств предлагаемого ЛС, но с другой - и профессионализм продавца, т.е. медицинского представителя фармацевтической Компании.

Следующим значимым отличием фармацевтического рынка является то, что, в соответствии с действующим международным и национальным законодательством, ни один производитель не имеет права предлагать свои ЛС непосредственно пациенту - фармацевтические компании вынуждены действовать через посредников, каковыми являются врачи различных специальностей и работники аптек - провизоры и фармацевты. При этом следует учитывать, что названные посредники в продажах сами, как правило, не являются ни потребителями, ни покупателями продвигаемого Компанией медикамента (хотя почти каждый врач при этом просит образцы ЛС для «апробации»). Другими словами, представителю необходимо убедить в преимуществе препарата людей, которые на личном опыте не собираются проверять справедливость его слов. Основным инструментом его работы оказывается воздействие на предпочтения в прописывании (рекомендации) препаратов врачом, на его т.н. prescription habit.

Помимо этого, стоит учитывать и значительную ригидность и медлительность изменений фармацевтического рынка - для него характерен т.н. «синдром супертанкера»: танкеру водоизмещением 500 000 тонн для полной остановки требуется 44 минуты и 7 морских миль. Подобная неповоротливость этого рынка объясняется наличием огромного числа потребителей медикаментов и, как следствие этого, наличием массового производства (известно, что все крупные фармацевтические заводы «забиты» заказами минимум на полгода) - т.е. для переналадки производства требуется время.

Помимо чисто технических проблем, быстрому появлению ЛС на рынке препятствует длительная процедура создания и регистрации оригинальных препаратов. Следующей особенностью рынка медикаментов является то, что основной упор в продвижении ЛС делается именно на работу медицинских представителей компаний: прежде всего из-за этических ограничений в продвижении рецептурных препаратов (их нельзя рекламировать публично и в СМИ), а также в силу большей убедительности презентации товара при личном контакте с клиентом. При этом, цена подобного способа продвижения товара является весьма высокой - просчитано, что средняя себестоимость одного визита медицинского представителя обходится фармацевтической компании примерно в 20 $ (в эту сумму входит содержание сотрудника, стоимость промоционных материалов и т.п.) - гораздо дешевле (но менее прибыльно) давать круглогодичную рекламу по телевидению в прайм-тайм! Тем не менее все фармацевтические компании идут на такие высокие затраты в силу того, что никакая, даже самая креативная и яркая, реклама не в состоянии заменить возникающих личных отношений врача с представителем, и, тем более, не в состоянии дать ответ на возникающие вопросы (например, можно ли запивать препарат молоком?).

В настоящее время на фоне усиливающейся конкурентной борьбы между фармацевтическими компаниями практически невозможно продать тот или иной препарат лишь через предложение его какой-то отдельной характеристики или качества («таблетки от головы», «быстрое снятие изжоги» и др.). Поэтому, в отличие от других рынков, фармацевтический характеризуется еще и наличием принятия комплексного решения при покупке или согласии на применение рекламируемого медикамента, причем у различных целевых групп это решение складывается из весьма различных потребностей - если для практикующего врача эти потребности одни (эффективность, безопасность препарата, удобство в его применении, экономическая доступность и постоянное наличие в аптеках), то у начмеда стационара они абсолютно другие (увеличение койкооборота, снижение стоимости койко-дня, снижение числа осложнений и повторных госпитализаций и т.д.). Следовательно, в продаже медикаментов следует не только знать потребности в отношении препаратов своих целевых групп, но и уметь дифференцировать их на визите в зависимости от специальности клиента, его должности и многих других критериев.

Фармацевтический рынок является, на сегодняшний день, одним из самых динамично развивающихся областей экономики Азербайджана.

Один из основных моментов, волнующих участников фармрынка - это последние законодательные инициативы в сфере обращения лекарственных средств, вопросы таможенного регулирования, создание инновационных препаратов, вопрос регулирования цен на лекарственные средства.

Действующим законодательством осуществляется государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения и соц. защиты населения. Для борьбы с некачественными лекарственными препаратами в 2007 году Минздравом была проведена коренная реформа в фармацевтической отрасли Азербайджана, и в июне того же года была создана специализированная организация - Центр аналитической экспертизы лекарственных средств (ЦАЭЛС). В функции центра входит контроль за качеством ввозимой в страну лекарственной продукции, за оптовым и розничным рынком, посерийный анализ ввозимых в страну лекарственных препаратов, а также проведение государственной регистрации - здесь речь идет о выдачи разрешения к медицинской практике в стране сроком на пять лет.

В середине 2007 года Кабинетом министров были утверждены новые правила регистрации лекарственных препаратов и ведение государственного реестра, полностью согласованные с экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Начиная с августа 2007г., была начата процедура регистрации лекарственных средств. Данная процедура на сегодняшний день по требованиям, предъявляемым к препаратам, является передовой на постсоветском пространстве. Применяемый в Азербайджане вариант регистрации лекарств - это самый последний обновленный вариант.

 


Объем фарм. рынка России

 

Одним из первых долгосрочных проектов, относящихся к фармацевтическому рынку, стала «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», принятая в 2008 году.

декабря 2012 года утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения Российской Федерации до 2020 года». На ее реализацию из бюджетов всех уровней будут направлены средства в размере более 33 трлн. рублей. Реализация мероприятий Госпрограммы предусмотрена в два этапа: первый этап - с 2013 по 2015 год, второй этап - с 2016 по 2020 год. Государственная программа включает 11 подпрограмм: Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»; «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации» и т.д.

Принята «Госпрограмма развития фармацевтики и медицинской промышленности». Она предполагает выделение из федерального бюджета более 100 млрд. рублей до 2020 года. Госпрограмма должна обеспечить применение международных стандартов в отрасли, а также приток иностранных инвестиций. Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» состоит из 3 подпрограмм:

• «Развитие производства лекарственных средств»; основная цель - организация производства воспроизведенных и инновационных лекарственных средств для лечения социально-значимых заболеваний.

• «Развитие производства медицинских изделий» направлена на организацию производства высокотехнологичных медицинских изделий.

• «Совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий» направлена на создание нормативно-правового поля, повышение качества и безопасности продукции, обеспечение приоритета развития национальных отраслей фармацевтической и медицинской промышленности и т.д. Также у госпрограммы есть и свои целевые показатели: лекарственные средства

отечественного производства должны к 2020 году занимать 50% рынка, а медицинские изделия отечественного производства - 40% рынка.

Одобрена «Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года». Целью Стратегии является повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей населения и системы здравоохранения на основе формирования рациональной и сбалансированной с имеющимися ресурсами системы лекарственного обеспечения населения Российской Федерации.

Также в 2012 году утверждена «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы» и принята Государственная программа «Социальная поддержка граждан», которые косвенно также повлияют на фармацевтический рынок. На фармацевтическом рынке России сейчас эпоха перемен и государственных инноваций. Реформа фармацевтического рынка еще не закончена, и в будущем отрасль ожидают новые изменения. С 1 января 2014 года должно стать обязательным соблюдение стандартов GMP (Good Manufacturing Practice - надлежащей производственной практики). Вопрос о готовности отрасли к внедрению данных стандартов именно в 2014 году остается до сих пор открытым.

 


ЖНВЛП

 

В настоящее время в перечень ЖНВЛП (Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты - перечень лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства) входит порядка 500 МНН. Это препараты первой необходимости, применение которых способствует снижению показателей смертности и заболеваемости среди населения. Количество препаратов в списке жизненно важных и необходимых (ЖНВЛП) за три года выросло в два раза: примерно с 5000 наименований в 2009 г. до 10 000 в 2012 г. В 2011 г. перечень таких лекарств был расширен на 37 международных непатентованных наименований, в 2012 г. - на 29.

На препараты, вошедшие в данный перечень, с апреля 2010 года введено государственное регулирование цен. Регулирование происходит на базе определения предельной цены производителя и предельных торговых надбавок к этой цене, т. е. оптовых и розничных цен.

Величина наценки зависит от региона. Согласно методике определения цен, российские фармпроизводители могут ежегодно перерегистрировать цены с поправкой на инфляцию или в случае изменения цен на сырье и материалы или накладных расходов. Иностранные производители регистрируют цены на основе данных о минимальных ценах в странах-производителях и государствах, где зарегистрированы препараты. Однако, в реальности за два года функционирования системы повысить отпускные цены на препараты из списка ЖНВЛП не удалось ни отечественным, ни зарубежным производителям. Это порождало напряженность среди членов фарм.сообщества.

В октябре 2012 г. была утверждена новая методика установления цен на препараты ЖНВЛП, согласно которой предполагается ежегодная индексация цен на отечественные лекарства, которые входят в перечень ЖНВЛП, в зависимости от уровня инфляции. Уровень инфляции и ранее фигурировал к качестве критерия повышения цены, однако увеличить цену, опираясь на этот показатель, отечественным производителям пока не удавалось. Что касается зарубежных компаний, то для них методология определения предельной отпускной цены не изменилась.

Перечень ЖНВЛП на 2013 г. будет таким же, как в 2012 г. В результате на сегодняшний день полный список ЖНВЛП составил 567 позиций лекарственных препаратов, из которых 93 наименования (16,4%) производятся только отечественными компаниями, 207 наименований (36,5%) - только зарубежными, а производство 267 наименований (47,1%) лекарственных препаратов осуществляется как российскими, так и иностранными фармацевтическими предприятиями.

Продление действия перечня ЖНВЛП на 2013 год объясняется подготовкой к переходу на новую систему страхового лекарственного возмещения, которая, по планам Минздрава РФ, может вступить в силу в ближайшие годы.

По итогам 2012 года в продажах аптек было зафиксировано 479 МНН, относящихся к перечню ЖНВЛП (что соответствует 1604 брендам). Объем продаж препаратов перечня ЖНВЛП составил 100,6 млрд. рублей или 1 262 млн. упаковок.

Отметим, что в стоимостном выражении объем продаж ЖНВЛП вырос медленнее, чем по остальному перечню препаратов (13% против 15%). В натуральном выражении картина прямо противоположная: в упаковках препараты ЖНВЛП выросли на 6%, тогда как объем реализации препаратов, не включенных в список, снизился на 2%. Доля отечественных препаратов, как и на рынке в целом, преобладает в натуральном выражении (53,4%), в деньгах их доля составляет всего 25,1%.Средневзвешенная цена на ЖНВЛП оказалась равна по итогам 2012 г. 92,7 руб., причем цена одной упаковки отечественного препарата составила около 43 руб., а импортного почти в 4 раза выше (149 руб.). Еще один интересный факт заключается в том, что стоимость препаратов ЖНВЛП превысила средневзвешенную цену на остальные препараты, тогда как ранее лекарства, не относящиеся к списку ЖНВЛП, стоили в среднем выше примерно на 7%. Таким образом, можно заключить, что в сегменте ЖНВЛП происходит более сильное, чем в целом по рынку, смещение продаж в сторону дорогих препаратов.

 


ЛПУ

фармацевтический лекарственный ценовой аптечный

С 2011 года в России действует программа модернизации системы здравоохранения.

Главная задача программы модернизации - поднять медицину на новый уровень. Сделать ее доступной и качественной, и не только в областной столице, но и в глубинке. При этом - работа врачей должна быть направлена и на лечение, и на профилактику. Заболеваемость должна снизиться, а продолжительность жизни вырасти.

Реализация программы модернизации направлена на решение следующих основных задач:

. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений.

. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.

. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи.

На реализацию программы было выделено 460 млрд. руб. За 2011 год субъектами федерации было освоено только около 20% выделенной суммы. Активное освоение денежных средств пришлось на вторую половину 2012 года. Но все равно программа реализована не полностью. На конец года было освоено 70% запланированных денег. В 8% учреждениях здравоохранения не закончен капитальный ремонт. Только в 12,7% ЛПУ от плана завершена полная поставка медицинского оборудования. Осталось всего 3 субъекта РФ, не подключенных к Единой Системе Записи на прием к врачу.

Планируется продлить программу модернизации системы здравоохранения на 2013 год.

В рамках программы и в связи с ее реализацией мы наблюдем стабильный рост сегмента ЛПУ на протяжении последних лет, а также качественное изменение в структуре закупаемых лекарств. По итогам 2012 года объем рынка данного сегмента вырос на 11,7% в рублях (по сравнению с 2011 г.) и составил 157 млрд. руб. В натуральном выражении объем закупленных лекарств составил в 2012 г. около 1,1 млрд. упаковок, что также выше на 8,3%, чем в прошлом году.

Рассмотрим основные фармакоэкономические показатели сегмента госпитальных закупок.

Стоимость одной упаковки ГЛС, закупленной ЛПУ, составила в среднем 143 руб.

Прирост стоимости упаковки по сегменту ЛПУ по сравнению с 2011 годом оказался равен 3,1%.

 


Ценовая политика

 

И теперь мы подошли к следующей проблеме: формирование "ценовой политики". Известно, что чем выше цена товара, тем меньшее количество его покупают, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше он покупается. Именно на рынке сталкиваются интересы покупателей и продавцов: продавцы стремятся продать свой товар дороже, а покупатели - купить его дешевле. Но здесь существует определенный предел, а именно та максимальная, или наибольшая цена, которую покупатели согласны заплатить за товар. Это цена называется ценой спроса и рыночная цена не может ее превосходить. Формирующийся спрос на новые и малоизвестные лекарственные средства.

Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям аптечным учреждением. Показателями товарной номенклатуры являются:

) широта − общая численность ассортиментных групп, реализуемых аптечным учреждением. Как, например, химические реактивы, перевязочные материалы, изделия медицинского назначения.

) глубина товарной номенклатуры - много вариантность предложений каждого вида отдельного товара в рамках ассортиментной группы. Например, много вариантность детских подгузников в зависимости от веса и возраста ребенка.

) насыщенность товарной номенклатуры - общее число составляющих ее отдельных товаров.

) гармоничность - степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, каналов распределения. Удовлетворение потребностей различных слоев населения.

Неотделимы друг от друга понятия ассортиментной политики и товарной политики, включающей в себя инновационную политику (нововведения), саму ассортиментную политику, исключение из производственной деятельности выпуска товаров, потерявших потребительским спрос, совершенствование товаров, тары, упаковки и т.д.

Формирование товарной политики может идти:

) путем расширения товарной номенклатуры за счет включения новых ассортиментных групп товаров. Насущная задача аптек - иметь на прилавках не только полный перечень жизненно важных лекарств, но расширить номенклатуру товаров за счет предметов ухода за больными, средств гигиены, санитарии, других изделий медицинского назначения.

) за счет достижения гармоничности товаров различных ассортиментных групп.

) за счет углубления товарной номенклатуры, т.е. увеличения насыщенности уже существующих ассортиментных групп.

) путем оптимизации рационального набора обязательного перечня лекарственных средств.

Одним из способов удовлетворения запросов потребителей может быть позиционирование товаров. Это система определения места отдельных видов фармацевтических товаров в ряду аналогичных товаров, обращающихся на рынке, включающая в себя определение особенностей товаров, характерных черт, отличающих их от аналогичных товаров - конкурентов.

 


 

Заключение

 

На данный момент Российская фармацевтическая промышленность все еще находится в отсталом состоянии. Всего можно выделить три группы предприятий. Предприятия которые смогли найти средства и перестроить свое производство в соответствии с европейскими стандартами(напр. Акрихин), предприятия которые образовались из бывших НИИ и занимаются производством 2-3 узкоспециализированных препаратов(напр. Пульмомед) и предприятия которые заново развернули производства(Фармстандарт). Доля России в производстве лекарственных субстанций в мире по-прежнему очень невелика и составляет порядка 2-3%. Также Россия зависима от импорта жизненно важных лекарственных препаратов. По некоторым данным соотношение импорта к производству собственной продукции составляет 85:15. Исходя из всего вышесказанного чрезвычайно необходимо возрождение и наращивание темпов фармацевтического производства. Одним из путей является поиск новых лекарственных средств с использованием вычислительной техники. Данный метод позволяет сократить поиск лекарства с 8-10 лет, до 3-4 лет. В нашей стране уже реализуются специализированные лаборатории, которые уже имеют достаточный прогресс в подобных разработках.

 


 

Список литературы

 

1. Журнал «Энергия промышленного роста» статья из журнала №3 [24] Март 2008.

 


 

Приложение

График 1. За последние пять лет объем российского фармацевтического рынка вырос вдвое...

 

График 2....И продолжает расти столь же бурными темпами

 


 

График 3. Доля отечественных лекарств на российском рынке стабильно сокращается

Оглавление

 

Введение

. Мировой фармацевтический рынок

. Особенности фармацевтического рынка России

Дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО)

. Структура фармацевтического рынка

Ассортиментная структура фармацевтического рынка России

Объем фарм. рынка России

. Стратегия возрождения фармпромышленности. Фарма-2020

. Крупные российские фармпредприятия

. Коммерческий рынок ГЛС в России

ЖНВЛП

. ЛПУ

. Ценовая политика

Заключение

Список литературы

Приложение

 


Введение

 

Цель исследования. Проанализировать и описать текущее состояние российского рынка фармацевтики.

Задачи исследования

1. Проанализировать текущую ситуацию в здравоохранении и социальной сферы России

. Описать общее состояние рынка фармацевтики: емкость и темпы роста рынка, объем производства.

. Определить тенденции и перспективы развития рынка фармацевтики.

. Проанализировать рейтинг наиболее влиятельных субъектов российского фармацевтического рынка.

. Определить динамику цен на российском рынке фармацевтики.

Фармацевтический рынок - это совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении медикаментов лиц: компании - производители, дистрибьюторы, персонал аптек, врачи и руководство поликлиник и стационаров и, непосредственно, сами пациенты.

Подобное подробное деление участников фармацевтического рынка необходимо, прежде всего, для дифференциации их потребностей в отношении предлагаемых лекарственных средств (ЛС).

Известно, что в экономике различают всего три основных типа рынков:

- рынок потребительских товаров (т.н. FMCG - fast moving customer goods, быстропродающиеся потребительские товары): продукты, одежда, сигареты и т.п.

рынок индустриальных товаров (станки и оборудование);

рынок услуг: банковское, страховое дело и т.п.;

Но где же здесь место фармацевтического рынка? С одной стороны, он вроде бы имеет все признаки FMCG: значимость упаковки товара, широкое применение рекламы в его продвижении, возможность применения мерчендайзинга и сбытовых акций. С другой стороны, фармацевтические компании продают отнюдь не таблетки - они торгуют здоровьем, а «здоровье» - это услуга (согласно определению понятия «услуга», она неосязаема, не подлежит хранению и т.п., что полностью описывает и термин «здоровье»).

При продаже услуги наибольшее значение имеют не свойства предлагаемого товара, а личные качества продавца. Следовательно, первой и главной особенностью фармацевтического рынка можно назвать его двойственность - с одной стороны это значимость свойств предлагаемого ЛС, но с другой - и профессионализм продавца, т.е. медицинского представителя фармацевтической Компании.

Следующим значимым отличием фармацевтического рынка является то, что, в соответствии с действующим международным и национальным законодательством, ни один производитель не имеет права предлагать свои ЛС непосредственно пациенту - фармацевтические компании вынуждены действовать через посредников, каковыми являются врачи различных специальностей и работники аптек - провизоры и фармацевты. При этом следует учитывать, что названные посредники в продажах сами, как правило, не являются ни потребителями, ни покупателями продвигаемого Компанией медикамента (хотя почти каждый врач при этом просит образцы ЛС для «апробации»). Другими словами, представителю необходимо убедить в преимуществе препарата людей, которые на личном опыте не собираются проверять справедливость его слов. Основным инструментом его работы оказывается воздействие на предпочтения в прописывании (рекомендации) препаратов врачом, на его т.н. prescription habit.

Помимо этого, стоит учитывать и значительную ригидность и медлительность изменений фармацевтического рынка - для него характерен т.н. «синдром супертанкера»: танкеру водоизмещением 500 000 тонн для полной остановки требуется 44 минуты и 7 морских миль. Подобная неповоротливость этого рынка объясняется наличием огромного числа потребителей медикаментов и, как следствие этого, наличием массового производства (известно, что все крупные фармацевтические заводы «забиты» заказами минимум на полгода) - т.е. для переналадки производства требуется время.

Помимо чисто технических проблем, быстрому появлению ЛС на рынке препятствует длительная процедура создания и регистрации оригинальных препаратов. Следующей особенностью рынка медикаментов является то, что основной упор в продвижении ЛС делается именно на работу медицинских представителей компаний: прежде всего из-за этических ограничений в продвижении рецептурных препаратов (их нельзя рекламировать публично и в СМИ), а также в силу большей убедительности презентации товара при личном контакте с клиентом. При этом, цена подобного способа продвижения товара является весьма высокой - просчитано, что средняя себестоимость одного визита медицинского представителя обходится фармацевтической компании примерно в 20 $ (в эту сумму входит содержание сотрудника, стоимость промоционных материалов и т.п.) - гораздо дешевле (но менее прибыльно) давать круглогодичную рекламу по телевидению в прайм-тайм! Тем не менее все фармацевтические компании идут на такие высокие затраты в силу того, что никакая, даже самая креативная и яркая, реклама не в состоянии заменить возникающих личных отношений врача с представителем, и, тем более, не в состоянии дать ответ на возникающие вопросы (например, можно ли запивать препарат молоком?).

В настоящее время на фоне усиливающейся конкурентной борьбы между фармацевтическими компаниями практически невозможно продать тот или иной препарат лишь через предложение его какой-то отдельной характеристики или качества («таблетки от головы», «быстрое снятие изжоги» и др.). Поэтому, в отличие от других рынков, фармацевтический характеризуется еще и наличием принятия комплексного решения при покупке или согласии на применение рекламируемого медикамента, причем у различных целевых групп это решение складывается из весьма различных потребностей - если для практикующего врача эти потребности одни (эффективность, безопасность препарата, удобство в его применении, экономическая доступность и постоянное наличие в аптеках), то у начмеда стационара они абсолютно другие (увеличение койкооборота, снижение стоимости койко-дня, снижение числа осложнений и повторных госпитализаций и т.д.). Следовательно, в продаже медикаментов следует не только знать потребности в отношении препаратов своих целевых групп, но и уметь дифференцировать их на визите в зависимости от специальности клиента, его должности и многих других критериев.

Фармацевтический рынок является, на сегодняшний день, одним из самых динамично развивающихся областей экономики Азербайджана.

Один из основных моментов, волнующих участников фармрынка - это последние законодательные инициативы в сфере обращения лекарственных средств, вопросы таможенного регулирования, создание инновационных препаратов, вопрос регулирования цен на лекарственные средства.

Действующим законодательством осуществляется государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения и соц. защиты населения. Для борьбы с некачественными лекарственными препаратами в 2007 году Минздравом была проведена коренная реформа в фармацевтической отрасли Азербайджана, и в июне того же года была создана специализированная организация - Центр аналитической экспертизы лекарственных средств (ЦАЭЛС). В функции центра входит контроль за качеством ввозимой в страну лекарственной продукции, за оптовым и розничным рынком, посерийный анализ ввозимых в страну лекарственных препаратов, а также проведение государственной регистрации - здесь речь идет о выдачи разрешения к медицинской практике в стране сроком на пять лет.

В середине 2007 года Кабинетом министров были утверждены новые правила регистрации лекарственных препаратов и ведение государственного реестра, полностью согласованные с экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Начиная с августа 2007г., была начата процедура регистрации лекарственных средств. Данная процедура на сегодняшний день по требованиям, предъявляемым к препаратам, является передовой на постсоветском пространстве. Применяемый в Азербайджане вариант регистрации лекарств - это самый последний обновленный вариант.

 


Мировой фармацевтический рынок

 

Фармацевтический рынок является одним из самых высокодоходных и быстрорастущих секторов мировой экономики. Несмотря на общий спад в мировой экономике последних лет, фармацевтический рынок продолжает динамично развиваться: темпы его роста составляют примерно 6-10% в год. В отличие от других отраслей, где чистая прибыль составляет в среднем 5% от общего дохода, в фармацевтической отрасли этот индекс достигает 18% в год. По данным экспертов, за последние годы, мировой фармацевтический рынок вырос на 7% и по объему продаж достиг рекордной суммы $ 550 млрд. Рост продаж отмечен во всех основных регионах. При этом максимальная доля продаж (45%) традиционно принадлежит Северной Америке, где рост составил 8%. В странах Евросоюза рынок фармацевтической продукции вырос на 6%, достигнув примерно 26% от мирового рынка ($ 144 млрд.). В Восточной Европе продажи выросли на 12% - до $9 млрд. Медленнее всего рос японский рынок - всего на 2%, а наиболее динамично развивался китайский рынок, который вырос на 28% и по объему продаж ($ 9,5 млрд.) превысил аналогичный показатель восточноевропейского рынка. Наименее развитыми сегодня являются фармацевтические рынки Африки, некоторых арабских стран и ряда стран Латинской Америки.

Фармацевтический рынок является сложной структурой, в которой происходят взаимодействия между потребителями (пациентами и медицинскими работниками), интересы которых представляют Всемирная Организация Здравоохранения, органами здравоохранения различных стран, посредниками (оптовыми и розничными структурами, занимающимися реализацией медикаментов) и производителями лекарственных препаратов.

Основными тенденциями фармацевтического рынка являются: увеличение объема продаж, усиление конкуренции во всех сегментах, бурное внедрение новых технологий и развитие сетевых предприятий. По объему розничного сегмента ГЛС в денежном выражении Россия находится на 8 месте среди ведущих мировых фармацевтических рынков и на третьем по темпам прироста объемов рынка в процентах. Самый большой рынок в США, только розничные продажи лекарственных препаратов составляют 232 миллиардов долларов. Несмотря на небольшой прирост, составивший в 2011 году +3%, фармацевтический рынок США лидирует и по абсолютному объему прироста (6,7 миллиардов долларов). Российский фармацевтический рынок (розничные продажи + льготные ЛП) показывает в два раза меньшие показатели абсолютного прироста (2,7 миллиардов долларов), но все равно это 5-й показатель прироста в мире.

Россия, как и прежде, отстает от среднеевропейского уровня потребления лекарственных препаратов в три раза и в пять раз - от уровня потребления в США. Меньше чем в России 133$), потребление лекарственных препаратов на одного человека, составляет только в Бразилии и в Китае - 118 и 31 долларов соответственно. Именно поэтому в послании Федеральному собранию РФ Президент России Д.А. Медведев в качестве отдельной задачи выделил необходимость повышения потребления лекарственных препаратов до среднеевропейского уровня.

Фармацевтический рынок любой страны неразрывно связан с экономической ситуацией, складывающейся на ее территории. Если посмотреть на долю фармацевтического рынка от ВВП России, можно увидеть, что она сопоставима с показателями ведущих европейских стран. По доле рынка от ВВП мы уступаем только таким социально благополучным странам как Япония и США. Потенциал роста нашего рынка полностью зависит от роста экономических показателей в стране. А если учесть не очень высокий показатель роста ВВП за последние десять лет (5,4%), то уровня ВВП ведущих экономик мира мы достигнем только через 17 лет, так как эти рынки, пусть медленнее, чем наш рынок, но все равно растут. Так, современных показателей фармацевтического рынка Германии мы достигнем только через 8 лет, а учитывая его постоянный положительный рост, для этого нам понадобится целых 15 лет. Срок по любым меркам не малый.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.08 с.)